Конец 1980-х годов для стран социалистического блока стал временем массовых протестов против существующего политического строя. В Венгрии поворот к демократии совершился мирным путём, а пришедший к власти в 1988 году премьер-министр Миклош Немет, сторонник реформ, легко нашёл общий язык с европейскими политиками — в частности, с Отто фон Габсбургом, президентом Панъевропейского союза, выступавшего за создание общеевропейского альянса. Во время одной из встреч они договорились провести на австрийско-венгерской границе неформальную встречу, что-то вроде пикника, и на три часа открыть ворота на пограничном переходе. Эта идея вызвала энтузиазм не только у местных жителей, но и у иностранцев — прежде всего, туристов из Восточной Германии. В отличие от либеральной Венгрии, власти ГДР сурово карали попытки покинуть пределы государства — последний беглец, 20-летний Крис Геффрой, был застрелен пограничником всего за девять месяцев до падения Берлинской стены.
Назначенный на 19 августа 1989 года пикник должен был проходить возле пограничного венгерского Шопрона. Город был выбран неслучайно: ещё в июне австрийский и венгерский министры иностранных дел символически срезали колючую проволоку на здешнем участке границы. Спеша воспользоваться удобным случаем, в город приехали несколько тысяч восточных немцев, проводивших отпуск на озере Балатон. Едва пограничники приоткрыли ворота, в них устремились люди. В этот день на Запад, в ФРГ через Австрию, бежало около 600 человек. Ни венгерские, ни австрийские пограничники им не препятствовали.
В последующие дни венгерское правительство восстановило границу. Однако процесс уже был необратим: в одном только августе пограничники задержали 5500 граждан ГДР, пытавшихся пробраться в Австрию. 11 сентября Венгрия открыла западную границу, и через неё на Запад устремились 30 000 восточных немцев.
Комментарии к данной статье отключены.