Согласно руководящим документам, регламентировавшим применение русской авиации в боевых действиях в годы Первой мировой войны, основными тактическими свойствами самолетов считались скорость горизонтальная и вертикальная, маневренность, продолжительность полета (запас горючего), грузоподъемность, вооружение и удобство пользования им, удобство наблюдения, подвижность на земле (удобство, скорость разборки и сборки и транспортировки)
Именно эти качества определяли пригодность того или иного самолета для решения конкретной боевой задачи. В зависимости от сочетания вышеуказанных характеристик все самолеты русской авиации были разделены на три категории: армейские, корпусные и истребители.
Армейские самолеты предназначались для действий в глубоком тылу противника. К ним предъявлялись следующие требования: повышенная надежность двигателя, высокая скорость, высокая дальность полета, вооружение в объеме, необходимом для отражения нападения вражеских истребителей. Важными свойствами армейских самолетов считались удобство визуального наблюдения за землей и повышенная грузоподъемность, позволяющая брать на борт летчика-наблюдателя, аэрофотографический аппарат и радиостанцию. Примером армейского самолета может служить «Фарман-30». Эта машина была оснащена двигателем мощностью 150–160 л.с., который обеспечивал ей скорость до 135 км/ч. «Фарман-30» обладал отличными условиями для наблюдения за землей, был способен находиться в воздухе 4 часа, имея на борту 170 кг веса, не считая запаса горючего. На этот аппарат могли устанавливаться пулеметы различных конструкций с возможностью ведения огня вперед.
Корпусные самолеты предназначались для полетов над линией фронта и в ближнем тылу противника. Исходя из этого они могли уступать армейским аппаратам в требованиях надежности двигателя, скорости и продолжительности полета. В качестве примера корпусного самолета можно назвать «Фарман-40». Его двигатель мощностью 130 л.с. придавал самолету максимальную скорость 125 км/ч. Полет мог продолжаться не более 3 часов. Конструкция «Фармана-40» располагала к ведению наблюдений за землей, позволяла принимать на борт наблюдателя с аппаратурой, а также вести стрельбу вперед из пулеметов различных систем.
Самолеты-истребители могли быть как двухместными, так и одноместными. Главными требованиями, предъявляемыми к таким машинам, были высокие маневренные качества: вертикальная и горизонтальная скорость, а также «поворотливость» (именно такой термин встречается в документах российской авиации времен Первой мировой войны). Не менее важным свойством любого истребителя было мощное вооружение и удобство его использования. Примером самолета-истребителя является «Моран-монокок». Эта машина со 110-сильным двигателем развивала скорость до 170 км/ч. Время пребывания в небе было ограничено двумя часами, а грузоподъемность не позволяла разместить на борту второго человека или тяжелую аппаратуру. Самолет был оснащен пулеметом системы Виккерса.
Вне этой классификации были тяжелые бомбардировщики «Илья Муромец» – они даже и назывались не самолетами, а воздушными кораблями. В зависимости от модификации на эти машины устанавливались по четыре двигателя мощностью от 140 до 220 л.с. Скорость полета ограничивалась 130 км/ч, а его продолжительность колебалась от 4 до 5 часов. Экипаж этих воздушных богатырей составлял 5–8 человек, а вооружение состояло из 2–8 пулеметов и 300–500 килограммов бомб. Воздушный корабль обладал уникальными возможностями для ведения воздушной разведки, так как мог принимать на борт наблюдателей с аэрофотоаппаратами.
Самолеты одного и того же предназначения объединялись в отряды: истребительные, корпусные, армейские. В самые напряженные моменты войны на самых важных направлениях русская армия была усилена всеми категориями самолетов. К примеру, летом 1916 года в ходе знаменитого брусиловского прорыва 7-я армия Юго-Западного фронта имела в своем распоряжении 3-й, 32-й и 35-й корпусные авиаотряды, 3-й армейский авиаотряд, 7-й истребительный авиаотряд и 1-й отряд Эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец».
Комментарии к данной статье отключены.