15 марта 1939 года немецкая армия вторглась в Чехословакию. Это стало финалом процессов, которые начались ещё осенью 1938 года и более известны как Мюнхенский сговор. Франция и Великобритания в условиях неготовности к войне и политики «умиротворения» Германии фактически сдали Чехословакию немцам. Сначала те «откусили» Судетскую область, а в марте 1939 года настала очередь остальной территории Чехословакии. Словакия объявила независимость, там появилось лояльное немцам правительство Йозефа Тисо. Немцам же досталась Чехия с её развитой промышленностью, а заодно и бронетанковая техника, включая лёгкие танки LT vz.35. Эти машины, в немецкой армии более известные как Pz.Kpfw.35(t), сыграли свою роль в боевых действиях 1939-1941 годов.
Совсем не лишнее дополнение
В отличие от своих соседей, Чехословакия в 30-е годы не сидела на месте, пытаясь развивать зарубежные наработки. Чехословацкая танковая промышленность достигла впечатляющих результатов, к концу 30-х годов находясь в авангарде мирового танкостроения. Неспроста Чехословакия занимала к тому времени второе место по экспорту танков — они выгодно отличались и качеством изготовления, и боевыми характеристиками. Другой вопрос, что даже имея такие достижения в одиночку справиться с теми же немцами было невозможно, да ещё и с другой стороны территориальные претензии высказывала Польша. На фоне того, что Франция и Великобритания заняли вполне определённую позицию, а предложения СССР (единственной страны, которая выступила в защиту Чехословакии) остальными участниками оказались проигнорированы, чехословацкие танки стали бесполезными. Немцы заполучили их, не сделав почти ни единого выстрела.
В числе танков, оказавшихся в руках немцев, были и LT vz.35, основа чехословацких бронетанковых сил. В общей сложности было построено 296 танков данного типа, причём дальнейших планов по производству LT vz.35 у чехословацкой армии не имелось. Дело в том, что в ходе эксплуатации данных машин выявилось немало производственных дефектов, поэтому далее предполагалось получать более совершенные LT vz.38. Тем не менее, по состоянию на весну 1939 года это была вполне адекватная боевая машина, причём по боевым характеристикам она почти ничем не уступала немецким средним танкам. Более низкой являлась подвижность, но при этом чехословацкая машина превосходила немцев по проходимости. Удельное давление и вовсе было одним из наименьших в классе — 0,49 кг/см2.
В том, какими ходовыми качествами обладало детище Škoda, могли удостовериться советские военные — осенью 1938 года машина победила Т-26 на совместных испытаниях. Одним словом, машина очень серьёзная, вполне способная наделать бед при встрече с немецкими танками, но ставшая жертвой политического размена. К моменту оккупации Чехии танки данного типа находились на вооружении трёх полков. Первый из них размещался в Миловице, второй — в Пршаславице, а третий — в Мартине (Словакия). После того, как Словакия объявила независимость, матчасть 3-го танкового полка оказалась в составе новой, словацкой армии. Ей досталось 52 танка данного типа. Остальные 244 танка оказались у немцев. У ещё 2 танков судьба сложилась иначе. Танк 13909 оказался подбит 15 марта 1939 года и захвачен венграми (у них он получил регистрационный номер 1H-407), а опытный Š-II-a был интернирован в Румынии, после чего вернулся на завод Škoda (в действующую армию он, судя по всему, так и не попал).
LT vz.35 стал первым зарубежным танком, массово попавшим в немецкую армию. Конечно, были ещё Carro Armato L3, доставшиеся немцам после аншлюса Австрии, но их даже не рассматривали как боевые единицы. Примерно то же самое немцы решили по поводу чехословацких танкеток Tč vz. 33 и лёгких танков LT vz.34. Совсем другая картина наблюдалась в случае с LT vz.35 — быстро стало понятно, что за «подарок» преподнесли Чемберлен и Деладье. Танк, конечно, был лёгким, но, как уже говорилось, по ТТХ он почти соответствовал немецким средним танкам. При этом по состоянию на март 1939 года LT vz.35 было больше, чем всех немецких танков, вместе взятых. Так что насчёт дальнейшей судьбы Skoda-Panzer, как изначально танк фигурировал в переписке, думали недолго. В переписке шло и другое обозначение — Pz.Kpfw. 3,7 (t).
Впрочем, процесс поступления чехословацкого танка в немецкую армию был не моментальным. Дело в том, что жалобы на технические неполадки в чехословацкой армии являлись совсем не симуляцией. Часть танков требовала ремонта — например, из 62 машин 65-го танкового батальона по состоянию на конец мая 1939 года боеспособными являлись 37. Даже к началу войны из 244 машин в боеспособном состоянии было 202. Кроме того, машина не вполне удовлетворяла немецким требованиям. Рассматривали её однозначно как аналог Pz.Kpfw.III, а у того башня была трёхместной. Так вот, мест в башне LT vz.35 было два, а вообще изначально там находился всего один человек, лишь в боевой обстановке один из членов экипажа перемещался из отделения управления на место заряжающего. Заряжающий как штатная единица добавился уже на немецкой службе.
В ходе эксплуатации летом 1939 года выявились и недостатки со связью. Дело в том, что чехословацкая радиостанция обладала отнюдь не выдающимися характеристиками. В ходе испытаний в Советском Союзе дистанция стабильной телефонной связи достигала 8 км, при условии того, что танк стоял. На ходу же даже на дистанции 3-4 км связь была плохой. Недостатки были и в установке самой радиостанции. Ровно те же жалобы поступали со стороны немецких танкистов, не говоря уже о том, что радиостанция работала на других, нежели у немцев, частотах. Поэтому летом 1939 года танки стали переделывать под немецкие радиостанции Fu 5. Одновременно началась переделка нескольких машин в командирские танки. Изначально они проходили в переписке как Skoda (Sd.Kfz.267) и Skoda (Sd.Kfz.266). Эти танки легко отличить по дополнительной поручневой антенне, установленной на надмоторной плите. Sd.Kfz.266 получали дополнительно радиостанцию Fu 2, а Sd.Kfz.267 — дополнительную радиостанцию Fu 8. Всего в командирские танки переделали 8 машин данного типа. Наконец, часть танков получила блоки приборов дымопуска на кормовых листах корпуса.
Отдельно стоит упомянуть то, как бывший чехословацкий танк назывался в немецких документах. Начиная с лета 1939 года он именовался как L.R.S.M.35, то есть лёгкий танк Шкода образца 1935 года. Впрочем, так он назывался где-то полгода, при этом применялся и индекс L.T.M.35. Наконец, 16 января 1940 года появился привычный индекс Pz.Kpw.35(t). Тогда же командирские танки стали именоваться как Pz.Bef.Wg.35(t).
В качестве эрзац-среднего танка
Появление в рядах немецкой армии двух с лишним сотен чехословацких лёгких танков было очень кстати. Как уже говорилось выше, со средними танками у немцев была беда и чехословацкие лёгкие танки записали в эрзац-средние. Вместе с тем, имелось чёткое понимание, что зарубежная матчасть, даже с условием наличия завода-изготовителя (и, соответственно, запчастей) может повлечь большие проблемы с обслуживанием машин. Поэтому чехословацкие трофеи решили сконцентрировать в пределах одного соединения — им стала 1-я лёгкая дивизия, сформированная в октябре 1938 года. Весной 1939 года чехословацкие танки стали поступать в состав 11-го танкового полка, а также 65-го танкового батальона. К 15 августа 1939 года в составе 11-го танкового полка имелось 117 чехословацких танков, а в составе 65-го танкового батальона — 57 танков. При этом в документах 1-й лёгкой дивизии иногда проскакивало обозначение Pz.Kpw.III(t), что лишний раз намекало на ту роль, которую отвели бывшему LT vz.35.
К 1 сентября 1939 года в составе 1-й лёгкой дивизии имелось 112 чехословацких танков, из них 75 в 11-м танковом полку и 37 в 65-м танковом батальоне. Аналогично другим танкам лёгких дивизий машины должны были перевозиться к полю боя на грузовиках, что ускоряло перемещение, но по факту они обычно двигались своим ходом. В первых боях танкисты, воевавшие на L.T.M.35, столкнулись с проблемой, которую обычно приписывают только англичанам. Дело в том, что чехословацкие танки первоначально имели только бронебойные снаряды. К началу боевых действий осколочно-фугасные снаряды не прибыли, что существенно снижало эффективность огня по пехоте и противотанковым орудиям. Вместе с тем, даже броня толщиной 25 мм, предназначавшаяся для защиты от 20-мм автоматических пушек, неоднократно спасала экипажи в ходе сентябрьских боёв. Порой этого было достаточно даже для защиты от Armata przeciwpancerna 37 mm wz. 36 Bofors, основного польского противотанкового средства. Дело в том, что с боеприпасами у этого орудия не всегда было хорошо, что показали его испытания в СССР. В результате попадание нередко приводило к созданию вторичных осколков с внутренней стороны.
Несмотря на то, что 1-я лёгкая дивизия весьма интенсивно использовалась в боях сентября 1939 года, безвозвратные потери оказались совсем невелики. В случае с L.T.M.35 они составили всего 7 машин, ещё 10 имели боевые повреждения, но позже их отремонтировали. Впрочем, это лишь одна сторона медали. Гораздо интереснее то, что по поводу происходившего думали в самой дивизии. Согласно отчёту от 4 октября 1939 года, из 144 чехословацких танков (включая 14 командирских) полностью работоспособными являлся 21. Впрочем, с другими танками ситуация была не сильно лучше. Из 72 Pz.Kpfw.II полностью работоспособными были 15, а из 43 Pz.Kpfw.IV — 4. Основной причиной столь низких цифр были механические повреждения. Отмечались многочисленные поломки траков, без их учёта работоспособными считались 80% Pz.Kpfw.II, 44% L.T.M.35, а также 75% Pz.Kpfw.IV. Эти цифры лишний раз показывают, что жалобы чехословацких военных насчёт LT vz.35 были не лишены оснований. Кстати говоря, уже 10 сентября 1939 года последовал запрос на подкрепления, на что пришёл ответ — брать их неоткуда.
Ещё один момент заставляет задуматься о том, что в 6-м отделе Департамента вооружений чуть не совершили роковую ошибку. Дело в том, что весной 1938 года возникла идея вовсе отказаться от Pz.Kpfw.IV и сделать на базе Pz.Kpfw.III артиллерийский танк, просто «пересадив» туда башню. С учётом того, что происходило с Pz.Kpfw.III в 1937-1939 годах, немцы чуть не остались без средних танков. Так вот, по итогам польской кампании лучшим танком назвали Pz.Kpfw.IV. Это же следовало и из отчёта 1-й лёгкой дивизии — Pz.Kpfw.IV там назвали эффективным, точным и способным поражать любые цели. При этом его эффективность против польских танков была ничуть не хуже, а даже лучше.
Польская кампания стала первым и последним случаем боевого применения 1-й лёгкой дивизии. Опыт показал, что идея лёгких дивизий себя не оправдала, поэтому 18 октября 1939 года 1-я лёгкая дивизия была переформирована в 6-ю танковую дивизию. К 1 января 1940 года в её составе имелось 106 Pz.Kpfw.III(t) и 11 Pz.Bef.Wg.(t). Постепенно число танков, теперь именовавшихся Pz.Kpfw.35(t), росло. К 10 маю 1940 года в составе 6-й танковой дивизии числилось 157 танков данного типа плюс 14 командирских танков. Впрочем, эта цифра, как обычно, не соответствовала реалиям — на самом деле в рабочем состоянии находилось 102 танка. Кстати говоря, в начале 1940 года последовало предложение дополнить дивизию Pz.Kpfw.III. Дело в том, что у Pz.Kpfw.35(t) приборы наблюдения уступали немецкому танку, и для более эффективного управления подразделениями предлагалось ввести немецкие танки — впрочем, этого так и не произошло.
Начало боёв во Франции дивизия встретила на границе с Бельгией. Помимо Pz.Kpfw.35(t), в её составе имелось 60 Pz.Kpfw.II и 31 Pz.Kpfw.IV. Действовала она совместно с 8-й танковой дивизией, основу матчасти которой составляли другие танки чешского производства — Pz.Kpfw.38(t). Быстро прорвав оборону бельгийцев, 13 мая дивизия форсировала реку Мёз и уже к 15 мая находилась во Франции севернее Реймса. Одним словом, чехословацкие танки оказались одной из важных составляющих блицкрига. Всего за 9 дней дивизия смогла преодолеть около 350 км, при этом к 21 мая в строю всё ещё числилось 83 танка. К 1 июня их число снизилось до 64 линейных танка и 7 командирских. При этом 6 танков использовалось 3-й дивизией СС «Мёртвая голова» — эти машины получили имена собственные и приняли участие в отражении атаки английских пехотных танков под Аррасом. При этом 2 танка было подбито, а остальным пришлось отойти, израсходовав боезапас. Надо сказать, что в двадцатых числах мая основными противниками 6-й танковой были англичане. Злая ирония судьбы: в 1938 году шли переговоры о серийном производстве LT vz.35 в Англии, но этого не произошло. Два года спустя британцы встретились с этими танками, но уже по другую сторону баррикад.
Условия, в которых использовались танки 6-й танковой дивизии, были куда более тяжёлыми, нежели в Польше. Об этом говорят и цифры потерь. Всего за май 1940 года было безвозвратно потеряно 44 Pz.Kpfw.35(t), включая командирские машины. Со своей стороны, 6-я ТД отчиталась о 60 уничтоженных танках противника. Кроме того, на сей раз 6-я танковая дивизия действовала на острие атаки, что, естественно, сказалось на потерях.
Вместе с тем, как боевая единица бывший чехословацкий танк показал себя очень неплохо. По боевым характеристикам он почти ничем не уступал английским «крейсерам», а по надёжности явно их превосходил. Безусловно, брони было маловато для того, чтобы противостоять противотанковой артиллерии, но всё то же самое касалось и немецких танков. Кроме того, чешские танковые пушки были более эффективны против французской лёгкой противоснарядной брони. Эффективность Pz.Kpfw.35(t) лишний раз была продемонстрирована в июне 1940 года, когда 6-ю танковую дивизию включили в танковую группу Гудериана. За июнь было безвозвратно потеряно ещё 11 танков, но при этом уровень боеспособности оказался высоким. К 21 июня 1940 года, когда закончились боевые действия, в строю имелось 68 линейных и 8 командирских танков.
К слову, с подсчётами матчасти у немцев творилась беда. Дело в том, что к лету 1941 года официально числилось 189 Pz.Kpfw.35(t), то есть больше, чем положено. Возможно, некоторое число машин, которые попали в безвозвратные потери, таковыми не являлись. Так или иначе, но к 22 июня 1941 года в составе 6-й танковой дивизии официально числилось 160 Pz.Kpfw.35(t), из которых 11 относились к командирским версиям. При этом остальной состав дивизии почти не изменился. Ходит информация, что туда попали и Pz.Kpfw.III, но обычно речь идёт о 47 Pz.Kpfw.II и около 30 Pz.Kpfw.IV. Как и Pz.Kpfw.38(t), чехословацкие лёгкие танки продолжали считать эрзац-средними. Вместе с тем, надо понимать, что к началу Великой Отечественной войны они устарели не только морально, но и физически. Кроме того, ситуация на советско-германском фронте несколько отличалась от Франции.
Официально за первый месяц боевых действий (к 22 июля 1941 года) было безвозвратно потеряно 26 Pz.Kpfw.35(t), но на самом деле это хитрый немецкий подход к потерям. С учётом того, что в первые дни боёв 6-я танковая дивизия попала под контратаку КВ, такие потери вызывают сомнения. Советские тяжёлые танки из состава 2-й ТД 3-го МК атаковали немцев на второй день войны. Примерно в это же время минимум один танк оказался захвачен, его судьба неизвестна. Одним словом, 58 танков (из них 4 командирских), которые числились на 22 июля 1941 года в ремонте, вряд ли были просто сломавшимися.
Несмотря на потери, 6-я танковая дивизия действовала весьма успешно. После боёв в Прибалтике последовали сражения за Псков, а также за Остров. Действовала дивизия и в ходе наступления на Ленинград. За счёт оперативной деятельности ремонтных бригад боеспособность дивизии сохранялась на высоком уровне — например, на 23 августа в строю числилось 118 танков. Уже к 1 сентября имелось 108 линейных и 5 командирских машин плюс 8 в ремонте.
Впрочем, настоящий «падёж» Pz.Kpfw.35(t) начался позже. После того, как 17 сентября 1941 года 6-ю ТД передали в 3-ю танковую группу, наступавшую на Москву, у неё всё стало совсем плохо. К концу октября в строю имелось всего 34 танка плюс 2 командирских, 43 танка находилось в ремонте, а безвозвратные потери составили 83 машины. К тому моменту танки накатали в среднем по 12 000-13 000 км, в условиях отсутствия запчастей часто ремонтопригодные машины представляли собой «недвижимость», которую разбирали на запчасти (из ремфонда можно было восстановить, в лучшем случае, 10 машин). Собственно говоря, в командовании 6-й ТД уже почти махнули на Pz.Kpfw.35(t) рукой. К 10 ноября в строю имелось всего 30 Pz.Kpfw.35, а к 1 декабря все машины данного типа вышли из строя. Окончательно добили бывшие чехословацкие танки морозы, к которым они оказались не приспособлены — отмечались случаи, когда танки выходили из строя при неудачных попытках их отогреть.
По состоянию на 10 января 1942 года в дивизии имелось 22 танка, из которых рабочими являлись 5 командирских машин. Безвозвратные потери составили 142 Pz.Kpw.35(t) и 6 Pz.Bef.Wg.35(t). Большее количество танков, чем на начальной стадии, объясняется тем, что во время боевых действий пришло пополнение.
На этом боевые действия на советско-германском фронте для Pz.Kpfw.35(t) закончились. Впрочем, речь шла о применении их как танков. Часть списанных танков удалось переправить на Škoda, в марте 1942 года Управление вооружений дало указание использовать корпуса для выпуска артиллерийских тягачей. Опытный образец данной машины, получивший обозначение Mörserzugmittel 35(t), был изготовлен силами Alkett. Далее на Škoda изготовили 49 таких тягачей, из них основной объём (37 штук) в 1942 году. Башням также нашли применение: их использовали в качестве огневых точек на Атлантическом валу.
Отдельно стоит отметить, что не все танки переделали в тягачи или списали. Единичное количество машин продолжало сохраняться до конца войны, в том числе для противопартизанских операций. В их числе оказался единственный Pz.Kpfw.35(t), доживший до наших дней. Этот танк с регистрационным номером 13.962 был выпущен на заводе ČKD в 1937 году. Он поступил в состав 2-го танкового полка, позже оказался в немецкой армии, прослужил в её составе два года, а затем осел на заводе Škoda. В 1945 году танк оказался в руках американских войск, пересёк океан, а затеем долгое время находился в музее при Абердинском полигоне. Не так давно машину вернули в Чехию, где её отреставрировали и привели в ходовое состояние. Ныне она находится в военно-техническом музее в Лешанах. Всего же по миру сохранилось 6 танков семейства LT vz.35, в том числе 2, произведённых по румынскому заказу (один из них переделан в истребитель танков TACAM R-2).
Источники и литература:
- РГВА
- ЦАМО РФ
- Фотоархив автора
- Škoda LT vz.35, V. Francev, C. Kliment, MBI, 1995
- Czechoslovak Tanks 1930-1945 Photo-Album Part 1, Vladimir Francev, Karel Trojanek, Capricorn Publications, 2013
- Panzer Tracts 19-1 — Beute — Panzerkampfwagen Czech, Polish, And French Tanks Captured From 1939 To 1940, Thomas L. Jentz, Werner Regenberg, 2007, ISBN 0-9771643-7-3
Комментарии к данной статье отключены.