В годы Второй мировой немецкое военное командование уделяло много внимания механизации артиллерии. Немцы первыми массово применили самоходные артиллерийские установки самых разных типов. И даже самым массовым образцом немецкой гусеничной бронетехники военного периода стала именно самоходная артиллерийская установка. Основой самоходной артиллерии вермахта стали машины лёгкого и среднего классов, а вот с тяжёлыми машинами получилось не очень. Достаточно многочисленным был лишь истребитель танков Jagdpanther, с другими тяжёлыми машинами дело обстояло хуже: истребителей танков Ferdinand было выпущено 90, а истребителей танков Jagdtiger — 85. На фоне советских ИСУ-152 и ИСУ-122 такие объёмы выпуска выглядят более чем скромно. Хуже всего оказалась ситуация с тяжёлыми «самоходными лафетами» — ни один из них не попал в серию, а в металле построили всего одну машину. Речь идёт о Geschützwagen Tiger für 17cm K72 (Sf), которая в переписке называлась Grille 17/21.
Более крупный самоходный лафет
Вполне удачный опыт создания самоходных артиллерийских установок лёгкого и среднего классов дал основание для дальнейших работ по этой теме. К началу 1942 года имелся и опыт создания тяжёлой машины — «истребителя дотов» Pz.Sfl.V, разработанного на базе тяжёлого танка VK 30.01(H). Несмотря на то, что программа Pz.Sfl.V ограничилась всего двумя экземплярами, в целом данные работы можно считать успешными. Конечно, подвижностью машина не отличалась, да и нагрузка на ходовую часть оказалась слишком высокой, что приводило к довольно быстрому выходу из строя опорных катков. Кроме того, боекомплект оказался очень скромным. Тем не менее, сама по себе реализация установки столь громоздкого и тяжёлого орудия как 12,8 cm Flak 40 L/61 была вполне успешной.
Между тем, имелись другие орудия, которые также требовали «самоходных лафетов». Прежде всего, это касалось 149-мм гаубиц sFH 18. История создания самоходных установок Hummel известна хорошо, но на самом деле они были не единственными такими машинами. Весной 1942 года стартовала программа создания «самоходных лафетов», более известных под обозначением Grille. К самоходной установке на шасси Pz.Kpfw.38(t) данное семейство не имело отношения. Согласно имеющимся данным, изначально планировались Grille 10 (105-мм гаубица L/35), Grille 12 (128-мм орудие L/50) и Grille 15 (149-мм габица-пушка L/35). В качестве базы рассматривалось, прежде всего, шасси машины VK 30.02 (M), позже превратившейся в Pz.Kpfw.Panther.
Следует отметить, что под обозначением Grille 12 и Grille 15 существовал целый ряд проектов, сильно отличавшихся друг от друга. Наконец, 6 мая 1942 года в переписке появился ещё один проект — 17 Kanone L/50 in Sfl. База для этой машины поначалу не прописывалась, указывалась лишь боевая масса — 37 т. Ожидалась довольно высокая максимальная скорость — 40-50 км/ч. Согласно спецификации, обеспечивался круговой обстрел, а скорострельность составляла 2 выстрела в минуту. Если в случае с базой пока было много неизвестных, то орудие выбрали вполне серийное — 17 cm Kanone 18. Орудие, имевшее реальный калибр 173 мм, было относительно массовым (всего изготовили 338 штук), но очень тяжёлым (17,5 т в боевом положении), а приведение его в боевое положение являлось довольно долгим процессом.
Орудие базировалось на лафете 211-мм гаубицы 21 cm Mörser 18, поэтому полностью именовалось 17 cm Kanone 18 in Mörserlafette. Особенностью лафета было то, что в боевом положении он ставился на большую центральную опору, при этом обеспечивалось круговое вращение. Собственно говоря, о том, что орудие является дуплексом, подразумевалось с самого начала. 6 мая тот же самый проект САУ фигурировал под обозначением Selbstfahrlafette mit 17 cm K bzw. 21 cm Mörser. На стадии проектирования уже задавалась возможность перевода машины в такое же боевое положение, что и буксируемый лафет. Машина заезжала на опору, приподнималась, после чего могла поворачиваться на 360 градусов. Откровенно говоря, идея специфичная и очень смелая, но заказчик требовал именно такого. Разрабатывалась машина силами концерна Krupp, причём проект курировал лично Эрих Мюллер, главный крупповский конструктор. В этом нет ничего удивительного, ведь как раз Krupp являлся разработчиком орудий, да и программа Grille, по большей части, являлась вотчиной оружейного гиганта из Эссена.
Модель 17 cm K Sfl. была готова к 3 июля 1942 года, тогда же, в июле, её продемонстрировали Гитлеру. Считается, что машина базировалась на шасси VK 45.02 (H), но на самом деле та ещё находилась на зачаточной стадии разработки. Скорее, стоит говорить о том, что Krupp плотно сотрудничал с 6-м отделом Департамента вооружений, а оттуда шли указания по шасси. Курировал вопрос непосредственно Книпкамп, при этом 17 cm K Sfl. получал некоторые элементы даже раньше, чем VK 45.02 (H). Например, в июле 1942 года уже фигурировал мотор Maybach HL 230 с ожидаемой мощностью 750 л.с. (исходный проект предполагал 650-сильный Maybach HL 210), траки Henschel KL 800/320, а также механическую 7-скоростную коробку передач ZF-Alklauen AK 7-200. Всё перечисленное в переписке по VK 45.02 (H) появилось уже в августе 1942 года. Кроме того, Книпкамп ожидал получить максимальную скорость 60 км/ч — по крайней мере, шасси должно было обеспечивать именно такой показатель.
14 августа 1942 года прошло очередное совещание, на котором присутствовали Мюллер, Книпкамп, Вёльверт и другие. На нём приняли решение об изготовлении полноразмерной модели 17 cm K Sfl., при этом она имела некоторые отличия от первого макета. Ещё одно изменение произошло в сентябре 1942 года — тогда впервые было использовано обозначение Grille 21. Ещё одним обозначением было Gerät 5-1702 — его использовало OKH. Месяц спустя появилось наиболее часто используемое обозначение — Grille 17/21.
Конструирование в изменчивых условиях
Окончательно облик Grille 17/21 сформировался в начале 1943 года. Большое влияние на работу по проекту оказывал VK 45.02 (H), поскольку база самоходки неоднократно менялась. Требование к унификации заставляло Krupp действовать в кильватере VK 45.02 (H). В любом случае, чертёж AFK 70215 от 22 января 1943 года уже давал общее представление о боевой машине. В дальнейшем конструкция Grille 17/21 не имела серьёзных изменений. В окончательно сформированном варианте шасси сильно потяжелело — ни о каких 37 тоннах уже не шло и речи. После всех переделок боевая масса оценивалась в куда более внушительные 55 т. При этом максимальная скорость снизилась до 48 км/ч, что для столь внушительной машины всё равно весьма приличный показатель.
Общая концепция Grille 17/21 по сравнению с исходным проектом практически не изменилась. Сама по себе идея самоходных установок семейства Grille подразумевала использование вполне обычных буксируемых орудий, которые изменялись минимальным образом. В случае с Grille 17/21 это означало установку на 17 cm Kanone 18 либо 21 cm Mörser 18 дульного тормоза дырчатого типа, который был необходим для снижения отдачи. В остальном же орудия практически ничем не отличались от буксируемых систем. Более того, концепция Grille подразумевала (в случае необходимости) оперативную выгрузку орудия из шасси, после чего на него надевались колёса, такие же, как на обычном лафете — орудие становилось буксируемым.
Сама по себе такая концепция выглядела откровенно ущербной, поскольку немцы сами создали себе проблемы. Сама идея сделать буксируемую гаубицу ещё и самоходной понятна, но главный вопрос – зачем? Такая «простота» на деле оборачивалась существенным усложнением боевого отделения, а главное, увеличением боевой массы машины. Помимо качающейся части орудия, приходилось таскать ещё и лафет, который, разумеется, имел кое-какую массу и габариты. Стоит отметить, что немцы очень неохотно отказывались от быстрого возвращения самоходного орудия обратно в буксируемый вариант. Достаточно вспомнить 15 cm sIG 33 B Sfl, где штатный лафет (без колёс) сохранялся. Окончательно от этой идеи в Германии отказались только в 1944 году, когда было решено ставить на «самоходные лафеты» только качающиеся части орудий. При этом оставалась возможность «пересадить» их на штатные лафеты.
По сравнению с моделью 17 cm K Sfl., которую в июле 1942 года показывали Гитлеру, финальный вариант проекта Grille 17/21 существенно изменился. Изначально предполагалось, что машина будет иметь такое же шасси, что и VK 45.02 (H). Впрочем, довольно быстро выяснилось, что для обеспечения нормальных условий размещения орудия и агрегатов внутри машины корпус придётся существенно удлинять. В результате от исходного проекта осталась общая компоновка, а также концепция размещения орудия (вместе со штатным лафетом) в боевом отделении. Длина корпуса выросла до 9500 мм (для сравнения, длина корпуса Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B составляла 7134 мм), что во многом и объясняло столь существенный рост боевой массы. При этом примерно 2/3 от длины корпуса занимало боевое отделение. Такова была цена за размещение орудия вместе с лафетом. От VK 45.02/Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B остались ходовая часть (и то лишь отчасти) да общая конструкция лобового листа корпуса. При этом толщина брони, как и у других «самоходных лафетов», была существенно ниже базового танка. Лоб корпуса имел толщину 30 мм, а остальные листы — 16 мм. С учётом того, что высота машины составляла 3150 мм, в случае прямого боестолкновения с противником шансы на выживание были минимальными. К девяти парам опорных катков на борт добавилось ещё по одной паре спереди и сзади (они компенсировали увеличившуюся длину корпуса). В качестве транспортных гусеничных лент планировалось использовать те, что должны были устанавливать на танк Panther II.
Экипаж Grille 17/21 составлял 8 человек, из них двое размещались в отделении управления. С боевым отделением связи не предусматривалось, поскольку сразу за отделением управления размещалось моторное отделение. По состоянию на конец января 1943 года для Grille 17/21 всё ещё предусматривалась коробка передач ZF-Alklauen AK 7-200 (впрочем, внутреннее содержимое самоходной установки продолжало следовать в кильватере разработки танка). В феврале 1943 года вовсю использовалось обозначение Tiger III — так назывался танк, унифицированный по агрегатам с Pz.Kpfw.Panther II. По результатам всех изменений в июне 1943 года появилась новая коробка передач — Maybach OLVAR OG 40 12 16B. Впрочем, это скорее старая новая КПП — именно она планировалась в Tiger II, а позже оказалась в Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B. Похожая чехарда происходила и с другими внутренними агрегатами. К слову, КПП ZF-Alklauen AK 7-200 продолжала фигурировать в переписке всё лето, и лишь в конце августа Maybach OLVAR OG 40 12 16B окончательно стала «штатной» КПП проектируемой самоходки.
Согласно распространённой информации, в апреле 1943 года Гитлер дал распоряжение приостановить разработку шасси в угоду увеличения производства танков. Теоретически это так, а практически — нет. По теме Grille 17/21 и после апреля 1943 года шёл настоящий вал переписки между Krupp, Henschel, OKH, а также 4-м и 6-м отделами Департамента вооружений. Такое впечатление, что либо указания Гитлера ни для кого из участников переписки указом не являлись, либо современные исследователи чего-то не знают. Осенью 1943 года машина часто именовалась как Grille 17/21 mit einbauteilen Tiger II — это означало максимальную унификацию с Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B. В переписке постоянно указывались даты сдачи отдельных узлов и агрегатов, которые всё время сдвигались по датам. В сентябре 1943 года считалось, что агрегаты для опытного образца машины будут сданы в январе 1944 года, но эти планы постоянно передвигались, причём дело было, скорее, не в запрете фюрера, а в постоянных переделках и согласованиях.
С начала 1944 года работы по машине действительно затихли, но только для того, чтобы в июле их возобновили. 4 августа был подготовлен переработанный вариант Grille 17. Боевая масса выросла до 60 т, а максимальная скорость упала до 45 км/ч. Общая схема шасси осталась почти без изменений, но при этом более детально проработали конструкцию отделения управления. Механик-водитель получил смотровой прибор по типу того, что осенью 1942 года разработали для тяжёлого танка Typ 180, а позже перенесли на VK 45.03. Радист получил шаровую установку курсового пулемёта. Очередные переделки внесли в конструкцию боевого отделения. Вместо глушителей появились прямоточные патрубки. Наконец, в финальном варианте Grille 17/21 (в носовой части корпуса) появился стопор для установки орудия в походном положении. Одним из требований заказчика было вписывание в габариты 60-тонной платформы, на которой перевозился Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E. По ширине Grille 17/21 вписывалась (при условии перевозки на транспортных гусеницах), а вот по высоте в стандарты тоннелей уже не попадала. Выход из положения был выбран оригинальный: борта рубки могли складываться внутрь, кроме того, часть лобового листа также сделали откидной.
Параллельно с разработкой документации шли работы по макетной части. На Krupp изготовили деревянный макет боевого отделения, в котором прорабатывали компоновку размещения расчёта и боекомплекта. С последним была явная беда. Для 17 cm Kan 18 предусматривалось лишь 5 выстрелов, а для 21 cm Mrs 18 — всего 3. Таким образом, машина должна была действовать совместно с подвозчиками боеприпасов.
Разработка документации по машине была закончена где-то в середине сентября 1944 года. Тогда же последовала команда на изготовление опытного образца машины. В качестве вооружения предполагалось использовать 173-мм пушку Kanone 72 (фактически — Kanone 18 с дульным тормозом). В связи с этим машина в переписке шла под обозначением 17 K.72 (Sf) GW.Tiger. Также можно было встретить обозначение Geschützwagen Tiger für 17cm K72 (Sf), что по сути то же самое. Команду на постройку отдали явно не вовремя: ещё за полгода до этих событий шансы на изготовление опытного образца выглядели бы высокими, а в конце 1944 года Krupp бомбили с завидной регулярностью. По этой причине фактически удалось частично скомплектовать шасси, которое направили на полигон Henschel в Хаустенбеке (неподалёку от Падерборна). Там шли попытки достроить машину, но работы подвигались крайне медленно. Последняя информация по 17 K.72 (Sf) GW.Tiger датирована февралём 1945 года — машина всё ещё ожидала гусеничных лент и других узлов, которые так и не прибыли.
Очень большой трофей
В начале мая 1945 года полигон Henschel в Хаустенбеке был захвачен союзными войсками. Сюда немедленно прибыли представители английской и американской военных разведок. Началось совместное исследование находившейся в Хаустенбеке матчасти. Надо сказать, союзникам сильно повезло: на полигоне Henschel находились опытные образцы большинства тяжёлых танков и самоходных артиллерийских установок, которые разрабатывались этой фирмой. Например, именно тут ждал своей участи опытный образец сверхтяжёлого танка E-100.
Помимо 17 K.72 (Sf) GW.Tiger, который в англо-американской переписке фигурировал под названием Grille, на полигоне находилось орудие Kanone 72. К слову, некоторые исследователи путают его с орудием для сверхтяжёлого танка E-100. Правда состоит в том, что у орудия E-100 никакого дульного тормоза не предполагалось. В то же время технической документации на машину явно не нашлось, что во многом объясняет чудеса с её описанием.
Создаётся впечатление, что англичан и американцев немецкая тяжёлая самоходка не особо впечатлила. Несмотря на то, что по уровню комплектности 17 K.72 (Sf) GW.Tiger была куда выше, чем тот же E-100, этой машине в отчётах уделялось мало внимания. Несколько абзацев — это всё, что содержится в каждом из двух отчётов, составленных в мае 1945 года. Один из них и вовсе может сбить исследователей с толку — английские военные насчитали аж 120 т боевой массы, то есть завысили её вдвое.
Дальнейшая судьба машины оказалась грустной. Заканчивать постройку 17 K.72 (Sf) GW.Tiger не стали, хотя это было вполне возможно. Вместо этого самоходку погрузили на немецкий прицеп, предназначенный для перевозки сверхтяжёлых грузов, и повезли в сторону Англии. Чтобы машина вписывалась в габариты, верхние листы рубки отстыковали и закинули внутрь боевого отделения. В таком виде трофей доставили в Англию. Как и другие образцы техники из Хаустенбека, позже 17 K.72 (Sf) GW.Tiger отправилась в металлолом. Собственно, из всех найденных там машин повезло только Jagdtiger и второму выпущенному экземпляру Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B. Сейчас об этом вспоминают с большой грустью, а тогда ни английские, ни американские военные с «ненужной» техникой не церемонились.
В заключение стоит упомянуть пару проектов, имеющих прямое отношение к истории Grille 17/21. Речь идёт о разработках, которые велись совместно со Škoda. В Пльзени, под «колпаком» СС, шли работы по целому ряду образцов артиллерийского вооружения. В их числе был сверхтяжёлый 305-мм миномёт (30,5 cm schwerer Granatenwerfer). Его разработка началась в январе 1945 года и завершилась через 20 дней. В апреле 1945 года успели изготовить опытный образец — 160-кг мина могла лететь на дистанцию до 10 км. Куда интереснее, что одновременно был разработан и самоходный вариант мортиры — 30,5 cm schwerer Granatenwerfer in Selbstfahrlafette. В качестве базы использовалось шасси Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B, удлинённое на два катка. Боевая масса машины должна была составить 55 т. Перед стрельбой опускался специальный упор, находившийся под брюхом машины. Меньшая, чем у Grille 17/21, масса объяснялась тем, что внутри находилась только качающаяся часть миномёта. Боекомплект неизвестен, но он был явно больше, чем у Grille 17/21.
Параллельно на Škoda работали над ещё более мощным миномётом — 42 cm schwerer Granatenwerfer. Работы по нему начались в феврале 1945 года. Миномёт имел аналогичную дистанцию стрельбы, но масса мины была куда больше — 400 кг. Впрочем, строить его не стали, поскольку проектная масса была слишком большой — 21,6 т. Характерно, что на Škoda проектировали и самоходку — 42 cm schwerer Granatenwerfer in Selbstfahrlafette. В целом она была похожа на 305-мм САУ, но габариты стали больше, как и опускаемый упор. Боевая масса составляла внушительные 65 т. Оба проекта не вышли за стадию эскизов, тем не менее, представляют немалый интерес — это были самые мощные самоходные орудия, которые разрабатывались на базе Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B. Кстати сказать, Škoda участвовала в корпусном производстве, поэтому не являлась «сторонним наблюдателем». Инициатор разработки неизвестен — возможно, что в СС кто-то решил воспользоваться собственными конструкторскими ресурсами.
Источники и литература:
- BAMA (Bundesarchiv)
- NARA
- Der Panzer-Kampfwagen Tiger und seine Abarten, Walter J. Spielberger Motorbuch verlag, 1987, ISBN 3-87943-456-5
- WWII German Experimental Military Vehicles, Ground Power Special Edition, 2003
- Panzer Tracts 10 — Artillerie Selbstfahrlafette, Thomas L. Jentz & Hilary L. Doyle, Darlington Productions, Inc, 2002
Ваш комментарий будет сохранен после регистрации