• События
  • Люди
  • Танки
  • Флот
  • Авиация
  • Стрелковое оружие
  • Военный хайтек
  • Другое оружие
  • English version
  • Поиск
    • События
    • Люди
    • Танки
    • Флот
    • Авиация
    • Стрелковое оружие
    • Военный хайтек
    • Другое оружие
    • English version

    Поиск

    Войти

    Написать
    Популярное
    • 17 March '22
      Боевые повозки фараона
    • 24 February '22
      Японские линкоры вступают в бой
    • 24 February '22
      На мирно спящих аэродромах Тонкина
    • 24 February '22
      Славные дети Марианны: тест Warspot
    • 21 February '22
      Немецкий контрудар у Кюстрина
    • 17 February '22
      Византийские приключения Харальда Хардрады
    • 16 February '22
      Уцелевшее население Венгрии — эвакуировать на территорию СССР
    • 14 February '22
      «Маузер» с русско-чешским акцентом
    • 08 February '22
      Skyranger 30 HEL: зенитка на все случаи жизни
    • 07 February '22
      Мизенский флот и гнев Везувия
    • 07 February '22
      Опираясь на собственные силы
    • 06 February '22
      На что способен микродрон за $195 000
    0

    Творцы танкового мира

    • ПМВ
    • танки
    Сергей Смирнов
    27 August '14

    Во Франции в Первую мировую войну главным зачинателем и «ангелом-хранителем» танкостроения был выдающийся артиллерийский инженер Жан-Батист Этьен. Он, как и его английский «конкурент» Эрнест Суинтон, убеждал высшее военное командование в перспективности танкового проекта и давал разработчикам дельные советы. Однако, в отличие от Великобритании и Германии, где работы велись централизованно, французская «танковая мысль» взрастала из разных источников.

    Жюль-Луи Бретон. Источник: http://en.wikipedia.org

    Еще в конце 1914 – начале 1915 годов Эжен Брийе (Eugène Brillié), уже снискавший известность как один из создателей автомобильной марки Gobron-Brillié, при спонсорской и продюсерской поддержке известного инженера-химика и влиятельного политика (кстати, социалиста и анархиста), члена парламента Жюля-Луи Бретона (Jules Louis Breton (1872–1940), стал создавать тяжелую колесную машину для преодоления заградительных линий колючей проволоки. Военные подсказали Бретону обратиться в компанию Schneider, которая начинала выпуск гусеничной системы траков по лицензии американской Holt Manufacturing Company. Надо заметить, что гусеничный трактор Holt стал «первопредком» всех танковых проектов в Старом Свете. Вскоре произошла встреча Бретона с Этьеном, советы которого и привели к созданию первого французского танка – Schneider CA1. Это была 13,6-тонная машина с экипажем из 6 человек, вооруженная 75-мм пушкой и двумя пулеметами Гочкиса. И пушечное вооружение, и 60-сильный двигатель были также созданы фирмой Schneider.

    Танк Schneider CA1. Источник: http://en.wikipedia.org

    Машина была еще весьма несовершенной, но Бретон очень гордился ею и страшно обиделся, когда наверху она стала считаться «проектом Этьена».

    Следующий, столь же несовершенный, но куда более грандиозный проект стал результатом столкновения этих двух французских честолюбцев: Бретон пригласил для разработки бронированного чудовища, которым он решил поразить соперника, Эмиля Римайло (Emile Francois Leon Rimailho, 1864–1954), в ту пору не менее авторитетного, чем Этьен, артиллерийского специалиста, который успешно совершенствовал многие модели французских пушек. Плодом их совместных усилий стал танк Saint Chamond – грозная на вид 22-тонная машина с экипажем из 8 человек, оборудованная 90-сильным двигателем, вооруженная 75-мм пушкой и четырьмя (!) пулеметами.

    Танк Saint-Chamond. Источник: http://gallica.bnf.fr

    Во Франции это столкновение инженерных амбиций закончилось плачевно. Не доведенные «до ума» машины были брошены в бой 16 апреля 1917 года и потерпели сокрушительный разгром. Впрочем, оба первых французских танка потом отчасти реабилитировали себя: в мае 1917 года 12 «Сен-Шамонов» и 19 «Шнейдеров» прорвали оборону немецких войск на плато Лаффо, а в октябре эффективно поддержали наступление 6-й французской армии. Последняя же атака «Сен-Шамонов» летом 1918 года оказалась крайне неудачной: почти все машины были уничтожены немецкой артиллерией. Уцелевшим моделям «Сен-Шамонов» и «Шнейдеров» предстояло «выйти в тираж» и исполнять функции транспортеров. На смену им пришла новая модель – легкий танк Renault FT-17.

    Легкий танк, собственно, и был «изначальной мечтой» Жана Батиста Этьена, но командование делало ставку на внушительные машины, и только когда эта ставка была бита неприятелем, дорога «легкому проекту» была, наконец, открыта. Вклад Этьена в его осуществление велик, однако своим успехом проект обязан, прежде всего, Луи Рено (Louis Renault, 1877–1944), одному из основателей знаменитой фирмы.

    Луи Рено. Источник: http://www.renaultoloog.nl

    Он был не только промышленником, но и талантливым инженером. Сын бизнесмена, он еще в детстве дневал и ночевал в мастерской паровых машин, копался в двигателях Panhard. В 1898 году он создал свой первый автомобиль, позднее запатентовал двигатель. Получив от армии в мае 1916 года танковый заказ, Луи Рено сам серьезно занимался проектом, озадаченный соотношением мощности и веса машины. Лишь на заключительном этапе разработок идеи были доведены до окончательных проектных чертежей одним из лучших инженеров Рено – Родольфом Эрнст-Мецмаиром.

    Танк Renault FT-17. Источник: http://proorujie.com

    Renault FT-17 стал первым танком с башней кругового вращения (оно производилось вручную) и с компоновкой, принятой за эталон: отделение управления – впереди, боевое – в центре, моторное – сзади. Танк весом 6,8 т и с экипажем всего 2 человека был оснащен 35-сильным двигателем фирмы Рено и вооружен 37-мм пушкой. Всего этого оказалось достаточно для FT-17, чтобы стать фактически лучшим танком Первой мировой и успешно участвовать в боях в самых разнообразных условиях и ландшафтах. Не перечесть стран, которые его закупали и выпускали по лицензии (в том числе и США – на заводах Форда). В самой Франции было выпущено около 3500 штук. Итальянцы эксплуатировали свой вариант FT-17 – FIAT 3000 – даже во Вторую мировую войну, вплоть до высадки союзников на Сицилии! И наш первый танк – КС («Красное Сормово») – был тоже фактически точной копией FT, а следующая модификация – Т-18 – уже стала серийной, принимала участие в боях на КВЖД и успела немного повоевать в начале Великой Отечественной.

    Судьба самого создателя танка, Луи Рено, оказалась печальной. Во время оккупации Франции все руководящие посты в его фирме захватили немцы из Daimler-Benz, а после освобождения страны именно Луи Рено оказался «крайним». Заслуги перед отечеством, Орден Почетного Легиона, поставки во французскую армию в двух войнах не помогли: Луи Рено обвинили в коллаборационизме, бросили в тюрьму, где до смерти избили. А вскоре, в конце 1944 года, государство, быстро забывшее, что открыло врагу столицу и сдало территорию почти без сопротивления, провело, как и ранее немцы, «рейдерский захват» его фирмы, национализировав ее.

    Сергей Смирнов

    Творцы танкового мира: Уильям Триттон и Уолтер Вильсон на Warspot.ru
    Творцы танкового мира: Уильям Триттон и Уолтер Вильсон
    Творцы танкового мира: Йозеф Фольмер на Warspot.ru
    Творцы танкового мира: Йозеф Фольмер
    Творцы танкового мира: Эрнест Суинтон на Warspot.ru
    Творцы танкового мира: Эрнест Суинтон
    Поделиться
    • 2
    • 0
    • 0
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)
    «Мирный советский трактор»: Первая проба на Warspot.ru
    «Мирный советский трактор»: Первая проба
    100 лет танкам. Машины Кромптона и Макфи на Warspot.ru
    100 лет танкам. Машины Кромптона и Макфи
    Британский «дьявол» и его братья на Warspot.ru
    Британский «дьявол» и его братья
    Гоблин и танки на Warspot.ru
    Гоблин и танки
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)
    Неизвестный
    © 2014 — 2022 Warspot English
    • О нас
    • Связаться с нами
    • Как стать автором
    • Все авторы
    • Все теги
    • Карта сайта
    • Правила
    • Соглашение
    • Политика конфиденциальности
    Warspot Вконтакте
    Присоединяйтесь к нам на Facebook
    Мы в Одноклассниках
    Канал в Telegram
    Лучшие материалы в Яндекс Дзен
     
    ПРИВЕТ!

    ВОЙДИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВАШ АККАУНТ

    Ваш комментарий будет сохранен после регистрации

    Я подтверждаю, что условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности мне понятны, и принимаю их.

    • wargaming
    • facebook
    • vkontakte
    • google