Острая потребность в кораблях огневой поддержки для наземных операций, возникшая у британцев с началом Первой мировой войны, вынудила их заниматься переоборудованием старых кораблей или перекупкой иностранных заказов. А затем пришла пора строить собственные корабли специализированной постройки.
Головная боль суперинтенданта Фруда
История британских мониторов, изначально заложенных для собственного флота, началась 3 ноября 1914 года. Тогда в Адмиралтейство из Нью-Йорка прибыл важный гость — Чарлз Шваб (Charles M. Schwab), президент американской компании «Бетлехем Стил» (Bethlehem Steel). Кроме стального проката и брони, компания производила боеприпасы, а также владела несколькими верфями. Встреча была связана с обсуждением строительства на верфях компании подводных лодок для Королевского флота Великобритании.
В ходе переговоров, когда была достигнута договорённость о строительстве 20 лодок, Уинстон Черчилль и Джон Фишер поинтересовались у Шваба, нет ли у него других предложений для британцев? В ответ они узнали, что на заводах компании близятся к завершению работы над четырьмя двухорудийными 14-дюймовыми (356-мм) башнями, заказанными Грецией для своего линкора «Саламис» (Salamis), строящегося в Германии. Так как британская блокада препятствовала поставке башен немцам, то «Бетлехем Стил» была готова продать их Великобритании.
Именно производство артиллерии было основной проблемой для британцев, и они с радостью приняли предложение. Третий морской лорд контр-адмирал сэр Фредерик Тюдор (Frederick Tudor), отвечавший, в том числе, за исследования и научно-технические разработки, писал главе Отдела кораблестроения Адмиралтейства сэру Юстасу Теннисону д'Энкуру (Eustace H.W. Tennyson d'Eyncourt):
«Необходимо разработать сразу два бронированных монитора, которые могут быть построены за четыре месяца. Каждый должен иметь два 14-дюймовых орудия или эквивалентные им. Осадка 10 футов, скорость 10 узлов. Должен иметь «кринолин». Иметь бронированную башню. Иметь бронированную командирскую рубку. Кто сможет построить?»
Проект, удовлетворяющий этим требованиям, разработали очень быстро. Строго говоря, он имел очень мало общего с оригинальной концепцией «Монитора» Джона Эрикссона, равно как и с другими проектами английских кораблей.
Когда 6 ноября Шваб вторично посетил Адмиралтейство, чтобы обсудить детали предполагаемых контрактов, конструктор Артур Уортингтон (Arthur M. Worthington) уже набросал предварительную спецификацию монитора водоизмещением 6000 тонн. 9 ноября соответствующее распоряжение получил помощник конструктора Чарлзу Лилликрэпу (Charles S. Lillicrap). Задание оказалось достаточно непростым, так как проектировался совершенно новый тип корабля, и ход работ постоянно контролировал сам адмирал Фишер.
К сожалению, первоначальный проект монитора не сохранился — то ли из-за спешки, то ли из-за окружавшей работу секретности — но кое-что можно почерпнуть из записей Лилликрэпа. Самой тяжёлой (около 620 тонн) частью конструкции оказалась башня, ещё 320 тонн к ней добавляли боеприпасы и бронирование. Это потребовало размещения башни почти по центру корпуса. Для удобства размещения артиллерийских погребов ширина корпуса должна была составлять не менее 60 футов (18 метров), ещё по 15 футов (4,5 метра) с каждой стороны занимали були, разработанные д'Энкуром. Дальнейшее увеличение ширины резко ограничивало число доков, способных принять монитор, и превышало ширину шлюза верфи в Чатеме. Высота и длина корпуса регламентировались возможностью размещения механизмов и придания требуемой мореходности.
В результате корпус имел длину 320 футов (97,5 метров) между перпендикулярами, максимальную ширину по булям 90 футов (27,4 метра) и высоту 18,5 футов (5,6 метра) до верхней палубы (ещё 7 футов, или 2,1 метра, добавлял полубак). Коэффициент полноты достиг 0,84 вместо обычного 0,55–0,65. Водоизмещение должно было достигать 7000 тонн, но так как внутренняя секция булей сообщалась с морем, то реальное значение составило 6150 тонн.
Чарлз Лилликрэп окончательно доработал обводы к 17 ноября и с одобрения д'Энкура передал чертежи на Адмиралтейский экспериментальный завод. Там сын пионера научных испытаний моделей кораблей суперинтендант Роберт Фруд (Robert E. Froude) должен был создать масштабный макет для испытаний и измерить его гидродинамическое сопротивление на различных скоростях, чтобы определить необходимую для реального корабля мощность силовой установки.
На проведение полного цикла испытаний требовалось несколько недель. По этой причине предварительную оценку необходимо было дать на основе данных уже построенных кораблей, но оказалось, что британских кораблей с близкими обводами никогда не было, оценить не только сопротивление, но и пропульсивный коэффициент нового корабля затруднительно. Самые оптимистичные оценки показывали, что для достижения скорости в 10 узлов вполне достаточно 2000 л.с. Из-за необычных обводов требовалось установить два винта диаметром не более 7,5 футов (2,3 метра).
Череда переименований
Тем временем 11 ноября адмирал Фишер собрал кораблестроителей в Адмиралтействе, чтобы распределить заказы на новые корабли, включая мониторы. Проблема заключалась в их ширине — редко какой корабль того времени был шире 65 футов (20 метров), и только немногие верфи Англии, строившие линейные корабли или океанские лайнеры, могли взяться за подобный заказ. Однако даже то небольшое число пригодных стапелей было занято строящимися кораблями.
Быструю постройку могла предложить только верфь «Харленд энд Волф» (Harland and Wolff — H&W) в Белфасте, стапели которой, хотя и были заняты лайнерами, но их владельцы не настаивали на срочной достройке из-за угрозы германских подлодок. Прежде всего, это были почти готовый к спуску на воду «Белгенленд» (Belgenland) водоизмещением 27 000 тонн и едва заложенный лайнер на 35 000 тонн, не успевший даже получить имя. Стапель последнего было несложно освободить от заготовленных материалов.
Два других монитора были заказаны чуть позже: 21 ноября заказ получили компания «Сван Хантер энд Уигэм Ричардсон» (Swan Hunter & Wigham Richardson — SH&WR), у которой освобождался стапель после постройки крейсера «Комус» (HMS Comus), и ещё одна верфь «Харленд энд Волф» в шотландском Говане.
Также были выданы тендеры на поставки машин: H&W поставляла машины на свои два корабля, а «Нептун Энджин Воркс» (Neptune Engine Works) — для SH&WR. Первые выбрали машины четырёхкратного расширения мощностью 1000 л.с., остальные — трёхкратного расширения меньшей мощности — 800 л.с. «МакКи энд Бакстер» (McKie & Baxter) и 900 л.с. для SH&WR — так как Адмиралтейство, не имея результатов испытаний модели, не указало точную мощность! Все корабли получили по два водотрубных котла фирмы «Бэбкок энд Уилкокс» (Babcock & Wilcox).
Корабли сразу классифицировались как мониторы, поэтому пришлось поменять название строящегося эсминца «Монитор» (HMS Monitor) на «Манстер» (HMS Munster). До выбора названий мониторы фигурировали под номерами с M1 по M4, а в переписке между собой Черчилль, Фишер и Шваб использовали кодовое обозначение «Стикс» (Styx).
Тем временем получивший чертежи монитора Фруд пришёл в ужас от его обводов. Форма корпуса и очертания кормы имели отвратительные гидродинамические характеристики по сравнению с обычными кораблями. Фруд немедленно написал д'Энкуру, что сопротивление будет огромным, пропульсивный коэффициент крайне низким, а управляемость — неудовлетворительной.
27 ноября начались первые испытания модели в опытовом бассейне, которые полностью подтвердили все опасения Фруда: сопротивление оказалось даже выше ожидаемого — только буксировочная мощность составила 2000 л.с. По оценкам Фруда, для достижения скорости 10 узлов требовалось больше 4000 л.с., что вдвое превышало планируемую мощность машин. Он тут же телеграфировал д'Энкуру, а через неделю, получив полные результаты испытаний, указал причины высокого сопротивления и возможности его уменьшения, но менять обводы корпуса было уже поздно. Как бы ни хотелось конструкторам, Фишер не допустил бы задержек строительства, а в Говане ещё 1 декабря заложили киль монитора M3. За ним 12 декабря на одном стапеле заложили M1 и M2, а последним 17 декабря — M4.
Скорость, с которой корабли были спроектированы и начаты в постройке, произвела впечатление на Черчилля, и 11 декабря он обратился к Фишеру и секретарю Адмиралтейства с пожеланием продолжить строительство кораблей, подобных типу «Стикс». Он предлагал использовать для их вооружения оставшиеся после гибели линейного корабля «Одейшес» (HMS Audacious) четыре запасных 13,5-дюймовых (343-мм) ствола и башню, или вооружить корабли 15-дюймовыми (381-мм) орудиями. Рассматривался также вариант использования гаубиц калибром от 15 до 18 дюймов.
При рассмотрении предложения выяснилось, что для получения комплектных 13,5-дюймовых установок уйдёт около года, то же самое можно было сказать и о 15-дюймовых орудиях. Гаубицы калибра 15-дюймов были в наличии, но их дальность сочли недостаточной для действий у защищённого вражеского побережья.
Рассмотрели и ещё один вариант — использования артиллерии с уже имеющихся в строю кораблей. Так, в составе флота имелось девять старых броненосцев типа «Маджестик» (HMS Majestic), вооружённых 12-дюймовыми (305-мм) орудиями с длиной ствола 35 калибров, часть из которых — «Ганнибал» (HMS Hannibal), «Марс» (HMS Mars), «Магнифисент» (HMS Magnificent), и «Викториес» (HMS Victorious) — использовались для береговой обороны. Было предложено построить восемь новых мониторов, разоружив эти четыре корабля.
Адмирал сэр Перси Скотт (Percy M. Scott), вернувшийся после начала войны из отставки, резонно отметил, что дальность 12-дюймовых 35-калиберных Mk VIII при максимальном угле возвышения 13,5° составляет всего 13 700 ярдов, что явно недостаточно, и чтобы получить дальность выше 21 000 ярдов, угол необходимо увеличить до 30°. Скотт телеграфировал в Элсвик, откуда на следующий день получил эскиз, подтверждающий возможность подобной модернизации без особых изменений башни, поэтому Фишер немедленно одобрил предложение Скотта.
Пожелания Черчилля об использовании дизелей или осадке в 8 футов не могли быть исполнены, так что проектируемый корпус не сильно отличался от предыдущего корабля. Меньшая масса башни и боеприпасов позволили уменьшить ширину корпуса на 3 фута и увеличить толщину брони, а также частично решить вопрос со стапелями. Теоретически, можно было выполнить и рекомендации Фруда по увеличению скорости, но решено было не допускать серьёзных изменений конструкции. Расчётное водоизмещение составило 5599 тонн по сравнению с 5977 у 14-дюймовых мониторов.
Было нелегко найти ещё восемь стапелей, но так как строительство лайнеров всё замедлялось, председатель правления H&W лорд Уильям Джеймс Пирри (William James Pirrie) предложил построить ещё пять кораблей. Два были заложены на стапеле, освободившемся после спуска на воду упомянутого выше «Белгенленд», два — на стапеле, который расчистили от материалов для лайнера «Гомерик» (Homeric) водоизмещением 33 000 тонн, а ещё один — на верфи H&W в Говане.
Три остальных корпуса были распределены между верфями на Клайде: «Скоттс» (Scotts) в Гриноке, «Хэмилтон» (Hamilton) в Порт-Глазго и «Фэрфилд» (Fairfield) в Говане.
Из-за отсрочки строительства столь большого числа кораблей у компании H&W освободились значительные мощности и по производству машин. Было предложено изготовить специально для мониторов двухвальную силовую установку тройного расширения мощностью 2310 л.с. На самом деле каждая машина имела четыре цилиндра с двумя из них низкого давления, так как такая схема давала преимущества балансировки перед трёхцилиндровой.
Более того, имея свободные мощности, компания предложила изготовить подобную машину и для 14-дюймового монитора M3, строящегося в Говане, передав его маломощную машину на 12-дюймовый монитор верфи «Хэмилтон» в Порт-Глазго, которая не имела своей машины. «Скоттс» должна была построить машину сама, а для «Фэрфилда» машину увеличенной до 2500 л.с. мощности должна была поставить «МакКи энд Бакстер». Распоряжение о начале строительства поступило 23 декабря 1914 года, и мониторы получили номера: «Скоттс» строила M5, «Палмер» (Palmer), куда передали строительство с «Фэрфилда» — M9, «Хэмилтон» — M10, а H&W — сразу M6, M7, M8, M11 и M12.
1 января 1915 года было принято решение, какие броненосцы типа «Маджестик» подлежат разоружению. В начале февраля «Марс» и «Магнифисент» прибыли в Белфаст, «Ганнибал» — в Далмюир на Клайде, и «Викториес» — в Эльсвик. Так же в феврале из США на грузопассажирских судах прибыли 14-дюймовые орудия. В честь происхождения вооружения и самого класса мониторов корабли поначалу получили имена американских военачальников времён Гражданской войны: M1 стал именоваться «Фаррагут», а потом «Адмирал Фаррагут» (HMS Admiral Farragut), M2 — «Генерал Грант» (HMS General Grant), M3 — «Роберт Э. Ли» (HMS Robert E. Lee) и M4 — «Стоунволл Джексон» (HMS Stonewall Jackson) в честь Томаса Джонатана Джексона по прозвищу «Каменная стена». Правительство США, всячески подчёркивающее свой нейтралитет, подобный жест не оценило, и 31 мая 1915 года кораблям возвратили номера с M1 по M4.
19 июня мониторы вновь получили названия: Теперь M1 именовался «Эберкромби» (HMS Abercrombie), M2 — «Хэвлок» (HMS Havelock), M3 — «Лорд Реглан», с 23 июня просто «Реглан» (HMS Raglan), M4 — «Эрл Робертс», с 22 июня просто «Робертс» (HMS Roberts). К марту выбрали названия и для остальных кораблей, получивших имена британских генералов: M5 стал именоваться «Сэр Джон Мур» (HMS Sir John Moore), M6 — «Лорд Клайв» (HMS Lord Clive), M7 — «Генерал Крауфурд» (HMS General Craufurd), M8 — «Эрл оф Питерборо» (HMS Earl of Peterborough), M9 — «Генерал Вулф» (HMS General Wolfe), M10 — «Принс Руперт» (HMS Prince Rupert), M11 — «Принс Юджин» (HMS Prince Eugene), M12 — «Сэр Томас Пиктон» (HMS Sir Thomas Picton).
Оба типа мониторов представляли собой корабли с протяжённым полубаком и нехарактерно высоким для данного класса кораблей надводным бортом: 15 футов (4,6 метра) у 12-дюймовых и 15 футов 6 дюймов (4,7 метра) — у 14-дюймовых, с одной башней главного калибра, трёхногой мачтой и трубой.
Почти прямоугольные в сечении корпуса мониторов имели развитые були противоторпедной защиты, придававшие кораблям оригинальный внешний вид. Бронирование состояло из палубы полубака толщиной один дюйм, верхней палубы в два слоя по одному дюйму из высокопрочной конструкционной стали на плоской части, четырёх дюймов высокопрочной стали (у 14-дюймовых) или восьми дюймов цементированной брони (у 12-дюймовых) с подложкой в 1/2 дюйма высокопрочной стали на скосах, считавшихся на мониторах внутренним наклонным поясом, которая прикрывала корпус, начиная с погребов главного калибра и заканчивая машинным отделением с траверсами толщиной четыре дюйма. Ниже её, почти от носа до кормы, проходила главная палуба из дюймовой высокопрочной стали с носовым и кормовым траверсами толщиной по 1,5 дюйма (38 мм). Над рулевым отделением толщина главной палубы тоже увеличивалась до 1,5 дюймов.
Бронирование барбета состояло из 8-дюймовой (203 мм) цементированной брони выше верхней палубы и 2-дюймовой (51 мм) ниже неё. Перед башней главного калибра была расположена небольшая боевая рубка с толщиной брони 6 дюймов (152 мм), сами же башни главного калибра сохраняли «родное» бронирование.
Вооружение кораблей состояло из одной двухорудийной башни с 14-дюймовыми 45-калиберными орудиями с недостроенного греческого линкора «Саламис» или одной двухорудийной башни с 12-дюймовыми 35-калиберными орудиями c броненосцев типа «Маджестик», модернизированной для увеличения угла возвышения до 30°. Башни с «Викториеса» были установлены на «Принс Руперт» и «Генерал Вулф», с «Магнифисент» — на «Лорда Клайва» и «Генерала Крауфурда», с «Ганнибала» — на «Принс Юджин» и «Сэр Джон Мур», а башни с «Марса» достались «Эрлу оф Питерборо» и «Сэру Томасу Пиктону».
Модернизация, проведённая без капитального ремонта, сильно снижала боеспособность мониторов, так как старая гидравлика испытывала повышенные нагрузки и регулярно текла. В качестве вспомогательного калибра для защиты от торпедных атак было предложено установить несколько 3-дюймовых (76-мм) или 4-дюймовых (102-мм) орудий. В итоге решили остановиться на четырёх 12-фунтовых (76-мм) пушках, две из которых впоследствии заменили зенитками того же калибра. Изначально планировалось установить новые 76-мм 45-калиберные зенитные пушки, но их нехватка привела к тому, что корабли несли по одному 3-фунтовому (47-мм) полуавтомату и одному новому 40-мм «пом-пому».
Исключение составили «Принс Юджин», получивший новую трёхдюймовку вместо полуавтомата, и «Генерал Крауфурд», на котором трёхдюймовка стояла вместо «пом-пома». Все мониторы также имели по четыре пулемёта «Максим». Кроме «Реглана», все 14-дюймовые мониторы имели два бортовых крана для погрузки горючего и гидросамолётов. Самих аэропланов на борту на момент постройки не было, и для секретности они обозначались как боксы с размерами, соответствующими размерам аэроплана со сложенными крыльями.
Строительство кораблей шло довольно быстрыми темпами: 15 апреля уже были спущены на воду «Адмирал Фаррагут» и «Стоунволл Джексон», за ними 29 апреля последовали «Генерал Грант» и «Роберт Э. Ли». Период достройки на плаву составил от месяца у «Адмирала Фаррагута» до двух для всех остальных. 12-дюймовые мониторы строились чуть дольше, проведя на стапелях 6–8 месяцев, за исключением «Принса Руперта», «Принса Юджина» и «Сэра Джона Мура», стапельный период которых составил около 4 месяцев. Стоимость 14-дюймовых мониторов составляла 550 000 фунтов стерлингов за единицу, а расчётная стоимость 12-дюймовых мониторов — 437 000 фунтов стерлингов за единицу, что не совсем верно, так как их вооружение не было куплено, а демонтировано со старых кораблей, что даёт примерные затраты в 260 000 фунтов стерлингов.
Экипаж прибыл на «Адмирал Фаррагут» 12 мая, а ещё через три дня корабль приступил к испытаниям. На 3,5-часовых испытаниях он не смог развить скорость выше 6 узлов, хотя машины выдали 1864 л.с., что было немного меньше проектного значения. Такая скорость не оказалась сюрпризом для Фруда, д'Энкур же считал, что недобор скорости вызван лёгким водоизмещением корабля, из-за которого були находились близко к поверхности. Подобное объяснение никак не удовлетворило Фруда. Он неоднократно сообщал о неудачных обводах кормы, которые, кроме высокого сопротивления, создавали отвратительные условия для работы винтов. Скорость 6 узлов считалась терпимой для плавания в хорошую погоду, но в условиях плохой погоды, обросшего днища, ветра или прилива с отливом была явно недостаточной. Так как переделывать корпус не было никакой возможности, то Фруд предложил заменить трёхлопастные винты на четырёхлопастные меньшего диаметра, изменив шаг, и снять минную защиту, дающую своими тросами дополнительное сопротивление.
После снятия минной защиты 22 мая корабль показал небольшой прирост скорости — до 6,5 узлов. Также было произведено по четыре выстрела из каждого орудия главного калибра, испытания на манёвренность и прочее. Через неделю принявший все положенные запасы монитор передали флоту. В течение 2–3 недель в строй вошли и остальные три корабля. На испытаниях «Генерал Грант» показал 6,3 узла, «Стоунволл Джексон» — всего 5,7 узла, «Роберт Э. Ли» с 7,6 узлами стал самым быстроходным кораблём.
После провала ходовых испытаний 14-дюймовых мониторов в конструкцию 12-дюймовых сразу внесли те же изменения, что всё равно не давало шансов достичь проектных 10 узлов. Как и предполагалось, самым медленным оказался маломощный «Принс Руперт» с 7 узлами, «Генерал Вулф» и «Лорд Клайв» стали самыми быстроходными с 8,1 и 8,2 узлами соответственно. Для «Принса Юджина» была заявлена скорость в 8,2 узла, но так как она замерялась не на мерной миле и не соответствовала числу оборотов винта, то, предположительно, была завышена на 0,6 узла. Остальные корабли развили от 7,4 до 7,8 узла.
Наполеоновские маршалы с дизелями
Вернувшийся в Адмиралтейство после боя у Фолклендских островов лорд Фишер, недовольный прекращением строительства линейных крейсеров, протолкнул замену двух линейных кораблей типа «R» на два одноименных линейных крейсера. Замена четырёхбашенных линкоров на трёхбашенные крейсера высвободила две 15-дюймовые двухорудийные установки.
В январе 1915 Лилликрэп получил третий по счёту заказ на проектирование монитора за два месяца. Так как 15-дюймовая башня с броней и боеприпасами весила на 300 тонн тяжелее, чем 14-дюймовая, потребовался более крупный корабль, чем M1. Однако сохранение ограничения осадки в 10 футов и ширины в 90 футов делали проектирование проблематичным. Пришлось на два фута увеличить ширину корпуса, сохранив при этом общую ширину, чтобы не усугублять проблемы с доками и увеличить длину корпуса. К большому разочарованию Фишера, расположение труб подачи боезапаса не позволяло обеспечить угол поворота башни больше 300°, а невозможность сократить их длину привела к тому, что трубы не умещались в относительно невысокий корпус монитора. Это вынудило поднять край барбета на 17 футов (5 метров) выше палубы полубака. Для ускорения производства брони барбета его пришлось набрать из 12 плоских плит толщиной 8 дюймов.
На этих кораблях решили реализовать ещё одно пожелание Черчилля — использовать в качестве главной машинной установки дизели. Производство корабельных дизельных двигателей тогда находилось в зачаточном состоянии, и постройка новой конструкции требовала большего времени, чем для классической паровой машины.
В это время на верфи «Пемброук» (Pembroke Dockyard) строились два танкера дедвейтом по 2400 тонн — «Трефойл» (Trefoil) и «Темойл» (Turmoil). Они получили дизельную установку специально для сравнения новых двигателей с классическими паровыми машинами. Установка «Трефойла» уже была смонтирована, и танкер покинул Барроу ещё 28 ноября, дизели второго же танкера только закончили испытания на заводе и были готовы к отправке на верфь. Танкеры должны были иметь скорость 12 узлов, для чего требовалась мощность в 1500 л.с., обеспечиваемая двумя 750 л.с. дизелями на каждом. Так как эта мощность была ниже паровых машин мониторов, то проектная скорость последних составляла 9 узлов — явно излишне оптимистично.
88-тонные двигатели «Трефойла» были спроектированы и изготовлены фирмой «Виккерс» (Vickers), являясь развитием конструкции для подводных лодок. В отличие от них, 68-тонные двигатели «Темойла» спроектировала немецкая фирма MAN и построила по лицензии фирма Дж. Сэмюэля Уайта. Контракты на полную установку оборудования стоили около 40 000 фунтов стерлингов на каждый корабль, что было примерно вдвое дороже, чем для паровых машин. Преимущество заключалось в значительно меньшем расходе топлива — всего около 0,4 тонны нефти в час по сравнению с 1,3 тонны нефти или 1,9 тонны угля с использованием пара.
При меньшем потребном объёме топливных танков само машинное отделение для дизелей было несколько больше, чем при использовании классических машин. Также на мониторах было по два небольших котла на жидком топливе, обеспечивающих паром генератор мощностью 105 кВт, гидравлические помпы башни, рулевую машину, насосы и прочее. Другие конструктивные особенности полностью повторяли предыдущие корабли, включая обводы кормовой части, полностью игнорируя рекомендации Фруда.
Строительство новых мониторов, получивших номера M13 и M14, было делом несложным: после переноса строительства «Рипалса» (HMS Repulse) в Клайдбанк и спуска на воду «Резолюшена» (HMS Resolution) 14 января 1915 года освободились два больших стапеля верфи «Палмер» в Ярроу. Первый корпус заложили уже в конце января, за ним в феврале последовала закладка второго корабля. Задержкой строительства грозило несвоевременное получение 15-дюймовых башен для отменённых линкоров, которые предполагалось построить только в 1916 году, но вопрос решили передачей двух башен с однотипного линкора «Рэмиллес» (HMS Ramillies). Стоимость кораблей составила всего 270 000 фунтов стерлингов, так как в ней не учитывалась цена главного калибра, уже имевшегося в наличии.
Как уже говорилось выше, корабли почти полностью повторяли 14-дюймовые мониторы, имея чуть более широкий (18,9 метров) и длинный (108,4 метра) корпус при сохранении ширины по булям. Вооружение состояло из одной башни с двумя 15-дюймовыми орудиями с длиной ствола 42 калибра при вспомогательном вооружении в виде пары 12-фунтовых пушек. Зенитное вооружение состояло из 1-дюймовой зенитки и двух 40-мм «пом-помов» на M13 и 3-фунтового (47-мм) полуавтомата и двух «пом-помов» на M14. Оба корабля имели по четыре пулемёта «Максим».
Достаточно серьёзно изменилось бронирование: плоская часть верхней палубы имела ту же толщину, что и на M1, но над погребами и машинным отделением она имела четырёхдюймовые скосы из цементированной брони. Такой же скос прикрывал машинное отделение сзади вместо кормового траверса, соединяя верхнюю и главную палубы. Вместо переднего траверса имелся опять же пологий скос верхней палубы толщиной 1,5 дюйма.
Главная палуба, в отличие от 14-дюймовых мониторов, не бронировалась на всем протяжении, а имела в носу перед цитаделью толщину 1,5 дюйма, в корму от цитадели — 1 дюйм и над рулевой машиной — 1,5 дюйма. Под главной палубой имелось четыре траверса толщиной 1 дюйм (в носу, с обеих сторон от погребов главного калибра и спереди от отделения рулевой машины). Наклонный пояс выполнялся из цементированной брони толщиной 4 дюйма. Барбет башни главного калибра переходил в скосы верхней палубы и пояс, имея по всей высоте толщину 8 дюймов (203 мм). Палуба полубака так же, как на M1, выполнялась из высокопрочной стали толщиной 1 дюйм.
С «Виккерс» и «Уайт» были достигнуты договорённости о переводе готовых дизелей к месту строительства, которое шло быстро до самой ночи перед спуском на воду M13. Рано утром 16 июня 1915 года германский «Цеппелин» L.10 совершил налёт на район верфей на реке Тайн, сбросив 12 бомб, целясь по огням ночной смены. Серьёзные разрушения и жертвы были в двигательных цехах, но корпуса мониторов получили лишь незначительные осколочные повреждения. Спуск кораблей перенесли всего на один день, и 17 июня M13 сошёл на воду, получив наименование «Маршал Ней» (HMS Marshal Ney) в честь известного французского полководца.
При достройке по предложению командира корабля добавили мостик на мачте в дополнение к тесной боевой рубке перед башней главного калибра. Штурману повезло меньше: перенесённый по его предложению на небольшую площадку на мачте чуть выше башни магнитный компас следовал за башней при её поворотах.
Из Дувра сыпались требования командующего Дуврским патрулём адмирала Реджинальда Бэкона (Reginald H.S. Bacon) как можно скорее ввести корабль в строй, и 26 августа монитор сочли готовым к испытаниям. Отстрел вооружения прошёл удовлетворительно, а вот машинная установка принесла кучу сюрпризов. Выяснилось, что дизели MAN запустить крайне трудно, при этом для того, чтобы они заглохли, могло оказаться достаточным любого изменения скорости или нагрузки. Требовалось провести четырёхчасовые испытания, но это оказалось невозможным. После нескольких дней неудачных попыток было решено принять корабль, если оба дизеля проработают на полной мощности хотя бы час, но 31 августа благодаря старанию механика корабль смог пройти полным ходом 3,5 часа. Скорость составила всего 6 узлов. Вечером строители покинули монитор, и буксир потащил первый дизельный надводный корабль Королевского флота в Дувр.
Второй монитор получил название «Маршал Сульт» (HMS Marshal Soult) в честь другого известного соратника Наполеона. Его дизели показали себя намного более надёжными в работе, но из-за неправильно подобранных винтов корабль смог развить скорость всего 5 узлов. Осадка монитора в полном грузе оказалась на 5 дюймов больше проектной. Монитор покинул Тайн 3 ноября 1915 года после завершения испытаний.
Источники и литература:
- Гражданская война. Боевые действия на морях, речных и озёрных системах. Том 2,часть 2 (Север и Северо-Запад). Под редакцией И.В. Егорова и Е.Е. Шведе — Редакционно-издательский отдел Морских сил РККФ, 1926
- Reginald Bacon. The Dover Patrol. 1915–1917 — George H. Doran Company, 1919
- David K. Brown. The Grand Fleet. Warship Design and Development 1906–1922 — Seaforth Publishing, 2010
- Ian Buxton. Big Gun Monitors: Design, Construction and Operations 1914–1945 — Seaforth Publishing, 2008
- Julian S. Corbett. History of The Great War. Naval operations. Based on Official Documents — Longmans Green and Co, 1923
- Jim Crossley. Monitors of the Royal Navy. First published in Great Britain — Pen & Sword Maritime, 2013
- Steve R. Dunn. Securing The Narrow Sea. The Dover Patrol. 1914–1918 — Seaforth Publishing, 2017
Комментарии к данной статье отключены.