Одним из правил разработки танков, особенно во время войны, является следующее: создав новый танк, сразу начинай работать над его заменой. Следовать ему в годы Второй мировой были вынуждены и американцы. Если с лёгкими танками на начало войны у них дела обстояли неплохо, то производство боевых машин среднего класса только разворачивалось. Но за счёт ежегодной смены поколений средних танков уже в 1942 году американцы догнали лидеров. Следующим шагом в этом направлении должен был стать Medium Tank T20, принципиально отличавшийся от предшественников.
Революция вместо эволюции
На программу разработки американского среднего танка прямым образом повлияла ситуация в Европе. Американцы не ожидали, что Франция так быстро проиграет войну, потому Второе Компьенское перемирие, заключённое 22 июня 1940 года, застало их врасплох. Несмотря на нейтральный статус, в США прекрасно понимали, что вовлечение во Вторую мировую для них неизбежно — главный вопрос состоял в том, сколько мирного времени осталось на подготовку к войне. Кроме того, кампания мая-июня 1940 года показала, что орудия калибра 37 мм слабоваты в условиях растущей броневой защиты танков.
В этих условиях единственно верным решением было развитие конструкции Medium Tank M2. Других вариантов, кроме как развивать конструкцию танка, уже запущенного в серийное производство, у американских конструкторов не оставалось. Создание принципиально новой машины означало бы потерю времени — самого дорогого ресурса, который невозможно восполнить. Именно поэтому появился Medium Tank M3, во многом компромиссный танк. В Департаменте вооружений прекрасно понимали, что установка 75-мм орудия в корпусе не является оптимальным решением. Другой вопрос, что тогда не имелось башни нужных размеров и нужного диаметра погона, поэтому запуск странного гибрида оказался самым правильным вариантом. Безусловно, машина получилась весьма необычной, но производилась крупной серией уже к концу лета 1941 года, да и последующие события показали, что получился далеко не самый плохой танк. А в сентябре 1941 года на испытания вышел Medium Tank T6, уже с 75-мм орудием, размещавшемся в башне. С февраля 1942 года этот танк, получивший обозначение Medium Tank M4A1, запустили в серийное производство.
Medium Tank M4 стал не только одним из самых массовых танков в истории, но и апогеем развития шасси Medium Tank T5. Вместе с тем в Департаменте вооружений прекрасно понимали, что вечно развивать это шасси не получится. Первоначально боевая масса Medium Tank T5 составляла 13,6 т, масса Medium Tank M3 — уже 27,9 т, а Medium Tank M4A1 перемахнул за 30 т. Инженерная логика подсказывала, что даже усиление ходовой части поможет лишь отчасти. Также у компоновочной схемы Medium Tank M4 имелось немало недостатков. Ввиду размещения трансмиссии впереди и высокого вала от мотора к КПП танк получался высоким, при этом боевое отделение не отличалось чрезмерной просторностью.
Одним словом, как только удалось запустить Medium Tank M4A1 в серию, возникла вполне логичная идея о разработке замены этого танка. Одним из идеологов разработки новой машины стал Гладеон Барнс, начальник технического отдела Департамента вооружений. У Барнса имелось своё видение компоновки танка, и оно существенно отличалось от того, что продвигал известный конструктор Гарри Нокс. Барнс считал, что трансмиссия должна размещаться в кормовой части корпуса. Это, конечно, увеличивало длину корпуса, зато улучшалась броневая защита его лобовой части и упрощалось обслуживание элементов трансмиссии. Также подобное решение теоретически снижало высоту корпуса. Первым танком нового поколения по концепции Барнса стал Heavy Tank T1E2 (Medium Tank M6). Он всё равно получился высоким, но лишь потому, что единственной имевшейся силовой установкой был авиационный радиальный мотор воздушного охлаждения Wright G-200 Model 781C9GC1, не отличавшийся компактностью.
Первые концептуальные наработки грядущего сменщика Medium Tank M4 появились ближе к весне 1942 года. Поначалу они носили, можно сказать, осторожный характер. Требования максимальной преемственности по конструкции с предшественником продолжали висеть дамокловым мечом. На тот момент ходовая часть разработки Гарри Нокса не имела альтернатив — неудивительно, что поначалу получалось нечто, больше напоминающее Medium Tank M4 с кормовым расположением трансмиссии.
Вместе с тем к апрелю 1942 года Танково-автомобильный центр, организованный в Детройте, выработал концепцию танка, сохранившего от предшественника только общую схему шасси. Центр, возглавляемый Джозефом Колби, вывел концепцию Барнса на новый уровень — отчасти это удалось благодаря новой силовой установке. Ещё в случае с Medium Tank M3 имелась более компактная альтернатива в виде спарки дизелей GM6046. Впрочем, мотор этот был слабее Continental R975 C4, поэтому поиски альтернатив продолжились. Необходимая силовая установка нашлась у Ford. Известный производитель автомобилей имел и авиационное подразделение, которое разработало V-образный 12-цилиндровый двигатель. Он не пригодился для самолётов, но оказался очень кстати как танковый мотор. Его укороченная 8-цилиндровая версия получила обозначение Ford GAA. 18-литровый мотор водяного охлаждения имел номинальную мощность 450 л.с. — это было лишь чуть меньше максимальной мощности Continental R975 C4. Максимальная же мощность составляла 500 л.с., то есть Ford GAA по характеристикам был близок к советскому дизельному мотору В-2. В июне 1942 года начался серийный выпуск Medium Tank M4 с такими двигателями — он получил обозначение Medium Tank M4A3. В случае же с потенциальным сменщиком Medium Tank M4 появилась возможность существенно понизить корпус.
Помимо снижения высоты корпуса, новый танк должен был получить более мощное вооружение. Следует отметить, что орудийная установка M34 для Medium Tank M4 изначально разрабатывалась для установки более мощного вооружения, чем 75-м орудие M3. Собственно говоря, такая система уже имелась: для Heavy Tank T1 была разработана 76-мм пушка T9 с баллистикой 3-дюймовой (76-мм) зенитной пушки. Считается, что появление данной системы стало результатом поездки Колби в Северную Африку, где немцы применили новые танки Pz.Kpfw.III Ausf.L и Pz.Kpfw.IV Ausf.F2. На самом деле данная версия несколько сомнительна: оба танка применили в конце мая 1942 года, когда требования на танк, получивший обозначение Medium Tank T20, уже сформировали, а также изготовили полноразмерный макет. Скорее всего, американские военные действовали на опережение, тем более что имелось несколько предварительных вариантов установки 76-мм орудия.
В окончательном варианте требования на танк выглядели следующим образом. Боевая масса находилась на уровне Medium Tank M4, при этом снижался силуэт танка. Состав экипажа сохранялся в прежнем виде, при этом машина получала сдвоенное управление. Также на крыше отделения управления ставился вентилятор. Помимо более мощного вооружения, усиливалась броневая защита. К работе по T20 подключились специалисты General Motors, благодаря которым сильно изменилась моторно-трансмиссионная группа. Ещё при проектировании Light Tank T7 отрабатывалась установка элементов трансмиссии единым блоком, который вынимался через люк в лобовом листе корпуса. На новом танке разработчики пошли дальше: единым блоком делался силовой агрегат, то есть двигатель, коробка передач и другие элементы трансмиссии. В состав моторно-трансмиссионной группы должны были войти планетарная КПП и гидротрансформатор (последний отрабатывался на Light Tank M7).
Полноразмерный макет Medium Tank T20 был показан в конце мая 1942 года американскому командованию. Новая машина произвела на генералитет впечатление. Оставив тот же угол наклона верхнего лобового листа, что и на Medium Tank M4, его толщину увеличили до 64 мм. Высота машины по крыше башни при этом составляла 2438 мм (для сравнения, высота M4A3 по крышу башни составила 2642 мм). Толщина башни в лобовой части составляла 89 мм, а в самой башне стояла 76-мм пушка. Одним словом, вырисовывался перспективный танк. Со стороны ASF и бронетанковых сил последовало одобрение на разработку пилотного образца Medium Tank T20. Со стороны Департамента вооружений указание о разработке опытной машины последовало 25 мая 1942 года. Работы над американским средним танком нового поколения перешли в практическую стадию, но впереди T20 ждала масса переделок.
«Нужно больше вариантов»
Для американского танкостроения 1942 год стал не только временем запуска в серийное производство наиболее массовых образцов бронетанковой техники, но и началом кризиса идей. Впрочем, началось это ещё раньше — в 1940-1941 годах при разработке Heavy Tank T1. Единого мнения относительно того, какой должна быть силовая установка и тем более трансмиссия, не существовало, поэтому разработка танка разделилась на несколько направлений. Например, для установки в танк предполагалась автоматическая коробка передач GM Hydra-Matic, которую, впрочем, так и не поставили. Для танков семейства Heavy Tank T1 разработали целую плеяду различных вариантов КПП — гидравлические, механические, и даже электрическую трансмиссию. Это отчасти затянуло работы по танку, а к моменту, когда наконец определились с выбором, стало ясно, что танк американским военным уже не нужен, так как сменились требования.
В случае с Medium Tank T20 брожения по поводу требований начались летом 1942 года. Более того, это оказалось связано не только с начинкой моторно-трансмиссионного отделения, но и с вооружением. Приоритетом являлась 76-мм танковая пушка с баллистикой зенитки, тем не менее продолжали рассматривать и альтернативные варианты. В результате 26 августа 1942 года Комитет по вооружениям рекомендовал разработку и постройку трёх опытных танков — они получали обозначения Medium Tank T20, T20E1 и T20E2. Утвердили данную разработку 12 октября. Разделение произошло как раз по вооружению. T20 оставался с 76-мм пушкой, которую позже приняли на вооружение под индексом M1. Второе орудие калибра 76 мм ставилось на Medium Tank T20E2. Речь шла о 76-мм орудии M7, которое разработали для истребителя танков GMC M10. Собственно говоря, это было не первое пришествие M7: ещё в ходе эскизной проработки T20 возник такой вариант, ещё с орудийной установкой от GMC T35 (опытного образца GMC M10).
Наиболее интересным стал третий (по хронологии второй) вариант — Medium Tank T20E1. Он получал 75-мм орудие M3, которое сохраняло штатную орудийную установку M34 с Medium Tank M4. Изюминкой стала полностью механизированная система заряжания — это был едва ли не первый автомат заряжания, реализованный на практике. Боеприпасы попадали в орудие из механизированных укладок, расположенных на полу боевого отделения. Благодаря этой системе теоретическая скорострельность достигала 20 выстрелов в минуту. Боекомплект при этом составлял 64 выстрела, размещённых в двух укладках по 32 выстрела в каждой. В одной укладке находились бронебойные выстрелы, в другой — осколочно-фугасные. Естественно, применение автомата заряжания уменьшало боекомплект (для сравнения, у T20 и T20E2 он составлял 68 выстрелов калибра 76 мм). Тем не менее игра стоила свеч, тем более что на момент принятия решения о создании такой системы 75-мм орудие M3 выглядело вполне современным.
Отдельно стоит поговорить о ходовой части, а именно о подвеске. Первоначальная конструкция танка подразумевала использование всё той же подвески по типу Medium Tank M4 — с буферными пружинами, расположенными вертикально. Вместе с тем эта система не являлась идеальной, да и масса танков постепенно росла. Предвидя надвигающиеся проблемы, Гарри Нокс разработал изменённый вариант подвески. Теперь упругие элементы в виде всё тех же буферных пружин находились в горизонтальном положении, да и сама тележка немного изменилась. Нельзя сказать, что Нокс придумал что-то принципиально новое — фактически он переосмыслил подвеску Хотсманна, которая появилась ещё в самом конце 20-х годов. Это не помешало Ноксу запатентовать собственное изобретение (впрочем, все его патенты, согласно тексту, передавались в пользу государства).
Одной переделкой подвески дело не обошлось. Американские военные прекрасно видели, какую выгоду несёт использование торсионной подвески. Подсмотрели они её на Pz.Kpfw.III, с которым полковник Колби познакомился, находясь в Северной Африке. Позиции Нокса были, конечно, сильны, ведь его покровитель, генерал Крисмес, сидел на самом верху Департамента вооружений, фактически являясь главным конструктором американских танков. Тем не менее у них имелись серьёзные оппоненты в виде Барнса, а также Колби и конструкторского коллектива Танково-автомобильного центра. В Детройте отрабатывали различные схемы подвески, и в итоге стало понятно, что оптимальным вариантом является торсионная подвеска. В сентябре 1942 года на торсионной подвеске стали настаивать в командовании бронетанковых войск. Вместе с тем, как и любая новая идея, торсионная подвеска требовала отработки, поэтому 2 октября 1942 года Комитет по вооружениям утвердил работы по ещё одному танку, который получал торсионную подвеску. 12 февраля 1943 года для этой машины утвердили обозначение Medium Tank T20E3.
Контракт на изготовление опытных образцов танков семейства Medium Tank T20 получил завод Fisher Body, один из крупнейших производителей автомобильных кузовов, входивший в состав General Motors. С весны 1942 года этот завод стал основным производителем Medium Tank M4A2, кроме того, предприятие из Детройта периодически подключали к различным опытным работам. Этому способствовало и близкое расположение к Танково-автомобильному центру. Правда, различные утряски привели к тому, что выпуск танков существенно задержался, более того, часть из планировавшихся машин попросту исчезла. Medium Tank T20E1 и T20E2 так и остались в виде бумажных проектов, а первый и единственный образец T20 закончили в мае 1943 года, то есть спустя год после утверждения работ по танку.
Несмотря на столь существенную задержку, на тот момент Medium Tank T20 являлся едва ли не лучшим танком в своём классе. Превосходил его только немецкий Pz.Kpfw.Panther Ausf.D — правда, немецкая машина получилась существенно больше и в полтора раза тяжелее. Боевая масса нового танка составила 29 827 кг, это было на полтонны меньше, чем Medium Tank M4A3. Самое интересное, что шасси Medium Tank T20 получилось не только существенно ниже, но и чуть короче, чем у M4A3, — 5740 мм против 5906 мм. Полная ширина T20 была существенно больше (2920 мм против 2620 мм у M4A3), но расширение произошло за счёт выноса ходовой части за пределы корпуса. Это означало, что над ходовой частью не нависали надгусеничные полки. В результате корпус был ещё и уже. В этом и крылась причина того, почему новый танк получился легче предшественника. Корпус танка имел сварную конструкцию с довольно большим числом литых деталей. Особенно это касалось лобовой части, где литыми делалась верхняя часть отделения управления, установка курсового пулемёта и крепления ленивцев. Для американского танкостроения это была не редкость: верхняя лобовая деталь Medium Tank M4 выпуска 1942-1943 годов также имела массу вварных деталей, имевших литую конструкцию. Между люками механика-водителя и его помощника был установлен вытяжной вентилятор, чей колпак довольно сильно выделялся на крыше отделения управления.
Весьма оригинально было сделано моторно-трансмиссионное отделение. Его крыша состояла из множества откидных панелей, что существенно упрощало доступ к агрегатам. Как и планировалось, силовую установку, коробку передач и дифференциал объединили в единый блок. С целью дополнительного снижения высоты силовую установку несколько переделали, она получила обозначение Ford GAN. На танке использовалась планетарная коробка передач Alisson Torqmatic с гидротрансформатором. Очень похожая схема применялась в ещё одной разработке Танково-автомобильного центра — истребителе танков GMC T70. Как и предполагалось по концепции, танк имел сдвоенное управление. Кроме того, в походном положении сиденья механика-водителя и его помощника приподнимались, что существенно упрощало езду. Что же касалось ходовой части, то она, за исключением подвески, максимально повторяла Medium Tank M4. Ведущие колёса, опорные катки, ленивцы, траки — всё это было унифицировано с серийным танком.
В отличие от шасси, боевое отделение являлось скорее продуктом эволюции. При разработке башни за основу конструкции была взята башня Medium Tank M4, при этом её форма немного изменилась. В связи с установкой более крупного орудия увеличилась кормовая ниша, вносились некоторые изменения в конструкцию носовой части. Люк командира, прицелы и отчасти орудийная установка оказались позаимствованы у Medium Tank M4, это же касалось и башенного погона. Теоретически это позволяло менять местами башни обоих танков. Полик сохранился, но теперь он был не «глухим», как на Medium Tank M4. Также у заряжающего появился двустворчатый люк.
После приёмки танка с регистрационным номером U.S.A. 30104302 Департаментом вооружений опытный образец направился на полигон General Motors в Милфорд, штат Мичиган. В общей сложности танк преодолел 480 км, и они оказались совсем не простыми. С одной стороны, танк был заметно быстрее Medium Tank M4A3. Максимальная скорость составила 56 км/ч — практически рекорд для средних танков того периода. Другой вопрос, как обстояли дела с надёжностью. Выявился целый букет дефектов, связанных с работой элементов трансмиссии. Наблюдались различные поломки, утечки масла, перегрев и отказ тормозов. Система охлаждения двигателя также оказалась недостаточно эффективной, кроме того, отмечались поломки вентиляторов системы охлаждения. В результате танк оказался попросту не готов к полигонным испытаниям — на устранение неисправностей понадобилось 385 часов работ, после чего танк прошёл 100 км по полигону. До Абердинского полигона машина добралась только в феврале 1944 года, когда была уже не интересна Департаменту вооружений.
Второй опытный образец, Medium Tank T20E3, был готов к 1 июля 1943 года. Машина с регистрационным номером U.S.A. 30104303 получилась заметно тяжелее — боевая масса составила 30 617 кг. Такова была цена использования торсионной подвески. При её разработке учитывался опыт изучения Т-34 и КВ-1, а также разработки GMC T70. Диаметр опорных катков был тем же, что и у GMC T70, но их число выросло до 6 на борт, также катки немного отличались по конструкции. Были похожи и траки, но их ширина выросла до 457 мм. Пришлось менять ленивец, ставить новые поддерживающие катки. 1-й, 2-й, 5-й и 6-й опорные катки получили телескопические амортизаторы. Кроме того, имелась система, которая связывала ленивец и балансир первого опорного катка — это позволило, аналогично GMC T70, иметь постоянный натяг гусеничных лент.
Судьба Medium Tank T20E3 оказалась во многом схожей с T20. Заводские испытания выявили всё те же проблемы с трансмиссией и системой охлаждения двигателя, что и на предшественнике. В дополнение к этому вылезли дополнительные «болячки», на сей раз связанные с подвеской. Ломались амортизаторы, летели крепёжные болты, вылезали другие проблемы. В результате Medium Tank T20E3 также попал в ремонт, откуда вышел только в начале весны 1944 года. 15 марта 1944 года машина прибыла на Абердинский полигон, где отрабатывалась работа торсионной подвески. К тому моменту машина также не представляла интереса для американских военных.
Другая КПП, проблемы те же
Как уже говорилось, в 1941-1942 годах американские военные находились в поиске оптимальной схемы трансмиссии. Весьма бурная история с разработкой Heavy Tank T1 уже научила американских военных, что неплохо бы иметь альтернативу попроще, но зато и понадёжнее. В результате к осени 1942 года работы по Medium Tank T20 разделились уже не только по типу вооружения, но и по типам трансмиссий.
Первое такое почкование случилось 3 сентября 1942 года. В этот день Комитет по вооружениям рекомендовал разработку аналогичного Medium Tank T20 танка, но с механической коробкой передач. Данная машина получила обозначение Medium Tank T22. Почему не T21? А всё потому, что американские военные на полном серьёзе рассматривали разработку на базе Medium Tank T20 лёгкого танка, который должен был обозначаться как Light Tank T21. Фактически это тот же T20, которому собирались стесать часть брони для достижения боевой массы в 20 т. Также предполагалось вместо 76-мм пушки дать ему 75-мм орудие M3. То есть получался танк полегче, зато побыстрее. Впрочем, как это часто бывает, боевая масса постепенно росла. Американские военные в очередной раз не смогли остановиться перед соблазном накрутить танку ещё брони, да и пушку хотелось уже калибра 76 мм. Финал немного предсказуем: боевая масса уверенно вылезла за отметку в 20 т, поэтому дальнейшая разработка оказалась лишена смысла. Результатом стало закрытие программы Light Tank T21 в июле 1943 года.
В случае с Medium Tank T22 ситуация развивалась иначе. Подобно T20, танк разделили на несколько вариантов. T22 получал 76-мм пушку M1, далее шёл опытный образец T22E1 с 75-мм орудием M3, оснащённым автоматом заряжания, и, наконец, T22E2 с 76-мм орудием M7. В таком виде машину 17 сентября 1942 года утвердил Комитет по вооружениям. Впрочем, довольно быстро версия T22E2 исчезла из списка. Дело в том, что от идеи ставить орудие M7 отказались, поскольку оно было более громоздким, чем M1. Зато в случае с T22 сохранился вариант с 75-мм орудием M3, оснащённым механизмом заряжания.
Отличия оказались не только в трансмиссии, но и в заводе-изготовителе. В отличие от T20, изготовителем танков с механической коробкой передач стал Chrysler, точнее, принадлежавший ему Детройтский танковый арсенал. Это привнесло свою лепту в общий облик танков. Кстати говоря, первоначально обе машины, построенные в конце мая 1943 года, были изготовлены по типу T20, то есть обе оснащались башнями с 76-мм орудиями M1. Опытные образцы получили регистрационные номера U.S.A. 30104304 и U.S.A. 30104305.
С точки зрения конструкции корпуса и ходовой части T22 был практически идентичен Medium Tank T20. Тем не менее эту машину можно безошибочно отличить от T20. Во-первых, танк получил совершенно иные бортовые экраны с характерными выштамповками. Во-вторых, иначе были сделаны ящики ЗИП на крыльях. На верхней лобовой плите корпуса появились крепления для запасных траков. Кроме того, несколько иначе было выполнено размещение ЗИП на кормовой плите корпуса, да и надмоторная плита имела массу отличий.
Впрочем, главные отличия были внутри. В Chrysler не стали искать сложных путей и фактически приспособили агрегаты трансмиссии Medium Tank M4A3 для использования в Medium Tank T20. Это означало, что в одном блоке с мотором Ford GAN находилась 5-скоростная синхронизированная коробка передач, а также дифференциал. Объёмов моторно-трансмиссионного отделения вполне хватило для такой комбинации, вместе с тем за счёт более развитых крыльев общая длина корпуса выросла до 6102 мм. Впрочем, выросла не только длина, но и масса, составившая 31 434 кг.
Из двух выпущенных танков в исходном виде на Абердинский полигон отправился один. Второй образец направили на заводской полигон, где он прошёл 1440 км. Механическая трансмиссия показала себя более надёжной, но общая «семейная» черта никуда не делась. С системой охлаждения двигателя творились те же проблемы, что и на Medium Tank T20. Кроме того, обнаружились проблемы с шатунами, в итоге двигатель пришлось полностью заменить. Помимо этого, максимальная скорость оказалась существенно ниже, чем у Medium Tank T20, — всего 40 км/ч. Фактически это означало, что данный танк не имеет преимуществ по подвижности в сравнении с Medium Tank M4A3.
Не менее неприятным моментом стало то, что выход из строя силовой установки первого пилотного экземпляра Medium Tank T22 оказался не исключением из правил. Второй опытный экземпляр на Абердинском полигоне вёл себя похожим образом. Проблемы оказались ещё более существенными, поскольку испытаний не выдержал ни мотор, ни коробка передач. Фактически пришлось менять весь силовой блок в сборе. На фоне совсем не выдающихся результатов по подвижности T20 и T22 выглядели как плохой и очень плохой варианты. Кроме того, накопилось немало нареканий к боевому отделению. Несмотря на отличия в конструкции башни (по сравнению с Medium Tank M4), увеличение внутреннего объёма оказалось недостаточным. Имелись претензии по обзорности, да и орудийная установка T79 оказалась не лучшим вариантом. На фоне всего этого какой-то глубинный смысл в доработке танка пропал.
Пока шли работы непосредственно по танку, разрабатывалось и альтернативное вооружение. После исчезновения 76-мм пушки M7 альтернатива осталась одна — 75-мм танковая пушка M3 с автоматом заряжания. Поскольку орудие требовало меньшего объёма боевого отделения, то было принято решение о разработке другой башни меньшего размера. Фактически United Shoe Machinery Corporation, являвшаяся смежником по данной программе, переделала башню Medium Tank M3. Отличия, разумеется, были, но незначительные. Для начала командирская башенка перекочевала на левую сторону крыши, а справа появился одностворчатый люк для наводчика. Ввиду наличия автомата заряжания расчёт башни сократился до двух человек.
Первые испытания башни с 75-мм орудием прошли в ноябре 1942 года. Предполагалось, что башня встанет на Medium Tank T20E1, но ввиду отмены выпуска было решено ставить её только на Medium Tank T22E1. В течение весны-лета 1943 года башня тестировалась отдельно от танка, в частности, дорабатывалась система подачи выстрелов. Наконец, в августе 1943 года башню поставили на первый опытный образец Medium Tank T22, после чего его переименовали в Medium Tank T22E1.
На Абердинский полигон танк направили в ноябре 1943 года. К тому моменту интерес именно к 75-мм пушке угасал, поскольку она была недостаточно мощной для борьбы с новыми немецкими танками. Вместе с тем интерес к автомату заряжания сохранялся. Увы, система оказалась недостаточно надёжной, по ходу огневых испытаний улучшить её так и не удалось. В результате в феврале 1944 года Комитет по вооружениям дал указание о прекращении работ по T22 в целом и заморозке работ по T22E1 в частности.
Несмотря на столь печальный финал, для американской танковой промышленности Medium Tank T20 и T22 стали большим шагом вперёд. Вопрос в том, что неудовлетворительные результаты испытаний стали причиной не совсем верных выводов. Дело в том, что имелся ещё один танк — T23. Программа Medium Tank T23 появилась одновременно с T22, и именно её американские военные считали приоритетной. Поначалу дела по T23 шли успешно, и именно этот танк выпускался серийно, но позже выяснилось, что успех оказался частичным. Неудача с T23, который достоин отдельного рассказа, стала одной из причин пробуксовки американской танковой программы. В результате к концу Второй мировой войны американцы оказались в роли отстающих.
Источники и литература:
- NARA
- ЦАМО РФ
- Pershing: A History of the Medium Tank T20 Series, R. P. Hunnicutt, Feist Publication, 1996
Комментарии к данной статье отключены.