Ракетный комплекс «Першинг 1», созданный в рамках доктрины «массированного возмездия», в 60-70-е годы являлся наиболее мощным средством доставки ядерного оружия, имевшимся в распоряжении армии США. В случае ядерной войны в Европе эти ракеты вместе с авиацией должны были наносить первый ответный удар, используя мощные боеголовки мегатонного класса.
Во второй половине 50-х и 60-х годах прошлого века в военной политике США доминировала доктрина «массированного возмездия» (Mass Retaliation), рассматривавшая ядерное оружие как ключевое средство обеспечения безопасности Запада. В случае нападения стран Организации Варшавского договора НАТО должно было ответить массированным применением тактического и оперативно-тактического ядерного оружия на всю глубину вражеских боевых порядков. Этим преследовались две цели: нанесение противнику потерь, делающих невозможными дальнейшее успешное наступление, и разрушение системы коммуникаций с тем, чтобы парализовать выдвижение войск второго эшелона и подвоз снабжения.
Этот период стал наиболее «ракетным» во всей истории американской армии — она одновременно эксплуатировала сразу пять типов тактических и оперативно-тактических ракет, органически «вмонтированных» в армейские структуры. «Першинг 1» являлся средством уровня группы армий, «Сержант» — корпусным, «Лакросс» и «Онест Джон» были дивизионными комплексами, а «Литтл Джон» предназначался для воздушно-десантных дивизий. При этом разработка четырёх из них началась раньше, и лишь «Першинг 1» стал прямым порождением доктрины «массированного возмездия». Об этом комплексе и пойдёт речь в нашей статье.
Разделение компетенции
В первые два десятилетия, последовавшие после окончания Второй мировой войны, в США шла весьма острая конкуренция между видами вооружённых сил за разделение сфер компетенции и связанных с ними кусков «бюджетного пирога». Вопросы разделения компетенций порой самым непосредственным образом влияли на создание тех или иных образцов вооружения. Решающее значение имел документ под названием «Роли и задачи», подписанный министром обороны США 26 ноября 1956 года. Теперь поражение целей на глубине до 200 миль от линии соприкосновения возлагалось на армию, а всё, что находилось дальше, попадало в зону ответственности ВВС. Армии пришлось передать ВВС разработку «евростратегической» баллистической ракеты «Юпитер». Но практически одновременно армейцы начали разработку новой оперативно-тактической ракеты (ОТР) с дальностью пуска 400 миль (645 км). По дальности будущая ракета «вторгалась» в сферу компетенции военно-воздушных сил. Протесты авиаторов армейцам удалось парировать, сославшись на то, что «Юпитер» предназначался для поражения стратегических целей (прежде всего, промышленных центров). Новая же ОТР, впоследствии получившая название «Першинг», должна была поражать группировки войск, огневые позиции, аэродромы и узлы коммуникаций. По американской терминологии все эти цели попадали в разряд тактических, от поражения которых непосредственно зависел успех армейских операций. В итоге армия получила весьма прогрессивный дальнобойный ракетный комплекс.
Концептуальной проработкой ОТР занялись специалисты из Армейского агентства по баллистическим ракетам (Army Ballistic Missile Agency — ABMA). При этом широко использовался опыт создания твердотопливной тактической баллистической ракеты «Сержант». Исходя из соображений мобильности, массу новой ракеты следовало ограничить 4500 кг. Минимальная дальность пуска составляла бы 185 км, максимальная — 350-550 км.
Первые прикидки показали, что создать ОТР с требуемыми характеристиками можно, но придётся сделать её двухступенчатой. 26 марта 1958 года с фирмой «Мартин Компани» подписали контракт на создание нового ракетного комплекса (в 1961 году эта фирма объединилась с «Америкен Мариетта Корпорейшн» и стала называться «Мартин-Мариетта»). Опыт, накопленный при создании «Сержанта», позволил разработать ОТР в сжатые сроки. Первые пуски «Першинга» состоялись уже в феврале 1960 года. Правда, проводились они в неполной комплектации — вместо второй ступени и боеголовки устанавливали массогабаритные макеты.
Конструкция
На примере «Першинга» наглядно видны преимущества двухступенчатой схемы по сравнению с одноступенчатой и быстрый прогресс ракетной техники: при практически равной с «Сержантом» стартовой массе дальность пуска новой ракеты была впятеро большей (!). Установленный на первой ступени двигатель «Тиокол» ТХ-174 имел тягу наполовину меньшую, чем двигатель «Сержанта» (115,64 кН), однако большее время работы (38,3 с). Запуск его производился пиропатроном с электродетонацией, помещённым в верхней части топливного заряда. Тяга двигателя второй ступени «Тиокол» ТХ-175 составляла 85,3 кН, а максимальное время работы — 39 с. Топливом для двигателей являлся порошкообразный алюминий, окислителем — перхлорат аммония, а отвердителем — полибутадиеновая акриловая кислота. Источником тока для пиропатронов запуска двигателей, а также пироболтов разделения ступеней и отделения боеголовки служили конденсаторы, заряжаемые перед пуском ракеты.
Первые пуски ракеты в полной комплектации и с функционирующей системой наведения состоялись в августе 1960 года. Инерциальную систему наведения создала фирма «Сперри». Система включала блок гироскопов и измерителей ускорения «Эклипс-Пайонир» ST-120, сервомеханизмы управления, блок суммирования трёх каналов управления и блок питания. Всё это обслуживалось двумя бортовыми аналоговыми компьютерами. Один из них вычислял разницу между реальным положением ракеты и заданной траекторией полёта, параметры которой вводились в память перед пуском, второй — вырабатывал команды управления. Блоки системы наведения располагались во второй ступени, над двигателем, а сервомеханизмы — в обеих ступенях, по бокам сопел. Управление было комбинированным и включало как газовые, так и аэродинамические рулевые поверхности (треугольные на первой ступени и прямоугольные — на второй). Электропитание всех этих устройств обеспечивали два аккумулятора напряжением 28 В и преобразователь, выдававший переменный ток (115 В/400 Гц). При штатной работе системы наведения величина круговой вероятной ошибки (КВО) не превышала 300 м (отклонение по дальности было бóльшим, чем по азимуту).
При старте ракета некоторое время поднималась вертикально, а затем отклонялась на заданный угол в соответствии с заложенной в компьютер траекторией. После завершения работы двигателя первой ступени ракета несколько секунд двигалась по инерции, постепенно теряя скорость и уменьшая угол подъёма. Затем происходило разделение ступеней, и запускался двигатель второй ступени. В определённый момент (исходя из рассчитанной траектории) срабатывали пиропатроны, отделявшие боеголовку и открывавшие в корпусе второй ступени две группы дренажных отверстий. Отверстия одной группы позволяли быстро уравнять давление в камере сгорания с давлением снаружи ракеты, что было равнозначно остановке двигателя, ведь просто взять и выключить твердотопливный двигатель невозможно. Вторая группа отверстий, соответствующим образом спрофилированных, создавала незначительную отрицательную тягу, тормозя вторую ступень и облегчая быстрое отделение боеголовки. Дальше боеголовка продолжала полёт по баллистической траектории.
Ракета комплектовалась термоядерным боезарядом W-50. Мощность заряда можно было выбрать перед пуском — 60, 200 или 400 кт. Регулирование мощности осуществлялось путём смещения части расщепляющегося материала таким образом, чтобы он не участвовал в цепной реакции, сгорая при взрыве. Предохранительный механизм PAL A позволял устанавливать боеголовку на наземный либо воздушный подрыв. Дальность стрельбы достигала 740 км.
В качестве шасси для комплекса «Першинг 1» выбрали специальную гусеничную машину М474, созданную на базе бронетранспортёра М113 (точнее, его предсерийного образца Т113). Сам БТР разрабатывала фирма «Фуд Машинери энд Кемикл Корпорейшн», а машину М474 — «Пасифик Кар энд Фаундри Компани». Последняя получила также контракт на разработку транспортёра М476 (на шасси небронированного амфибийного транспортёра Т116, будущего М116). Он должен был служить в качестве шасси для вспомогательных машин комплекса, но в итоге решили обойтись одним М474, и разработку М476 прекратили.
В ходе разработки ширина М474 уменьшилась с 2590 до 2540 мм, а длина опорной поверхности гусениц, наоборот, увеличилась до 2820 мм. В системе официальной номенклатуры армии США транспортер фигурировал как Carrier, Guided Missile Equipment, Full Tracked ХM474E1 (исходный вариант) и ХМ474Е2 (удлинённый). По результатам испытаний лучшим признали ХМ474Е2. Именно его и стандартизировали как М474.
Транспортёр М474 по силовой установке и ходовой части был унифицирован с БТР М113. Благодаря широкому применению алюминиевых сплавов и полному отсутствию бронирования его масса составляла всего 5400 кг. Максимальная скорость по шоссе достигала 55 км/ч, запас хода — 320 км. Транспортёр мог преодолевать вброд водные препятствия глубиной до 1,3 м, а установка навесных поплавков превращала его в плавающий (движение на плаву осуществлялось за счёт перематывания гусениц).
Комплекс «Першинг 1» состоял из четырёх машин М474: пусковой установки (на которой транспортировалась ракета), транспортёра боевой части, машины предстартовой подготовки (с дизель-генератором и запасом топлива на два часа его работы) и станции тропосферной связи. Все элементы являлись модульными — то есть, в случае необходимости их можно было переставить с одного транспортёра на другой. На машине-транспортёре боевой части также перевозился контейнер с аэродинамическими поверхностями (устанавливающимися на ракету перед стартом), два контейнера с аппаратурой топогеодезической привязки и складная крановая стрела для установки боевой части на ракету. Станция тропосферной радиосвязи AN/TRC-80 имела параболическую антенну диаметром 2,4 м, а также собственный дизель-генератор мощностью 10 кВт. Обслуживалась она расчётом из трёх человек и обычно разворачивалась на некотором удалении (до 3,2 км) от огневой позиции. Дальность радиосвязи (голосовой и телетайпной) достигала 160 км.
На службе
В октябре 1960 года фирме «Мартин Компани» выдали заказ на производство первой серийной партии ракет «Першинг 1», предназначавшейся для войсковых испытаний. 20 января 1961 года «Першинг 1» впервые явили широкой публике во время парада, приуроченного к инаугурации президента Джона Кеннеди. Год спустя, 24 января 1962 года, состоялся первый пуск серийной ракеты со стационарного стартового стола, а 15 марта ракета впервые стартовала со штатной пусковой установки. Первоначально ракета первоначально обозначалась Guided Missile ХМ14, а её инертный вариант для тренировок получил обозначение ХМ19. В июне 1963 года обозначения ХМ14 и ХМ19 поменяли на ХMGM-31A и ХMGM-31В. В новой системе обозначений первая буква обозначала носитель или способ запуска, вторая — предназначение ракеты, третья — управляемая это ракета или неуправляемая. В данном случае первая М означает Mobile, то есть запускаемая с мобильной наземной ПУ; G — Ground, то есть для поражения наземных целей (точнее — целей на поверхности, поскольку эта буква имеется и в обозначениях противокорабельных ракет); вторая М — Missile, то есть управляемая ракета. Когда в октябре 1963 года испытания завершились, и ракету приняли на вооружение, из её обозначения исчезла буква «Х», присущая опытным образцам. В ходе испытаний произвели 59 пусков ракет, из них шесть оказались неудачными, а четыре — частично успешными.
В соответствии с планами армии США «Першингами 1» предполагалось заменить жидкостные баллистические ракеты «Редстоун», дислоцированные на территории ФРГ. Но в первую очередь новый комплекс получил дивизион, дислоцированный на территории США, в учебном центре артиллерии Форт-Силл (штат Оклахома). Им стал 2-й дивизион 44-го артполка. На территории ФРГ к 1966 году «Першингами 1» вооружили ещё четыре дивизиона: 1-й и 4-й 41-го артполка, а также 1-й 81-го и 3-й 84-го артполков. Три из них вошли в состав 40-й группы полевой артиллерии, а четвёртый — в состав 56-й группы. Планировалось также развернуть «Першинги 1» на территории Республики Корея. Для этого сформировали 2-й дивизион 79-го артполка. Но решение о размещении там новых ракет отменили, и в 1965 году этот дивизион был расформирован. Отметим, что изначально армия США собиралась сформировать десять дивизионов «Першингов», но ограничилась лишь половиной этого количества. В качестве компенсации в несколько этапов было увеличено количество пусковых установок в каждом дивизионе.
Дивизион «Першингов 1» включал четыре стартовые батареи, батарею управления, техническую батарею и насчитывал 636 человек личного состава. Первоначально батарея включала лишь один огневой взвод с четырьмя машинами М474 стартового комплекса. Кроме того, батарея располагала двумя 0,25-тонными джипами (для командира батареи и командира огневого взвода), 0,75-тонным автомобилем с аппаратурой связи и криптографии, 2,5-тонным грузовиком с запасом запчастей и ремонтно-эвакуационной машиной на базе 5-тонного грузовика. Её личный состав насчитывал 78 человек (5 офицеров и 73 сержанта и рядовых).
Комплекс «Першинг 1» являлся авиатранспортабельным. Для перевозки стартовой батареи в полном составе требовалось 11 рейсов самолётов С-130 «Геркулес» либо 14 — С-123 «Провайдер» (правда, «Провайдер» не мог перевозить входившую в комплект батареи ремонтно-эвакуационную машину — не проходила по высоте). Минимальный комплект, способный обеспечить пуск ракеты (без вспомогательных машин) можно было перевезти 14 рейсами вертолётов СН-47 «Чинук».
Предстартовая подготовка занимала около двух часов, причём наиболее длительной её составляющей была топопривязка — ведь GPS тогда ещё не существовало. Поскольку применение «Першингов 1» предполагалось со своей территории, в ходе оборонительного сражения, то для каждого дивизиона заблаговременно подготовили несколько стартовых позиций, оборудованных полевыми укрытиями для техники, а главное — с известными координатами. Это позволяло сократить цикл предстартовой подготовки примерно вдвое.
Уже в 1964 году дивизионы «Першингов 1» были реорганизованы — в них осталось по три батареи, но в каждой теперь имелось два стартовых комплекта. Численность личного состава увеличилась до 1100 человек. В 1966 году в составе дивизионов вновь появились четвёртые батареи. Теперь каждый из них имел восемь пусковых установок.
В 1967-1969 годах 24 комплекса «Першинг 1» (и столько же ракет) американцы передали ФРГ. Здесь их включили не в состав сухопутных войск, а в люфтваффе. «Першингами 1» укомплектовали ими 1-ю и 2-ю ракетные эскадры (Flugkörpergeschwader, FKG 1 и FKG 2), дислоцированные в Ландсберге и Гейленкирхене. Они вошли в состав 1-й и 3-й авиационных дивизий. 1-я предназначалась для поддержки Центральной группы армий НАТО (в её полосе должны были действовать и американские дивизионы «Першингов»), 3-я — Северной группы армий.
Модернизация
Едва успев завершить приёмку заказанных ракет «Першинг 1», Пентагон в январе 1966 года выдал фирме «Мартин-Мариетта» контракт на модернизацию комплекса. Заказчиком ставились две главные задачи: сокращение времени предстартовой подготовки и перевод комплекса на колёсное шасси (для снижения эксплуатационных расходов и уменьшения вибрации, отрицательно сказывавшейся на ракете). Первую решили переводом элементной базы аппаратуры с ламповой, аналоговой, на полупроводниковую, аналого-цифровую. Благодаря этому удалось существенно уменьшить габариты аппаратуры и повысить её производительность. Вместо гусеничных машин М474 использовались четырёхосные автомобили «Форд» М656 (в варианте седельного тягача — М757). Радикальной реорганизации подверглись батареи. Теперь каждая из них включала командный пункт (на автомобиле М656), девять пусковых установок (на полуприцепах, буксируемых тягачами М757), три станции предстартовой подготовки и тропосферную радиостанцию AN/TRC-80. Батарея состояла из управления и трёх огневых взводов. Дивизион четырёхбатарейного состава теперь насчитывал 36 пусковых установок и 1680 человек личного состава.
Обновлённый комплекс «Першинг 1А» поступил в войска в 1969-1970 годах. 4-й дивизион 41-го артполка был расформирован, а остальные три, дислоцированные в ФРГ, свели в 56-ю группу полевой артиллерии, в 1970 году реорганизованную в бригаду с тем же номером. 1-й дивизион 41-го артполка дислоцировался в Швабиш-Гмюнде, 1-й дивизион 81-го артполка — в Ной-Ульме, а 3-й дивизион 84-го артполка — в Неккарзульме. До 1971 года завершились поставки «Першингов 1А» в люфтваффе. Теперь 1-я и 2-я ракетные эскадры, так же, как и американские дивизионы, насчитывали по 36 пусковых установок. Вместо «Фордов» немцы использовали собственные автомобили «Юпитер» фирмы «Магирус-Дойц».
В 1965 году министр обороны США Роберт Макнамара подписал приказ о передаче частям ОТР «Першинг» задач, возлагавшихся на крылатые ракеты «Мэйс». К 1969 году ВВС США сняли с вооружения эти крылатые ракеты, дислоцировавшиеся в ФРГ. Таким образом, вопреки «Ролям и задачам» от 1956 года, теперь на армейские части возлагались стратегические функции. Реализовать их удалось с поступлением комплексов «Першинг 1А». В состав их батарей ввели терминалы связи AN/TRC-133А (на шасси 2,5-тонных автомобилей), обеспечивавшие приём сигналов в системе управления стратегическими ядерными силами. Каждый дивизион выделял одну батарею, находившуюся на позиции на боевом дежурстве и сменявшуюся каждые шесть суток.
В роли стратегического ядерного средства у «Першинга 1А» имелся один недостаток — всё ещё слишком большое время предстартовой подготовки. Для пуска всех девяти ракет батарее требовалось до 45 минут. Поэтому в 1976 году комплекс подвергся очередной модернизации. В его составе появилось коммутационное устройство SLA, обеспечивавшее подключение к станции предстартовой проверки всех трёх ракет огневого взвода, а также автоматическая инерциальная станция топопривязки ARS, обеспечивавшая быстрое определение координат произвольной точки. Теперь батарея могла осуществить пуск первых трёх ракет через 10-15 минут после прибытия на позицию, а в течение последующих 10 минут запустить ещё шесть ракет. Планировался и очередной этап модернизации, предусматривавший полный перевод комплекса на цифровую аппаратуру. Но в связи с созданием комплекса «Першинг 2» от модернизации американских «Першингов 1А» отказались. Доработкам подверглись лишь комплексы, находившиеся на вооружении люфтваффе.
В общей сложности изготовили 754 ракеты «Першинг 1», но развернули в Европе лишь 180. С вооружения армии США их сняли в 1985 году, заменив «Першингами 2». История западногерманских комплексов оказалась ненамного более долгой. В процессе подготовки подписанного в 1987 году Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности была сделана попытка вывести западногерманские ракеты из-под его действия, переделав их в одноступенчатые «Першинг 1В». Но ввиду несогласия советской стороны от этой идеи пришлось отказаться, и все «Першинги» были уничтожены.
Длина ракеты, м |
10,5 |
---|---|
Диаметр ракеты, м |
1,02 |
Стартовая масса, кг |
4655 |
Дальность стрельбы, км: |
|
минимальная максимальная |
160 740 |
Тип БЧ/мощность |
W-50/60-400 кт |
КВО, м |
300 |
Литература:
- Rovensky D. Operačně-taktický raketový system MGM-31 Pershing. ATM, 2017, №1
- Rybak E.F., Gruszczyński J. Amerykańskie rakiety operacyjno-taktyczne i taktyczne. NTW, 1998, №5
- fas.org
- missilery.info
Комментарии к данной статье отключены.