В восьмидесятые годы название ракеты «Першинг 2» не сходило со страниц советских газет. Развёртывание этих комплексов вызвало серьёзную озабоченность у военно-политического руководства СССР. В конце концов, это привело к подписанию Договора о ракетах средней и меньшей дальности, в соответствии с которым впервые ликвидировался целый класс вооружений. Что же представлял собой этот ужасный «Першинг 2»?
Одним из недостатков ракет «Першинг 1/1А» считалась чрезмерная мощность боевой части (400 кт). В случае реального боевого применения это могло бы привести к нежелательному «сопутствующему ущербу». В январе 1972 года Конгресс США санкционировал разработку новой ракеты средней дальности, предназначенной для замены «Першинга 1А». Ракету предполагалось комплектовать относительно маломощной ядерной БЧ — всего 50 кт. Естественно, это выдвигало повышенные требования к точности стрельбы. Сильно защищённые объекты (например, заглублённые командные пункты) предполагалось поражать с использованием эффекта подземного взрыва — главным поражающим фактором в этом случае были сейсмические сотрясения, вызванные взрывом. Тем самым наземная ударная волна и радиоактивное заражение местности сводились к минимуму.
Плод гонки вооружений
Первоначально новую оперативно-тактическую ракету предполагалось создать на базе «Першинга 1А», сохранив его двигательную установку, но заменив боевую часть и систему наведения. Вполне естественным кандидатом на разработку нового комплекса оказалась фирма «Мартин-Мариетта» — создатель первого «Першинга». Но вскоре оказалось, что обойтись «малой кровью» не удастся. 30 августа 1976 года в окрестностях города Петриков Гомельской области заступил на боевое дежурство первый полк, вооружённый ракетами средней дальности РСД-10 «Пионер» (по «натовской» классификации — SS-20). Твердотопливные ракеты, использовавшие подвижные пусковые установки, имели дальность пуска 5000 км (в модернизированном варианте — даже 5500 км). В зоне их поражения оказалась вся Западная Европа. До 1986 года советские вооружённые силы развернули ни много ни мало 441 такую ракету.
Появление РСД-10 вынудило США и НАТО кардинально пересмотреть свою политику в области ядерного вооружения. «Пионеры» могли эффективно вывести из строя расположенное в Западной Европе ядерное оружие, уничтожить аэродромы и военно-морские базы, сведя к минимуму возможность ответного удара. Теперь ключевое значение для НАТО имела нейтрализация ракет РСД-10 на начальной стадии войны. В августе 1978 года было принято решение о расширенной модернизации комплекса «Першинг» с радикальным увеличением дальности стрельбы. Благодаря этому новая ракета брала на себя часть задач, ранее возлагавшихся на авиацию, а последняя высвобождалась для поиска и уничтожения пусковых установок «Пионеров».
12 декабря 1979 года НАТО санкционировало развёртывание в Западной Европе 108 ракет «Першинг 2». К тому времени на позициях уже находились десятки «Пионеров», и США оказались в положении догоняющего. Поэтому в январе 1980 года президент Джимми Картер присвоил программе «Першинг 2» статус BRICK-BAT DX (аббревиатура BRICK-BAT означала, что программа находится под личным контролем президента США, а DX — что она пользуется приоритетом по отношению ко всем другим программам Пентагона). Это открыло создателям «Першинга 2» доступ к практически неограниченному финансированию.
Ракета
К моменту принятия решения об увеличении дальности пуска ракеты «Першинг 2» уже существовала новая боеголовка уменьшенной мощности и повышенной дальности — её разработка велась ещё в рамках создания ракеты в первой конфигурации, то есть, с прежней дальностью пуска. Ещё 18 ноября 1977 года состоялся первый пуск ракеты в «старо-новой» конфигурации — с двигателями от «Першинга 1А», но с новой боевой частью.
Если боевая часть «Першинга 1А» после отделения от второй ступени ракеты падала на цель по баллистической траектории, то новую боеголовку предстояло сделать управляемой, наводящейся на цель, запрограммированную перед пуском. При этом система наведения не могла использовать сигналы внешней навигационной системы, поскольку они могли глушиться противником. Более того, такая внешняя система могла быть вообще выведена из строя электромагнитными импульсами других ядерных взрывов. Инерциальная система, хотя и независимая от внешних источников, не обеспечивала необходимой точности. В итоге остановились на комбинированной радиолокационно-инерциальной системе.
Боеголовку снабдили малогабаритным радаром, включавшимся на очень короткий промежуток времени и выполнявшим картографирование местности. Полученное изображение сличалось с эталоном, заложенным в память компьютера перед стартом, после чего происходила коррекция прецизионной инерциальной системы. Короткое время работы РЛС не позволяло противнику применить помехи, а от электромагнитного импульса радар защищали стальные экраны, отстреливаемые перед его включением. Падая, экраны выполняли ещё одну функцию — они служили ложными целями, затруднявшими обнаружение боеголовки средствами противоракетной обороны. Круговое вероятное отклонение (КВО), обеспечиваемое новой системой наведения, оценивалось в 30 м — на порядок лучше, чем у «Першинга 1А».
Рабочее проектирование боеголовки типа MARV (Maneuvering Re-entry Vehicle — маневрирующая отделяющаяся боеголовка) для новой ракеты началось в апреле 1974 года. Радиолокатор RADAG (RAdar Digital Aerea Guidance) создавался в фирме «Гудьир», отвечавшей также за интеграцию всей системы наведения. Прецизионная инерциальная навигационная система разрабатывалась фирмой «Зингер-Кифорт». Военное картографическое агентство занималось созданием библиотеки цифровых карт местности в районах потенциальных целей. Такие карты записывались на магнитных дисках и вводились в память бортового компьютера системы наведения. Управление боеголовкой осуществлялось четырьмя аэродинамическими рулями треугольной формы.
БЧ комплектовалась боевым зарядом W-85 с регулируемой мощностью подрыва (5, 10, 20 или 50 кт). Было предусмотрено три режима подрыва: воздушный — для поражения площадных слабо защищённых целей (аэродромы, склады и прочее); наземный — для поражения скоплений танковых и механизированных войск; подземный — для поражения точечных целей повышенной защищённости (прежде всего, подземных командных пунктов).
В 1976-1977 годах изготовили семь прототипов новой боеголовки. До мая 1978 года провели пять испытательных пусков ракет в «старо-новой» конфигурации (естественно, с инертным снаряжением БЧ). Все они завершились вполне успешно. Началась подготовка к модернизации «Першингов 1А» путём замены старых боеголовок новыми, но тут на сцену вышли «Пионеры».
Перед конструкторами «Першинга 2» теперь встала труднейшая задача — требовалось увеличить дальность стрельбы ракеты в 2,5 раза (до 1800 км), сохранив её основные габаритные характеристики. Решить её удалось, применив новое ракетное топливо НРТВ (на основе полибутадиена), разработанное для зенитной ракеты комплекса «Пэтриот». Корпуса двигателей обеих ступеней выполнили из кевлара. Теперь они образовывали единую несущую структуру с внешней обшивкой ступеней, что позволило при сохранении внешних габаритов увеличить объём, занимаемый топливом. Оба двигателя были разработаны фирмой «Геркулес». Хотя новая ракета, получившая обозначение MGM-31С, имела такую же длину и диаметр, как MGM-31А комплекса «Першинг 1», весила она на 60% больше — и вся эта прибавка приходилась на топливо.
Управление ракетой до отделения боеголовки осуществляла инерциальная система, сопряжённая с цифровым компьютером фирмы «Бендикс», выдававшим команды на рули. Схема управления первой ступенью была прежней — она включала газовые и аэродинамические рули. Поскольку вторая ступень теперь выходила за пределы атмосферы, на ней аэродинамические рули не применялись — сохранили только газовые.
Таким образом, начав с модернизации «Першинга 1А» путём замены БЧ, американцы в итоге приделали к новой боевой части и новую ракету.
Изготовление опытных экземпляров MGM-31С началось в декабре 1981 года, а 22 июля следующего года со стартового комплекса на мысе Канаверал осуществили первый пуск ракеты. Он завершился провалом — вскоре после старта взорвался двигатель первой ступени. Это едва не поставило крест на всей программе. Дело в том, что пуск транслировался по телевидению, а потому провал всколыхнул общественное мнение. Но президент Рональд Рейган не поддался давлению, и испытания продолжились. Второй пуск, состоявшийся 22 ноября 1982 года, был вполне успешным. Программу испытаний в ускоренном темпе завершили к середине 1983 года, сократив её до 18 пусков вместо запланированных 28, и ракету MGM-31С приняли на вооружение. В общей сложности изготовили 384 такие ракеты.
Пусковой комплекс
Пусковые установки для MGM-31С изготавливали путём переделки ПУ М790, использовавшихся в комплексе «Першинг 1А». Пусковая установка представляла собой двухосный полуприцеп с гидроприводами для перевода ракеты в вертикальное положение. М790 подвергли некоторым переделкам, установив, в частности, блок управления GIEU (Ground Integrated Electronics Unit). В комплект входили также два кабеля: пятнадцатиметровый силовой служил для подключения ПУ к генератору, установленному на тягаче, а 120-метровый — для сопряжения с кабиной управления. Доработанная пусковая установка обозначалась как М1003. Их количество в батарее оставалось таким же, как и у «Першинга 1А» — девять единиц. Ракета транспортировалась на ПУ, а рядом с ней на специальном поддоне укладывалась боевая часть. Перед пуском она пристыковывалась к ракете при помощи крана, установленного на тягаче. Для транспортировки боевых частей могли использоваться и полуприцепы М871, буксируемые пятитонными автомобилями М931.
Если пусковую установку без особых проблем удалось доработать под более тяжёлую ракету, то прежние тягачи — пятитонные «Форды» М757 — уже не справлялись с более тяжёлыми «Першингами 2». Пришлось заменить их новыми четырёхосными седельными тягачами десятитонного класса, причём двух типов. Части, дислоцированные в США, использовали тягачи «Ошкош» М983 (из семейства НЕМТТ), оборудованные подъёмными кранами «Хиаб» 8001 и 30-киловаттными дизель-генераторами. А вот для частей, дислоцированных в ФРГ, выбрали тягач KAT I местной фирмы MAN с краном «Атлас» АК4300 М5 и дизель-генератором мощностью 30 кВт, получивший обозначение М1001.
В комплект батареи входили три кабины управления на шасси пятитонного грузовика М928 — по одной на огневой взвод из трёх ПУ. Внутри кабины находилось оборудование, необходимое для предстартовой подготовки, в частности, пульт для разблокирования предохранителя БЧ PAL F. Для этого требовалось ввести двенадцатизначное число, причём после нескольких неудачных попыток система блокировалась. Этот же пульт служил для выбора мощности подрыва БЧ. Автомобиль с кабиной управления буксировал одноосный прицеп с 30-киловаттным дизель-генератором.
На шасси М928 базировалась и станция программирования систем наведения ракет (каждый дивизион располагал двумя такими станциями — по одной на две батареи). Цифровые карты местности, загруженные на этих станциях на носители информации, вводились в память бортовых компьютеров ракет посредством блоков GIEU. Как читатель уже, вероятно, догадался, и этот автомобиль буксировал прицеп с генератором.
В комплект батареи входила радиостанция AN/TRC-184 (модернизированная AN/TRC-133А от комплекса «Першинг 1А»), установленная на 2,5-тонном автомобиле М35А2 — тоже с генератором на прицепе. А дивизион располагал станцией спутниковой связи AN/MSC-64 — также на шасси М35А2. Наконец, в состав каждой батареи входили два пункта управления — основной и резервный. Оба они располагались на полуприцепах М1006, буксируемых тягачами М931.
Все средства комплекса «Першинг 2» могли перебрасываться по воздуху. Для транспортировки одного огневого взвода требовалось 13 самолётов С-130 «Геркулес» или шесть С-141В «Старлифтер». В случае же привлечения гигантских С-5А «Гэлэкси» можно было обойтись лишь двумя рейсами.
Короткая служба
22 ноября 1983 года бундестаг 286 голосами против 226 одобрил план развёртывания на территории ФРГ ракет «Першинг 2». В тот же день на авиабазе Рамштайн приземлился первый «Гэлэкси» с элементами нового комплекса. 27 ноября первые машины своим ходом прибыли на территорию ракетного склада Мутланген, где началось интенсивное обучение личного состава 1-го дивизиона 41-го артполка (постоянное место дислокации — Швабиш-Гмюнд). Уже в середине декабря батарея А этого дивизиона была сертифицирована и встала на боевое дежурство, а к концу июня следующего года перевооружили остальные три батареи. До декабря 1985 года «Першинги 2» получили остальные два дивизиона 56-й бригады полевой артиллерии — 1-й 81-го артполка в Ной-Ульме и 3-й 84-го артполка в Неккарзульме. Разрешение на развёртывание новых ракет обуславливалось одним пунктом: оно не должно было сопровождаться увеличением количества ядерных боеголовок. Поэтому, как только очередная партия новых ракет прибывала в ФРГ, такая же по количеству партия «Першингов 1А» отправлялась на склады в США. На территории США «Першингами 2» укомплектовали 3-й дивизион 9-го артполка, дислоцированный в Форт-Силл (штат Оклахома) и входивший в состав 214-й бригады полевой артиллерии. Он выполнял функции учебной части.
В январе 1986 года 56-я бригада полевой артиллерии была реорганизована в 56-е командование полевой артиллерии. Помимо штаба и трёх ракетных дивизионов, оно включало 2-й батальон 4-го пехотного полка (подразделение охраны), 55-й батальон поддержки, 38-й батальон связи, 226-й отряд РХБЗ и 193-ю авиационную роту. Общая численность личного состава командования достигала 6000 человек.
Одновременно с реорганизацией дивизионы «Першингов 2» получили новые номера — теперь все они относились к 9-му артиллерийскому полку. 1-й дивизион 41-го полка стал 2-м дивизионом 9-го, 1-й 81-го — 1-м 9-го, а 1-й 84-го артполка — 4-м 9-го. Но под новыми номерами долго прослужить не пришлось: в декабре 1987 года был подписан советско-американский Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, в соответствии с которым «Першинги» подлежали уничтожению. На тот момент армия США располагала на территории ФРГ 132 ракетами MGM-31C и 115 пусковыми установками. В Швабиш-Гмюнде, Ной-Ульме и Неккарзульме находилось по 40 ракет (в том числе по четыре резервных), на складе в Вейлербахе — ещё 12 резервных ракет. Каждый дивизион располагал 36 штатными пусковыми установками, а в Ной-Ульме дополнительно находилось семь резервных ПУ. На территории США, в арсенале Пуэбло (штат Колорадо) было заскладировано 111 ракет. В Форт-Силл находилось 39 пусковых установок, одна была в Редстоунском арсенале, а три — на мысе Канаверал.
С октября 1988 по июль 1989 года все MGM-31C были сняты с боевого дежурства, а до мая 1991 года — уничтожены (за исключением нескольких экземпляров, сохранённых в качестве музейных экспонатов). Ликвидация «Першингов 2» (равно как и остававшихся «Першингов 1А») осуществлялась путём статического выжигания ракетных двигателей на стенде. Боевые части W-85 не уничтожались — их использовали для снаряжения ядерных авиабомб В61 мод. 10 (сама БЧ W-85 была разработана на основе боезаряда авиабомб В61 мод. 3 и мод. 4). 31 мая 1991 года было расформировано и 56-е командование полевой артиллерии.
Нельзя не упомянуть, что развёртывание «Першингов 2» (и крылатых ракет наземного базирования) в Западной Европе сопровождалось массовыми протестами местных пацифистов и левых активистов. Например, в октябре 1983 года в антиядерной демонстрации в Бонне участвовало примерно полмиллиона человек. На территории США имели место даже акты саботажа — активисты радикальной пацифистской организации Plowshares повредили оборудование на заводах «Авко» и «Мартин-Мариетта». Но всё-таки большинство граждан ФРГ с пониманием отнеслись к размещению на их территории новых ракет, руководствуясь принципом «Lieber ‘ne Pershing im Garten als ‘ne SS-20 auf’s Dach» — «Лучше «Першинг» в саду, чем SS-20 на крыше».
Длина ракеты, м |
10,6 |
---|---|
Диаметр ракеты, м |
1,02 |
Стартовая масса, кг |
7490 |
Дальность стрельбы, км: |
|
минимальная максимальная |
185 1800 |
Тип БЧ/мощность |
W-85/5-50 кт |
КВО, м |
20-50 |
Литература:
- Rovensky D. Operačně-taktický raketový system MGM-31 Pershing. ATM, 2017, №1
- Rybak E.F., Gruszczyński J. Amerykańskie rakiety operacyjno-taktyczne i taktyczne. NTW, 1998, №5
- fas.org
- missilery.info
Комментарии к данной статье отключены.