Погром, учинённый в Таранто 11 ноября 1940 года «Суордфишами» с авианосца «Илластриес» (HMS Illustrious), без сомнения, стал самой яркой страницей в боевой биографии этих самолётов. Успех был закреплён в сражении у мыса Спартивенто 27 ноября 1940 года, когда торпедоносцы с «Арк Ройяла» (HMS Ark Royal) обратили итальянские линкоры и крейсера в бегство. Господство в Средиземном море перешло к англичанам. Однако это никак не отразилось на борьбе с перевозками в Ливию. Британские субмарины из Александрии не смогли сколь-нибудь существенно навредить конвоям противника, а крайне немногочисленные лёгкие силы Средиземноморского флота были перегружены другими обязанностями, так что итало-немецкие суда практически беспрепятственно пересекали море во всех направлениях. Ситуацию необходимо было срочно исправлять, и командующий Средиземноморским флотом адмирал сэр Эндрю Каннингхэм (Andrew B. Cunningham) задействовал против вражеского судоходства своё испытанное оружие — торпедоносцы «Суордфиш».
Первыми отличились палубники. В 02:45 20 декабря 1940 года из Палермо в Триполи вышел конвой в составе пароходов «Норге» (Norge, 6511 тонн) и «Пеучета» (Peuceta, 1926 тонн), которые сопровождали миноносец «Вега» (Vega) и вспомогательный сторожевик F-130 «Луиджи Риццо» (Luigi Rizzo). В 13:00 21 декабря одиночный «Суордфиш» неожиданно появился со стороны солнца и безуспешно сбросил две бомбы. Этот самолёт был одним из разведчиков, взлетевших с «Илластриеса» — британский флот проводил конвои MW.5 и ME.5, и палубная авиация находившегося в прикрытии авианосца в рамках операции вела поиск целей к востоку от побережья Туниса.
В 16:05 к востоку от островов Керкенна конвой атаковали девять «Суордфишей» 815-й и 819-й эскадрилий с «Илластриеса». «Вега» уклонился от всех торпед и зенитным огнём сбил один самолёт, но две торпеды попали в «Пеучету», которая затонула через 3 минуты, а ещё одна угодила в «Норге»; судно было оставлено в 18:15. «Норге» и «Пеучета» стали первыми транспортами, погибшими в битве конвоев.
Мальта атакует
История мальтийской ударной авиагруппы началась 22 июня, когда на острове сели 12 «Суордфишей» 737-й учебной эскадрильи (с 1 июля 830-я эскадрилья Воздушных сил флота), перелетевшей сюда из Тулона через Тунис. «Авоськи» немедленно были задействованы в патрулировании прилегающих вод.
Желание хоть как-нибудь ответить бомбившим Мальту итальянцам побудило англичан направить в атаку на их наземные цели свою «ударную авиацию». Вечером 30 июня пять «Суордфишей» отбомбились по нефтеочистительному заводу и резервуарам горючего в Аугусте. Вечером 5 июля девятка «Суордфишей» бомбила ангары на аэродроме в Катании, но уже 9 июля наступательные действия «авосек» были свёрнуты, поскольку руководство обороной Мальты, опасаясь ответных массированных бомбардировок, посчитало подобную активность неадекватной состоянию ПВО острова и настояло на исключительно оборонительном использовании ударной авиации до усиления истребительной. После первой же доставки на Мальту 2 августа 11 истребителей «Харрикейн» периодические налёты на вражеские береговые цели возобновились. Первым из них стал вечерний налёт 13 августа девятки «Суордфишей» на гавань Аугусты: успеха они не добились, но потеряли от огня зениток три машины.
К противоконвойным операциям Командование флота на Мальте приступило только 22 января 1941 года. Первый успех пришёл быстро.
В 10:10 27 января разведчик «Сандерленд» сообщил о двух судах и одном эскортном корабле близ побережья Туниса. С Мальты были подняты семь «Суордфишей» 830-й эскадрильи в сопровождении двух истребителей «Фулмар». Объектом предстоящей атаки был конвой из Неаполя в Триполи в составе немецких судов «Инго» (Ingo) и «Дуйсбург» (Duisburg) под охраной итальянских вспомогательных крейсеров «Каралис» (Caralis) и «Лаго Тана» (Lago Tana). Ударная авиагруппа вышла на цель у мыса Бон в 15:50 и уже через 5 минут «Инго» (3950 тонн) получил торпеду и отправился на дно. Подоспевший миноносец «Орионе» (Orione) помог в спасении пострадавших и двинулся с конвоем дальше, но в 04:30 28 января на подходе к Триполи подводная лодка «Апхолдер» (HMS Upholder) всадила торпеду в «Дуйсбург». «Каралис» притащил повреждённое судно в порт на буксире.
В 01:26 14 февраля четвёрка «Суордфишей» (целеуказатель и три с торпедами) у банки Керкенна атаковали конвой в четыре транспорта и два эсминца, возвращавшийся из Триполи в Италию. Англичане заявили об одном достоверном и одном возможном попаданиях, но по факту враг ушёл невредимым. Это было первое ночное нападение 830-й эскадрильи на конвой в открытом море.
В 22:25 15 февраля в поиск к банке Керкенна вылетели четыре «Суордфиша», а спустя час — ещё столько же. В 00:06 16 февраля в 16 милях от острова Куриат первая группа обнаружила итальянское судно «Ювентус» (Juventus, 4957 тонн), следовавшее в одиночку из Неаполя в Сфакс за фосфатами. В 00:15 лидер осветил цель, а торпедоносцы поразили судно торпедой в корму и обездвижили его. В 02:16 эту же цель начал освещать лидер второй группы, но к этому времени её строй распался — только один самолёт атаковал и в 02:50 всадил в «Ювентус» ещё одну торпеду. Экипаж покинул судно, которое в тот же день сдрейфовало на мель в 3 милях к северо-востоку от Куриата. 18 февраля на помощь из Трапани был отправлен буксир, но спасательные работы не увенчались успехом, и позднее «Ювентус» затонул.
После этого 830-й эскадрилье очень долго не удавалось добиться успехов в противоконвойных операциях — время мальтийских «авосек» ещё не настало.
«Авоськи» в Албании
9 марта 1941 года началось мощное итальянское наступление на греческом фронте под кодовым названием «Примавера». Сражавшиеся из последних сил греки потребовали от своих британских союзников более действенной помощи. В связи с этой ситуацией командующий британскими ВВС в Греции вице-маршал сэр Джон Д’Альбиак (John H. D’Albiac) немедленно поменял приоритеты — вместо непосредственной поддержки греческих войск самолётам теперь надлежало действовать на срыв доставок подкреплений противнику морем. Бомбардировщиков «Веллингтон» 37-й эскадрильи для этого явно было недостаточно.
Со 2 марта на аэродроме Элефсис близ Афин базировались перелетевшие с Малеме (Крит) шесть «Суордфишей» 815-й эскадрильи (сводной из 815-й и 819-й эскадрилий «Илластриеса»). 12 марта они были передислоцированы на высокогорный передовой аэродром Парамитья у границы с Албанией, где с 9 февраля уже базировались английские «Бленхеймы» и «Гладиаторы». «Суордфиши» получили задачу атаковать итальянские корабли и суда в гаванях Валоны и Дурреса. Старшим офицером группы был командир 815-й эскадрильи лейтенант-коммандер Джекки Джаго (Jackie Jago).
Первая же атака англичан оказалась успешной. В 01:45 13 марта пять «Суордфишей» поднялись в воздух, чтобы в 03:30 оказаться над Валоной. Из-за сильного тумана только один самолёт сумел достичь успеха — получивший попадание торпедой пароход «Санта-Мария» (Santa Maria, 3539 тонн) быстро затонул (через год судно было поднято и восстановлено). Самолёт лейтенант-коммандера Джаго был сбит ещё на подходе, а он сам был подобран из воды итальянским катером и вместе со вторым пилотом взят в плен.
Обеспокоенные итальянцы рассредоточили суда в гавани и принялись искать аэродром, откуда взлетали бипланы, но «авоськи» нанесли новый удар раньше. В 21:15 14 марта из Парамитьи вылетели три «Суордфиша», которых вёл новый командир эскадрильи лейтенант Майкл Торренс-Спенс (Michael Torrens-Spence). Спустя два часа они оказались над Валоной. На этот раз тумана не было, и в 23:15 Торренс-Спенс всадил торпеду в правый борт стоявшего у берега крупного судна, которое затонуло через 10 минут. Жертвой оказалось прибывшее несколько часов назад госпитальное судно «По» (Po, 7289 тонн); из находившихся на нем 240 человек экипажа и персонала 216 были спасены. По приказу коменданта гавани судно не освещалось, чтобы не выдать расположение других судов, что и привело к трагедии.
В 22:30 16 марта четыре «Суордфиша» впервые полетели на Дуррес. Там под сильным зенитным огнём все они независимо друг от друга сбросили торпеды. Лётчики отрапортовали о двух взрывах, но на самом деле не поразили ни одной цели.
В это же время «Суордфиш», пилотируемый ветераном Таранто суб-лейтенантом Августом Маколеем (August S. Macaulay), направился на Валону. На подходе в полночь он был замечен и встречен мощным зенитным огнём, но стрельба вдруг прекратилась — в воздухе появились итальянские истребители. Воспользовавшись паузой, Маколей атаковал. В этот момент в гавани Валоны находились два миноносца, выполнявшие роль кораблей ПВО и рассредоточенных в противоположных концах акватории, и девять судов. Ближайшим к летящему на высоте 15 метров «Суордфишу» оказался миноносец «Андромеда» (Andromeda). Итальянцы увидели самолёт с 400 метров, открыли огонь и начали движение, но Маколей с 300 метров сбросил торпеду, поразившую корабль в 00:02–00:03 17 марта под дымовой трубой. Разломившись надвое, миноносец через три минуты затонул, а Маколей невредимым сел в Парамитьи в 01:20.
Всего в течение недели «Суордфиши» 815-й эскадрильи совершили 7 боевых вылетов на Дуррес и 12 против Валоны.
20 марта британский аэродром в Парамитьи был обнаружен, и с 22 марта итальянская авиация принялась регулярно его атаковать. Поскольку теперь из-за потерь и износа матчасти группа больше не могла продолжать налёты, Торренс-Спенс запросил в Александрии подкрепление. Из метрополии на авианосце «Формидебл» (HMS Formidable) для 815-й эскадрильи уже прибыли шесть новых «Суордфишей», однако из-за минирования немецкими самолётами Суэцкого канала, а затем сражения у мыса Матапан процесс их передачи затянулся.
28 марта 1941 года в Малеме находилось пять «Суордфишей» 815-й эскадрильи. Они приняли самое активное участие в сражении у мыса Матапан. Первую атаку тройка «авосек» провела в 12:05 против тяжёлых крейсеров вице-адмирала Луиджи Сансонетти (Luigi Sansonetti), но она оказалась безуспешной. Лейтенант Торренс-Спенс, прибывший из Элефсиса в Малеме, возглавил пару «Суордфишей» в вечернем налёте. В 19:30–19:50 «авоськи» 815-й эскадрильи атаковали удиравший итальянский флот вместе с торпедоносцами с «Формидебла». Некоторые исследователи приписывают торпедирование тяжёлого крейсера «Пола» (Pola) именно Торренс-Спенсу, хотя сам он в рапорте указал, что результатов атаки не наблюдал.
6 апреля немецкие войска начали наступление на Балканах. Несмотря на бомбардировки Пирея, новые «Суордфиши» были переброшены в Грецию через Крит и 9 апреля прибыли в Парамитью. К налётам на гавань Валоны они приступили спустя несколько дней.
В 23:50 14 апреля в воздух поднялись семь торпедоносцев. Один из них вернулся из-за неполадок с двигателем, а остальные шесть уже в 00:40 15 апреля были над целью. Атаки «Суордфишей» продолжались более часа. Торренс-Спенс торпедировал судно «Лучано» (Luciano) с 2000 тонн боеприпасов на борту, которое взорвалось; погибло 24 из 35 членов экипажа. Атаковавший вторым лейтенант Иан Свейн (Ian Swayne) сбросил торпеду в стоявший под разгрузкой пароход «Стампалиа» (Stampalia, 1228 тонн), но промахнулся, но всё исправил суб-лейтенант Маколей, который отправил «Стампалиа» на дно. Ещё один самолёт был сбит, а последние два ушли на базу, не сбросив торпеды.
Днём 15 апреля аэродром Парамитья, на котором уже второй день садились на дозаправку спасавшиеся от немцев самолёты югославских ВВС, был окончательно разгромлен люфтваффе. Югославы потеряли на земле 44 машины! 815-я эскадрилья вернулась в Элефсис, затем на Крит, а оттуда была эвакуирована в Египет. На этом греческая эпопея «Суордфишей» завершилась.
«Суордфиши» на Кипре, в Сирии и Ливане
Катастрофическая нехватка самолётов на Ближнем Востоке сделала «авоськи» палочкой-выручалочкой адмирала Эндрю Каннингхэма. 3 апреля откомандированные из Александрии «Суордфиши» 813-й и 824-й эскадрилий разгромили у Порт-Судана флотилию итальянских эсминцев, потопив бомбами «Назарио Сауро» (Nasario Sauro) и обездвижив «Даниэле Манин» (Daniele Manin). С итальянским флотом в Красном море было покончено.
В конце мая, когда исход боев на Крите уже не вызывал сомнения, возникла необходимость усилить оборону Кипра, который, как предполагалось, станет следующим объектом атаки итало-германских сил. Оборону морских подступов к острову вместе с сохранившими боеспособность кораблями Средиземноморского флота должны были обеспечить «Суордфиши» 815-й эскадрильи, 31 мая передислоцированные из Александрии в Никосию. Кроме того, здесь базировались 80-я эскадрилья «Харрикейнов», 203-я эскадрилья «Бленхеймов» и 272-я эскадрилья «Бофайтеров».
В начале июня на Кипре находилось около 4000 военнослужащих 50-й британской пехотной дивизии и местные формирования. В радиообмене первые фигурировали как «50-я дивизия», а вторые как «7-я дивизия». Эта и другие уловки, являвшиеся составной частью плана обороны Кипра, убедили разведку Оси, что на острове дислоцируется 30-тысячный гарнизон, включающий в себя две полноценные пехотные дивизии.
С завершением боев в Ираке и на Крите англичане решили покончить с вишистским анклавом в Сирии и Ливане. Операция, получившая наименование «Экспортер», продолжалась с 8 июня по 14 июля 1941 года и завершилась подписанием соглашения в Сен-Жан Д’Акре, по итогам которого Левант перешёл под управление Великобритании. «Авоськам» удалось заметно отличиться и в этой кампании.
12 июня, после двух вечерних сообщений о приближении с юга бомбардировщиков, французы, опасаясь ночных налётов, решили увести из Бейрута в Джунию танкер ВМС «Л’Адур» (L’Adour, 4500 тонн) и лидеры «Гепард» (Guépard) и «Вальми» (Valmy). С наступлением темноты, в 21:00, лидеры покинули порт и за его пределами принялись дожидаться танкера, который вышел позднее. Между тем, экипаж наведавшегося ночью в порт «Суордфиша» 815-й эскадрильи увидел пустые стоянки и направился на поиск. В 8 милях к северу от Бейрута англичане заметили приближающийся к лидерам «Л’Адур» и в 01:30 13 июня всадили в него торпеду. Получившее пробоину площадью 50 м² судно было спасено от опрокидывания срочным контрзатоплением. Лидеры немедленно поспешили на помощь. В 04:30 «Л’Адур» своим ходом вернулся в Бейрут, где встал на ремонт.
Лидер «Шевалье Поль» (Chevalier Paul) вышел в 22:10 11 июня из Тулона в Бейрут с грузом из 800 138-мм снарядов для испытывавших в них острый дефицит кораблей. Следуя маршрутом Бизерта — Мессинский пролив — пролив Касо — Кастелоризо, в 13:00 15 июня южнее этого острова он был замечен летающей лодкой «Сандерленд» 228-й эскадрильи. С этого момента и до наступления темноты «Сандерленды» непрерывно следили за французским кораблём.
Вскоре после захода солнца «Шевалье Поль» повернул на юг и снизил ход до 12 узлов. Избавившись от преследователей, лидер снова увеличил скорость до 28 узлов и лёг на прежний курс. В это время шесть «Суордфишей» 815-й эскадрильи, которые взлетели после получения сообщения от «Сандерленда», уже искали цель. Самолёты, направленные для ночной атаки, были оснащены дополнительными топливными баками в кабине наблюдателя, так что их экипажи в этом полете состояли из двух человек.
Атака началась сразу после полуночи 16 июня, когда лидер находился в 23 милях юго-западнее сирийской Латакии. Светила луна, погода была безветренная, на море стоял полный штиль. Согласно отчёту командира лидера, в 00:04 был услышан и замечен «Суордфиш» по пеленгу 180°. На корабле забили тревогу, но самолёт удалился. В 00:07 французы вновь заметили самолёт того же типа очень близко от себя на малой высоте и снова забили тревогу. Увидев след торпеды, корабль повернули на 25° вправо. «Шевалье Поль» открыл огонь, но через 10 секунд после сигнала тревоги торпеда попала в правый борт и взорвалась в носовом машинном отделении. Силовая установка полностью вышла из строя, корабль получил крен в 4–5° и начал медленно оседать кормой.
В 00:17 другой «Суордфиш» зашёл по левому траверзу и сбросил торпеду — она прошла буквально в 5 метрах за кормой, а самолёт был сбит из зенитного пулемёта: лейтенант Майкл Клиффорд (Michael G.W. Clifford) и суб-лейтенант Винтер (P. Winter) попали в плен.
Дав сигнал бедствия, французы организованно оставили обречённый корабль. В 07:00 на горизонте появились вышедшие навстречу из Бейрута лидеры «Гепард» и «Вальми», но через несколько минут «Шевалье Поль», задрав нос, исчез с поверхности, и лидерам осталось только поднять на борт уцелевших французских моряков и двух английских лётчиков. Из 255 членов экипажа были спасены 249.
После этого французам дважды удалось прорвать блокаду. 21 июня лидер «Воклен» (Vauquelin) неатакованным добрался до Бейрута и доставил необходимые 800 138-мм снарядов. Однако на следующий день тройка «Бленхеймов» 11-й эскадрильи атаковала корабли и суда в гавани Бейрута, и «Воклен» получил 140 осколочных пробоин от близких разрывов, а судно «Бродуэлл» (Broadwell) — прямое попадание бомбой.
Попытка «Гепарда» и «Вальми» удрать из Бейрута в ночь на 23 июня была отражена британскими крейсерами и эсминцами, но французы уже всеми тремя лидерами повторили прорыв 29 июня, и он удался — 1 июля корабли пришли в Салоники.
1 июля в Никосию прибыли самолёты 826-й и 829-й эскадрилий из авиагруппы «Формидебла», после чего ударная авиагруппа флота на Кипре вместе с пятью машинами 815-й эскадрильи составила восемь боеготовых «Суордфишей» и три «Альбакора»; ещё три самолета были неисправны. Кроме того, в этот же день на Кипр прибыли пять «Бленхеймов» 203-й эскадрильи.
В это же время французы попытались доставить в Сирию войска и снаряжение. 1 июля из Салоник вышло судно «Сен-Дидье» (St.Didier, 2278 тонн) с четырьмя батареями зенитной артиллерии и боеприпасами на борту, а в 04:45 следующего дня — судно «Шато Д’Икем» (Château d'Yquem, 2536 тонн) с тремя зенитными батареями.
Британцы на Кипре были начеку и вели регулярный поиск. Обнаруженное 2 июля «Бленхеймом» у мыса Хелидония на входе в залив Анталья судно на следующий день было проверено «Суордфишами» 815-й эскадрильи, которые установили, что это турецкий пароход «Тенихасар» (Tenihasar).
В 06:10 4 июля в вооруженную разведку были подняты три «Суордфиша». Один из них обнаружил «Сен-Дидье» под турецким флагом у мыса Хелидония, опознал его и атаковал, но торпеда, установленная на глубину хода 14 футов, не взорвалась. Ударная авиагруппа из трех «Суордфишей» 826-й эскадрильи взлетела в 12:30. В 15:00 они рапортовали о неудаче. В 16:15 взлетели четыре «Альбакора» 829-й эскадрильи (все с торпедами), а в 16:30 — четыре «Суордфиша» 815-й эскадрильи (два с торпедами и два с бомбами).
Между тем, из-за проблем с машинами скорость «Сен-Дидье» упала до 5 узлов, и судно в 17:10 зашло в турецкий порт Анталья. В 19:45 четыре «Альбакора» 829-й эскадрильи нашли свою цель у входа в порт. Англичане дружно атаковали и под огнём французских зениток сбросили торпеды. Первая прошла мимо и взорвалась в порту среди рыбацких фелюг, две из которых затонули. Три другие торпеды поразили «Сен-Дидье», который в 22:00 ушёл на дно: 13 членов экипажа были убиты, 33 ранены. Один из «Альбакоров» погиб во время вынужденной посадки — это была единственная потеря в ходе 22 вылетов против французского судна. Самолёты 815-й эскадрильи вернулись с неизрасходованными боеприпасами.
5 июля лидеры «Гепард», «Вальми» и «Воклен» с 450 солдатами алжирского пехотного батальона и 90 тоннами боеприпасов на борту вышли из Салоник и на 19 узлах направились в Бейрут. В этот же день «Шато Д’Икем» был замечен «Бофайтером» в 3 милях от Кастелоризо.
В 08:40 6 июля одиночный «Бофайтер» обстрелял «Шато Д’Икем», ранив семь человек. Судно вернулось на Родос, а затем перешло в Кастелоризо, где экипаж усилил его зенитную артиллерию за счёт перевозимых орудий, и, не дождавшись распоряжений, в 23:00 снова направился в Триполи.
В 06:15 7 июля в вооружённую разведку были подняты три «Суордфиша». Один из них нашёл «Шато Д’Икем» близ мыса Хелидония, но сброшенная торпеда прошла мимо цели. В 08:25 в Никосии было получено сообщение о том, что «Бленхеймы» атаковали у мыса Хелидония три французских эсминца. Восемь торпедоносцев были готовы подняться в воздух, однако вылет авиагруппы был сорван налётами немецкой авиации в 09:10 и 10:45, в результате чего на аэродроме был уничтожен один «Альбакор». В 12:30 «Бофайтер» сообщил о том, что «эсминцы» соединились с «Шато Д’Икемом», а в 13:00 «Бленхеймы» 203-й эскадрильи атаковали их, после чего французы начали отход на запад.
8 июля британские самолёты продолжали преследовать французов — «Шато Д’Икем» около полудня был обстрелян «Бофайтером». Лидеры вернулись в Салоники 9 июля, а «Шато Д’Икем» — несколькими днями позднее. Поскольку в это время в Сирии уже велись переговоры о прекращении огня, более попыток доставить войска и амуницию французами не предпринималось…
Источники и литература:
- David Brown. Carrier Operations in World War II, Vol. I: The Royal Navy — Naval Institute Press, 1974
- Ben Jones. The Fleet Air Arm in the Second World War — Routledge, 2019
- Ron Mackay. Britain’s Fleet Air Arm in World War II — Schiffer, 2004
- Alexis Mehtidis. Air War Over Greece and Albania 1940–1941 — General Data LLC, 2008
- David Wragg. Stringbag: The Fairey Swordfish at War — Pen & Sword Aviation, 2004
- Peter C. Smith. Combat Biplanes of World War II — Pen & Sword Aviation, 2015
- George Arthur Titterton. The Royal Navy and the Mediterranean: Vol.II: November 1940 — December 1941 — Routledge, 2013
- http://conlapelleappesaaunchiodo.blogspot.com
- http://tsushima.su/forums
- http://warsailors.com
- https://www.forum-marinearchiv.de
- http://www.naval-history.net
Комментарии к данной статье отключены.