Компания Wargaming гордится своими игроками, увлечёнными историей. Среди них встречаются не только люди, способные с упоением рассказывать об известных и не очень морских сражениях, но и родственники тех, кто некогда служил на знаменитых кораблях. Одним из таких людей является активный участник сообщества World of Warships, хорошо известный западным игрокам под ником Hughbert Jass — дедушка его жены Тор Е. Сандвик в годы Второй мировой войны служил на британском крейсере HMS Belfast. Наши коллеги с портала worldofwarships.ru ценят память о ветеранах, поэтому с удовольствием рассказали об этом человеке и о связанном с ним корабле, а также показали фотографии из семейного альбома.
Тор Е. Сандвик родился 15 февраля 1925 года в маленькой деревушке неподалёку от финского города Уусикаарлепюу. В 1928 году его семья перебралась в Канаду, а в 1943 году 18-летний Тор попал в вооружённые силы. Он отправился в Восточную Канаду для прохождения обучения и начал службу на HMS Belfast в 1944 году.
В то время крейсер сопровождал арктические конвои, которые доставляли необходимые грузы в Советский Союз. Арктический маршрут в Россию был одним из театров масштабных морских сражений Второй мировой. В основные обязанности HMS Belfast входили охрана и защита кораблей конвоя. Служба в Арктике проходила в суровых морских условиях, но для истинного канадца (как и для настоящего финна) это пустяки!
Служа на HMS Belfast, Тор был задействован в группе прикрытия во время операции «Тангстен», когда палубная авиация атаковала немецкий линейный корабль Tirpitz в Каафьорде (Норвегия). 3 апреля 1944 года, в день авиаудара, Тор прошёл церемонию посвящения в честь первого перехода через Полярный круг. После операции «Тангстен» корабль и команда вернулись к своим обязанностям по сопровождению арктических конвоев.
8 мая HMS Belfast вернулся на британскую военно-морскую базу в Скапа-Флоу — главную якорную стоянку флота на Британских островах. В дальнейшем король использовал крейсер для поездок во время визита во Флот метрополии.
Тор поучаствовал и в одной из самых известных военных операций в истории — в высадке в Нормандии. На это время HMS Belfast стал флагманским кораблём группы артиллерийской поддержки Е под флагом контр-адмирала Фредерика Далримпл-Гамильтона и должен был поддерживать высадку британских и канадских войск, обстреливая цели на двух из пяти пляжей. Именно тогда на него поступило историческое сообщение Дуайта Эйзенхауэра о победе. За работу у побережья Нормандии HMS Belfast получил сигнал поздравления/благодарности, а затем корабль был направлен на выполнение других задач.
Тор продолжил службу на HMCS Ontario, который вступил в Королевский военно-морской флот Канады 25 мая 1945 года. В первой половине июня корабль через Гибралтар, Мальту, Александрию и Суэцкий канал отправился в Тихий океан. В семейном альбоме моряка сохранилось несколько снимков, сделанных на борту HMCS Ontario во время путешествия по Средиземному морю и Тихому океану. Среди прочего там есть вырезка из газеты The Vancouver Sun с репортажем о том, ка корабль помог повреждённому нефтяному танкеру и отбуксировал его более чем за 300 миль в Гонконг.
После окончания войны Тор не остался на военной службе. На протяжении жизни он занимался разными видами деятельности: например, работал в сфере недвижимости, а также был пастырем и выполнял миссионерскую работу. Тор прожил долгую и счастливую жизнь, создал крепкую семью и умер в 2011 году в возрасте 86 лет.
Крейсер HMS Belfast был списан в 1963 году, а через восемь лет приобрёл статус корабля-музея и с тех пор принимает посетителей, стоя на Темзе возле Тауэрского моста.
Комментарии к данной статье отключены.