Государственный переворот 29 апреля 1918 года привёл к смене власти на Украине: Украинская Народная Республика пала, а вместо неё была провозглашена монархическая Украинская Держава. Во главе её встал гетман Павел Скоропадский — в прошлом командир 1-го Украинского (34-го) армейского корпуса. Основу сухопутных войск Украинской Державы должны были составить восемь территориальных армейских корпусов. Каждый из них включал в себя две пехотные дивизии и части усиления, среди которых имелся и автомобильный броне-пулемётный дивизион.
Длившееся чуть более полугода правление гетмана стало, пожалуй, наиболее спокойным временем для Украины за весь период 1917-1920 годов. Внешняя угроза со стороны большевиков была нейтрализована Брестским мирным договором, один из пунктов которого предусматривал признание Советской Россией независимости Украины и проведение мирных переговоров с украинскими властями. С другой стороны, территория Украины была занята германскими и австро-венгерскими войсками, формально имевшими статус союзников, а фактически во многих случаях мало чем отличавшимися от оккупантов. Это стало платой за относительную внутриполитическую стабильность, давшую возможность гетманскому правительству стабилизировать экономическую ситуацию в стране и приступить к строительству вооружённых сил.
Гетманские бронеавтомобильные части: структура
Строительство вооружённых сил Украинской Державы происходило, в основном, в соответствии с планами, утверждёнными ещё в последние недели существования Центральной Рады. Основу сухопутных войск должны были составить восемь территориальных армейских корпусов. Каждый из них включал две пехотные дивизии и комплект частей усиления, среди которых имелся и автомобильный броне-пулемётный дивизион.
Базой для формирования корпусных броне-пулемётных дивизионов должны были стать части бывшей российской армии, сумевшие пережить неспокойный период 1917-начала 1918 годов. В соответствии с приказом Военного министерства УНР №51, изданным 15 апреля 1918 года (за две недели до гетманского переворота), в состав вооружённых сил Украины вошли шесть автоброневых дивизионов бывшей российской армии: 4-й (Одесса), 7-й (Жмеринка), 8-й (Александровск, ныне Запорожье), 9-й (Тирасполь), 11-й (Проскуров, ныне Хмельницкий) и Особый (Луцк). 6-й дивизион, появляющийся в середине апреля в перечне украинских воинских частей в Одессе, в этом приказе не упомянут. Согласно российским источникам, 6-й дивизион был полностью демобилизован уже к началу марта (логично предположить, что его остатки влились в состав 4-го дивизиона). Нет в приказе №51 и ещё одного бронедивизиона — Особого назначения. Вероятно, к тому времени он тоже был полностью демобилизован.
Тот же приказ №51 определял организацию корпусного броне-пулемётного дивизиона двухбатарейного состава. Часть должна была насчитывать 90 человек личного состава, в том числе 15 офицеров (7 в управлении и по 4 в каждой батарее) и 75 казаков (31 в управлении и по 22 в каждой батарее). Основным вооружением дивизиона являлись шесть бронеавтомобилей — два пушечных «Гарфорда» и четыре пулемётных. Штатный боекомплект каждой батареи определялся в 500 76,2-мм снарядов и 50 000 патронов. Парк вспомогательной техники дивизиона состоял из трёх легковых и шести грузовых автомобилей, восьми мотоциклов, одной автоцистерны, одной автокухни и одной автомастерской. Таким образом, дивизион, по сути, сворачивался до размера, соответствовавшего двум отделениям. В организационном отношении дивизион подчинялся заведующему автомобильной частью корпуса, а его командир приравнивался по своему статусу к командиру полка.
Для подготовки кадров автомобильных частей тем же приказом №51 предусматривалось формирование учебно-кадрового автомобильного куреня (батальона), базой для которого служили дислоцированные в Одессе и Сумах резервные автомобильные роты. Курень включал две учебные сотни (автомобильную и мотоциклетную), а также учебную броневую батарею. Последняя согласно штату должна была насчитывать 22 человека постоянного состава (в том числе один офицер), три бронеавтомобиля (пушечный и два пулемётных), один легковой и два грузовых автомобиля, два мотоцикла, автоцистерну и автомастерскую.
25 мая 1918 года армейские корпуса наряду с наименованиями получили и номера: 1-й Волынский, 2-й Подольский, 3-й Одесский, 4-й Киевский, 5-й Черниговский, 6-й Полтавский, 7-й Харьковский и 8-й Екатеринославский. Автомобильные броне-пулемётные дивизионы получили номера своих корпусов, но некоторое время по инерции применялась и старая нумерация. Скажем, 4-й (Киевский) броне-пулемётный дивизион вплоть до сентября 1918 года в некоторых документах именуется по-старому — 11-м. 3-й (Одесский) дивизион часто проходит как 4-й — по своему номеру в бывшей российской армии.
Общее руководство бронеавтомобильными частями после реорганизации в июне 1918 года Генштаба армии Украинской Державы было возложено на Главный военно-технический инспекторат, а, точнее, один из семи инспекторатов, входивших в его состав — автомобильный. Возглавил его полковник Викул Дитель — опытный бронеавтомобилист, отличившийся в боях с большевиками в Киеве в январе 1918 года. Для личного состава автоброневых частей приказом Военного министерства №343 от 20 июля 1918 года были введены красные погоны без выпушки.
16 сентября 1918 года были утверждены новые штаты бронеавтомобильных частей. Теперь вместо дивизиона в состав армейского корпуса входила автоброневая батарея в составе управления и двух чот (взводов). Однако количество бронеавтомобилей осталось прежним, а штат даже увеличился по сравнению с дивизионом до 112 человек (в том числе 11 офицеров): 48 человек в управлении и по 32 — в каждой чоте. Помимо трёх броневиков, чота должна была располагать двумя легковыми машинами, тремя трёхтонными грузовиками и двумя мотоциклами; в управлении имелось два легковых автомобиля и три специальных (автоцистерна, автокухня и автомастерская). Были ли реально внедрены эти штаты — неизвестно; во всяком случае, вплоть до падения гетманата корпусные бронеавтомобильные части именовались дивизионами.
Гетманские бронеавтомобильные части: организация
Реальное положение с укомплектованностью бронеавтомобильных частей армии Украинской Державы существенно отличалось от положенного по штатам. Служебная переписка командиров некоторых дивизионов, сохранившаяся в архиве, довольно ярко характеризует реальное положение вещей. Скажем, командир 3-го (Одесского) дивизиона 20 августа 1918 года направил в Генштаб телеграмму о том, что вместо штатных шести броневиков в дивизионе имеется лишь четыре, причём все они неисправны, и выход первого бронеавтомобиля из ремонта ожидается 27 августа. Одновременно два офицера дивизиона командированы в Житомир для получения со склада двух бронеавтомобилей. Если германские власти разрешат перевезти эти машины в Одессу, то к 1 сентября дивизион сможет выставить одну боеспособную батарею. Вместе с тем, 3-й дивизион ощущал острую нехватку горюче-смазочных материалов: при минимальной потребности в 150 пудов бензина и 3 пуда масла в наличии имелось лишь 30 пудов бензина и 20 фунтов масла.
Обобщив рапорты, полученные от всех командиров дивизионов, военный министр 29 августа обратился к министру внутренних дел с просьбой выделить средства в размере 200 000 карбованцев для ремонта броневиков. Мотивировалась эта просьба тем, что бронеавтомобили используются в противоповстанческих операциях по линии МВД, а в бюджете Военного министерства средства для этого не предусмотрены. Данное письмо интересно ещё и тем, что в нём подробно охарактеризовано состояние матчасти:
- 1-й дивизион (Житомир): налицо два неисправных бронеавтомобиля, срок завершения ремонта — одна неделя. Один пушечный броневик забрали немцы, а один пулемётный находится в распоряжении начальника милиции города Житомира, который, несмотря на неоднократные напоминания, не собирается его возвращать;
- 2-й дивизион (Винница): имеется три неисправных броневика, срок ремонта — месяц;
- 3-й дивизион (Одесса): три неисправных броневика;
- 4-й дивизион (Киев): два исправных броневика и четыре в ремонте (срок завершения – одна-две недели);
- 5-й дивизион (пункт постоянной дислокации — Чернигов, временно придан дивизии Натиева) — налицо все шесть бронемашин, но техническое состояние неизвестно;
- 6-й дивизион (Полтава): два бронеавтомобиля в ремонте (срок окончания — две-три недели), ещё четыре в июне забрали немцы и до сих пор не возвратили;
- 7-й дивизион (Харьков): имеется шесть неисправных броневиков, но четыре из них находятся в Одессе, а на доставку их в Харьков не удаётся получить разрешение австро-венгерских военных властей;
- 8-й дивизион (Екатеринослав): налицо три неисправных бронеавтомобиля, срок окончания ремонта — две-четыре недели.
Таким образом, в конце августа 1918 года из 48 положенных по штату бронеавтомобилей корпусные дивизионы располагали 31 машиной, но лишь о двух из них известно, что они были однозначно исправны. Техническое состояние ещё шести броневиков неизвестно, а остальные 23 требовали ремонта.
В последующие месяцы предпринимались усилия по возвращению техники в строй. В частности, 2-й (Подольский) дивизион предполагалось вооружить штурмовыми броневиками «Джеффри-Поплавко» (бывшего дивизиона Особого назначения). В начале октября 1918 года 2-й дивизион располагал двумя такими машинами, а также бронеавтомобилем «Руссо-Балт». Последний был настолько изношен, что ремонту не подлежал. Один «Джеффри» удалось отремонтировать силами дивизиона, но 5 октября австро-венгерские власти запретили устанавливать на машину вооружение и испытывать её пробегом. Вторая машина требовала более серьёзного ремонта. Для доукомплектования дивизиона был выдан наряд на получение четырёх броневиков «Джеффри» с Бердичевского автосклада, но вскоре выяснилось, что все шесть бронеавтомобилей этого типа, находившихся в Бердичеве, немцы вывезли в Киев.
Австро-венгерские власти тормозили и отправку техники для 7-го (Харьковского) дивизиона. В такой ситуации инспектор автомобильных частей обратился к германскому командованию за разрешением доставить в Харьков недостающую технику со склада в Новограде-Волынском: четыре бронеавтомобиля «Пирлесс», три легковых автомобиля, два грузовика, автоцистерну, автомастерскую и мотоцикл. И этот план реализовать не удалось.
Боевое применение
Армии гетмана Скоропадского не довелось вести классические боевые действия, однако её части привлекались для борьбы с крестьянскими восстаниями, охватившими значительные районы летом 1918 года (крестьяне были отнюдь не в восторге от аграрной политики гетмана и его германско-австрийских союзников, поддерживавших помещиков). Порой в противоповстанческих операциях участвовали и бронеавтомобили. В качестве примера приведём отчёт об одной из них, сохранившийся в Центральном государственном архиве высших органов власти и управления Украины.
5 августа 1918 года командир 4-го (Киевского) дивизиона полковник Новиков получил указание первого товарища (заместителя) военного министра откомандировать на следующий день два бронеавтомобиля вверенного ему дивизиона в распоряжение министра внутренних дел. Поначалу полковник попытался отвертеться, сославшись на отсутствие бензина для машин и обуви у большинства казаков. Впрочем, после окрика из министерства Новикову пришлось подчиниться, и 7 августа 1-я батарея дивизиона отправилась в распоряжение Козелецкого уездного старосты для участия в подавлении восстания (город Козелец находится в 75 км северо-восточнее Киева). В составе батареи имелось два бронеавтомобиля, грузовик, легковая машина и мотоцикл, а при них 3 офицера (командир батареи сотник Борщов и двое хорунжих — командиры бронемашин) и 12 казаков.
8 августа Борщов отправил Новикову рапорт, в котором указывал, что один его бронеавтомобиль в составе украинско-германского отряда находится в имении Чемер. При отряде находился и германский броневик, но он из-за большой массы мог передвигаться только по шоссе. Вторая машина под командованием хорунжего Гладуна находилась в Козельце, где проходила техническое обслуживание. Настроение казаков Борщов оценивал как «среднее», но при этом выразил надежду, что соседство с дисциплинированными германскими солдатами окажет благотворное влияние на морально-психологическое состояние личного состава его батареи.
На 9 августа было запланировано участие украинского бронеавтомобиля в экспедиции по маршруту имение Чемер – село Хрещатое – село Держановка, где, по сообщениям местных властей, сосредотачивались повстанцы. Подробных данных об этой экспедиции и участии в ней броневика в архиве не обнаружено. Следующее донесение Борщова датировано лишь 16 августа. В то время обе боевые машины 1-й батареи находились в Козельце, причём одна из них требовала ремонта. Горючее почти закончилось, и вся боевая активность батареи сводилась к дежурству единственного исправного броневика у здания комендатуры (с 9 часов вечера до 5 часов утра) для отражения возможного нападения. Вскоре батарею Борщова отозвали в Киев.
Вероятно, подобным образом организовывалась боевая работа бронеавтомобилей и в других противоповстанческих «командировках». Последние попытки применить броневики в бою предпринимались сторонниками Скоропадского во время антигетманского восстания под руководством Директории в ноябре 1918 года. В частности, 22 ноября несколько бронеавтомобилей поддерживали офицерский отряд Кирпичёва в бою против Черноморского коша у села Борщаговка под Киевом.
Источники и литература:
- Барятинский М., Коломиец М. Бронеавтомобили русской армии 1906-1917 гг. — М.: Техника — молодежи, 2000
- Іллічов С. Автопанцирні частини армій Центральної Ради та гетьмана Павла Скоропадського (1918-1919 рр.) // Мандрівець. — 2007. — №2
- Кирилец С. Автомобили-зенитки Первой мировой войны. — М.: Яуза, 2018
- Коломиец М. Бронеавтомобили «Остин» в России. — М.: Стратегия-КМ, 2011
- Коломиец М. Броня русской армии. Бронеавтомобили и бронепоезда в Первой мировой войне. — М.: Яуза, Стратегия КМ, Эксмо, 2008
- Тинченко Я. Панцирні потяги, панцирники та залізничні війська у Визвольній війні 1917-1920 рр. — К.: Темпора, 2012
- Материалы фондов Центрального государственного архива высших органов власти и управления Украины
Комментарии к данной статье отключены.