В ранние периоды истории, когда дистанция морских боёв была невелика, маскировка кораблей смысла не имела. Всё изменилось в XIX веке, с началом Крымской войны. О первых случаях применения камуфляжа в военно-морских флотах разных стран, прежде всего Великобритании и России — в рассказе коллег с портала worldofwarships.ru.
В 1854 году для увеличения скрытности канонерские лодки Российского императорского флота на Балтийском море стали окрашивать в серо-голубой цвет, который с дальних дистанций выглядел близким по палитре к цвету шхер. Позже, во время русско-турецкой войны 1877–1878 годов, русские миноноски «Чесма», «Синоп», «Наварин» и «Сухум-Кале» были окрашены в светло-зелёный цвет — цвет морской воды.
Однако довольно быстро опыт двух войн был забыт. Вплоть до начала XX века боевым кораблям разных стран, особенно крейсерам и броненосцам, придавался парадный вид. Белые или чёрные корпуса, белые надстройки, жёлтые трубы, обилие позолоченных украшений — бал правил так называемый викторианский стиль. Тон здесь задавала «владычица морей» — Великобритания.
Первыми в начале XX века от такой роскоши отказались флоты Японии и Австро-Венгрии. В сентябре 1903 года в «боевой» серо-оливковый цвет была перекрашена русская Тихоокеанская эскадра в Порт-Артуре. Вместе с тем отправленные с началом русско-японской войны на Дальний Восток 2-я и 3-я Тихоокеанские эскадры так и остались в торжественном окрасе — с чёрными корпусами и ярко-жёлтыми трубами на надстройках. Результат известен: в условиях возросших дальностей ведения боя «японцы» цвета штормового моря оказались в гораздо более выгодном положении.
Опыт русско-японской войны показал преимущества маскировочной расцветки боевых кораблей. Дистанции боя возросли, и окраска, затрудняющая прицеливание и помогающая кораблю сливаться с поверхностью, стала обязательным атрибутом военных флотов. Эксперименты с различной укрывающей окраской проводились вплоть до начала Первой мировой войны. Однако моряки весьма скептически смотрели на это новшество — слишком много факторов влияло на условия видимости на море: погода, время суток и т.д. С началом Первой мировой надводным кораблям стала грозить новая опасность — подводные лодки. Возникла необходимость визуально исказить внешний вид корабля и затруднить определение параметров его движения: курсового угла, скорости и дистанции до цели.
Именно тогда британский художник и офицер военно-морского флота Норман Уилкинсон предложил схему маскировочной окраски, позже названной «ослепительной маскировкой» или «ослепляющим камуфляжем» (dazzle camouflage, а также razzle dazzle или dazzle painting). Он предложил раскрашивать корабли абстрактно: неожиданными линиями создавать иллюзорные плоскости, углы и прочие формы. Опираясь на свой опыт службы на подводной лодке, Уилкинсон пришёл к выводу, что незачем прятать сам объект, когда можно просто сбить с толку противника, готового нанести удар.
Справедливости ради стоит отметить, что первым раскрашивать корабли в стиле «зебры» предложил британский профессор зоологии Грэхем Керр. Ещё в сентябре 1914 года он направил письмо Первому лорду Адмиралтейства Уинстону Черчиллю, в котором указывал:
«Сплошная однородная окраска делает объект заметным. Нанесение резко контрастирующих пятен создаёт впечатление излома поверхности».
Однако, как это часто бывает, хорошая идея легла под сукно. Только весной 1915 года Адмиралтейство распорядилось начать эксперименты с «искажающей» окраской, но уже в соответствии с предложением Уилкинсона.
Идея нового камуфляжа основывалась на модных направлениях изобразительного искусства — в первую очередь кубизма. В то время подводная лодка наведение торпед производила исключительно по визуальным данным. Командир субмарины, обнаружив надводную цель, рассчитывал «торпедный треугольник» по информации, полученной с помощью оптического дальномера перископа. Иными словами, такие параметры движения цели, как скорость, размер и курсовой угол, он получал визуально. Из-за «ослепляющего камуфляжа» подводники зачастую не могли правильно определить эти данные. Благодаря необычной окраске и орнаментам габариты корабля искажались, а силуэт расплывался или мог сливаться с небом или поверхностью моря.
После успешных испытаний «ослепительный камуфляж» приняли на вооружение военно-морские флоты Великобритании, США и Франции. Основными цветами стали чёрный, белый, грязно-белый, зелёный и синий. Эта окраска применялась не только на боевых, но и на торговых судах. По свидетельствам очевидцев, конвои таких «кораблей-попугаев» выглядели просто ошеломляюще. Основной рисунок зачастую дополняла фальшивая волна на форштевне, которая вводила в заблуждение насчёт скорости хода корабля. Под ахтерштевнем также рисовали ложную волну — она создавала у подводников иллюзию удаления цели.
А вот самый первый пример использования классического камуфляжа, который делал корабль малозаметным на фоне берега и одновременно искажал его силуэт, относится к русскому флоту. Во время русско-японской войны миноносцы Владивостокского отряда получили пятнистую окраску «в тон побережья». Позднее, весной 1915 года, севастопольский художник Юрий Шпажинский предложил русскому военно-морскому ведомству особую окраску кораблей, которую он назвал «иллюзорной». По замыслу художника, такая окраска должна была затруднить определение дистанции до корабля. Командование заинтересовалось идеей, и по этой схеме был окрашен «Синоп», один из броненосцев Черноморского флота, эсминцы «Счастливый» и «Громкий», а позднее посыльные суда Балтийского флота «Кондор» и «Беркут». Более того, на посыльных судах была опробована ещё одна идея Шпажинского — специальные наделки на мачтах и трубах. Однако ожидаемого эффекта они не принесли, и дальнейшие эксперименты были свёрнуты. На нескольких эсминцах-«новиках» Балтийского флота была опробована другая схема камуфляжа — горизонтальные полосы различного цвета с переходом от тёмных оттенков у самой воды к светлым.
Комментарии к данной статье отключены.