После создания Центрального (ЦШПД) и Белорусского (БШПД) штабов партизанского движения в их штатах появились оперативные управления и отделы, которые занимались изучением ситуации с вооружением партизан и разработкой решений выявленных проблем. Манёвренный характер войны, насыщенной подвижной техникой и инженерными средствами, потребовал для партизан нового лёгкого и эффективного вооружения.
Новые виды боеприпасов
О попытках БШПД получить винтовочные гранаты конструкции Сердюка для вооружения партизан говорилось в предыдущей части нашего цикла. Несмотря на, казалось бы, самое очевидное решение о доработке уже готового боеприпаса, вопрос о дополнительном обеспечении партизан специальным оружием так и оставался открытым. Отдел диверсионной тактики и техники в оперативном управлении ЦШПД впервые появился в сентябре 1942 года, но был ликвидирован менее чем через два месяца после создания в рамках сокращения штатов. В мае 1943 года в оперативном отделе ЦШПД было создано отделение диверсионной тактики и техники. Именно оно попыталось сформировать тактико-технические требования для нового партизанского оружия.
Перед конструкторами были поставлены следующие задачи:
«1. Создание новых образцов гранат, т.к. аналогичных по приемлемости, назначению и действию не было известно.
Гранаты должны позволять стрельбу прямой наводкой на дистанции до 200 метров по подвижным и неподвижным целям. Дистанционное метание должно быть достаточно метким и не демаскировать стреляющего.
2. Создание средства метания гранат путём разработки новых или приспособления существующих систем вооружения.
Гранаты и средства их метания должны допускать сбрасывание их с парашютом, быть лёгкими, компактными, и всегда готовыми к действию»
Для обеспечения успешных действий партизан по заданию БШПД и начальника Бюро изобретений Народного комиссариата обороны (НКО) СССР в июле 1943 года в КБ-30 в инициативном порядке началась разработка винтовочной зажигательной гранаты одновременно с разработкой винтовочной противотанковой гранаты.
И снова гранатомёт Дьяконова
Основные требования к гранатомёту были следующими:
«лёгкий;
простой и удобный в обращении;
не должен являться самостоятельным, новым видом вооружения»
Учитывая, что после 1917 года на вооружение Красной армии приняли лишь один гранатомёт конструкции Дьяконова, выбор конструкторского бюро под руководством Е.М. Вицени был предельно ясен. С появлением в конце 30-х годов 50-мм миномётов гранатомёт Дьяконова был снят с вооружения, его многочисленные запасы находились на складах. Ружейный гранатомёт состоял из мортирки, надеваемой на ствол винтовки, а также прицельного квадранта и сошек.
Для стрельбы прямой наводкой ни сошки, ни специальные прицельные приспособления не требовались. Доработка мортирки свелась лишь к появлению на ней ограничительного винта и новой мушки, с помощью которой через штатный целик винтовки и осуществлялось прицеливание. Хотя отрабатывался и укороченный на 90 мм вариант, который лишь незначительно ухудшал баллистические характеристики гранаты, при этом значительно повышая скорострельность (с 4 до 7 выстрелов в минуту). Однако этот вариант так и не был реализован, а стрелок по цели, движущейся со скоростью 40 км/ч, с расстояния в 150 м успевал сделать всего лишь один прицельный выстрел.
Пришлось дорабатывать и метательный заряд для новой гранаты, который представлял собой холостой винтовочный патрон. Испытывались варианты с зарядами пороха марок ВТ массой 3,3 г и П-45 массой 2,56 г. Порох ВТ показал худшие характеристики, и было решено использовать заряд пороха П-45, но с несколько увеличенной навеской в 2,75 г. Дульце такого патрона окрашивалось лаком чёрного цвета (в отличие от холостого патрона для гранаты Сердюка с красным окрасом дульца).
Кумулятивная граната
Наиболее универсальным боеприпасом как для партизан, так и для обычной пехоты была противотанковая граната кумулятивного действия. Именно она вызвала наибольший интерес со стороны Главного артиллерийского управления (ГАУ), однако не будем забывать, что толчком к её разработке послужили именно партизанские требования:
«вес не более 400 грамм;
безопасность в обращении;
допускать хранение в полевых условиях;
быть всегда готовыми к действию, простыми и несложными в обращении;
быть простыми и дешёвыми в изготовлении;
пробивать броню толщиной до 50 мм и фугасным эффектом поражать людей»
Противотанковая граната состояла из корпуса, закрытого сверху обтекателем и снизу донной гайкой, внутри которого расположены кумулирующая чашка, взрывчатое вещество и донный инерционный взрыватель. На корпусе гранаты имелись три ведущих выступа, которые входили в нарезы мортирки. Именно благодаря нарезному стволу гранате придавалось вращательное движение, стабилизировавшее её в полёте.
Такая граната позволяла бороться с бронетехникой и неподвижными защищёнными целями. Кумулятивный эффект гранаты позволял пробивать броню в 50-60 мм, что превышало величину бронебойности противотанковых ружей, являвшихся специальным, тяжёлым видом стрелкового вооружения.
Первые испытания ВКГ-40 состоялись на Научно-исследовательском полигоне стрелкового вооружения Красной армии (НИПСВО КА) в ноябре 1943 года. Граната имела длину 136 мм, массу 205 г и вес взрывчатого вещества 80 г. В качестве взрывчатого вещества (ВВ) испытывались тротил, а также сплав тротила и гексогена (ТГ-50). Рассматривались различные варианты толщины кумулятивной воронки с центральным отверстием и без такового. Лучшие результаты показали гранаты, снаряжённые сплавом ТГ-50, имевшие кумулятивную воронку с отверстием и толщиной стенок 0,8 мм — впрочем, испытаний они также не выдержали. Основные нарекания касались «низкой и не стабильной бронепробиваемости, а также не безотказности действия, обусловленных низкой чувствительностью взрывателя».
В дальнейшем граната неоднократно подверглась доработке и проходила испытания в январе, апреле и июне 1944 года. В акте НИПСВО КА от 20 мая 1944 года значилось:
«Винтовочная кумулятивная граната, по своему эффективному действию, войсковые испытания выдержала и может быть принята на вооружение стрелковых частей… Гранаты могут быть введены на вооружение стрелкового отделения, в количестве 2-3-х гранатомётчиков на отделение»
Вскоре гранату приняли к массовому изготовлению и присвоили ей индекс 57-Г-624. Постановлением Государственного комитета обороны (ГОКО) №6727-сс от 14 октября 1944 года винтовочная противотанковая граната ВКГ-40 принимается на вооружение Красной армии. На четвёртый квартал 1944 года планировалась переделка 3000 мортирок, изготовление 200 000 холостых патронов и 150 000 гранат. Выпуск гранат поручался заводам №58 и №608 со снаряжением их на заводе №11. На первый и второй кварталы 1945 года планировался выпуск ещё 150 000 и 180 000 гранат соответственно. К сожалению, данные о выпуске ВГК-40 пока отсутствуют, как и достоверная информация об их боевом применении.
«Электронная» граната
Впрочем, партизан больше интересовали зажигательные средства для проведения диверсионных операций во вражеском тылу. Задача разработать такую гранату для партизан оказалась для конструкторов более сложной и нетривиальной. В дополнение к общим требованиям к гранатам зажигательная граната «должна пробивать доску толщиной до 50 мм на дистанциях в 150-200 метров и надёжно поджигать горючие материалы (деревянные конструкции и т.п.)».
В процессе разработки испытывались несколько вариантов конструкций, но в итоге было решено остановиться на использовании сплава «электрон», развивающего температуру до 3000-3500 °С. При этом для надёжного воспламенения такого сплава нужно 50% термитного снаряжения, снижающего полезный вес гранаты. За счёт постепенного разогревания «электрона» и доведения его до плавления удалось снизить это соотношение до 20% термита.
Окончательно снаряжённая граната по своему устройству весьма проста и состоит из пяти деталей: корпуса из «электрона», термитных шашек, пробки, капсюля-воспламенителя КВ-11 и порохового замедлителя. В пробке имеются четыре канала для форса. На корпусе гранаты запрессованы три шпильки для вхождения в нарезы мортирки и придания вращательного движения в полёте.
Величина отдачи при стрельбе из мортирки как кумулятивными, так и зажигательными гранатами на 30% выше, чем при стрельбе обыкновенным винтовочным патроном. Тем не менее она находится в пределах, допустимых для стрелкового оружия.
Граната ВЭЗГ-40 в марте 1944 года успешно прошла полигонные испытания на НИПСВО КА, а её чертежи были утверждены техническим отделом НКБ СССР к производству. В октябре на курсах «Выстрел» прошли войсковые испытания винтовочных электронно-зажигательных гранат конструкции КБ-30. Гранаты ВЭЗГ-40 испытания выдержали и были рекомендованы для вооружения Красной армии и партизан. В дальнейших планах была постановка её в серийное производство, но к этому времени Красная армия уже завершала освобождение советской территории, а значит, партизанское движение сворачивалось. Диверсионное оружие потеряло свою актуальность.
Модернизация
Разработкой мортирки и гранат занимались конструкторы КБ-30 Л.И. Довженко и А.Н. Малинин. В ноябре 1944 года у мортирки появился более удобный прицел, размещённый с левой стороны и состоявший из двух визиров. Изменился вариант крепления мортирки с резьбового на защёлку. Граната ВКГ-40 получила взрыватель с самоликвидатором. Появился и осколочный выстрел ВОГ-40, дававший не менее 180 осколков средней массой около 2,5 г каждый. В итоговом заключении полигонных испытаний модернизированной системы на НИПСВО КА от 16 декабря 1944 года отмечаются недостатки, необходимые для доработки изделий, но с требованием провести их для карабина образца 1944 года.
В том же месяце Артиллерийский комитет ГАУ сформировал новые требования к винтовочной кумулятивной гранате повышенной пробиваемости (80-90 мм) и осколочной (с радиусом убойности осколков в 20 м). Дальнейшая разработка оружия продолжилась под карабин — это уже другая история о гранатомёте ВГ-44 и гранатах ВПГ-1 и ВОГ-1 к нему.
Итак, гранатомёт Дьяконова в третий раз за свою историю поступил на вооружение. В этот раз своим возвращением он был обязан партизанской борьбе советского народа с немецкой оккупацией. Несмотря на то что сама мортирка не претерпела существенных изменений, в документах БШПД она именовалась как «мортирка Довженко». В итоге ни сам гранатомёт, ни гранаты к нему так и не успели попасть на вооружение партизан. Тем не менее «мортирка Довженко», противотанковая и зажигательные гранаты к нему стали неотъемлемой частью истории партизанского движения в годы Великой Отечественной войны.
Наименование |
ВКГ-40 |
ВЭЗГ-40 |
ВОГ-40 |
---|---|---|---|
Калибр, мм |
40 |
40 |
40 |
Длина, мм |
144 |
115 |
100 |
Масса, г |
220 |
200 |
220 |
Масса ВВ, г |
90 |
160 |
18 |
Начальная скорость, м/с |
100-120 |
160 |
н/д |
Прицельная дальность, м |
150 |
200 |
н/д |
Максимальная дальность полёта, м |
1000 |
1400-1500 |
н/д |
Источники:
- ЦАМО РФ, фонд 81, опись 12040, дело 125
- РГАСПИ, фонд 644, опись 2, дело 403
- НАРБ, фонд 1450, опись 1, дело 964
- Винтовочная противотанковая граната ВКГ-40. Описание
Комментарии к данной статье отключены.