К началу Первой мировой войны парусники, казалось, остались далеко в прошлом, уступив место кораблям, приводимым в движение паровыми машинами. Однако был у пароходов и недостаток: они нуждались в регулярных поступлениях угля. В условиях морского господства британцев немцам было затруднительно снабжать углём свои рейдеры — вспомогательные крейсера, боровшиеся с вражеской морской торговлей в отдалённых уголках океана. Выход был найден: выпустить на «охоту» парусник, оснащённый на случай штиля не особо мощным дизельным двигателем.
Пришлось потратить время, чтобы собрать команду из людей, умеющих ходить под парусами, и найти подходящий корабль. Немцы справились с обеими задачами. Опытный экипаж возглавил граф Феликс фон Люкнер, известный своей страстью к приключениям. На роль рейдера был выбран трёхмачтовый стальной парусник, построенный в 1888 году на верфи в Глазго. Он назывался Pass of Balmaha («Перевал Бальмаха» — в честь перевала на окраине одноимённой шотландской деревни) и принадлежал американской торговой компании. В 1915 году его задержали британцы по подозрению в контрабанде и решили доставить корабль в порт на Оркнейских островах, однако по дороге повстречали германскую субмарину U 36. Подводники захватили парусник и отправили его в Германию. Здесь трофей сменил имя на Walter и «переквалифицировался» в учебное судно. В 1916 году названный SMS Seeadler (нем. «орлан») парусник был назначен рейдером, получил два 105-мм орудия и два пулемёта и в декабре того же года вышел в море под видом норвежского грузового судна, перевозившего древесину.
Служба «Орлана» началась с досмотра, который паруснику устроила команда британского вспомогательного крейсера HMS Avenger. Немцы успешно притворились скандинавами и обвели англичан вокруг пальца. Дальше плавание проходило без приключений, пока 9 января 1917 года SMS Seeadler не встретил и не потопил британский пароход Gladis Royle. За ним последовали пароход Lundy Island (10 января), барк Charles Gounod (21 января), шхуна Perce (24 января) и т.д. Всего за 225 дней похода в Атлантике и Тихом океане SMS Seeadler захватил 15 английских, французских и американских судов и 14 из них (на 28 000 брт) потопил. Этой печальной судьбы избежал французский барк Cambronne, который немцы захватили 21 марта. К этому времени на их паруснике уже находилось более 300 пленников, и их надо было куда-то пристроить. Фон Люкнер распорядился перевести их на барк, на котором они к концу месяца добрались до Рио-де-Жанейро.
Путешествие рейдера завершилось в июле 1917 года на острове Мопелия (он же Маупихаа) во Французской Полинезии, где «Орлан» налетел на риф. Экипаж разделился. Несколько человек вместе с капитаном фон Люкнером на спасательном баркасе добрались до Фиджи, где угодили в лагерь для интернированных. Остальная часть команды в сентябре захватила проходившую мимо французскую шхуну Lutece, доплыла на ней до острова Пасхи и там сдалась чилийским властям.
Комментарии к данной статье отключены.