28 марта 1941 года 4-й Департамент Управления вооружений сухопутных сил выдал фирме «Рейнметалл-Борзиг» заказ на разработку шестнадцати 105-мм САУ, вооружённых 10.5-см гаубицами. Полное наименование САУ получилось довольно сложным – 10.5cm leFH18/3 (Sf) auf Geschutzwagen B-2(f), хотя немцев, привыкших выговаривать слова длиной в полстраницы, таким не напугаешь. И всё же, для краткости они применяли сокращённое написание – 105 leFH18B2
В 1920 году Генеральный штаб Вооружённых сил Франции принял долгосрочную программу развития танкостроения. Среди целого списка различных бронемашин, которыми потомки храбрых галлов собирались угрожать врагу, числился и танк поддержки пехоты, во французской интерпретации носивший название «боевого танка» (Char de bataille).
Затянувшееся рождение
В январе 1921 года тактико-технические требования к нему были сформулированы специальной комиссией и доведены до ведома крупнейших французских танкостроительных компаний – «Рено», «Шнейдер», FCM, АМХ, FAMH и «Делоне-Бельвилль». Государство, которое после Первой мировой войны испытывало экономические трудности, не торопилось финансировать создание нового танка, а компании, соответственно, не спешили его разрабатывать. В связи с этим пять прототипов продемонстрировали председателю технического отдела Генерального штаба генералу Жану-Батисту Эжен Этьену только в 1924 году. Возглавляемая генералом комиссия долго, не торопясь, разбиралась в этом «танкопарке». В конце концов, то ли это кому-то надоело, то ли кто-то поплатился должностью за свою неторопливость, и в марте 1927 года для последующей доработки выбрали три изделия компаний FCM, FAMН и «Рено-Шнейдер», с которыми заключили контракты на создание новых прототипов под номерами 101, 102 и 103. В целях секретности весь проект по документам Генерального штаба проходил под кодовым названием «Трактор 30».
Первым работу над своим танком завершил тандем компаний «Рено» и «Шнейдер». Созданный ими прототип №101 уже в марте 1929 года начал проходить полигонные испытания. Два их конкурента затянули работы над своими машинами, что, в конце концов, и предопределило выбор армейских бюрократов.
Однако французские военные, видимо, посчитали, что танк получился как-то слишком быстро и в течение ещё пяти лет вносили в проект изменения, а конструкторы «Рено» и «Шнайдера» послушно реализовывали их на бумаге и в металле. Наконец, в 1934 году (через целых тринадцать лет после начала работ) французская армия получила на вооружение новый танк с индексом «В1», который к тому времени уже безнадёжно устарел.
В1 – созданный, чтобы быть изменённым
Компоновка танка В1 была классической, и от компоновки бронированных гусеничных машин времён Первой мировой войны отличалась мало. Впереди находилось отделение управления, за ним – боевое отделение, и в корме – моторно-трансмиссионное. Гусеницы полностью охватывали обводы корпуса и значительно выступали вперёд и назад за его габариты. Такая компоновка значительно повышала проходимость танка при преодолении рвов, траншей и других фортификационных преград, но делала гусеницы весьма уязвимыми для огня противника. Кроме того, в случае расположения места механика-водителя на их уровне его обзор был бы сильно ограничен как справа, так и слева. Поэтому его сидение в левой передней части отделения приподняли над днищем, а над крышей корпуса надстроили литую бронированную рубку. Она защищала верхнюю часть тела механика-водителя, теперь не вмещавшегося в отделение. Вместо рычагов управления на В1 установили обычный автомобильный руль.
В правой части отделения управления разместили 75-мм гаубицу SA-32. Она предназначалась для штурма полевых укреплений и огневых точек противника, а потому возимый боекомплект к ней, как правило, состоял из 87-ми осколочно-фугасных снарядов. Орудие обслуживали два человека – наводчик и заряжающий.
Основным противотанковым вооружением танка В-1 стала 47-мм противотанковая пушка SA-34, располагавшаяся в его башне. Вести из неё огонь предписывалось командиру танка, в функции которого также входило наблюдение за полем боя, радиосвязь и общее командование машиной. Помимо пушек танк вооружили четырьмя 7,5-мм крепостными пулемётами Reibel МАС-31.
Ходовая часть танка состояла из четырнадцати опорных и двух натяжных катков на каждый борт (опорные катки собирались в семь тележек). Передний и задний натяжные катки, а также первая тележка с двумя опорными катками оснащались подвеской на листовых рессорах. Остальные тележки оснащались амортизацией на вертикальных пружинных рессорах, крепившихся к верхней балке. Система оказалась весьма сложной и ненадёжной, зато ход машины отличался плавностью. Ширина гусениц танка В1 составляла 460 мм.
Корпус танка сделали клёпано-сварным. Толщина его лобовой брони достигала 40 мм, бортовой – 20 мм. Масса В1 оказалась чуть меньше 25 тонн, и недостаточно мощная силовая установка могла разогнать машину только до скорости 24 км/ч.
Танк снабдили такими техническими новинками, как самозатягивающиеся в месте пробоин топливные баки, огнеупорные переборки, гирокомпас и централизованная система смазки. В кормовом отделении размещался рядный V-образный шестицилиндровый двигатель «Рено» мощностью 250 л. с. при 1600 об./мин. Там же монтировалась гидравлическая трансмиссия «Недэр» с пятискоростной коробкой перемены передач и двойным дифференциалом, позволявшая водителю осуществлять наводку 75-мм орудия по горизонтали.
После принятия В1 на вооружение военные чиновники тут же принялись менять его конструкцию, стараясь исправить допущенные недочёты. Толщину бронирования увеличили, доведя её до 60 мм со лба и бортов, и до 55 мм – с кормы. Двигатель заменили на «Рено-307», мощность которого достигала 307 л. с., а ширину гусениц увеличили до 500 мм. Новый танк получил индекс «В1bis». Изменениям подверглись также башня и башенное орудие, но в данной статье мы их рассматривать не будем, так как при производстве машин, которым она посвящена, использовались только шасси В1 и В1bis.
Из танков в САУ
Всего до начала боевых действий на территории Франции промышленность успела выпустить 35 танков В1, 342 – В1bis и 5 – В1ter. Отличие последних машин заключалось в более мощном бронировании, пятом члене экипажа и возможности наводить 75-мм орудие по горизонтали на углах ±5°. Из всего этого богатства немцам досталась 161 машина. Их впечатлила неуязвимость брони В1bis, проявившаяся в боях с немецкими танками и противотанковыми орудиями, поэтому большая часть этих трофеев в неизменённом виде под индексом «Pz.Kpfw.B2 740(f)» была использована для вооружения оккупационных частей, расквартированных во Франции. Ещё 60 машин переделали в огнемётные танки для вермахта, а около трёх-пяти единиц – в лишённые башен тягачи, использовавшиеся для подготовки механиков-водителей.
28 марта 1941 года 4-й «артиллерийский» Департамент Управления вооружений сухопутных сил (Heerswaffenamt, далее – УВС) выдал фирме «Рейнметалл-Борзиг», расположенной в Дюссельдорфе, заказ на разработку шестнадцати 105-мм САУ, вооружённых 10.5-см гаубицами leFh18/3 (Sf), поставленными на шасси Pz.Kpfw.B2 740(f). Это орудие было создано компанией «Рейнметалл-Борзинг» в 1929 году на основе 105-мм гаубицы образца 1918 года, стало поступать в войска в 1935 году, и к 1941 году на вооружении вермахта было более 7000 таких пушек различных типов, составлявших основу немецкой дивизионной артиллерии.
Полное наименование САУ получилось довольно сложным – 10.5cm leFH18/3 (Sf) auf Geschutzwagen B-2(f), хотя немцев, привыкших выговаривать слова длиной в полстраницы, таким не напугаешь. И всё же, для краткости они применяли сокращённое написание – 105 leFH18B2. Прототип САУ с боевой рубкой из обычной конструкционной стали собрали в июне 1941 года, а после проведения цикла испытаний в УВС составили график изготовления первых десяти самоходок во второй половине 1941 года (двумя партиями по пять машин), и ещё шести – в 1942 году.
Однако к тому времени все уцелевшие танки B-2(f) «прибрал к рукам» 6-й «танковый» Департамент, и для производства САУ пришлось ждать поступления шасси, проходивших ремонт. Поэтому работы в Дюссельдорфе начали только в конце 1941 года, и выпущенные шестнадцать самоходок покинули заводские цеха в период с января по март 1942 года.
Для ускорения работ трофейные французские танки подвергались лишь минимальной переделке (с них демонтировали башни с пушками, а из корпуса – 75-мм гаубицы). Артиллерийскую бойницу в правой части верхней лобовой бронедетали закрыли специальной бронированной латкой, крепившейся заклёпками. Над крышей корпуса из 20-мм бронированных плит надстроили открытую шестигранную боевую рубку неправильной формы, в которой на специальной тумбе установили гаубицу.
Углы наведения орудия достигали: по вертикали – от −5° до +20°; по горизонтали – ±15°. Возимый боекомплект составлял 42 выстрела. Гаубица имела раздельное гильзовое заряжание. Орудие снабдили средствами наведения – панорамным прицелом Rblf-36 для ведения огня с закрытых позиций и телескопическим прицелом Z.E.34 для стрельбы прямой наводкой.
Габариты машины оказались внушительными (её высота достигала 3, а длина – 6,5 метра), но так как самоходка проектировалась исключительно для поддержки пехоты, особым недостатком это не считалось. Вес машины в 32,5 тонны для оставшегося неизменным 307-сильного двигателя оказался великоват, поэтому САУ не развивала скорость выше 28 км/ч. Запас хода у неё также оказался относительно невелик – 150 км. Однако такие показатели вполне устраивали УВС, и функционеры настояли лишь на замене несовершенных французских радиостанций ER53 (работавших только на азбуке Морзе), ER51 и ER55 более передовыми немецкими FuG 5.
В боевых порядках вермахта
Первоначально новыми самоходками вооружили 93-й артиллерийский полк 26-й танковой дивизии, сформированный в Бельгии и предназначавшейся для обороны побережья Ла-Манша. Были сформированы три батареи по четыре машины, а ещё четыре числились как сверхнормативные. В процессе манёвров и полевых испытаний техники выяснилось, что новые САУ переутяжелены, обладают низкой манёвренностью и часто ломаются. Поэтому перед отправкой дивизии в Италию материальную часть 93-го артполка заменили на двенадцать САУ Wespe, а пятнадцать числившихся за полком 105 leFH18B2, из которых боеспособными оставались четырнадцать, отправили в учебно-тренировочный центр в Гавре.
Однако во второй половине 1944 года ситуация со снабжением немецких частей бронетехникой резко ухудшилась, и САУ изъяли у учебного центра, передав их 90-й танково-гренадёрской дивизии, базировавшейся на Сардинии.
12–14 сентября 1944 года (в первые дни после объявления о выходе Италии из войны) командование вермахта отвело войска (в том числе 90-ю дивизию) с острова Сардиния на Корсику. Однако и Корсику немецкое командование удерживать не собиралось, поэтому уже к 20 сентября дивизию по воздуху эвакуировали на материковую часть Италии. Если к этому времени САУ 105 leFH18B2 успели прибыть в её распоряжение, то они вряд ли смогли покинуть острова. Затем последовала оборона Кассино, и вполне возможно, что самоходки 105 leFH18B2 доставили уже туда. В таком случае, след этих машин нужно искать где-то между Римом и Болоньей, где 90-ю танково-гренадёрскую дивизию окончательно разгромили в апреле 1945 года.
Однако по данным исследователя Андрея Харука, в зарубежных источниках есть упоминания этих САУ как участвовавших в сражении за Нормандию в июне 1944 года в составе 200-го батальона штурмовых самоходных орудий. И хотя вполне возможным представляется то, что самоходки до Италии не доехали, а сражались во Франции, полной ясности в этом вопросе нет. Так или иначе, ни одной уцелевшей 105 leFH18B2 до нашего времени не сохранилось.
Комментарии к данной статье отключены.