В начале 1940-х годов в США среди молодых мужчин преимущественно афроамериканского, латиноамериканского и филиппинского происхождения зародилась мода на зут-костюмы (zoot — это искажённое произношение слова suit, то есть «костюм»). Обязательным атрибутом стильного образа стали мешковатые брюки с завышенной талией, длинный объёмный пиджак с накладными плечами, крепившаяся на поясе цепочка для часов, которая доходила едва ли не до самой обуви, и ботинки на толстой подошве. Эта мода противоречила практике нормирования, введённой американскими властями после нападения на Пёрл-Харбор и вступления США во Вторую мировую войну. Нормированию подлежало едва ли не всё: продукты питания, топливо, металл и т.д. — в том числе и ткань. Однако на чёрном рынке по-прежнему можно было достать что угодно, и молодые люди продолжали разгуливать в модных нарядах. Особенно популярны они были среди мексиканцев.
Такая расточительность возмущала американских моряков, которые на улицах Лос-Анджелеса, куда они приезжали перед отправкой на войну, сталкивались с разодетыми местными. Возможно, дело тут было не только в гражданской сознательности, но и в этнической неприязни. Как бы то ни было, в мае 1943 года произошли первые столкновения между американскими военными и латиноамериканцами. Чуть позже, в ночь со 2 на 3 июня, 11 моряков вступили в перепалку с группой молодых мексиканцев, облачённых в зут-костюмы. Наутро 200 моряков направились в Восточный Лос-Анджелес, где в основном проживали мексиканцы. Военные нападали на встреченных модников, заставляли их раздеваться, сваливали костюмы в кучу и поджигали. В течение нескольких дней их пример подхватили сотни других моряков: они врывались в бары и кинотеатры, останавливали мексиканцев на улицах, вытаскивали их из транспорта и снимали с них одежду. За событиями наблюдала полиция, имевшая указание не вмешиваться.
К 8 июня ранения получили около 150 человек, а стражи правопорядка всё-таки исполнили свой долг и задержали 500 хулиганов — правда, за решёткой оказались одни мексиканцы. В конце концов, чтобы остановить беспорядки, флотское командование запретило морякам покидать казармы и появляться на улицах Лос-Анджелеса. Общественное мнение оказалось полностью на стороне моряков, а СМИ называли подвергшихся нападениям щёголей злодеями и хулиганами.
Комментарии к данной статье отключены.