Погром, учинённый в Таранто 11 ноября 1940 года «Суордфишами» с авианосца «Илластриес» (HMS Illustrious), без сомнения, стал самой яркой страницей в боевой биографии этих самолётов. Успех был закреплён в сражении у мыса Спартивенто 27 ноября 1940 года, когда торпедоносцы с «Арк Ройяла» (HMS Ark Royal) обратили итальянские линкоры и крейсера в бегство. Господство в Средиземном море перешло к англичанам. Однако это никак не отразилось на борьбе с перевозками в Ливию. Британские субмарины из Александрии не смогли сколь-нибудь существенно навредить конвоям противника, а крайне немногочисленные лёгкие силы Средиземноморского флота были перегружены другими обязанностями, так что итало-немецкие суда практически беспрепятственно пересекали море во всех направлениях. Ситуацию необходимо было срочно исправлять, и командующий Средиземноморским флотом адмирал сэр Эндрю Каннингхэм (Andrew B. Cunningham) задействовал против вражеского судоходства своё испытанное оружие — торпедоносцы «Суордфиш».
Первыми отличились палубники. В 02:45 20 декабря 1940 года из Палермо в Триполи вышел конвой в составе пароходов «Норге» (Norge, 6511 тонн) и «Пеучета» (Peuceta, 1926 тонн), которые сопровождали миноносец «Вега» (Vega) и вспомогательный сторожевик F-130 «Луиджи Риццо» (Luigi Rizzo). В 13:00 21 декабря одиночный «Суордфиш» неожиданно появился со стороны солнца и безуспешно сбросил две бомбы. Этот самолёт был одним из разведчиков, взлетевших с «Илластриеса» — британский флот проводил конвои MW.5 и ME.5, и палубная авиация находившегося в прикрытии авианосца в рамках операции вела поиск целей к востоку от побережья Туниса.
В 16:05 к востоку от островов Керкенна конвой атаковали девять «Суордфишей» 815-й и 819-й эскадрилий с «Илластриеса». «Вега» уклонился от всех торпед и зенитным огнём сбил один самолёт, но две торпеды попали в «Пеучету», которая затонула через 3 минуты, а ещё одна угодила в «Норге»; судно было оставлено в 18:15. «Норге» и «Пеучета» стали первыми транспортами, погибшими в битве конвоев.
Мальта атакует
История мальтийской ударной авиагруппы началась 22 июня, когда на острове сели 12 «Суордфишей» 737-й учебной эскадрильи (с 1 июля 830-я эскадрилья Воздушных сил флота), перелетевшей сюда из Тулона через Тунис. «Авоськи» немедленно были задействованы в патрулировании прилегающих вод.
Желание хоть как-нибудь ответить бомбившим Мальту итальянцам побудило англичан направить в атаку на их наземные цели свою «ударную авиацию». Вечером 30 июня пять «Суордфишей» отбомбились по нефтеочистительному заводу и резервуарам горючего в Аугусте. Вечером 5 июля девятка «Суордфишей» бомбила ангары на аэродроме в Катании, но уже 9 июля наступательные действия «авосек» были свёрнуты, поскольку руководство обороной Мальты, опасаясь ответных массированных бомбардировок, посчитало подобную активность неадекватной состоянию ПВО острова и настояло на исключительно оборонительном использовании ударной авиации до усиления истребительной. После первой же доставки на Мальту 2 августа 11 истребителей «Харрикейн» периодические налёты на вражеские береговые цели возобновились. Первым из них стал вечерний налёт 13 августа девятки «Суордфишей» на гавань Аугусты: успеха они не добились, но потеряли от огня зениток три машины.
![Сброс торпеды «Суордфишем» - Пожарная команда адмирала Каннингхэма | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/087/088/content/ris-1-580218648a8fd472135fa2755a71614d.jpg)
К противоконвойным операциям Командование флота на Мальте приступило только 22 января 1941 года. Первый успех пришёл быстро.
В 10:10 27 января разведчик «Сандерленд» сообщил о двух судах и одном эскортном корабле близ побережья Туниса. С Мальты были подняты семь «Суордфишей» 830-й эскадрильи в сопровождении двух истребителей «Фулмар». Объектом предстоящей атаки был конвой из Неаполя в Триполи в составе немецких судов «Инго» (Ingo) и «Дуйсбург» (Duisburg) под охраной итальянских вспомогательных крейсеров «Каралис» (Caralis) и «Лаго Тана» (Lago Tana). Ударная авиагруппа вышла на цель у мыса Бон в 15:50 и уже через 5 минут «Инго» (3950 тонн) получил торпеду и отправился на дно. Подоспевший миноносец «Орионе» (Orione) помог в спасении пострадавших и двинулся с конвоем дальше, но в 04:30 28 января на подходе к Триполи подводная лодка «Апхолдер» (HMS Upholder) всадила торпеду в «Дуйсбург». «Каралис» притащил повреждённое судно в порт на буксире.
В 01:26 14 февраля четвёрка «Суордфишей» (целеуказатель и три с торпедами) у банки Керкенна атаковали конвой в четыре транспорта и два эсминца, возвращавшийся из Триполи в Италию. Англичане заявили об одном достоверном и одном возможном попаданиях, но по факту враг ушёл невредимым. Это было первое ночное нападение 830-й эскадрильи на конвой в открытом море.
![Итальянское судно «Ювентус» на мели - Пожарная команда адмирала Каннингхэма | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/087/089/content/ris-2-6a81ddf8f6f91c92587107f835ffe662.jpg)
В 22:25 15 февраля в поиск к банке Керкенна вылетели четыре «Суордфиша», а спустя час — ещё столько же. В 00:06 16 февраля в 16 милях от острова Куриат первая группа обнаружила итальянское судно «Ювентус» (Juventus, 4957 тонн), следовавшее в одиночку из Неаполя в Сфакс за фосфатами. В 00:15 лидер осветил цель, а торпедоносцы поразили судно торпедой в корму и обездвижили его. В 02:16 эту же цель начал освещать лидер второй группы, но к этому времени её строй распался — только один самолёт атаковал и в 02:50 всадил в «Ювентус» ещё одну торпеду. Экипаж покинул судно, которое в тот же день сдрейфовало на мель в 3 милях к северо-востоку от Куриата. 18 февраля на помощь из Трапани был отправлен буксир, но спасательные работы не увенчались успехом, и позднее «Ювентус» затонул.
После этого 830-й эскадрилье очень долго не удавалось добиться успехов в противоконвойных операциях — время мальтийских «авосек» ещё не настало.
«Авоськи» в Албании
9 марта 1941 года началось мощное итальянское наступление на греческом фронте под кодовым названием «Примавера». Сражавшиеся из последних сил греки потребовали от своих британских союзников более действенной помощи. В связи с этой ситуацией командующий британскими ВВС в Греции вице-маршал сэр Джон Д’Альбиак (John H. D’Albiac) немедленно поменял приоритеты — вместо непосредственной поддержки греческих войск самолётам теперь надлежало действовать на срыв доставок подкреплений противнику морем. Бомбардировщиков «Веллингтон» 37-й эскадрильи для этого явно было недостаточно.
Со 2 марта на аэродроме Элефсис близ Афин базировались перелетевшие с Малеме (Крит) шесть «Суордфишей» 815-й эскадрильи (сводной из 815-й и 819-й эскадрилий «Илластриеса»). 12 марта они были передислоцированы на высокогорный передовой аэродром Парамитья у границы с Албанией, где с 9 февраля уже базировались английские «Бленхеймы» и «Гладиаторы». «Суордфиши» получили задачу атаковать итальянские корабли и суда в гаванях Валоны и Дурреса. Старшим офицером группы был командир 815-й эскадрильи лейтенант-коммандер Джекки Джаго (Jackie Jago).
Первая же атака англичан оказалась успешной. В 01:45 13 марта пять «Суордфишей» поднялись в воздух, чтобы в 03:30 оказаться над Валоной. Из-за сильного тумана только один самолёт сумел достичь успеха — получивший попадание торпедой пароход «Санта-Мария» (Santa Maria, 3539 тонн) быстро затонул (через год судно было поднято и восстановлено). Самолёт лейтенант-коммандера Джаго был сбит ещё на подходе, а он сам был подобран из воды итальянским катером и вместе со вторым пилотом взят в плен.
Обеспокоенные итальянцы рассредоточили суда в гавани и принялись искать аэродром, откуда взлетали бипланы, но «авоськи» нанесли новый удар раньше. В 21:15 14 марта из Парамитьи вылетели три «Суордфиша», которых вёл новый командир эскадрильи лейтенант Майкл Торренс-Спенс (Michael Torrens-Spence). Спустя два часа они оказались над Валоной. На этот раз тумана не было, и в 23:15 Торренс-Спенс всадил торпеду в правый борт стоявшего у берега крупного судна, которое затонуло через 10 минут. Жертвой оказалось прибывшее несколько часов назад госпитальное судно «По» (Po, 7289 тонн); из находившихся на нем 240 человек экипажа и персонала 216 были спасены. По приказу коменданта гавани судно не освещалось, чтобы не выдать расположение других судов, что и привело к трагедии.
В 22:30 16 марта четыре «Суордфиша» впервые полетели на Дуррес. Там под сильным зенитным огнём все они независимо друг от друга сбросили торпеды. Лётчики отрапортовали о двух взрывах, но на самом деле не поразили ни одной цели.
![Итальянское госпитальное судно «По» - Пожарная команда адмирала Каннингхэма | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/087/090/content/ris-4-283d94e9ba8ceb8f071d4e2a5b560b41.jpg)
В это же время «Суордфиш», пилотируемый ветераном Таранто суб-лейтенантом Августом Маколеем (August S. Macaulay), направился на Валону. На подходе в полночь он был замечен и встречен мощным зенитным огнём, но стрельба вдруг прекратилась — в воздухе появились итальянские истребители. Воспользовавшись паузой, Маколей атаковал. В этот момент в гавани Валоны находились два миноносца, выполнявшие роль кораблей ПВО и рассредоточенных в противоположных концах акватории, и девять судов. Ближайшим к летящему на высоте 15 метров «Суордфишу» оказался миноносец «Андромеда» (Andromeda). Итальянцы увидели самолёт с 400 метров, открыли огонь и начали движение, но Маколей с 300 метров сбросил торпеду, поразившую корабль в 00:02–00:03 17 марта под дымовой трубой. Разломившись надвое, миноносец через три минуты затонул, а Маколей невредимым сел в Парамитьи в 01:20.
Всего в течение недели «Суордфиши» 815-й эскадрильи совершили 7 боевых вылетов на Дуррес и 12 против Валоны.
20 марта британский аэродром в Парамитьи был обнаружен, и с 22 марта итальянская авиация принялась регулярно его атаковать. Поскольку теперь из-за потерь и износа матчасти группа больше не могла продолжать налёты, Торренс-Спенс запросил в Александрии подкрепление. Из метрополии на авианосце «Формидебл» (HMS Formidable) для 815-й эскадрильи уже прибыли шесть новых «Суордфишей», однако из-за минирования немецкими самолётами Суэцкого канала, а затем сражения у мыса Матапан процесс их передачи затянулся.
![Итальянский миноносец «Андромеда» - Пожарная команда адмирала Каннингхэма | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/087/091/content/ris-5-8fcade35e9423ab559304bbf141f38a2.jpg)
28 марта 1941 года в Малеме находилось пять «Суордфишей» 815-й эскадрильи. Они приняли самое активное участие в сражении у мыса Матапан. Первую атаку тройка «авосек» провела в 12:05 против тяжёлых крейсеров вице-адмирала Луиджи Сансонетти (Luigi Sansonetti), но она оказалась безуспешной. Лейтенант Торренс-Спенс, прибывший из Элефсиса в Малеме, возглавил пару «Суордфишей» в вечернем налёте. В 19:30–19:50 «авоськи» 815-й эскадрильи атаковали удиравший итальянский флот вместе с торпедоносцами с «Формидебла». Некоторые исследователи приписывают торпедирование тяжёлого крейсера «Пола» (Pola) именно Торренс-Спенсу, хотя сам он в рапорте указал, что результатов атаки не наблюдал.
6 апреля немецкие войска начали наступление на Балканах. Несмотря на бомбардировки Пирея, новые «Суордфиши» были переброшены в Грецию через Крит и 9 апреля прибыли в Парамитью. К налётам на гавань Валоны они приступили спустя несколько дней.
В 23:50 14 апреля в воздух поднялись семь торпедоносцев. Один из них вернулся из-за неполадок с двигателем, а остальные шесть уже в 00:40 15 апреля были над целью. Атаки «Суордфишей» продолжались более часа. Торренс-Спенс торпедировал судно «Лучано» (Luciano) с 2000 тонн боеприпасов на борту, которое взорвалось; погибло 24 из 35 членов экипажа. Атаковавший вторым лейтенант Иан Свейн (Ian Swayne) сбросил торпеду в стоявший под разгрузкой пароход «Стампалиа» (Stampalia, 1228 тонн), но промахнулся, но всё исправил суб-лейтенант Маколей, который отправил «Стампалиа» на дно. Ещё один самолёт был сбит, а последние два ушли на базу, не сбросив торпеды.
![«Авоськи» 815-й эскадрильи атакуют итальянский тяжёлый крейсер «Больцано» (Bolzano) днём 28 марта 1941 года - Пожарная команда адмирала Каннингхэма | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/087/092/content/ris-6-8541db68f496042d96f2fea03f554b62.jpg)
Днём 15 апреля аэродром Парамитья, на котором уже второй день садились на дозаправку спасавшиеся от немцев самолёты югославских ВВС, был окончательно разгромлен люфтваффе. Югославы потеряли на земле 44 машины! 815-я эскадрилья вернулась в Элефсис, затем на Крит, а оттуда была эвакуирована в Египет. На этом греческая эпопея «Суордфишей» завершилась.
«Суордфиши» на Кипре, в Сирии и Ливане
Катастрофическая нехватка самолётов на Ближнем Востоке сделала «авоськи» палочкой-выручалочкой адмирала Эндрю Каннингхэма. 3 апреля откомандированные из Александрии «Суордфиши» 813-й и 824-й эскадрилий разгромили у Порт-Судана флотилию итальянских эсминцев, потопив бомбами «Назарио Сауро» (Nasario Sauro) и обездвижив «Даниэле Манин» (Daniele Manin). С итальянским флотом в Красном море было покончено.
В конце мая, когда исход боев на Крите уже не вызывал сомнения, возникла необходимость усилить оборону Кипра, который, как предполагалось, станет следующим объектом атаки итало-германских сил. Оборону морских подступов к острову вместе с сохранившими боеспособность кораблями Средиземноморского флота должны были обеспечить «Суордфиши» 815-й эскадрильи, 31 мая передислоцированные из Александрии в Никосию. Кроме того, здесь базировались 80-я эскадрилья «Харрикейнов», 203-я эскадрилья «Бленхеймов» и 272-я эскадрилья «Бофайтеров».
В начале июня на Кипре находилось около 4000 военнослужащих 50-й британской пехотной дивизии и местные формирования. В радиообмене первые фигурировали как «50-я дивизия», а вторые как «7-я дивизия». Эта и другие уловки, являвшиеся составной частью плана обороны Кипра, убедили разведку Оси, что на острове дислоцируется 30-тысячный гарнизон, включающий в себя две полноценные пехотные дивизии.
![Французский танкер «Л’Адур» - Пожарная команда адмирала Каннингхэма | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/087/094/content/ris-7-53545f35c775efac5824af93063020d5.jpg)
С завершением боев в Ираке и на Крите англичане решили покончить с вишистским анклавом в Сирии и Ливане. Операция, получившая наименование «Экспортер», продолжалась с 8 июня по 14 июля 1941 года и завершилась подписанием соглашения в Сен-Жан Д’Акре, по итогам которого Левант перешёл под управление Великобритании. «Авоськам» удалось заметно отличиться и в этой кампании.
12 июня, после двух вечерних сообщений о приближении с юга бомбардировщиков, французы, опасаясь ночных налётов, решили увести из Бейрута в Джунию танкер ВМС «Л’Адур» (L’Adour, 4500 тонн) и лидеры «Гепард» (Guépard) и «Вальми» (Valmy). С наступлением темноты, в 21:00, лидеры покинули порт и за его пределами принялись дожидаться танкера, который вышел позднее. Между тем, экипаж наведавшегося ночью в порт «Суордфиша» 815-й эскадрильи увидел пустые стоянки и направился на поиск. В 8 милях к северу от Бейрута англичане заметили приближающийся к лидерам «Л’Адур» и в 01:30 13 июня всадили в него торпеду. Получившее пробоину площадью 50 м² судно было спасено от опрокидывания срочным контрзатоплением. Лидеры немедленно поспешили на помощь. В 04:30 «Л’Адур» своим ходом вернулся в Бейрут, где встал на ремонт.
Лидер «Шевалье Поль» (Chevalier Paul) вышел в 22:10 11 июня из Тулона в Бейрут с грузом из 800 138-мм снарядов для испытывавших в них острый дефицит кораблей. Следуя маршрутом Бизерта — Мессинский пролив — пролив Касо — Кастелоризо, в 13:00 15 июня южнее этого острова он был замечен летающей лодкой «Сандерленд» 228-й эскадрильи. С этого момента и до наступления темноты «Сандерленды» непрерывно следили за французским кораблём.
Вскоре после захода солнца «Шевалье Поль» повернул на юг и снизил ход до 12 узлов. Избавившись от преследователей, лидер снова увеличил скорость до 28 узлов и лёг на прежний курс. В это время шесть «Суордфишей» 815-й эскадрильи, которые взлетели после получения сообщения от «Сандерленда», уже искали цель. Самолёты, направленные для ночной атаки, были оснащены дополнительными топливными баками в кабине наблюдателя, так что их экипажи в этом полете состояли из двух человек.
Атака началась сразу после полуночи 16 июня, когда лидер находился в 23 милях юго-западнее сирийской Латакии. Светила луна, погода была безветренная, на море стоял полный штиль. Согласно отчёту командира лидера, в 00:04 был услышан и замечен «Суордфиш» по пеленгу 180°. На корабле забили тревогу, но самолёт удалился. В 00:07 французы вновь заметили самолёт того же типа очень близко от себя на малой высоте и снова забили тревогу. Увидев след торпеды, корабль повернули на 25° вправо. «Шевалье Поль» открыл огонь, но через 10 секунд после сигнала тревоги торпеда попала в правый борт и взорвалась в носовом машинном отделении. Силовая установка полностью вышла из строя, корабль получил крен в 4–5° и начал медленно оседать кормой.
![Французский лидер «Шевалье Поль» - Пожарная команда адмирала Каннингхэма | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/087/093/content/ris-8-e0a2e0d1eeb46038d5efab6234a52c53.jpg)
В 00:17 другой «Суордфиш» зашёл по левому траверзу и сбросил торпеду — она прошла буквально в 5 метрах за кормой, а самолёт был сбит из зенитного пулемёта: лейтенант Майкл Клиффорд (Michael G.W. Clifford) и суб-лейтенант Винтер (P. Winter) попали в плен.
Дав сигнал бедствия, французы организованно оставили обречённый корабль. В 07:00 на горизонте появились вышедшие навстречу из Бейрута лидеры «Гепард» и «Вальми», но через несколько минут «Шевалье Поль», задрав нос, исчез с поверхности, и лидерам осталось только поднять на борт уцелевших французских моряков и двух английских лётчиков. Из 255 членов экипажа были спасены 249.
После этого французам дважды удалось прорвать блокаду. 21 июня лидер «Воклен» (Vauquelin) неатакованным добрался до Бейрута и доставил необходимые 800 138-мм снарядов. Однако на следующий день тройка «Бленхеймов» 11-й эскадрильи атаковала корабли и суда в гавани Бейрута, и «Воклен» получил 140 осколочных пробоин от близких разрывов, а судно «Бродуэлл» (Broadwell) — прямое попадание бомбой.
Попытка «Гепарда» и «Вальми» удрать из Бейрута в ночь на 23 июня была отражена британскими крейсерами и эсминцами, но французы уже всеми тремя лидерами повторили прорыв 29 июня, и он удался — 1 июля корабли пришли в Салоники.
1 июля в Никосию прибыли самолёты 826-й и 829-й эскадрилий из авиагруппы «Формидебла», после чего ударная авиагруппа флота на Кипре вместе с пятью машинами 815-й эскадрильи составила восемь боеготовых «Суордфишей» и три «Альбакора»; ещё три самолета были неисправны. Кроме того, в этот же день на Кипр прибыли пять «Бленхеймов» 203-й эскадрильи.
В это же время французы попытались доставить в Сирию войска и снаряжение. 1 июля из Салоник вышло судно «Сен-Дидье» (St.Didier, 2278 тонн) с четырьмя батареями зенитной артиллерии и боеприпасами на борту, а в 04:45 следующего дня — судно «Шато Д’Икем» (Château d'Yquem, 2536 тонн) с тремя зенитными батареями.
Британцы на Кипре были начеку и вели регулярный поиск. Обнаруженное 2 июля «Бленхеймом» у мыса Хелидония на входе в залив Анталья судно на следующий день было проверено «Суордфишами» 815-й эскадрильи, которые установили, что это турецкий пароход «Тенихасар» (Tenihasar).
В 06:10 4 июля в вооруженную разведку были подняты три «Суордфиша». Один из них обнаружил «Сен-Дидье» под турецким флагом у мыса Хелидония, опознал его и атаковал, но торпеда, установленная на глубину хода 14 футов, не взорвалась. Ударная авиагруппа из трех «Суордфишей» 826-й эскадрильи взлетела в 12:30. В 15:00 они рапортовали о неудаче. В 16:15 взлетели четыре «Альбакора» 829-й эскадрильи (все с торпедами), а в 16:30 — четыре «Суордфиша» 815-й эскадрильи (два с торпедами и два с бомбами).
Между тем, из-за проблем с машинами скорость «Сен-Дидье» упала до 5 узлов, и судно в 17:10 зашло в турецкий порт Анталья. В 19:45 четыре «Альбакора» 829-й эскадрильи нашли свою цель у входа в порт. Англичане дружно атаковали и под огнём французских зениток сбросили торпеды. Первая прошла мимо и взорвалась в порту среди рыбацких фелюг, две из которых затонули. Три другие торпеды поразили «Сен-Дидье», который в 22:00 ушёл на дно: 13 членов экипажа были убиты, 33 ранены. Один из «Альбакоров» погиб во время вынужденной посадки — это была единственная потеря в ходе 22 вылетов против французского судна. Самолёты 815-й эскадрильи вернулись с неизрасходованными боеприпасами.
5 июля лидеры «Гепард», «Вальми» и «Воклен» с 450 солдатами алжирского пехотного батальона и 90 тоннами боеприпасов на борту вышли из Салоник и на 19 узлах направились в Бейрут. В этот же день «Шато Д’Икем» был замечен «Бофайтером» в 3 милях от Кастелоризо.
В 08:40 6 июля одиночный «Бофайтер» обстрелял «Шато Д’Икем», ранив семь человек. Судно вернулось на Родос, а затем перешло в Кастелоризо, где экипаж усилил его зенитную артиллерию за счёт перевозимых орудий, и, не дождавшись распоряжений, в 23:00 снова направился в Триполи.
В 06:15 7 июля в вооружённую разведку были подняты три «Суордфиша». Один из них нашёл «Шато Д’Икем» близ мыса Хелидония, но сброшенная торпеда прошла мимо цели. В 08:25 в Никосии было получено сообщение о том, что «Бленхеймы» атаковали у мыса Хелидония три французских эсминца. Восемь торпедоносцев были готовы подняться в воздух, однако вылет авиагруппы был сорван налётами немецкой авиации в 09:10 и 10:45, в результате чего на аэродроме был уничтожен один «Альбакор». В 12:30 «Бофайтер» сообщил о том, что «эсминцы» соединились с «Шато Д’Икемом», а в 13:00 «Бленхеймы» 203-й эскадрильи атаковали их, после чего французы начали отход на запад.
8 июля британские самолёты продолжали преследовать французов — «Шато Д’Икем» около полудня был обстрелян «Бофайтером». Лидеры вернулись в Салоники 9 июля, а «Шато Д’Икем» — несколькими днями позднее. Поскольку в это время в Сирии уже велись переговоры о прекращении огня, более попыток доставить войска и амуницию французами не предпринималось…
Источники и литература:
- David Brown. Carrier Operations in World War II, Vol. I: The Royal Navy — Naval Institute Press, 1974
- Ben Jones. The Fleet Air Arm in the Second World War — Routledge, 2019
- Ron Mackay. Britain’s Fleet Air Arm in World War II — Schiffer, 2004
- Alexis Mehtidis. Air War Over Greece and Albania 1940–1941 — General Data LLC, 2008
- David Wragg. Stringbag: The Fairey Swordfish at War — Pen & Sword Aviation, 2004
- Peter C. Smith. Combat Biplanes of World War II — Pen & Sword Aviation, 2015
- George Arthur Titterton. The Royal Navy and the Mediterranean: Vol.II: November 1940 — December 1941 — Routledge, 2013
- http://conlapelleappesaaunchiodo.blogspot.com
- http://tsushima.su/forums
- http://warsailors.com
- https://www.forum-marinearchiv.de
- http://www.naval-history.net
Комментарии к данной статье отключены.