Кроме экс-бразильских мониторов и броненосца «Ривендж», для операций против вражеского берега британцы решили использовать четыре старых крейсера типа «Эдгар» и пару строившихся для Норвегии броненосцев береговой обороны. Об этих кораблях и их участии в Великой войне и пойдёт речь ниже.
Оружием мощнее, ценой дешевле
Крейсера типа «Эдгар» строились по тому же Акту о морской обороне от 1889 года, что и броненосцы типа «Ройал Соверен» (HMS Royal Sovereign), к которым принадлежал «Ривендж» (HMS Revenge). Своим появлением они обязаны тому, что пару построенных ранее крейсеров типа «Блейк» (HMS Blake) сочли слишком дорогими (440 000 фунтов стерлингов за каждый). Начальник Департамента военного кораблестроения Уильям-Генри Уайт (William Henry White) предложил разместить их вооружение: два 9,2-дюймовых (234-мм), 10 6-дюймовых (152-мм) и 18 3-фунтовых (47-мм) орудий, а также два 18-дюймовых (450-мм) торпедных аппарата — в меньшем по размерам корпусе крейсера «Вулкан» (HMS Vulcan). Учитывая опыт работы с ним, Уайт подсчитал, что стоимость корабля без учёта вооружения составит 250 000 фунтов стерлингов, что устраивало заказчика.
При проектировании сохранить размерения «Вулкана» не удалось: корпус вырос c 350×58 футов и 6600 тонн до 360×60 футов и 7000 тонн. При этом из вооружения, по сравнению с «Блейком», пришлось пожертвовать только шестью 3-фунтовыми пушками, которые к тому же впоследствии заменили на 6-фунтовые (57-мм). Защита в целом соответствовала прототипу и состояла из палубы толщиной 2,5 дюйма (63,5 мм) со скосами толщиной 3–4 дюйма (76–102 мм) и 6-дюймовым (152 мм) гласисом. Боевая рубка, как и на «Блейке», имела толщину 12 дюймов (305 мм). По настоянию Адмиралтейства корабли получили казематы с 6-дюймовым бронированием для 6-дюймовых орудий на главной палубе, на что ушло ещё 100 тонн металла.
В дальнейшем было озвучено ещё несколько предложений по усилению бронирования суммарно на 160–180 тонн, на финансовый секретарь предложил не тратить 4% запаса водоизмещения, а попросту увеличить корабль, на что никто не согласился. В дальнейшем толщину бронирования все же увеличили, доведя бронирование над погребами с 2–2,5 дюймов до 2,5 дюймов в плоской части и 4 дюймов на скосах, а также с 1–1,5 дюймов до 2 дюймов в носовой части ценой прибавки всего 100 тонн.
В результате череды вносимых изменений водоизмещение новых кораблей выросло до 7350 тонн, что вызвало опасения в достижении оговорённой длительной 18-узловой скорости. Для её поддержания требовалась развиваемая мощность 8000 л.с. Длительная же мощность машин определялась как 2/3 от максимальной, поэтому потребная максимальная мощность оценивалась в 12 000 л.с.
В июне Главный инженер флота адмирал сэр Артур Дерстон (Albert J. Durston) отметил, что четырёх котлов проектного размера будет недостаточно, а для установки шести котлов требовалось увеличить корпус. Но так как при установке четырёх более крупных котлов можно было достичь 10 000 л.с., Уайт предложил разместить их, проведя перепланировку корпуса. Установка новых котлов вызвала избыток паропроизводительности на принудительной тяге. Уайт писал, что если заменить ещё и машины, то крейсер разовьёт скорость 21 узел, но 1 июня 1889 года Совет принял решение ограничиться повышенной мощностью котлов.
Всего по Акту о морской обороне было заложено семь крейсеров: «Эдгар» (HMS Edgar), «Хоук» (HMS Hawke), «Эндимион» (HMS Endymion), «Графтон» (HMS Grafton), «Тизиус» (HMS Theseus), «Сент-Джордж» (HMS St.George) и «Гибралтар» (HMS Gibraltar). Ещё два крейсера: «Ройал Артур» (HMS Royal Arthur) и «Крессент» (HMS Crescent) — построили по изменённому проекту, с чуть большей высотой форштевня и двумя 6-дюймовыми пушками на баке вместо 9,2-дюймового орудия. При этом четыре последних корабля имели медную обшивку на деревянной подкладке для действий в тропиках, что вызвало увеличение водоизмещения на 350 тонн, падение скорости на половину узла и небольшое уменьшение дальности.
До начала Первой мировой войны «Эдгарам» довелось послужить фактически по всему миру, но ярких событий на их долю выпало не слишком много. Впрочем, «Сент-Джордж» поучаствовал в 38-минутной англо-занзибарской войне, а «Хоук» 20 сентября 1911 года проверил эффект присасывания, а заодно и прочность своего форштевня, на новеньком лайнере «Олимпик» (RMS Olympic), брате-близнеце печально знаменитого «Титаника».
С началом войны «Эдгары» составили 10-ю крейсерскую эскадру — все, за исключением «Сент-Джорджа», ещё в 1909 году ставшего плавбазой. Старые корабли мало подходили для действий в Северной Атлантике, так что к декабрю 1914 года уцелевшие семь крейсеров — «Хоук» 15 октября 1914 года пустила на дно дерзкой атакой U 9 Отто Веддигена — вывели из активной службы, заменив вспомогательными крейсерами. Четыре «Эдгара» было решено переоборудовать для поддержки сухопутных войск в планируемой Дарданелльской операции.
Буль как панацея от торпед
Защита от подводных взрывов заинтересовала британский флот задолго до Первой мировой. Ещё в 1903 году старый броненосец «Белльиль» (HMS Belleisle) для испытаний оснастили сложной системой противоторпедной защиты, состоящей из пяти отсеков, заполненных (по направлению к борту) последовательно водой, пробкой, углём, воздухом и снова углём. Суммарная глубина слоёв составила 12 футов, переборки изготовили из стали толщиной 0,3–0,6 дюйма толщиной. Увы — заряд в 230 фунтов (около 104 кг) пироксилина, взорванный у борта, пробил все шесть переборок, сдвинув на два фута паровой котёл.
Следующее испытание англичане провели на торговом судне «Ридсдейл» (Ridsdale) после русско-японской войны. Исходя из информации о противоторпедной защите русского эскадренного броненосца «Цесаревич» и ошибочных сведений, что переборка выдержала, «Ридсдейл» оснастили одной толстой переборкой. Переборка выдержала взрыв 230-фунтового заряда, и подобную защиту установили на строящийся линкор «Дредноут» (HMS Dreadnought).
Очередной этап испытаний противоторпедной защиты прошёл в 1914 году, когда броненосец «Худ» (HMS Hood) получил систему из двух переборок из 2-дюймовой и 0,4-дюймовой стали с расстоянием в 7 футов между ними, причём в районе машинного отделения ближней к борту была 2-дюймовая переборка, а в районе котельного отделения — наоборот. Дважды: 9 февраля и 7 мая — в ходе испытаний у борта подрывали 280-фунтовые (около 127 кг) заряды влажного пироксилина с различным сочетанием заполненных и пустых отсеков противоторпедной защиты и междонного пространства. Выяснилось, что за основной переборкой необходимо размещать фильтрационную и между ними не должно быть распорок.
В сентябре в Портсмуте прошла конференция, на которой были высказаны рекомендации по дальнейшим испытаниям, но из-за все более расширяющихся боевых действий их не выполнили. В начале войны глава Отдела кораблестроения Адмиралтейства сэр Юстас Теннисон д'Энкур (Eustace H.W. Tennyson d'Eyncourt) разработал систему противоторпедной защиты, которая представляла собой 15-футовый буль. Его внешняя часть была пустой, а внутренняя затапливалась водой и свободно сообщалась с морем. Идея состояла в том, чтобы отнести точку взрыва дальше от корпуса, используя воздушное пространство для расширения газов, в то время как заполненные водой отсеки останавливали осколки. Для придания прочности и ограничения затопления буля через каждые 20 футов его длины устанавливались поперечные переборки.
Зимой 1914 года без каких-либо испытаний подобные були установили на крейсера «Эдгар», «Тизиус», «Графтон» и «Эндимион». Также они получили фортрал и лишились главного калибра: 234-мм пушки сняли для установки на новые малые мониторы, а на их место поставили ещё пару 6-дюймовых орудий. Установка булей вызвала падение скорости на 4 узла.
«Эдгары» идут к Дарданеллам
В июне 1915 года переоборудованные «Эдгары» отправились на Средиземное море. 24 июня с новым монитором «Эберкромби» (HMS Abercrombie) на буксире вышел «Тизиус», 28 июня с монитором «Робертс» (HMS Roberts) туда же отправился «Эндимион», а 10 июля за ними последовали «Эдгар» c «Графтоном». Прибывшие прямо к началу высадки в заливе Сувла, состоявшейся 6 августа, крейсера активно включились в боевые действия. «Эдгар» действовал в первом отряде, поддерживающем демонстрационные действия у мыса Геллес, «Эндимион» вошёл во второй, поддерживающий ANZAС, а два остальных корабля в составе третьего отряда должны были атаковать непосредственно Сувлу.
Утром 6 августа «Эндимион» вместе с «Тизиусом» высадили подразделения 32-й и 33-й бригад 11-й пехотной дивизии на пляж Нибрунези, после чего «Тизиус» ушёл в Сувлу в свою зону ответственности. До окончания наступления все четыре корабля оказывали поддержку сухопутным войскам, при этом «Графтон» 12 августа был дважды поражён снарядами турецкой полевой артиллерии, в результате чего погибло девять и было ранено 17 человек.
После срыва операции корабли продолжили действия у побережья Галлиполи, выполняя заявки армейцев на подавление турецкой артиллерии. 14 октября 1915 года Болгария объявила войну Сербии, тем самым выступив на стороне Центральных держав. Адмиралу сэру Джону де Робеку (John de Robeck) немедленно дали указание объявить блокаду болгарского побережья с двухдневной отсрочкой, а также выявить воздушной разведкой цели для бомбардировки.
Уже 21 октября отряд кораблей в составе «Тизиуса» и лёгкого крейсера «Дорис» (HMS Doris) совместно с мониторами M16, M19 и M29 обстрелял болгарский порт Дедагач, разрушив казармы, железнодорожный мост, портовые сооружения и железнодорожную станцию дороги Салоники — Константинополь. В то же самое время второй отряд, включавший французский крейсер «Клебер» (Kleber), русский крейсер «Аскольд», четыре британских эсминца и четыре траулера, бомбардировал Порто-Лагос.
19 октября, ещё перед бомбардировкой болгарского побережья, был представлен новый план по прорыву через Дарданеллы. По нему два крейсера и восемь эсминцев должны были сопровождать 5–6 броненосцев в рывке напрямую через минные поля в проливе. К счастью моряков, политическая и военная обстановка сложилась так, что 22–23 ноября 1915 года военный министр лорд Горацио Китченер (Horatio H. Kitchener) пришёл к мнению о необходимости эвакуации с плацдармов в Сувла и ANZAC.
На удержании плацдарма в Геллесе категорически настаивало флотское командование, тем более что 2 декабря после нескольких неудачных попыток разных сил «Эндимион», линкор «Агамемнон» (HMS Agamemnon) и монитор M33 смогли разрушить три центральных пролёта у автомобильного моста Кавак, тем самым прервав одну из основных коммуникаций. Тем не менее возникал вопрос о возможности длительного удержания плацдармов с учётом переброски высвободившихся турецких сил из Сувлы и ANZAC.
15 ноября прошло местное наступление по срезанию выступа турецких позиций у Критии. После массированного обстрела отрядом кэптена Дугласа Дента (Douglas L. Dent), включавшего «Эдгар», мониторы «Эберкромби», «Хэвлок» (HMS Havelock) и M31, а также пару эсминцев, войска с минимальными потерями заняли турецкие позиции. Обдумав результаты, 4 декабря командующий VIII корпусом генерал сэр Фрэнсис Дэвис (Francis J. Davies) представил длинный меморандум с подробным описанием типов кораблей, которые ему требовались, и того, что мог сделать каждый. Он хотел иметь постоянную эскадру крейсеров типа «Эдгар» и тяжёлые мониторы, с добавлением линкоров для крупных операций, но, если бы погода оказалась слишком плохой для действий мониторов, Дэвис был согласен и на три крейсера.
Пока шли споры о сохранении позиций на мыс Геллес, эвакуация Сувлы и ANZAC шла полным ходом. В ходе неё «Графтон» оказывал поддержку ANZAC, а находившийся вначале в резерве в Кефало «Тизиус» прикрывал эвакуацию из Сувлы. 27 декабря адмирал де Робек получил телеграмму от Первого лорда, в которой тот сообщил, что «с большим сожалением» Кабинет принял решение об эвакуации, тем самым поставив точку в спорах вокруг последнего плацдарма.
Операция прошла с 1 по 9 января 1916 года, в ходе неё «Тизиус» усилил отряд кэптена Дента, а «Графтон» вместе с броненосцами «Хайберниа» (HMS Hibernia) и «Расселл» (HMS Russell), а также мониторами «Реглан» (HMS Raglan) и «Хэвлок» находился в резерве в Кефало. Прикрывая отход, только в один день 7 января флагман кэптена Дента крейсер «Эдгар» израсходовал по целям на берегу 1000 6-дюймовых снарядов.
После завершения Дарданелльской операции все четыре крейсера остались действовать в Эгейском море. «Тизиус» при этом стал плавбазой тральных сил, базируясь последовательно на Крит (бухта Суда), Мальту, Таранто и остров Милос в Кикладах.
В ходе дальнейшей службы оставшимся трём крейсерам удалось проверить надёжность своей противоторпедной защиты. Первым 11 июня 1917 года в 150 милях восточнее Мальты был торпедирован «Графтон»: торпеда с немецкой подлодки UB 43 поразила левый борт в районе котельного отделения. Верхняя часть буля получила серьёзные повреждения, но корабль самостоятельно спокойно достиг Мальты, где провёл в ремонте больше двух месяцев. После ремонта крейсер ушёл в Порт-Саид, где в конце декабря поддерживал английские войска в боях под Яффо. После этого в следующем году «Графтон» направили через Суэцкий канал в Красное море.
4 апреля 1918 года австро-венгерская подлодка U 29 в точке с координатами 35°06′N 14°24′E торпедировала «Эдгар». Пробоина в буле имела размеры 24×12 футов, продольная переборка была оторвана снизу, а из-за разрушения поперечной переборки буль затопило на протяжении 62 футов. При этом основной корпус корабля не получил серьёзных повреждений, а течь из-за ослабших заклёпок легко контролировалась откачкой воды.
30 августа получил торпеду и «Эндимион», торпедированный в Ставросе немецкой лодкой UC 37. И здесь повреждения ограничились затоплением булей: торпеда попала в левый борт, но после взрыва от течи затопило даже одну секцию буля правого борта. Погибло два матроса, в момент попадания находившихся в катере у трапа.
После окончания войны «Графтон» и «Тизиус» приняли участие в интервенции в Россию, действуя в Чёрном море. Все четыре «Эдгара» отправились на слом в 1920–1923 гг.
Норвежские броненосцы на букву «Г»
Ещё два корабля огневой поддержки были получены из норвежских броненосцев береговой обороны. В 1912 году правительство Норвегии приняло решение построить два броненосца береговой обороны, а также заказать эсминцы и подводные лодки. В январе 1913 года концерн «Армстронг-Уитворт», построивший в своё время для норвежцев броненосцы береговой обороны «Норге» (Norge) и «Эйдсволль» (Eidsvold), получил заказ на проектирование и постройку новых кораблей. Размеры были ограничены длиной 260 футов и шириной 55 футов (79,2×16,8 метров) — то есть вместимостью дока в главной базе Королевского норвежского военно-морского флота в Хортене.
При проектном водоизмещении в 4807 тонн броненосцы были вооружены парой 240-мм орудий в одноорудийных башнях. Средний калибр из четырёх 50-калиберных 150-мм орудий в одноорудийных башнях располагался ромбом, противоминный калибр был представлен шестью 100-мм пушками. Вооружение дополняли два подводных 450-мм торпедных аппарата. Броневой пояс толщиной 7 дюймов (178 мм) подкреплялся 2-дюймовым (50,8 мм) скосом броневой палубы, обеспечивая надёжную защиту. Двухвальная паровая установка должна была обеспечивать кораблям скорость 15 узлов.
Корабли получили названия «Нидарос» (Nidaros) и «Бьоргвин» (Björgvin). Работы шли по графику: спуск на воду состоялся 9 июня и 8 августа 1914 года соответственно. Сразу после спуска на воду второго корабля из-за начавшейся войны работы на обоих заморозили. В ноябре 1914 года Черчилль и Фишер решили, что броненосцы можно легко приспособить для бомбардировки берега. С норвежцами, которые уже выплатили 2/3 стоимости кораблей, быстро договорились о передаче кораблей и возврате взносов. Стоимость броненосцев составила 370 000 фунтов стерлингов за каждый, в том числе вооружение — 130 800 фунтов стерлингов, бронирование — 60 200 фунтов стерлингов, машины — 48 400 фунтов стерлингов, корпус и оборудование — 130 600 фунтов стерлингов.
9 января фирма получила распоряжение достроить корабли для британского флота. Это требовало изменения проекта, так как ни 240 мм, ни 150 мм не были стандартными британскими калибрами. Было необходимо перевооружить корабли 234-мм и 152-мм орудиями, а также перевести их на смешанное топливо. 8 апреля корабли получили новые названия: «Нидарос» теперь именовался «Горгон» (HMS Gorgon), а «Бьоргвин» — «Глаттон» (HMS Glatton). В следующем месяце работы на обоих кораблях приостановили для ускорения постройки крейсеров «Корейджес» (HMS Courageous) и «Фьюриес» (HMS Furious).
В сентябре 1917 года проект ещё раз изменили. Теперь корабли должны были получить противоторпедные були, что привело к снятию подводных торпедных аппаратов. Угол возвышения орудий главного калибра увеличили до 40°, что дало 240-мм пушке, перестволенной с помощью лейнера на 9,2 дюйма (234 мм), дальность стрельбы остроголовым дальнобойным снарядом на усиленном заряде в 39 000 ярдов (35 700 метров). Параллельно сняли 100-мм пушки, рассверлили их стволы до 4 дюймов и под обозначением Мark Х использовали на шлюпах.
Полное водоизмещение броненосцев возросло до 5705 тонн, но из-за булей удалось сохранить проектную осадку. Скорость упала до 12 узлов, что, впрочем, считалось достаточным для обстрела берега. Корабли также получили зенитное вооружение.
Работы затянулись, так как свободен был лишь один сухой док, пригодный для установки булей. Первым 1 мая 1918 года вошёл в эксплуатацию «Горгон». Его испытания провели в Северном море 25 мая 1918 года, включая стрельбы главным калибром, на которых отмечалось отрицательное влияние булей на манёвренность. 4 июня корабль ушёл в Дувр.
«Глаттон» передали флоту 31 августа в Ньюкасле, укомплектовали 6 сентября, и после двух дней испытаний 9 сентября корабль после пяти с лишним лет строительства покинул верфь. Окончательные расходы на два монитора составили 777 197 и 513 242 фунтов стерлингов соответственно. Объяснения разницы стоимости не приводится — возможно, какие-либо работы были зачислены в стоимость первого корабля целиком.
Невезучий и везучий
11 сентября «Глаттон» прибыл в Дувр и стал готовиться к большому наступлению, запланированному на конец месяца, но в 18:15 16 сентября раздался взрыв, и над кораблём поднялось грибовидное облако. Пламя вырывалось из 6-дюймовой башни правого борта (башня Q), затем на корабле начало гореть топливо. Спасательные буксиры безуспешно боролись с огнём, одновременно пытаясь увести подальше судно снабжения «Гранша» (HMS Gransha), пришвартованное в 150 ярдах от «Глаттона» с боеприпасами на борту.
Попытки командира корабля затопить погреба не удались, так как огонь не позволил открыть кингстоны, и было принято решение торпедировать его. Первая 18-дюймовая торпеда, выпущенная эсминцем «Казак» (HMS Cossack), не сработала, так как взрыватель не успел встать на боевой взвод из-за малого расстояния; вторая в 19:40 попала в борт, но противоторпедная защита выдержала взрыв 200-фунтовой боевой части. Тогда повторную атаку провёл эсминец «Мингс» (HMS Myngs), выпустивший в 20:15 две 21-дюймовые торпеды, после чего «Глаттон» начал крениться и затонул, упершись надстройками в грунт.
Потери были тяжёлыми: из 346 членов экипажа один офицер и 59 матросов пропали без вести, 124 человека получили ранения, из них 19 скончались позже от ожогов. Для расследования случившегося создали комиссию. Версии разложения кордита или диверсии отбросили сразу: кордит в снарядах оказался в полном порядке, корабль не имел сообщения с берегом с момента выхода с верфи.
Тем не менее был установлен один тревожный факт: кочегары имели привычку сваливать шлак и золу из топок около переборки. Для уточнения решили осмотреть «Горгон» и поставить эксперимент: могло ли это привести к взрыву погребов. Стальная переборка между котельным отделением и погребом орудий среднего калибра имела со стороны погреба 5-дюймовый слой гранулированной пробки, обшитый досками толщиной 3/4 дюйма, что обеспечивало теплоизоляцию погреба.
При осмотре «Горгона» обнаружили вздутие свинцового сурика как раз в тех местах, где сваливали шлак. Судя по состоянию краски, температура достигала 400 °C, но записи о температуре воздуха показывали отсутствие её серьёзного роста.
Попытки нагрева переборки не увенчались успехом — температура стали не превышала 20 °C и даже непосредственно в точке соприкосновения она не нагрелась выше 65 °C, что совершенно недостаточно для воспламенения пробки или дерева. Было высказано предположение, что в пробку каким-либо образом попала нефть, но и пропитанная нефтью пробка категорически не желала загораться.
Эксперименты продолжили в 1919 году, но они не принесли никакой новой информации. В результате в апреле был оглашён вердикт «медленное горение пробки, приведшее к возгоранию и взрыву кордита», что вызвало протест кораблестроителей. На всякий случай изоляцию на «Горгоне» решили заменить силикатным волокном. При снятии обшивки вместо гранулированной пробки местами обнаружили пустоты и газеты 1916–1917 гг. Полудюймовые отверстия в переборке от пропущенных заклёпок находили и до этого.
Прибытие «Горгона» в Дувр 6 июня 1918 года дало англичанам орудия с дальностью, сравнимой с немецкими дальнобойными батареями. Первый бой состоялся 26 июня, когда монитор выпустил восемь снарядов с дистанции 33 000 ярдов (30 000 метров) по немецкой батарее, что вызвало ответный огонь батареи «Поммерн» (Pommern), имевшей одно 380-мм орудие и находившейся в 6 милях к югу от Остенде. Три дня спустя «Горгон» вместе с монитором «Маршал Сульт» (HMS Marshal Soult) обстрелял батарею «Тирпиц» (Tirpitz) с её четырьмя 280-мм орудиями.
Август и сентябрь прошли в подготовке к наступлению, которое началось в ночь на 28 сентября с бомбардировки мониторами, вооружёнными 12-дюймовыми и 15-дюймовыми орудиями, а на рассвете к ним присоединились «Горгон» и «Генерал Вулф» (HMS General Wolfe). За два дня «Горгон» выпустил 24 снаряда с расстояния 36 000 ярдов (33 000 метров) по мосту Снаскерке. Утверждалось об одном попадании, но, как выяснилось в дальнейшем, мост повреждений не получил.
При возобновлении наступления 14 октября мостом занялись «Генерал Вулф» и «Лорд Клайв» (HMS Lord Clive), а «Горгон» обстреливал батареи Мидделкерке с дистанции 26 000 ярдов (23 800 метров), выпустив 41 недальнобойный фугасный снаряд. Днём корабль сопровождал эсминец «Термагент» (HMS Termagant) с адмиралом Роджером Кизом (Roger J.B. Keyes) на разведку побережья. Они шли, ведя огонь, пока не вошли в сферу досягаемости огня вражеских батарей. На подходе к Вестенде батарея «Тирпиц» и батареи Раверсайда открыли огонь с относительно небольшой дистанции, добившись близкого разрыва. Удар потряс корабль, а осколки попали в борт. Быстро развернувшись, «Горгон» начал отход со скоростью 14 узлов — больше, чем развил на испытаниях! Его нехарактерный силуэт и скорость, превосходящая другие мониторы, видимо, запутали немецких артиллеристов, не позволив добиться попаданий. На следующий день монитор уже в одиночку обстрелял мост, выпустив за 20 минут 30 снарядов.
С выводом немцев с бельгийского побережья монитор ушёл в Портсмут.
После окончания войны потребность в чужом броненосце береговой обороны, да ещё и вооружённом уникальным оружием, пропала. После опытов по установлению причин гибели «Глаттона» уцелевший «Горгон» вывели в резерв. Вернуть корабль норвежцам не вышло: теперь он мало соответствовал их потребностям, а були не позволяли докование в Хортене. Броненосец включили в списки на продажу, но продать его тоже не удалось. В итоге в ноябре 1921 года с «Горгона» сняли вооружение и продали на металл, но в январе 1922 года сделку отменили. Относительно новый корпус с системой противоторпедной защиты решили использовать для проведения испытаний. Летом его отбуксировали в Портсмут, где использовали как опытовое судно до продажи на металлолом в 1928 году.
Источники и литература:
- Бортовые журналы крейсеров HMS Theseus, HMS Grafton, HMS Endymion
- Оскар Паркс. Линкоры Британской империи — СПб.: «Галея-Принт», 2005
- Феттер А.Ю. Броненосцы типа «Ройал Соверен» — СПб.: «Корабли и сражения», 1996
- Reginald Bacon. The Dover Patrol. 1915–1917 — Andesite Press, 2015
- David K. Brown. The Grand Fleet. Warship Design and Development 1906–1922 — Naval Institute Press, 2010
- David K Brown. Warrior to Dreadnought: Warship Design and Development 1860–1905 — Naval Institute Press, 2011
- Ray A. Burt. British Battleships 1889–1904: New Revised Edition — Naval Institute Press, 2013
- Ian Buxton. Big Gun Monitors: Design, Construction and Operations 1914–1945 — Seaforth Publishing, 2008
- Julian S. Corbett. History of the Great War. Based on Official Documents. Naval operations — Longmans Green and CO, 1923
- Jim Crossley. Monitors of the Royal Navy: How the Fleet Brought the Big Guns to Bear — Pen & Sword Maritime, 2013
- Nicholas Dingle. British Warships 1860–1906 — Pen & Sword Maritime, 2009
- Norman Friedman. British Cruisers of the Victorian Era — Seaforth Publishing, 2012
- Richard Perkins. British Warship Recognition: The Perkins Identification Albums. Volume III: Cruisers 1865-1939, Part I — Seaforth Publishing, 2017
Комментарии к данной статье отключены.