За свою короткую историю линкор «Принц Уэльский» провел всего два боя, каждый раз находясь под угрозой уничтожения: ошибка в выборе орудий главного калибра едва не погубила линкор во время боя в Датском проливе, а слабая противовоздушная оборона привела к его гибели во время боя с японцами. Корабль стал жертвой системных ошибок, совершенных при его проектировании по вине британского Адмиралтейства
Историк британской военно-морской разведки Дональд Маклахан в своей книге «Тайны британской разведки» отмечал, что в период между двумя мировыми войнами британское Адмиралтейство свято верило в два постулата:
- войны не будет в ближайшие 10 лет (причем по прошествии десяти лет этот срок отодвигался);
- все страны будут строго придерживаться взятых на себя международных обязательств.
Именно эти глубоко ошибочные постулаты и сыграли роковую роль в судьбе линкора «Принц Уэльский» и его экипажа.
Линкор «Принц Уэльский», являвшийся вторым кораблем из семейства линкоров «Король Георг V» (в русскоязычной литературе этот тип кораблей чаще фигурирует под англоязычным названием «King George V» в английской или русской транслитерации), был заложен 1 января 1937 года на верфи компании «Кэммел-Лэрд» в Биркенхеде.
Технические характеристики
Линейные корабли данного типа проектировались и строились с довольно точным соблюдением условий Вашингтонского соглашения 1922 года, предусматривавшего строительство линкоров со стандартным водоизмещением 35 000 тонн. К проектированию линкоров нового поколения англичане приступили еще в 1928 году, так как по Вашингтонскому соглашению новые линкоры можно было закладывать в 1931 году. Проект линкора неоднократно дорабатывался и под индексом 14-P был окончательно утвержден лишь в январе 1936 года, а 21 апреля 1936 года британский Парламент выделил средства на постройку первых двух линкоров проекта 14-P. Принятие решения о строительстве линкоров было в некоторой степени ответом на имевшуюся информацию о планах строительства в Германии линкоров типа «Бисмарк». Создание в Великобритании линкоров именно такого типа можно считать отчасти результатом хорошей работы немецкой разведки. В книге Дональда Маклахана процесс принятия окончательного решения о строительстве британского линкора с учетом данных разведки о его потенциальном противнике изложен следующим образом: 1 июля 1936 года немецкое посольство в Лондоне «конфиденциально информирует британское министерство иностранных дел» о предполагаемых тактико-технических характеристиках строящихся немецких линкоров типа «F». По полученным данным, стандартное водоизмещение линкоров составляло 35 000 тонн (фактически по проекту – 45 000 тонн), длина – 241,4 м, ширина – 36 м, осадка – 7,9 м (фактически по проекту – 10,4 м), артиллерия главного калибра – 8 орудий калибра 380 мм, толщина главной брони – 229 мм (фактически по проекту – 306 мм), мощность – 80 000 л.с. (фактически по проекту – 150 000 л.с.), скорость хода – 27 узлов (фактически по проекту – 30,3 узла). Немецкие конструкторы, разрабатывавшие фиктивную документацию, уменьшили водоизмещение линкора, просто уменьшив его осадку и толщину брони, не забыв соответственно уменьшить мощность силовой установки и скорость хода. Уровень доверия британцев к источнику информации был настолько высок, что уже 5 сентября начальник управления кораблестроения Адмиралтейства отмечает в служебной записке:
«Большая (на 4,6 м) ширина немецкого корабля, по сравнению с «Кинг Джордж V», продиктована, по-видимому, сравнительно малой осадкой, которая, в свою очередь, необходима ввиду малых глубин Кильского канала и Балтийского моря».
Окончательное решение об утверждении собственного проекта линкоров было принято после вердикта управления оперативного планирования:
«Проекты немецких линейных кораблей указывают, по-видимому, на то, что в настоящее время больше, чем в прошлом, взоры Германии обращены на Балтику с ее мелководными берегами и подходами к ним».
Корабль |
Линкор «Принц Уэльский» |
Линкор «Принц Уэльский» |
Линкор «Бисмарк» |
Источник информации |
А. Е. Тарас «Энциклопедия броненосцев и линкоров» |
«Справочник корабельного состава военно-морских флотов мира. 1944 год» (Военмориздат СССР) |
Сергей Патянин «Кригсмарине. Военно-морской флот Третьего Рейха» |
Стандартное водоизмещение, тонн |
- |
35 000 |
41 700 |
Полное водоизмещение, тонн |
44 510 |
38 000 |
50 900 |
Длина, м |
227 |
226 |
241,5 |
Ширина, м |
31,4 |
31,4 |
36 |
Осадка, м |
11 |
8,5 |
8,6–10,6 |
Скорость, узлов |
28 |
23,5 |
29 |
Запас хода |
15 000 миль на 10 узлах или 6300 миль на 20 узлах |
5000 миль |
8525 миль на 19 узлах |
Ходовая установка |
8 паровых котлов адмиралтейского типа 4 турбины Парсонса |
8 паровых котлов адмиралтейского типа 4 турбины Парсонса |
3 турбины и 12 паровых котлов |
Мощность, л.с |
110 000 |
125 000 |
138 000 |
Экипаж, человек |
1422 |
1500 |
2090–2608 |
Как видно из приведенных данных, линкор «Принц Уэльский» уступал «Бисмарку» в скорости и дальности хода.
Бронирование линкоров типа «Король Георг V» можно считать своего рода прогрессом в развитии британского кораблестроения – впервые британские корабелы отказались от принципа «все или ничего». При проектировании линкоров типа «Король Георг V» отказались от наклонного внутреннего пояса, ограничив бронирование центральной цитаделью, носом и кормой, а поверх обширного главного пояса борт до верхней палубы был прикрыт броней толщиной 25 мм, защищавшей от осколков снарядов.
Корабль |
Линкор «Принц Уэльский» |
Линкор «Бисмарк» |
Источник информации |
А. Е. Тарас «Энциклопедия броненосцев и линкоров» |
Сергей Патянин «Кригсмарине. Военно-морской флот Третьего Рейха» |
Толщина брони, мм |
|
|
главный пояс |
356–381 |
320 |
палуба |
25–152 |
80–95 |
траверсы |
– |
145–220 |
башни главного калибра |
229–406 |
130–360 |
барбеты |
406 |
220–340 |
боевая рубка |
75 |
220–350 |
В целом, бронирование «Принца Уэльского» и «Бисмарка» было сопоставимым за исключением боевой рубки.
В соответствии с представлениями 30-х годов, артиллерийское вооружение линейных кораблей должно было включать:
- артиллерию главного калибра (356–406 мм), предназначенную для поражения линейных кораблей противника;
- артиллерию среднего калибра (150–203 мм), предназначенную для поражения крейсеров и миноносцев противника;
- универсальную артиллерию (88–127 мм), предназначенную для поражения как слабо бронированных надводных целей, так и удаленных воздушных целей;
- зенитные автоматы (20–40 мм), предназначенные для поражения скоростных воздушных целей в непосредственной близости от корабля.
В отличие от немецких конструкторов, вооруживших линкор «Бисмарк» по классической схеме, англичане спроектировали артиллерийское вооружение линкоров типа «Король Георг V» по схеме, набиравшей в то время популярность и хорошо зарекомендовавшей себя при строительстве крейсеров. Схема предусматривала наличие на корабле артиллерии главного калибра, размещенной в башнях, универсальной артиллерии среднего калибра и зенитных автоматов.
Первоначально в качестве артиллерии главного калибра на линкор предполагалось установить девять 381-мм орудий в трех трехорудийных башнях (две носовых и одна кормовая). После сообщения британских дипломатов о грядущем ограничении калибра артиллерии новых линкоров до 356 мм проект переработали, ограничив главный калибр двенадцатью 356-мм орудиями в трех четырехорудийных башнях. Пересмотр бронирования в сторону его усиления привел к отказу от верхней носовой четырехорудийной башни в пользу двухорудийной – это потребовалось для компенсации увеличившегося веса брони. Вопрос, почему британцы не увеличили калибр своих главных орудий, когда стало ясно, что ограничения калибра не будет, не имеет однозначного ответа. По одной (официальной) версии английские власти хотели подать другим странам благой пример, по другой (более распространенной) – переход на новый калибр отложил бы закладку линкоров еще на год, что потребовало бы повторного рассмотрения вопроса в Парламенте.
Корабль |
Линкор «Принц Уэльский» |
Линкор «Бисмарк» |
Количество орудий |
10 |
8 |
Калибр, мм |
356 |
381 |
Длина ствола в калибрах |
50 |
52 |
Размещение орудий |
Две четырехорудийные и одна двухорудийная башня |
Четыре двухорудийные башни |
Дальность стрельбы, м |
35260 |
34800 |
Масса снаряда, кг |
707,6 |
800 |
Скорострельность, выстрелов в минуту |
1,5 |
2 |
Немецкий линкор имел ощутимое превосходство над британским по орудиям главного калибра: при сопоставимой дальности стрельбы «Принц Уэльский» мог за 10 минут выпустить 150 снарядов главного калибра общей массой 105 тонн, в то время как «Бисмарк» выпускал 160 снарядов общей массой 128 тонн.
При выборе орудий среднего калибра было принято решение об установке универсальных орудий. При этом 152-мм орудия признавались слишком тяжелыми и малоскорострельными против воздушных целей, а 114-мм – слишком слабыми против легких кораблей. В итоге выбор пал на промежуточный калибр 133 мм (5,25 дюйма), причем эти орудия еще предстояло разработать. В результате выбор оказался весьма неудачным: орудия оказались абсолютно непригодными для противовоздушной обороны. Изначально предполагалось за счет использования автоматики достичь скорострельности 12–16 выстрелов в минуту, однако уже при проектировании выяснилось, что снаряд весом 36,5 кг слишком тяжел для унитарного патрона, что заставило применить раздельное заряжание и отказаться от автоматики. В технической документации орудий указывалась скорострельность 10 выстрелов в минуту, но снаряд оказался слишком тяжел для ручных операций (подающему персоналу было очень трудно поддерживать скорострельность более чем несколько минут), и на практике показатель скорострельности не превышал 7–8 выстрелов в минуту. Такая низкая скорострельность исключала эффективное использование орудий при стрельбе на близких дистанциях по скоростным низколетящим целям (например, по торпедоносцам). Большая досягаемость по высоте (15 км) при угле возвышения 70° теоретически позволяла вести эффективный огонь по высоколетящим целям, но их надежное поражение зависело от качества системы управления огнем и наличия радиолокационного взрывателя, а британский флот до конца Второй мировой войны эти взрыватели так и не получил (использовался механический взрыватель с замедлением, при этом установщик боеприпасов всегда опаздывал на один залп).
Корабль |
Линкор «Принц Уэльский» |
Линкор «Бисмарк» |
Линкор «Бисмарк» |
Назначение орудий |
Поражение надводных и воздушных целей |
Поражение надводных целей |
Поражение надводных и воздушных целей |
Количество орудий |
16 |
12 |
16 |
Калибр, мм |
133 |
150 |
105 |
Длина ствола в калибрах |
50 |
55 |
65 |
Размещение орудий |
8*2 |
6*2 |
8*2 |
Дальность стрельбы, м |
21400 |
22200 |
17800 |
Масса снаряда, кг |
37,2 |
45,3 |
15,1 |
Скорострельность, выстрелов в минуту |
10 |
10 |
12 |
Расчетное количество снарядов при 10-минутном ведении огня |
1600 |
1200 |
1920 |
Расчетная масса 10-минутного залпа, тонн |
59,5 |
54,4 |
29 |
Универсальное артиллерийское вооружение «Принца Уэльского» оказалось слабее, чем классическое вооружение линкора «Бисмарк»: масса 10-минутного залпа орудий среднего калибра английского корабля по надводной цели составляла 59,5 тонны против 83,4 тонн у немецкого линкора, а количество снарядов среднего калибра, выпускаемых по воздушным целям – 1600 и 1920 штук соответственно.
При разработке проекта планировалось разместить на линкорах по четыре восьмиствольных 40-мм зенитных установки (более известны под именем «Пом-пом» – по характерному звуку при стрельбе). Согласно первоначальному проекту, артиллерийские установки должны были дополнять четыре счетверенные установки зенитных пулеметов калибра 12,7 мм. Уже в ходе постройки корабля от пулеметов отказались, заменив их на еще два восьмиствольных «пом-пома».
Корабль |
Линкор «Принц Уэльский» |
Линкор «Бисмарк» |
Линкор «Бисмарк» |
Количество орудий |
48 |
16 |
12 |
Калибр, мм |
40 |
37 |
20 |
Длина ствола в калибрах |
– |
83 |
65 |
Размещение орудий |
6*8 |
8*2 |
12*1 |
Дальность стрельбы, м |
3474 |
8600 |
– |
Масса снаряда, кг |
1,0 |
0,745 |
0,15 |
Скорострельность, выстрелов в минуту |
130–140 |
50 |
150–160 |
48 стволов легкой зенитной артиллерии казались проектировщикам британского линкора солидной защитой, но первые же бои выявили недостаточность легких зенитных средств: зенитчики просто технически не могли обстреливать более шести целей одновременно. Немецкие корабелы предпочли более рациональное, так называемое «двухэшелонное» расположение зенитных автоматов: первый эшелон составляли более дальнобойные двухорудийные установки 37-мм зенитных автоматов (8 штук), второй эшелон – более скорострельные 20-мм зенитные автоматы (12 штук).
Авиация
В 30-е годы существовала определенная мода на использование гидросамолетов для вооружения крупных надводных кораблей (предполагалось использование самолетов для противолодочной обороны, ведения разведки и корректировки огня). В соответствии с веяниями времени «Принц Уэльский» и «Бисмарк» получили на вооружение гидросамолеты, запуск которых осуществлялся при помощи катапульт (после выполнения задания гидросамолеты садились на воду и поднимались на борт краном).
Корабль |
Катапульты |
Гидросамолеты |
Линкор «Принц Уэльский» |
1 |
4 (по другим данным – 2) |
Линкор «Бисмарк» |
1 |
4 |
В результате четкого следования международным обязательствам англичане получили линкор, который, во-первых, уступал потенциальному противнику по артиллерийскому вооружению главного калибра, скорости и дальности хода, а во-вторых, имел абсолютно недостаточную противовоздушную оборону. Заложенные на стадии проектирования и затем воплощенные в металле недостатки конструкции «Принца Уэльского» сыграли роковую роль в его боевой службе.
Боевая служба
«Принц Уэльский» был введен в строй 31 марта 1941 года, а уже 22 мая вышел в море на перехват немецкого линкора «Бисмарк». Английские адмиралы четко представляли себе, что фактическая огневая мощь «Принца Уэльского» уступает практически всем его современникам, и допускали использование корабля только в составе соединения, поэтому на перехват «Бисмарка» линкор вышел вместе с сильно устаревшим линейным крейсером «Худ». На первый взгляд британские корабли имели некоторое огневое преимущество над противником. Однако ко времени выхода в море «Принц Уэльский» не только не завершил боевую подготовку, но и имел на борту рабочих, все еще устранявших выявленные недостатки в артиллерии главного калибра.
Страна |
Великобритания |
|
Германия |
|
Корабль |
«Принц Уэльский» |
«Худ» |
«Бисмарк» |
«Принц Евгений» |
Количество орудий главного калибра |
10 |
8 |
8 |
8 |
Калибр, мм |
356 |
381 |
381 |
203 |
Масса снаряда, кг |
707,6 |
875 |
800 |
122 |
Скорострельность, выстрелов в минуту |
1,5 |
2 |
2 |
4 |
Масса расчетного залпа за 10 минут, тонн |
106 |
140 |
128 |
39 |
Суммарная масса расчетного залпа за 10 минут, тонн |
246 |
|
167 |
|
Утром 24 мая, следуя за «Худом» линкор вступил в бой с немецким соединением в составе линкора «Бисмарк» и тяжелого крейсера «Принц Евгений». Ход этого боя, более известного под названием «Сражение в Датском проливе», описан историками почти поминутно.
В 3 часа 40 минут английское соединение взяло курс на сближение с немецкими рейдерами. В 5 часов 35 минут английские корабли установили визуальный контакт с немецкими кораблями. Англичане допустили ряд ошибок, которые свели к нулю их теоретическое превосходство в огневой мощи. Во-первых, командующий английским соединением вице-адмирал Холланд решил вести бой на дистанции всего 22,7 км (при том, что орудия главного калибра британских линкоров позволяли вести огонь на дистанции более 30 км). Существует версия, что адмирал хотел избежать попадания немецких снарядов в относительно слабозащищенную палубу крейсера «Худ». Однако это решение было довольно спорным, поскольку позволило немцам использовать в бою орудия крейсера «Принц Евгений». Во-вторых, английские корабли шли курсом, при котором у них не могли действовать кормовые башни главного калибра. В результате бой вели лишь шесть орудий «Принца Уэльского» и четыре орудия «Худа», а масса расчетного залпа составила 134 тонны против 167 тонн у немецких кораблей. В-третьих, были неверно идентифицированы цели. Англичане пытались сосредоточить огонь на шедшем головным «Принце Евгении», принимая его за «Бисмарк» (по одной из версий англичане считали, что имеют дело с двумя линкорами).
В 5 часов 52 минуты англичане открыли огонь с дистанции 22,7 км. На «Принце Уэльском» поняли ошибку в идентификации противника и перенесли огонь на второй немецкий корабль, добившись попадания в линкор «Бисмарк».
В 5 часов 55 минут немцы открыли ответный огонь. Со второго залпа им удалось накрыть шедший впереди «Худ», и на английском крейсере вспыхнул сильный пожар.
В 5 часов 56 минут шестой залп «Принца Уэльского» нанес «Бисмарку» серьезные повреждения: снаряд пробил топливные цистерны, вызвав обильную утечку топлива и поступление воды в цистерны. «Бисмарк» стал оставлять нефтяной след.
В 5 часов 57 минут «Худ» получил попадания от второго залпа «Принца Евгения» и третьего залпа «Бисмарка», на корме и у миделя корабля начались пожары.
В 5 часов 59 минут «Бисмарк» получил попадание ниже ватерлинии от девятого залпа «Принца Уэльского».
В 6 часов 00 минут немецкие и английские корабли находились на расстоянии 16–17 км друг от друга. Видя невыгодность своей позиции, вице-адмирал Холланд приказал изменить курс на 20 градусов влево, чтобы ввести в действие кормовые башни и вести бой на параллельных курсах. Линкор «Бисмарк» снова получает попадание тяжелого снаряда.
6 часов 01 минута. При начале поворота в «Худ» попал тяжелый снаряд «Бисмарка». За носовой надстройкой крейсера поднялся столб пламени, и огромный корабль, переломившись пополам, ушел под воду. Подоспевший британский эсминец «Электра» подобрал только трех моряков из экипажа численностью более 1400 человек.
В этот момент «Принц Уэльский» мог вести огонь только из двух носовых орудий, так как у него заклинили орудия носовой четырехорудийной башни. Продолжение боя в таких условиях ввиду подавляющего превосходства противника не представлялось возможным, и линкор вышел из боя под дымовой завесой, получив восемь попаданий (пяти 381-мм снарядов с линкора «Бисмарк» и трех 203-мм снарядов с «Принца Евгения»).
Капитан «Бисмарка» Линдеман предложил начать погоню и потопить «Принца Уэльского». Однако адмирал Лютьенс учел полученные повреждения (на «Бисмарке» был выведен из строя один из генераторов, в котельное отделение №2 начала поступать вода, были пробиты две топливные цистерны, имелся дифферент на нос и крен на правый борт) и принял решение не вести преследование, а прервать поход и взять курс на немецкие базы в Бискайском заливе.
После ремонта в мае-июле 1941 года «Принц Уэльский» вернулся в строй и в августе того же года доставил британского премьер-министра Уинстона Черчилля на Ньюфаундленд для встречи с президентом США Франклином Рузвельтом.
Осенью 1941 года «Принц Уэльский» ненадолго был включен в состав Соединения «H», а затем вернулся в состав Флота метрополии. В дальнейшем линкор был включен в состав Восточного флота и 25 октября отправился в Азию. 28 ноября линкор соединился в Коломбо с линейным крейсером «Рипалс», а 2 декабря оба корабля прибыли в Сингапур и вместе с четырьмя приданными им эсминцами стали именоваться Соединением «Z».
Соединение «Z» у берегов Малайи
7 декабря 1941 года японский десант высадился на севере Малайи и захватил аэродром, расположенный в городе Кота-Бару. Командир Соединения «Z» адмирал Томас Филипс оценил десант как подготовку к последующей атаке на Сингапур и принял решение уничтожить десантные суда противника, сосредотачивавшиеся в районе Кота-Бару. Соединение покинуло Сингапур 8 декабря в 17 часов 35 минут, рассчитывая скрытно прибыть к цели утром 10 декабря. Английские корабли действовали без прикрытия авиации, что можно расценить либо как преступную недооценку сил японцев, либо как следствие полученной от противника дезинформации. Расчет английского адмирала на внезапность операции не оправдался: 9 декабря в 15 часов в трехстах милях от Сингапура корабли были обнаружены японской подводной лодкой «І-156», входившей в состав завесы подводных лодок, заблаговременно развернутой японцами.
Гибель
10 декабря 1941 года в 11 часов 18 минут британские корабли были атакованы сорока пятью японскими бомбардировщиками и торпедоносцами из авиагрупп «Гензан» и «Каноя» (по другим данным японцы располагали 73 самолетами), проведшими шесть последовательных атак на «Принц Уэльский» и «Рипалс». Главный удар наносили торпедоносцы, действовавшие с различных направлений и сбрасывавшие торпеды с дистанции 900–1800 м и высоты около 100 м. В ходе первой атаки японские самолеты сосредоточили усилия на линейном крейсере «Рипалс» как более крупном корабле. Имея хорошо подготовленную команду, крейсер сумел уклониться от пятнадцати торпед и семи бомб (единственная попавшая в корабль бомба разрушила катапульту). Целью второй атаки стал «Принц Уэльский». Команда линкора была подготовлена хуже, чем команда «Рипалс», а зенитная артиллерия оказалась практически бесполезной против японских самолетов: универсальные орудия не успевали за скоростными низколетящими торпедоносцами, а шесть зенитных установок не могли обстреливать все атакующие группы. В ходе второй атаки «Принц Уэльский» получил два торпедных попадания в левый борт, в результате чего было выведено из строя рулевое управление и оба левых гребных винта. Целью третьей атаки японских самолетов снова стал «Рипалс», пытавшийся прикрыть «Принца Уэльского».
Атаковавшие крейсер с двух сторон японские торпедоносцы первой торпедой заклинили рули, после чего добились еще четырех торпедных попаданий. Крейсер завалился на бок и затонул. В ходе четвертой атаки линкор «Принц Уэльский» получил четыре попадания торпедами в правый борт, а во время шестой атаки японцы добились попадания 250-кг бомбы. При проектировании линкоров типа «Король Георг V» противоторпедной защите было уделено особое внимание. Система защиты состояла из противоминных переборок, образовывавших три слоя отсеков: ближний к борту слой был пустым и служил для рассеивания начальной энергии взрыва; средний – был заполнен жидкостью и предназначался для распределения энергии взрыва на максимальную площадь и гашения ударной силы обломков обшивки, а внутренний слой также был пустым и должен был нивелировать воздействие жидкости из среднего слоя в момент взрыва. За отсеками следовала противоминная переборка толщиной 51 мм и четвертый слой отсеков, предназначенный для приема жидкости через трещины в противоминной переборке. Теоретически противоторпедная защита линкора должна была выдержать попадание порядка 10–12 торпед, использовавшихся японцами. На практике же для потопления линкора хватило шести торпед. В 12 часов 45 минут японские самолеты прекратили атаки, а около 13 часов 45 минут на линкоре произошел взрыв артиллерийского погреба, после чего «Принц Уэльский» опрокинулся и затонул. Вместе с кораблем погибло 513 членов экипажа, включая адмирала Филипса.
За свою короткую историю «Принц Уэльский» провел всего два боя, каждый раз находясь под угрозой уничтожения: ошибка в выборе орудий главного калибра едва не погубила линкор во время боя в Датском проливе, а слабая противовоздушная оборона привела к его гибели во время боя с японцами. Линкор стал жертвой системных ошибок, совершенных при его проектировании по вине британского Адмиралтейства.
Комментарии к данной статье отключены.