История флота — это не только масштабные битвы, тяжеловесные конструкции, тактические решения и трагические поражения. Это ещё нештатные ситуации и смелые поступки отважных моряков. Новая история от наших коллег с портала worldofwarships.ru — о коротком противостоянии авиации и подплава и не самом радостном дне рождения.
4 мая 1940 года британская подводная лодка HMS Seal вошла в пролив Каттегат между Данией и Швецией. В задачу субмарины входило минирование морских коммуникаций, используемых немецкими судами. Вечером, пытаясь под водой уйти от преследования кригсмарине, она подорвалась на мине. Лишь отчаянными усилиями экипажа лодку удалось поднять на поверхность, но вновь погрузиться она уже не могла. Это сыграло на руку немецким лётчикам.
В 03:30 5 мая экипаж гидросамолёта-разведчика Ar.196 с бортовым номером 6W+IN (пилот — унтер-офицер Бёттхер, наблюдатель — лейтенант Меренс) обнаружил неопознанную субмарину. Лётчики сообразили, что перед ними противник, и незамедлительно атаковали его. Из лодки повалил чёрный дым, она стала замедлять ход и вскоре полностью остановилась.
— Мы захватим это корыто! Нужно найти корабли нашего конвоя, — крикнул Меренс своему пилоту.
Тем временем второй однотипный самолёт с бортовым номером 6W+EN (пилот — унтер-офицер Шакриц, наблюдатель — лейтенант Шмидт) занимался поиском вражеских субмарин. Через некоторое время Шмидт заметил на воде большое масляное пятно.
— Это пятно от подводной лодки! Нужно дать сигнал кораблям сопровождения! — прокричал лейтенант пилоту.
Шакриц развернул самолёт на восток, в сторону тянущегося масляного следа, и в 03:40 наконец увидел наполовину погружённую под воду лодку. Сбросив бомбу, Шмидт открыл огонь из пулемёта по её рубке. На субмарине взметнулся белый флаг. Спустившись на поплавок, лейтенант потребовал от англичан доставить командира подлодки к нему на борт. Взревел двигатель, и самолёт с пленником поднялся в воздух, взяв курс на Ольборг, где находился оперативный штаб командира морской авиации люфтваффе.
В это время Бёттхер кружил над лодкой. Меренс решил высадиться на борт субмарины, чтобы предотвратить её возможное затопление, а также забрать секретную документацию. Самолёт приводнился, но в этот момент Бёттхер заметил неладное:
— По курсу с запада приближается самолёт с английской маскировочной окраской!
— Взлёт! — скомандовал Меренс.
Разведчик оторвался от воды и заложил вираж навстречу приближающемуся «англичанину». Раздался залп крыльевых пушек. Несколько снарядов попали в фюзеляж, отрывая куски обшивки. Британский самолёт резко отвернул в сторону и ретировался в сторону шведского берега.
Когда противник исчез из зоны видимости, экипаж Меренса приводнился возле субмарины и потребовал, чтобы старший помощник также перешёл на борт самолёта. После этого гидросамолёт взмыл в воздух и ушёл в направлении штаба.
В Ольборге пленников ждал командир морской транспортной авиации майор Херманн Лессинг. Войдя в помещение штаба авиагруппы, он увидел возле стола босого мужчину в мокром свитере — это был командир британской субмарины лейтенант-коммандер Лонсдейл, которому как раз в этот день исполнилось 35 лет. Через некоторое время в штаб явился и экипаж Меренса вместе со старшим помощником с британской лодки.
Тем временем к месту событий наконец подошёл противолодочный корабль кригсмарине. Абордажная команда обнаружила, что все документы на субмарине были уже уничтожены.
В 06:30 немецкий охотник за подлодками UJ-128 капитан-лейтенанта Ланга взял HMS Seal на буксир и потащил её на немецкую базу в датском Фредериксхавне. Лодка не представляла особой ценности как боевая единица, но торпеды на её борту пришлись весьма кстати для изучения — у немецких торпед как раз недавно были выявлены дефекты. Некоторое время субмарина использовалась в пропагандистских и учебных целях, пока не была потоплена во время воздушного налёта союзников на Киль 3 мая 1945 года.
Комментарии к данной статье отключены.