Бельгийская САУ Т.13, созданная путём установки хорошей противотанковой пушки на посредственное шасси, во многом предвосхитила истребители танков Второй мировой войны. Несмотря на довольно большой объём выпуска (около трёх сотен экземпляров), Т.13 не сумели оказать существенного влияния на ход боевых действий.
Предвоенная концепция обороны Бельгии являлась позиционной и опиралась на линию мощных фортов. Такая доктрина не предусматривала наличия мощных бронетанковых сил — бронированные боевые машины рассматривались лишь как дополнение к пехотным и кавалерийским частям. Дюжина средних танков ACG 1 («Рено» АМС 34) и 42 разведывательных танка Т.15 («Виккерс» М1934), представлявших собой, по сути, танкетки с башнями — вот и всё, чем могла похвастаться бельгийская армия накануне войны. Наиболее массовым типом бронетехники стала лёгкая противотанковая САУ Т.13.
Противостоять панцерваффе
Армия Бельгии располагала неплохой артиллерией, в том числе противотанковой. Основу последней составляли 47-мм пушки С.47 FRC Mod 31. Орудие, выпущенное в 750 экземплярах, пробивало 44 мм брони на дистанции 500 м, и 37 мм — на 1000 м. Наличие в боекомплекте осколочно-фугасного снаряда массой 1,66 кг позволяло применять пушку и в качестве средства поддержки пехоты.
Орудие С.47 FRC Mod 31 (модифицированное под установку в танковой башне) являлось основным вооружением танков ACG 1. Кроме того, бельгийские военные рассматривали его в качестве вооружения лёгкой самоходки, предназначенной для подвижных противотанковых резервов. Предполагаемый способ применения такой машины предвосхищал тактику истребителей танков времён Второй мировой войны, основанную на действиях из засад. При небольших размерах такая самоходка должна была обладать хорошей подвижностью, а бронезащита могла быть минимальной. Простая и недорогая боевая машина вполне могла стать массовой — оставалось определиться с шасси.
В 1931 году Бельгия приобрела шесть танкеток «Карден-Лойд» Mk VI. Две из них переделали в самоходки, причём одну вооружили 47-мм противотанковой пушкой, а вторую — 76-мм пехотным орудием. Испытания второго образца оказались неудачными — лёгкое шасси с трудом держало отдачу. Поэтому этот экземпляр также перевооружили 47-мм пушкой (по некоторым данным, переделке в противотанковые САУ подверглись все шесть танкеток). Массовым этот истребитель танков не стал по нескольким причинам. Во-первых, экипаж, состоявший всего из двух человек, был перегружен обязанностями. Во-вторых, бронезащита являлась явно недостаточной. В-третьих, габариты «Карден-Лойда» не позволяли разместить приемлемый боекомплект.
«А давайте возьмём тягач…»
В 1934 году Бельгия заказала у фирмы «Виккерс» партию гусеничных артиллерийских тягачей «Лайт Дрэгон» Mk I, предназначавшихся для буксировки 75-мм горных пушек «Бофорс» в двух дивизиях арденнских егерей. Первая партия (21 или 23 тягача) была поставлена в небронированном варианте, вторая (32 машины) — в бронированном. Эти тягачи выглядели весьма привлекательно с точки зрения переделки в истребители танков — увеличенные по сравнению с танкеткой размеры позволяли разместить не только орудие, но и экипаж из трёх человек, а также вполне приемлемый боекомплект из нескольких десятков снарядов. Соответствующий проект разработали специалисты фирмы «Миессе».
За основу взяли бронированный вариант «лёгкого драгуна». Переделка была крайне простой: на грузовой платформе установили двухместную бронированную полубашню с вооружением, состоявшим из 47-мм пушки и спаренного с ней 7,65-мм пулемёта «ФН-Браунинг» (бельгийский вариант M1918 BAR). Штатный боекомплект пушки состоял из 42 снарядов (24 бронебойных и 18 осколочно-фугасных).
Полубашня теоретически имела круговое вращение, но бронезащита передней части корпуса ограничивала угол обстрела 120º в заднем направлении. Это не считалось серьёзным недостатком (равно как и частично открытая башня) ввиду планировавшегося применения самоходок из засад. В случае необходимости обеспечивался круговой обстрел, но для этого требовалось откинуть верхние листы бронирования.
Переделанный тягач классифицировали как лёгкий танк (Char Leger) и присвоили ему обозначение Т.13В1. При массе 4,8 т он мог развивать скорость на шоссе до 40 км/ч, а запас хода составлял 240 км. Силовая установка — карбюраторный мотор «Мидоус» ERT мощностью 51 л.с. с механической коробкой передач. Ходовая часть применительно к одному борту состояла из ведущего колеса переднего расположения и четырёх опорных катков, сблокированных в две тележки.
Бронезащита Т.13В1 была, скажем прямо, слабой — корпус прикрывали листы толщиной 4-6 мм, не всегда защищавшие даже от огня стрелкового оружия. Броня башни была более солидной — 9 мм.
В течение 1935 года в вариант Т.13В1 переделали все 32 бронированных тягача «Лайт Дрэгон» Mk I. Далее пришёл черёд их небронированных собратьев, также превратившихся в «лёгкие танки» Т.13В2. Объём переделок в этом случае был бо́льшим, ведь требовалось бронировать корпус. Кроме того, путём замены опорных катков была усилена ходовая часть. Орудийная полубашня имела несколько меньшую высоту по сравнению с Т.13В1. Поставки Т.13В2 завершились в 1937 году.
Третий вариант
В 1935 году Бельгия приобрела у «Виккерса» новую партию тягачей, на сей раз более современной модификации — «Лайт Дрэгон» Mk IID. Эти машины изначально предназначались для переделки в «лёгкие танки», получившие обозначение Т.13В3. «Лайт Дрэгон» Mk IID имел более мощный двигатель (80 л.с.), что положительно сказалось на подвижности. Значительному усовершенствованию подверглась ходовая часть. Теперь применительно к одному борту она состояла из ведущего колеса переднего расположения, направляющего колеса заднего расположения, а также четырёх опорных катков, сблокированных попарно в тележки системы Хорстманна (каждая тележка также включала один поддерживающий ролик).
Т.13В3 получил полностью закрытый бронированный корпус и башню кругового вращения — хоть и открытую сзади, но гораздо лучше защищённую, чем башни Т.13В1 и Т.13В2. Вооружение оставалось прежним, но боекомплект пушки увеличили до 69 снарядов. Штатный экипаж теперь состоял из четырёх человек, но для ведения боя вполне хватало и трёх.
Выпуск Т.13В3 на заводе в Фамильрё начался в 1937 году. До Второй мировой войны была поставлена вся заказанная партия — 194 машины. После начала войны правительство заказало ещё 158 истребителей танков. До оккупации Бельгии успели сдать, по разным данным, от 12 до 50 Т.13В3 (более вероятной представляется меньшая цифра). Ещё от 24 до 50 истребителей танков из этой партии были захвачены немцами прямо на заводе. Таким образом, общее количество выпущенных Т.13В3 может составлять от 230 до 294 единиц.
Служба и боевое применение
Согласно замыслу создателей САУ Т.13, небольшие подразделения этих самоходок (уровня роты) должны были стать своеобразными «пожарными командами», поддерживая классическую противотанковую оборону в качестве подвижного резерва или действуя самостоятельно — на тех участках, где обычных противотанковых пушек не было.
Типовая организация эскадрона Т.13 в середине 30-х годов была такой:
- взвод управления и хозяйственный (2 Т.13, 2 мотоцикла, в том числе один с коляской, 1 лёгкий и 3 средних грузовика);
- три огневых взвода (в каждом — 3 Т.13, 3 мотоцикла и 2 средних грузовика).
Вероятно, в ходе мобилизации организация эскадронов подверглась изменениям, поскольку в большинстве из них числилось по 12 истребителей танков (а в эскадронах кавалерийских дивизий — даже по 18).
В ходе мобилизации Бельгия развернула 18 пехотных дивизий (6 регулярных, 6 резервных и 6 второй очереди), две дивизии арденнских егерей и две кавалерийские дивизии. По эскадрону Т.13 с дюжиной боевых машин в каждом придали девяти пехотным дивизиям (с номерами от 1 до 4 и от 7 до 11). Кавалерийские дивизии получили по 18 самоходок, а 1-й дивизии арденнских егерей придали целых четыре эскадрона (48 САУ). Кроме того, по эскадрону Т.13 (12 единиц) придали двум велосипедным полкам — горному и 2-му пограничному. 12 истребителей танков получил гарнизон крепости Намюр, 10 — Льеж, 4 — жандармерия. Таким образом, всего в отмобилизованных частях числилось 242 истребителя танков.
Отмобилизованная бельгийская армия должна была насчитывать 800 000 человек, но план мобилизации выполнить полностью не удалось — в части попало около 650 000-700 000 человек. Разгоравшийся в обществе конфликт между двумя основными этническими группами — фламандцами и валлонами — вёл к падению дисциплины и ухудшению морально-психологического состояния армии. Тем не менее, страна готовилась к обороне.
Согласно планам бельгийского командования, основным рубежом обороны являлась речка Дейле и линия так называемых «Новых фортов». Но, как известно, вермахт прекрасно справился с задачей прорыва укреплений и преодоления водных преград. Уже 10 мая 1940 года немецкие десантники захватили крупнейший форт Эбен-Эмаль, прикрывавший переправы через Маас и канал Альберта. Это позволило отбросить бельгийцев на линию Намюр-Антверпен и к Арденнам. В итоге 28 мая Бельгия капитулировала.
Какую же роль в оборонительных боях сыграли самоходки Т.13? Если говорить коротко — то минимальную. Считается, что вся бельгийская армия смогла уничтожить лишь два десятка немецких танков (для сравнения: в боях 12-14 мая под Анно на территории Бельгии французы уничтожили до 160 вражеских танков ценой потери 105 своих). Главной причиной стал фактический отказ от применения Т.13 так, как это планировалось до войны — из засад. Попытки использовать их в качестве танков (каковыми Т.13 номинально являлись) вели к большим потерям. Самоходки небольшими группами (по 3-4 машины) бросали в бой для поддержки пехоты, и их легко выбивала немецкая противотанковая оборона. Другой крайностью являлось нежелание некоторых командиров рисковать приданными боевыми машинами — стремясь сберечь технику «на потом», они часто упускали реальную возможность причинить врагу ущерб.
Кроме того, на практике Т.13 оказались машинами крайне ненадёжными. К примеру, из дюжины самоходок 2-го велосипедного пограничного полка через восемь дней на ходу осталось лишь четыре. Пагубно сказывалось и отсутствие радиостанции — связь между подразделениями Т.13 обеспечивали посыльные-мотоциклисты. Одним из немногих успешных эпизодов боевого применения Т.13 стала контратака у Кватрехта (под Гентом), предпринятая 20 мая. Здесь благодаря совместным действиям пехоты и самоходок бельгийцам удалось отбросить два немецких пехотных полка и тем самым дать возможность британским частям отойти к Дюнкерку.
Несколько десятков Т.13 стали немецкими трофеями. Немногочисленные уцелевшие Т.13В1 и Т.13В2 получили обозначение Panzerjäger Sfl CL 801(b), а Т.13В3 — Panzerjäger Sfl CL 802(b). Некоторые из них успели повоевать на стороне новых хозяев на заключительном этапе кампании на Западе. В дальнейшем трофейные самоходки использовались в учебных целях, а также для борьбы с партизанами — главным образом, на Балканах. Единственная уцелевшая до наших дней самоходка была обнаружена после войны в Вене, куда, вероятно, попала с отступающими с Балкан частями. В настоящее время эта машина, относящаяся к модификации Т.13В2, находится в экспозиции Музея королевской армии в Брюсселе.
Истребитель танков Т.13 являлся, без преувеличения, новаторской машиной. Идея установки довольно мощного противотанкового орудия на лёгкое шасси витала в 30-е годы во многих странах, но лишь в Бельгии она была доведена до практического воплощения — в других случаях всё свелось к опытным образцам либо небольшим партиям. Увы, Т.13 не оправдал возлагавшихся на него надежд. Вина самой машины в этом лишь частична — несмотря на все её недостатки, при тактически грамотном применении истребители танков могли бы причинить врагу гораздо больший урон.
|
Т.13В1 |
Т.13В3 |
---|---|---|
Экипаж, чел. |
3 |
4 |
Боевая масса, кг |
4800 |
5084 |
Длина, мм |
3650 |
3650 |
Ширина, мм |
1780 |
1870 |
Высота, мм |
2050 |
2500 |
Вооружение |
47-мм пушка, 7,65-мм пулемёт |
47-мм пушка, 7,65-мм пулемёт |
Боекомплект, снарядов/патронов |
42/400 |
69/400 |
Мощность двигателя, л.с. |
51 |
80 |
Скорость по шоссе |
40 |
56 |
Запас хода по шоссе, км |
200 |
200 |
Толщина брони, мм: |
||
корпус |
4-6 |
7 |
башня |
9 |
9 |
Литература:
- Chamber P., Gander T. Anti-Tank Weapons. — New York, 1974
- Kucharski B. T.13, czyli belgijskie remedium na Panzerwaffe // Wojsko i Technika Historia, 2019, № spec. 3
- Wenkin H. Le canon automoteur T13 // Trucks & Tanks Magazine, 2010, №17
- maquetland.com
Комментарии к данной статье отключены.