Переход Первой мировой войны в позиционную стадию, произошедший в 1915 году, выдвинул новые требования к артиллерии. Одним из них являлась необходимость поражения целей в глубине вражеской обороны. Именно для таких задач конструкторы фирмы «Шкода» разработали новую 15-см гаубицу.
Когда Австро-Венгрия вступила в Первую мировую войну, наиболее современной тяжёлой гаубицей, состоявшей на вооружении её армии, была М 99 — абсолютно архаичное орудие с бронзовым стволом, лишённое противооткатных приспособлений. Однако опыт, накопленный фирмой «Шкода» в создании современных орудий этого класса на российский конкурс и для армии Румынии, позволил оперативно создать и внедрить в производство 15-см тяжёлую гаубицу М 14. Вместе с усовершенствованными М 14/16 эти орудия стали основой австро-венгерского парка тяжёлой гаубичной артиллерии вплоть до конца войны.
Гаубица для моторной тяги
Создателям гаубицы М 14 (как, впрочем, и всех других полевых орудий того времени) пришлось считаться с ограничениями конной тяги. Это ограничивало не только подвижность орудия, но и возможности улучшения его тактико-технических характеристик. Попытка повысить дальность стрельбы путём удлинения ствола вела не только к утяжелению этого узла, но и требовала усиления, а значит — утяжеления лафета и выхода массы орудия за пределы, приемлемые для конной тяги. Как же разорвать этот порочный круг? Выход был очевиден — заменить конную упряжку тягачом.
В Австро-Венгрии уже имелся достаточный опыт применения моторной тяги для более тяжёлых артсистем — например, 30,5-см мортир М 11. Исходя из этого конструкторы «Шкоды» приступили к разработке 15-см гаубицы с увеличенной дальностью стрельбы, рассчитанной на нераздельную возку моторной тягой.
За основу взяли стальной ствол крепостной гаубицы 15 cm Turmhaubitze M 15, предназначенной для установки в бронированных башнях. Его длина составляла 20 калибров — на 6 калибров больше, чем у М 14. Это позволило увеличить дальность стрельбы до 11500 м (для М 14 она составляла 6900 м, а для М 14/16 превышала 8000 м). При этом гаубица могла вести огонь теми же снарядами, что и М 14.
Ствол состоял из трубы, переднего и заднего лейнеров, заднего кожуха. Внутри он делился на зарядную камору, коническую переходную часть и нарезную часть с 42 нарезами трапециевидного профиля. Затвор — горизонтальный клиновой. Противооткатные устройства включали в себя гидравлический тормоз отката и пневматический накатник. Длина отката — постоянная.
Лафет орудия — однобрусный, традиционной конструкции, обеспечивавший ограниченные углы горизонтальной наводки (по 4º вправо и влево), но весьма значительный диапазон углов вертикального наведения (от −5 до +65º). Колёсный ход — неподрессоренный, с деревянными колёсами, снабжёнными стальными ободьями шириной 20 см. В походном положении ствол оттягивался назад, и к орудию присоединялся двухколёсный передок. На лафете на специальных сиденьях размещались двое артиллеристов, управлявших ручными тормозами колёсного хода.
Масса орудия в боевом положении составляла 5300 кг — почти вдвое больше, чем гаубицы М 14/16. Хотя гаубица изначально создавалась под моторную тягу, в случае необходимости она могла транспортироваться десятиконной упряжкой, вот только управляемость такого «поезда» была никудышной. Кроме того, конструкторы предусмотрели возможность разборки орудия на четыре части для транспортировки конными повозками по горным тропам, где не могли пройти тягачи.
Основу боекомплекта гаубицы М 15 составляли гранаты М 15 и гранатошрапнели М 17. В послевоенное время в Чехословакии были созданы усовершенствованные боеприпасы — гранаты vz. 19 и vz. 19/28 (последние — с взрывателем с задержкой). Велись и работы по созданию снарядов дальнобойной формы. Чехословацкий снаряд vz. 37 обеспечил увеличение дальности стрельбы с 11 500 до 12 600 м, но и его превзошёл австрийский снаряд М 32 — старая гаубица выбрасывала его на 13 500 м.
В австро-венгерской армии
Прототип новой тяжёлой гаубицы был готов в начале 1916 года. Испытания прошли вполне успешно, и орудие приняли на вооружение под обозначением 15 cm schwere Feldhaubitze M 15. В то же время в повседневном обращении и даже в официальных документах бытовало другое название — Autohaubitze M 15. В отличие от гаубиц М 14 и М 14/16, выпуск которых исчислялся сотнями экземпляров в год, «автогаубица» не стала массовой, да и не предназначалась на эту роль. Предназначением М 15 являлось качественное усиление полевой артиллерии на ключевых участках фронта. Увеличенная по сравнению с другими 15-см гаубицами дальность стрельбы позволяла поражать цели в глубине вражеской обороны.
«Шкода» начала производство гаубиц М 15 в 1916 году, изготовив до конца года кроме прототипа,всего пять серийных орудий. Всего же до конца войны было сдано 57 стволов и 56 лафетов. Первоначально буксировка «автогаубиц» осуществлялась автомобилями «Заурер», но в конце войны их сменили колёсные тягачи «Аустро-Даймлер» М 17. Такой двухосный полноприводный тягач с 80-сильным двигателем с лёгкостью буксировал пятитонную гаубицу, одновременно перевозя в кузове часть боекомплекта.
На фронте гаубицы М 15 применялись «в гомеопатических дозах». Исследователи отмечают, что на фронт попали далеко не все изготовленные орудия этого типа. Тем не менее уже в 1916 году зафиксировано их применение у форта Пунта-Корбин. В 1917 году гаубицы М 15 находились на позициях у города Набресина (ныне — Аурисина, Словения) неподалёку от Триеста, а в 1918-м участвовали в боях на реке Пьяве.
У новых хозяев
Крупнейшим эксплуатантом гаубиц М 15 в межвоенный период стала Чехословакия. Её армия присвоила этому орудию обозначение 15 cm těžká houfnice vz. 15. В общей сложности армия Чехословакии получила 43 таких орудия, из них 13 досталось от австро-венгерской армии, а 30 изготовила «Шкода» в 1919-1924 годах. Для буксировки гаубиц vz. 15 у Австрии были куплены тягачи М 17 (согласно чехословацкой номенклатуре — vz. 17).
Гаубицы vz. 15 поступили на вооружение 302-го и 304-го артполков, сформированных в 1919 году и ставших первыми полностью моторизованными частями чехословацкой артиллерии. Организационная структура этих частей оформилась к 1924 году. Каждый из них включал в себя два дивизиона (по две четырёхорудийные батареи) и роту привязных аэростатов, использовавшихся для корректировки артогня. Оба полка входили в состав 2-й тяжёлой артиллерийской бригады. 302-й дислоцировался в Оломоуце, а 304-й — в Брно.
В сентябре 1933 года 304-й полк расформировали, а его матчасть передали 303-му полку, дислоцировавшемуся в городе Таборе. В ходе мобилизации в сентябре 1938 года 302-й и 303-й полки развернули по два дивизиона, причём в первых дивизионах имелись по три трёхорудийные батареи, а во вторых — по две. Таким образом, каждый полк располагал 15 гаубицами.
Согласно планам Министерства национальной обороны Чехословакии, гаубицы vz. 15 предполагалось заменить новыми 15-см гаубицами vz. 37, но произвести замену планировалось лишь в начале 40-х годов. Ход политических событий скорректировал эти планы. После Мюнхенского соглашения стало ясно, что Чехословакия не будет защищать свой суверенитет силой, и правительство страны решило избавиться от «излишнего» вооружения. В этот перечень попали и гаубицы vz. 15. Единственной страной, проявившей интерес к этому вооружению, стала Германия. 11 января 1939 года было подписано соглашение, в соответствии с которым помимо другого вооружения Третий рейх покупал 40 гаубиц vz. 15 и 30 421 снаряд к ним. Своих денег правительство Чехословакии так и не получило — в марте 1939 года все эти орудия достались немцам совершенно безвозмездно в результате оккупации Чехии.
В вермахте гаубицы vz. 15 получили обозначение 15 cm schwere Feldhaubitze 15(t) — sFH 15(t). Помимо них, вермахт получил некоторое количество таких же орудий, использовавшихся вооружёнными силами Австрии — они обозначались sFH 15(ö). Судьба бывших австрийских орудий неизвестна. Чешские же некоторое время служили в 33-м артполку 33-й пехотной дивизии (до её реорганизации в 15-ю танковую дивизию в ноябре 1940 года). 20 гаубиц продали Финляндии, остальные же использовались на стационарных позициях. Известно, что в 1944 году на Атлантическом валу находились 7 орудий sFH 15(t).
Купленные Финляндией гаубицы были доставлены заказчику 9 октября 1940 года. Орудиями, получившими местное обозначение 150 Н/15, вооружили 21-й, 22-й и 28-й тяжёлые артдивизионы. Финнам гаубицы не особо нравились из-за их громоздкости, поэтому вскоре их изъяли из тяжёлых артдивизионов (в 21-м и 22-м дивизионах их заменили трофейные 152-мм гаубицы М-10, а в 28-м — гаубицы-пушки МЛ-20). Часть орудий 150 Н/15 отправили на склад, часть передали крепостному артиллерийскому дивизиону «Мааселкяя», где они использовались вплоть до конца войны. В 1941-1944 годах финские гаубицы 150 Н/15 произвели почти 25 000 выстрелов, причём после исчерпания запасов оригинальных снарядов чехословацкого производства они успешно использовали немецкие снаряды для гаубиц sFH 18.
«Автогаубица» М 15 стала первым в мире орудием своего класса, специально разработанным под моторную тягу. Скорость передвижения на марше не превышала 5-7 км/ч, ведь колёсный ход М 15 был неподрессоренным, с массивными деревянными колёсами. Впрочем, создатели гаубицы и не ставили перед собой задачу повысить быстроту передвижения. Главным мотивом перевода на моторную тягу являлось снятие ограничений по массе орудия, присущих конной тяге. Благодаря этому удалось существенно повысить дальность стрельбы за счёт удлинения ствола и усиления лафета. Несмотря на очень небольшое количество, гаубицы успели послужить в армиях Австро-Венгрии, Австрии, Чехословакии, Германии и Финляндии. Встречаются также сведения о применении единичных трофейных экземпляров румынской и итальянской армиями.
Калибр, мм |
149,1 |
---|---|
Длина ствола, мм/калибров |
2966/20 |
Масса орудия в боевом положении, кг |
5560 |
Масса в походном положении, кг |
6300 |
Угол вертикальной наводки, град. |
-5, +65 |
Угол горизонтальной наводки, град. |
7 |
Масса снаряда, кг |
42 |
Начальная скорость снаряда, м/с |
218-508 |
Максимальная дальность стрельбы, м |
11 500 |
Скорострельность, выстр./мин |
1-2 |
Литература:
- Fidler J., Sluka V. Encyklopedie branné moci Republiky československé 1920-1938. — Praha: Libri, 2006
- Kralický V. Československé dělostřelecké zbraně. — Praha: Naše vojsko, 1975
- Gander T., Chamberlain P. Enzyklopädie deutscher Waffen 1939-1945. — Motorbuch Verlag
- Ortner M.C. The Austro-Hungarian Artillery From 1867 to 1918. — Vienna: Militaria, 2007
- delostrelectvocsarmady1918-1939.estranky.cz
- forum.valka.cz
Комментарии к данной статье отключены.