После падения гетманата в декабре 1918 года к власти на Украине пришла социалистическая Директория, провозгласившая восстановление Украинской Народной Республики. В течение двух лет её армия сражалась с противниками на разных фронтах. Определённую роль в этих боях сыграли бронеавтомобили.
Осенью 1918 года гетманский режим оказался в глубоком кризисе, обусловленном как внутренними, так и внешними факторами. С одной стороны, постоянно росло влияние социалистической оппозиции, властям не удавалось справиться с крестьянскими восстаниями. С другой — после поражения Австро-Венгрии и Германии в мировой войне Украинская Держава осталась без зарубежной поддержки. Гетман Скоропадский попытался найти поддержку у Антанты, требовавшей восстановления «единой и неделимой России». 14 ноября 1918 года он назначил новое правительство, состоявшее из российских монархистов, и декларировал намерение в будущем объединить Украину с небольшевистской Россией. В тот же день оппозиция создала альтернативный орган управления — Директорию. 16 ноября на Украине началось инициированное Директорией восстание против гетмана. Завершилось оно 14 декабря, когда Скоропадский отрёкся от власти и выехал в Германию. Мира это не принесло, так как ещё 20 ноября началась очередная интервенция со стороны Советской России.
В борьбе за власть
Армия Украинской Державы располагала восемью автомобильными броне-пулемётными дивизионами, личный состав и техника которых приняли активное участие в событиях ноября-декабря 1918 года. Судьба этих частей сложилась по-разному. 8-й (Екатеринославский) дивизион поначалу сохранял верность гетману, но 6 декабря его личный состав перешёл на сторону Директории, арестовав при этом 14 своих офицеров. 27-29 декабря броневики дивизиона активно участвовали в уличных боях против большевиков и поддержавших их махновцев. Одна из боевых машин была уничтожена артиллерийским огнём в районе вокзала, остальные в итоге попали к белогвардейцам. Когда же 25 января 1919 года Екатеринослав захватили большевики, их трофеями стали четыре бронеавтомобиля.
Личный состав 7-го (Харьковского) дивизиона, в отличие от своих коллег из Екатеринослава, не колебался, а сразу поддержал Директорию. В ночь с 15 на 16 ноября 1918 года оба исправных бронеавтомобиля дивизиона участвовали в свержении гетманской администрации в Харькове, а позже поступили в распоряжение Левобережного фронта УНР. Личный состав двух других дивизионов, дислоцированных на Левобережье — 5-го (Черниговского) и 6-го (Полтавского) — был настроен пробольшевистски. Когда 12 января 1919 года части Красной армии захватили Чернигов, 5-й дивизион, располагавший четырьмя бронеавтомобилями, перешёл на их сторону. Броневики поступили в распоряжение 1-й Украинской дивизии советских войск. Две пушечные машины получили названия «Красноармеец» и «Таращанец», пулемётная — «Богунец», название четвёртой неизвестно. Неделю спустя большевикам досталась и матчасть Полтавского дивизиона (два бронеавтомобиля).
3-й (Одесский) дивизион во второй половине ноября перешёл на сторону белогвардейцев. По данным советской разведки, он насчитывал 10 броневиков — вероятно, в это число вошли не только штатные машины дивизиона, но и те, что находились в Одессе на ремонте. Три других дивизиона, дислоцированных на Правобережье, при разных обстоятельствах вошли в состав армии Директории. В частности, матчасть 4-го дивизиона была взята Осадным корпусом Сечевых Стрельцов (главной и наиболее организованной силой Директории) при вступлении в Киев в ночь с 14 на 15 декабря 1918 года. На её основе был сформирован Броневой дивизион корпуса Сечевых Стрельцов. Согласно докладу командира дивизиона сотника Капкана от 25 декабря 1918 года, часть располагала 10 броневиками, 5 легковыми, 5 грузовыми и 4 специальными автомобилями. Техническое состояние матчасти оставляло желать лучшего — на ходу были лишь два броневика, два легковых автомобиля и один грузовик. Вероятно, одна из бронемашин Киевского дивизиона попала в Ударный курень (батальон) атамана Палиенко, но эта часть полностью потеряла боеготовность, участвуя в еврейском погроме в Житомире, и 12 января 1919 года была расформирована.
В Виннице одна из боевых машин 2-го (Подольского) дивизиона «засветилась» 18 ноября во время бескровного захвата власти представителями Директории. Вероятно, это была одна из машин, ремонтировавшихся на сахарном заводе в 20 км от города. В дальнейшем боеспособные машины Подольского дивизиона были переданы Галицкой армии. Сам же дивизион 7 января 1919 года свернули в авто-броневую батарею. Штат такой части, утверждённый 17 января, предусматривал наличие 58 человек личного состава, 4 бронеавтомобилей и 12 вспомогательных транспортных средств. Поскольку реально броневиками часть не располагала, вскоре 2-ю авто-броневую батарею расформировали. Наконец, бывший 1-й (Волынский) дивизион, дислоцировавшийся в Луцке, в декабре 1918 года реорганизовали в Луцкий броневой дивизион, а впоследствии — в 9-й действующий броневой дивизион. Его матчасть составили четыре бронеавтомобиля «Джеффри», взятых со склада в Новограде-Волынском, и один «Остин», забранный у начальника милиции Житомира. В январе 1919 года дивизион обзавёлся ещё и «Пирлессом», ранее принадлежавшим куреню Палиенко, а позже в его составе появился и пушечный «Гарфорд».
На разных фронтах
В начале 1919 года армия Директории вела арьергардные бои на Левобережной Украине, откатываясь к Киеву. Заметную роль в этих боях играли подвижные боевые средства — в основном, бронепоезда (зачастую импровизированные). Сведения об участии бронеавтомобилей в этих боях весьма ограничены. Известно, что в трёхдневном бою 23-25 января в районе Броваров (последней попытке остановить большевиков на подступах к Киеву) действовал отряд атамана Вогульского, располагавший двумя бронеавтомобилями.
По крайней мере, два бронеавтомобиля, ранее принадлежавших 7-му (Харьковскому) дивизиону, воевали в составе Запорожского корпуса Действующей армии УНР. Один из них, называвшийся «Мазепинец», в феврале-марте 1919 года находился в распоряжении 2-го полка им. Ивана Мазепы и участвовал в боях с большевиками в районе станций Бобринская и Знаменка на Правобережье. 30 марта некоторые подразделения Запорожского корпуса перешли на сторону красных, забрав с собой оба броневика.
9-й действующий броневой дивизион с февраля 1919 года находился в распоряжении Северной группы войск Действующей армии УНР. Бронеавтомобили этой части оперировали против советских войск на житомирском, бердичевском и коростенском направлениях. Сведения об их боевом применении встречаются в официальных документах. В частности, в приказе штаба Действующей армии №15 от 15 марта 1919 года отмечен бронеавтомобиль «Черноморец», участвовавший в двухнедельной обороне Житомира: «Бронеавтомобиль Черноморец погиб геройской смертью, будучи подорван ручными бомбами, врезавшись во вражеские колонны…»
11 апреля 1919 года Симон Петлюра объявил благодарность личному составу 9-го действующего броневого дивизиона:
«От 9 действующего автоброневого дивизиона три броневика «Пирлесс», «Остин» и «Джеффри» принимали участие в боях по Киевскому шоссе к востоку от Житомира непрерывно с 29 марта по 1 апреля. Команда этих машин проявила чрезвычайную доблесть, разбила два вражеских броневика и причинила противнику немалые потери. На наших броневиках были ранены противником шофёры Гонтаренко, Можаровский и Вишневский. Объявляю искреннюю благодарность командирам броневиков старшинам Будзинскому и Таращенко, шофёрам Гонтаренко, Можаровскому, Вишневскому, а также всем принимавшим участие в боях шофёрам, их помощникам, пушкарям и пулемётчикам».
После того, как польские войска 17-19 мая 1919 года заняли Луцк, а советские 21-22 мая — Ровно, 9-й действующий броневой дивизион исчезает из реестров армии УНР. Вероятнее всего, его матчасть была взята поляками, захватившими в Луцке три украинских бронеавтомобиля. Несколькими днями ранее, под Владимиром-Волынским, поляки захватили ещё один украинский броневик типа «Гарфорд».
Как уже упоминалось выше, во второй половине декабря 1918 года в Киеве сформировали Броневой дивизион Сечевых Стрельцов. Известно, по крайней мере, три броневика этого дивизиона: «Атаман Мельник» (типа «Пирлесс», на котором 40-мм автомат «Виккерс» был заменён пулемётной башней от «Остина»), а также пулемётные «Атаман Петлюра» и «Атаман Коновалец» (типа «Остин»). В первой половине 1919 года дивизион действовал на Правобережье, принимая участие в боях под Бердичевом, Шепетовкой и в других районах.
1 ноября 1918 года в результате восстания в Восточной Галиции было создано украинское государство на землях бывшей Австро-Венгерской империи — Западно-Украинская Народная Республика (ЗУНР). Директория УНР оказала определённую помощь в создании вооружённых сил ЗУНР — Галицкой армии. В числе переданного в декабре 1918 года вооружения были бронеавтомобили. В декабре 1918 года под Львовом появились бронеавтомобили «Черник» и «Громобой». В марте следующего года в реестрах продолжали числиться всё те же две бронемашины (в составе 2-го корпуса Галицкой армии, осаждавшего Львов). Месяц спустя галичане располагали уже четырьмя бронеавтомобилями (по два во 2-м и 3-м корпусах). В некоторых источниках упоминается о наличии в Галицкой армии восьми бронеавтомобилей — шести, переданных Директорией, и двух собственного полукустарного изготовления («Дмитро» и «Бориславец»). По нашему мнению, эти цифры являются несколько завышенными. Какие-либо подробности об участии бронеавтомобилей в боях в Галиции неизвестны — мемуаристы отмечают, что их берегли для уличных боёв во Львове.
22 января 1919 года УНР и ЗУНР объединились, но при этом их армии продолжали функционировать отдельно. Галицкая армия до лета вела борьбу с поляками за Галицию, но после провала Чортковской офензивы (наступления) — последней отчаянной попытки вернуть Львов, предпринятой в июне 1919 года — была вынуждена отступить за реку Збруч и перейти на территорию, контролируемую Директорией. 7 июля у Язловца поляки захватили один бронеавтомобиль — он стал трофеем 14-го полка улан. Несколько дней спустя поляки «затрофеили» ещё два броневика «Джеффри», правда, неисправных.
После перехода Галицкой армии за Збруч объединённые украинские армии 12 августа 1919 года начали широкомасштабную наступательную операцию по расходящимся направлениям на Киев и Одессу. Из подвижных средств в ней активно участвовали бронепоезда, а вот сведения о боевом применении бронеавтомобилей крайне скудны. Все имевшиеся машины (шесть единиц) в августе 1919 года были сосредоточены в Бронедивизионе Сечевых Стрельцов, приданному 1-му Галицкому корпусу (входившему в армейскую группу генерала Антона Кравса). Дивизион насчитывал более 170 человек личного состава, а вооружение его бронемашин состояло из 3 пушек и 12 пулемётов (то есть, три бронеавтомобиля были пушечными). Во время наступления на Киев боевая активность дивизиона была сведена почти к нулю из-за нехватки бензина.
31 августа 1919 года украинские войска вступили в оставленный большевиками Киев, но в тот же день в город с другой стороны вошли деникинские части генерала Николая Бредова. Кравс подписал с ним соглашение об отводе украинских войск из Киева, но перемирие с белогвардейцами было недолгим — 24 сентября началась война с Добровольческой армией на Подолье. Одновременно севернее велись боевые действия против большевиков. Силы украинских армий таяли, вдобавок вспыхнула эпидемия тифа.
14 ноября 1919 года Бронедивизион Сечевых Стрельцов, находившийся в то время в Виннице, был передан из состава группы Сечевых Стрельцов в распоряжение Галицкой армии. Часть переименовали в Автоброневой дивизион Галицкой армии и включили в состав 1-го Галицкого корпуса. Сотник Михаил Турок, командовавший дивизионом с начала 1919 года, был заменён сотником Фёдором Максимчуком, а 29 ноября из состава дивизиона вывели всех уроженцев Надднепрянской Украины, заменив их галичанами. Когда 12 февраля 1920 года галицкие части перешли на сторону большевиков, образовав Червонную Украинскую Галицкую Армию (ЧУГА), в их составе был и Автоброневой дивизион, располагавший тремя пушечными и двумя пулемётными бронеавтомобилями. Вскоре его передислоцировали в город Балта. 24 апреля 1920 года 2-я и 3-я бригады ЧУГА подняли восстание против большевиков, что привело к расформированию остальных частей как ненадёжных. Среди них был и Автоброневой дивизион.
Литература:
- Барятинский М., Коломиец М. Бронеавтомобили русской армии 1906-1917 гг. — М.: Техника — молодежи, 2000
- Кирилец С. Автомобили-зенитки Первой мировой войны. — М.: Яуза, 2018
- Коломиец М. Бронеавтомобили «Остин» в России. — М.: Стратегия-КМ, 2011
- Коломиец М. Броня русской армии. Бронеавтомобили и бронепоезда в Первой мировой войне. — М.: Яуза, Стратегия КМ, Эксмо, 2008
- Тинченко Я. Панцирні потяги, панцирники та залізничні війська у Визвольній війні 1917-1920 рр. — К.: Темпора, 2012
- Материалы фондов Центрального государственного архива высших органов власти и управления Украины
Комментарии к данной статье отключены.