Создатели игры World of Warships часто спускают на воду проектные корабли, а наши коллеги с портала worldofwarships.ru в своей исторической рубрике рассказывают о машинах, которые в реальности остались в чертежах, зато в игре вовсю рассекают волны. Одним из таких кораблей был американский тяжёлый крейсер проекта CA-B Buffalo, задуманный до начала Второй мировой войны в качестве ответа японскому флоту.
В конце 1930-х годов японцы активно модернизировали свои крейсеры, увеличив калибр артиллерии главного калибра со 155 до 203 мм. Это дало им заметное преимущество над американскими тяжёлыми крейсерами типа New Orleans и находившимися в стадии проектирования крейсерами Baltimore. Чтобы получить решительное превосходство в огневой мощи над японскими кораблями, бюро проектирования предложило эскиз нового тяжёлого крейсера типа CA-B. Доведя количество орудий главного калибра до двенадцати, американцы увеличили массу залпа снарядами Mk.19 и Mk.21 до 1414 и 1519 кг соответственно против 1258 кг у японцев.
Предэскизный проект
Было предложено три схемы развития нового тяжёлого крейсера: CA-A, CA-B и CA-C. Проект CA-A имел девять орудий главного калибра, а два других — по двенадцать, при этом CA-A был быстрее на один узел: он развивал максимальную скорость в 34 узла. Заметным новшеством были четырёхтрубные торпедные аппараты, от установки которых отказались на предыдущих типах крейсеров. Авиационное вооружение располагалось в центральной части корабля, что повторяло ряд конструктивных решений на New Orleans. Этот позволяло нести четыре гидросамолёта: два могли храниться на катапультах в готовности к запуску, а ещё два оставались в ангаре, по одному на борт.
Бронирование кораблей значительно усилилось, что предполагало установку основного бронепояса в 190,5 мм на подложке из стали 19 мм. Главная бронепалуба толщиной 76,2 мм должна была выдерживать попадания фугасных авиабомб. Для защиты орудий главного калибра также усилилось бронирование: барбеты — 196,85 мм, лоб башен — 229 мм, стенки — 101–105 мм, крыша — 51 мм, траверзы цитадели — 190,5 мм. В качестве основного орудия предполагалось использовать проверенное 203-мм орудие Mk.12 mod. 1, установка была аналогична типу Baltimore. В вопросе универсальной артиллерии американцы остались верны своим стандартам и использовали спарку орудий 127-мм в установке Mk.29 mod. 0. Малокалиберная зенитная артиллерия на момент проектирования была откровенно слабой: четыре установки Mk.1 калибра 28 мм, размещённые на надстройках, при этом к каждой установке было зарезервировано место для директора Mk.44, который к тому времени в незначительных количествах стал поступать на корабли. Предполагалась установка четырёхтрубных торпедных аппаратов под торпеды Mk.15. Одним из новшеств стал механизм быстрой зарядки торпед, что должно было уравнять возможности применения торпедного вооружения в бою с японскими крейсерами.
Техническое проектирование корабля
Проектирование велось по прототипу крейсера Wichita. Путём проверки основных нагрузок и параметров бронирования стало ясно, что в заданные размеры уложиться не получится: корабль не способен выдержать столь мощное вооружение и бронирование без увеличения водоизмещения. В итоге испытательное водоизмещение достигло 18 042 т, что на тысячу превысило указанное в ТТЗ. Корабль увеличился в размерах до 222,5 м по максимальной длине, а длина по конструктивной ватерлинии составила 218,4 м. Максимальная ширина крейсера достигла 23,65 м, осадка — 7,6 м. Для установки четвёртой башни главного калибра пришлось добавлять дополнительную секцию, что удлинило проект на 7,9 м.
Главная энергетическая установка обладала мощностью 120 000 л.с., имелись четыре ПТЗА General Electric и четыре котла Babcock&Wilcox. Эшелонированное расположение машинных и котельных отделений повышало живучесть установки. Проектная скорость при водоизмещении 17 000 т составляла 33 узла, а дальность плавания — 12 000 миль на 15 узлах. Судовая электростанция включала четыре турбогенератора по 750 кВт и два аварийных дизель-генератора по 850 кВт каждый (один в носу, один в корме).
Чтобы сэкономить вес и уложиться в требования по скорости хода, бронирование пришлось уменьшить. Толщина бронепояса при окончательном расчёте уменьшилась до 127–152 мм, её удалось компенсировать заглублением бронепояса в воду. С носа и кормы погреба прикрывались траверзами в 152 мм, при этом энергетическая установка отделялась от погребов довольно мощными дополнительными траверзами толщиной 127 мм, что должно было повысить боевую устойчивость крейсера. Барбеты башен главного калибра уменьшились до 152 мм, как и установки главного калибра, которые с целью унификации систем вооружения были полностью заимствованы у крейсеров типа Baltimore.
Расчёты по мореходности проекта показали, что при использовании винтов, аналогичных типу Baltimore, корабль в испытательном водоизмещении порядка 18 000 т сохраняет скорость в 32 узла. Полное боевое водоизмещение корабля составило 20 254 т.
Модернизация ПВО
С началом Второй мировой войны характер боевых действий на море сильно изменился, а морская авиация и авианосцы стали играть решающую роль. Если бы крейсер CA-B со стадии проектирования дошёл до воплощения в металле, то неминуемо попал бы под программу модернизации, включавшую усиление ПВО. В этом случае малокалиберная зенитная артиллерия корабля состояла бы из 11 счетверённых 40-мм установок Bofors Mk.3, четырёх спаренных 40-мм установок Bofors Mk.1 и 16 спаренных 20-мм установок Oerlikon Mk.20.
Оценка проекта
Расчёты показали, что верить только задуманным ТТХ корабля нельзя. Даже при разработке эскизного проекта могут встретиться сложности с размещением и массогабаритными характеристиками основного вооружения и защиты, которые радикальным образом могут сказаться как на общих ТТХ проекта, так и на его архитектурной составляющей, что зачастую может привести к полному пересмотру проекта и технического задания в целом.
По совокупности боевых характеристик корабли типа Buffalo могли быть заметно сильнее построенных тяжёлых крейсеров типа Baltimore, но были дороже в постройке и обслуживании.
Проект не получил дальнейшего развития, а с началом войны все морские ограничения были сняты, и военно-конструкторская мысль шагнула вперёд. Для получения превосходства на море началась разработка крейсеров типа Alaska, вооружённых 305-мм артиллерией главного калибра.
Комментарии к данной статье отключены.