В то время как на земле с сентября 1939 по май 1940 гг. продолжалась «странная война», в воздухе над Европой зачастую разворачивались ожесточённые воздушные бои. При этом в тесноте европейских границ один и тот же эпизод мог происходить сразу над несколькими государствами.
20 апреля 1940 года шестёрка французских истребителей «Моран-Солнье» MS.406 авиагруппы GC II/3 перехватила над городком Мобёж на самом севере страны, у самой границы с Бельгией, одинокий немецкий бомбардировщик «Хейнкель» He 111H-2 (W.Nr.2020, бортовой код V4+DA) из штабной эскадрильи эскадры KG 1 люфтваффе. Французы подожгли двигатель «Хейнкеля», возвращавшегося с разведки, но добить, казалось бы, верную добычу не успели: пилот бомбардировщика фельдфебель Ганс Копитц (Hans Kopitz) успел уйти в воздушное пространство тогда ещё нейтральной Бельгии.
Однако с надеждами доковылять до Германии немецкому экипажу пришлось расстаться. Ситуация повторилась: теперь уже не над франко-бельгийской, а у бельгийско-голландской границы в районе городка Тонгерен подбитый «Хейнкель» встретила тройка бельгийских «Гладиаторов» из эскадрильи 1/I/2, которую вёл 23-летний сержант Поль-Жюль-Жозеф Делорм (Paul Jules Joseph Delorme) по прозвищу «Пупуй» (Poupouille — «пупсик», «куколка»).
Попытки немцев спрятаться в облаках не удались, и нейтральные бельгийцы добавили нарушителю своего воздушного пространства свинца. Бомбардировщик шлёпнулся уже на территории Нидерландов севернее Маастрихта (по некоторым данным, напоследок его обстреляли не менее нейтральные голландские зенитчики). Четверо членов экипажа были интернированы, а умерший на следующий день от ран военный корреспондент зондерфюрер Фриц Штерн (Fritz Stern) упокоился на местном кладбище. Победу сержантам Полю Делорму, Фердинанду Верпортену (Ferdinand Verpoorten) и Альберту Ван ден Броеку (Albert Van den Broeck) засчитали как групповую. Это был первый успех бельгийских истребителей со времён Первой мировой.
До 10 мая 1940 года оставалось три недели. В первые же дни немецкого «блицкрига» ВВС Бельгии сгорели без следа, и сержанту Делорму, как и его ведомым, больше не удалось добиться успеха. В июле 1942 года лётчик попытался добраться до британского Гибралтара через Испанию, но попал в руки карабинеров и год провёл в местном лагере для интернированных лиц. В июле 1943 года ему удалось сбежать (на что испанцы смотрели сквозь пальцы) и добраться до Великобритании.
После прохождения тренировочного курса в мае 1944 года Делорм был зачислен в 350-ю эскадрилью ВВС Великобритании, укомплектованную бельгийцами и летавшую на «Спитфайрах». Особых успехов он не добился, до конца войны сумел повредить один «Фокке-Вульф» Fw 190, а один «Мессершмитт» Bf 109 предположительно сбил. К сожалению, послевоенная карьера бельгийца оказалась недолгой: 21 марта 1946 года флайт-лейтенант Поль Делорм погиб в авиакатастрофе над немецким островом Зильт и был похоронен на родине, в коммуне Энё в пригороде Льежа.
Среди прочих наград лётчика выделяется необычный «Крест беглецов» (Croix des évadés 1940-1945). Учреждённый в Лондоне 25 февраля 1944 бельгийским правительством в изгнании, он полагался тем гражданам королевства, кто предпочёл бежать из плена или с оккупированной территории и присоединиться к Сопротивлению, а также находился под арестом сроком не менее трёх месяцев. На 7 июня 1954 года было произведено 4927 подобных награждений.
Знак «Креста беглецов» изготавливался из бронзы в виде лапчатого креста размерами 39×39 мм со штраловыми лучами между лапами креста. В центре геральдический бельгийский лев наложен на щит размерами 14×18 мм с тюремной решёткой. Реверс креста гладкий. Через бронзовое кольцо крест носится на зелёной муаровой ленте шириной 37 мм с чёрной центральной полосой шириной 6 мм и двумя черными полосами шириной 3 мм, расположенными с отступом в 6 мм от краёв ленты
Комментарии к данной статье отключены.