После выхода из войны Италии обстановка в Восточном Средиземноморье резко изменилась. Немецкая авиация продолжала господствовать над Эгейским морем, однако теперь это господство зависело от того, кто будет контролировать итальянские Додеканесские острова. Осенью 1943 года за этот архипелаг, лежащий у юго-западного побережья Турции, развернулась ожесточённая борьба между Германией и Великобританией, решающее слово в которой сказали немецкие воздушно-десантные силы.
Планы Черчилля
Ещё 27 июля 1943 года британский премьер Уинстон Черчилль поручил Имперскому Генеральному штабу форсировать планы по быстрому захвату главного острова Додеканесского архипелага — Родоса. Черчилль считал, что Италия вот-вот запросит мира и её гарнизоны не готовы оказывать серьёзное сопротивление. Главной целью операции премьер называл «оказание непосредственного давления на Турцию».
Через пять дней, 1 августа, глава британского Средне-Восточного командования генерал Генри Мейтленд Уилсон поручил своему штабу разработать операцию по захвату Родоса, чтобы его не успели прибрать к рукам немцы. Двумя другими целями операции были остров Кос, где находился аэродром Антимахия, а также Лерос с его удобной гаванью, прикрытой мощными итальянскими береговыми батареями.
Операция получила кодовое название «Эколейд». Она должна была проводиться силами 8-й индийской пехотной дивизии, а также 234-й пехотной бригады (ранее оборонявшей Мальту), танкового полка и батальона парашютистов при поддержке четырёх эскадрилий дальних истребителей и двух эскадрилий Управления специальных операций. Кроме того, флот выделял 5 десантных судов, 3 транспорта и штабной корабль. Высадка должна была начаться сразу после капитуляции Италии.
Додеканесские острова находились вне досягаемости британских одномоторных истребителей с Кипра и из Северной Африки, оттуда до них было более 500 км. Зато до островов прекрасно долетали немецкие истребители с островов Эгейского моря и аэродрома Ираклион на Крите, расположенного всего в 150 км южнее. Поэтому для прикрытия высадки требовались американские двухмоторные истребители P-38 «Лайтнинг». Захватив аэродромы на Косе и Родосе, авиация союзников поставила бы под удар немецкое судоходство в Эгейском море.
Второй проблемой являлось наличие на Родосе не только итальянских войск, но и крупного немецкого гарнизона. Здесь находилась штурмовая дивизия «Родос» генерал-лейтенанта Ульриха Клемана, ещё весной 1943 года сформированная из подразделений оборонявшей Крит 22-й пехотной дивизии. Дивизия насчитывала всего 7500 человек, но в её составе имелся дивизион самоходных зенитных установок, а также танковый батальон «Родос» — 18 средних танков и столько же штурмовых орудий.
Командующий объединёнными союзными силами американский генерал Дуайт Эйхенхауэр резко выступил против отвлечения 8-й пехотной дивизии и крупных сил авиации на второстепенный театр. Его поддержал и британский маршал Теддер, командующий союзными ВВС на Средиземном море. Он заявил, что самолёты нужны на Сицилии и в самой Италии. В итоге 31 августа на конференции «Квадрант» в Квебеке операция «Эколейд» была официально отменена.
Уже через три дня Италия объявила о перемирии с союзниками. Ситуация резко изменилась — острова можно было взять без боя, иначе это сделали бы немцы. 7 сентября генерал Уилсон предложил ограничить операцию хотя бы теми островами, где не было немецких войск (Лерос, Кос и Кастелоризо). Если с последним проблем не ожидалось (он лежал на отшибе совсем рядом с турецким берегом и ближе всего к Кипру), то Лерос и Кос находились в западной части архипелага, и путь к ним преграждал Родос.
В ночь на 10 сентября на остров Родос был выброшен небольшой британский парашютный десант, целью которого было поднять итальянцев на борьбу с немцами. Однако итальянское командование на Родосе не решилось присоединиться к союзникам. 12 сентября после серии коротких ожесточённых схваток немецкому гарнизону удалось разоружить 40 000 итальянских солдат; к 13 сентября весь остров оказался под полным контролем немцев.
Вечером 13 сентября в селении Кастелоризо на самом восточном острове Кастелоризо с греческих каиков «Флотилии шхун Леванта» высадилось около сотни британских спецназовцев из состава Группы дальней разведки пустыни (LRDG — Long Range Desert Group). В ночь на 14 сентября катера отряда «S» из Эскадры судов специального назначения высадили на остров Кос ещё две сотни спецназовцев во главе с командиром LRDG майором Джорджем Джеллико. Следующей ночью здесь было сброшено с парашютами 120 десантников из роты «А» 11-го парашютно-десантного батальона, высадку осуществляли «Дакоты» C-47 из 216-й эскадрильи Королевских ВВС. Итальянский гарнизон численностью около 3500 человек сопротивления не оказал.
Одновременно был высажен небольшой десант на остров Лерос, а на следующий день ещё один британский отряд высадился на остров Самос и к 16 сентября полностью занял его. В последующие дни небольшими группами десантников с моря были заняты острова Патмос, Фурии и Икарии, лежащие рядом с Самосом.
Борьба в воздухе
К 17 сентября на архипелаге находились следующие британские силы:
- Кастелоризо — 250 человек;
- Кос — 1-й батальон Даремских лёгких стрелков, рота парашютистов, рота спецназа майора Джеллико и две истребительные эскадрильи (74-я южноафриканская и 7-я британская), в общей сложности — 1600 человек;
- Лерос — 40 человек.
В дальнейшем предполагалось увеличить гарнизоны Коса и Лероса до 2100 и 1100 человек соответственно.
В свою очередь, немцы не сразу решили удерживать острова, опасаясь их изоляции — так, гросс-адмирал Дёниц предлагал оставить их, сосредоточившись на обороне самой Греции. Но Гитлер заявил, что политическое значение архипелага слишком велико, чтобы отдать его противнику.
Было очевидно, что судьба операции зависит от господства в воздухе, поэтому первой целью немцев стал аэродром Антимахия на острове Кос. Уже с 18 сентября немецкая авиация начала бомбардировки и к 1 октября окончательно вывела его из строя. За эти две недели союзники потеряли 12 «Спитфайров» и 8 пилотов, а также 5 транспортных самолётов С-47 и 2 итальянских летающих лодки Z.501. Немецкие потери тоже оказались велики: пять Ju 88, два He 111, два Me 109 и один Me 110. Однако цель была достигнута — уцелевшие четыре «Спитфайра» не могли противостоять немецкому натиску даже при поддержке двухмоторных «Бофайтеров», действовавших с Кипра. Обе взлётные полосы были перепаханы бомбами, так что снабжение для Коса пришлось сбрасывать на парашютах.
Таким образом, бои за Додеканесские острова вылились в борьбу за господство в воздухе, и маршалу Теддеру пришлось бросить в бой свою авиацию, чего он поначалу очень не хотел. В сентябре британское командование выделило для действий в Эгейском море 14 эскадрилий (4 бомбардировочных, 9 истребительных и одну разведывательную) — всего 260 боевых самолётов (144 истребителя и 116 бомбардировщиков), а также несколько транспортных С-47. Чуть позже в операции «Эколейд» были задействованы ещё две эскадрильи тяжёлых бомбардировщиков из состава 240-го авиакрыла британских ВВС. С середины октября союзники привлекли к операциям американскую бомбардировочную авиацию — между 14 октября и 16 ноября машины B-25 «Митчелл» совершили 317 боевых вылетов по немецким аэродромам в Греции и 86 вылетов для атаки судов в море.
В Греции располагался 10-й воздушный корпус 4-го воздушного флота люфтваффе, однако часть его соединений была занята другими задачами — от прикрытия румынских аэродромов до действий против британского флота в центральной части Средиземного моря. Всего к середине сентября немцы имели в районе Эгейского моря около 250 самолётов — 90 бомбардировщиков Ju 88 и He 111, 65 пикировщиков Ju 87 и порядка 50 истребителей Me 109. К началу октября их число выросло до 362: двухмоторные бомбардировщики действовали с Крита и из района Афин, истребители и пикировщики — с Родоса. Уже к началу октября на Родос были переброшены 3-я и 4-я групп 27-й истребительной эскадры, а также 1-я и 2-я группы 3-й штурмовой эскадры (72 пикировщика Ju 87) и 13-я группа 151-й штурмовой эскадры пикировщиков.
Стороны наращивают силы
Немецкими морскими силами в Эгейском море командовал вице-адмирал Вернер Ланге. В его распоряжении имелась 21-я флотилия охотников за подлодками, два минных заградителя, миноносец ТА-10 (бывший французский 600-тонный «Ла Помон»), бывший британский тральщик «Уайднес» и несколько вспомогательных судов. Кроме того, у немцев имелись быстроходные десантные лихтеры типа «F» и десантные паромы «Зибель», а для вспомогательных нужд можно было использовать 12-ю флотилию катерных тральщиков и флотилию береговой охраны. Наконец, в Пирее и бухте Суда было захвачено несколько старых итальянских эсминцев и минный заградитель, их спешно укомплектовали немецким командами и свели в 9-ю флотилию миноносцев. Уже к ноябрю в ней насчитывалось 6 кораблей, которые успели принять участие в высадке на Лерос.
Для охраны перевозок в Эгейском море этих сил крайне не хватало. В ночь на 23 сентября британские эсминцы «Эклипс» и «Фьюри» перехватили и потопили возле острова Линдос бывший итальянский теплоход «Гаэтано Доницетти» (3428 брт). Этот транспорт 19 сентября доставил груз оружия на Родос и теперь возвращался в Пирей в сопровождении миноносца TA-10 под командованием обер-лейтенанта Йобста Хандорфа. На борту корабля груза уже не было, зато находились вывозимые с Родоса итальянские военнопленные. Погибли все: 1576 итальянцев и около 220 немцев — моряков и охранников. Сильно повреждённый TA-10 вернулся на Родос, где был затоплен 27 сентября.
Несмотря на немецкие воздушные налеты, наращивание британских сил на Додеканесских островах продолжалось. На островах Кос, Лерос и Самос разместилась 234-я бригада генерал-майора Ф. Дж. Р. Бритториуса (бывшая 4-я мальтийская), переброшенная по морю из Палестины и Сирии. Кроме того, на Лерос отправили 2-й батальон Королевских ирландских стрелков и роту «B» 2-го батальона Королевского Западно-Кентского полка; остальная часть этого батальона отправилась на Самос. На аэродром Антимахия, помимо двух эскадрилий «Спитфайров», были направлены 2901-я зенитно-артиллерийская батарея ВВС (двадцать четыре 30-мм автомата «Испано»), 2909-я батарея ВВС (девять 20-мм автоматов «Испано») и 1-й лёгкий зенитный полк Королевской артиллерии (восемнадцать 40-мм автоматов «Бофорс»).
К началу октября на острове Кос находилось до 1500 британских солдат, а также 3600 итальянцев. Теперь они считались не пленными, а союзниками, так как правительство маршала Бадольо объявило войну Германии.
Немцы высаживаются на Кос
Черчилль был крайне обеспокоен сложившейся ситуацией. Он понимал, что ключом к владению Додеканесским архипелагом является Родос. Ещё 25 сентября в телеграмме Эйзенхауэру он предлагал выделить для его захвата одну десятую всех союзных сил в Средиземноморье — столько же, сколько предполагалось выделить для занятия Корсики (остальные 80% сил отводилось на Италию). В итоге Эйзенхауэр согласился на отправку сюда танковой бригады, десантных судов и некоторого количества транспортных самолётов. После этого Средне-Восточное командование назначило операцию «Эколейд» на 23 октября.
Однако немцы опередили союзников. 26 сентября 25 бомбардировщиков Ju 88 совершили воздушный налёт на остров Лерос, где в гавани Портолаго были потоплены греческий эсминец «Василисса Ольга» и британский эсминец «Интрепид». Утром 3 октября (в 5 часов по лондонскому времени) немцы высадили на Кос морской и парашютный десанты общей численностью около 2000 человек.
Флотилия судов для переброски десанта вышла из Пирея, Суды и Ираклиона ещё 1 октября. В общей сложности она насчитывала пять транспортов и девять десантных лихтеров, а также большое количество малых судов в сопровождении двух минных заградителей и моторных тральщиков из 12-й флотилии катерных тральщиков. На судах находились части 22-й пехотной дивизии и одна рота диверсионного полка «Бранденбург»; ещё одна рота «бранденбургеров» (15-я) выбрасывалась с парашютами к югу от аэродрома.
2-й батальон 65-го гренадерского полка и 3-й батальон 440-гренадерского полка высадились в заливе Мармари на севере острова; 2-й батальон 16-го гренадерского полка — к югу от города Кос, а рота морских диверсантов (так называемых «кюстенягеров») из состава «Бранденбурга» — в заливе Камара.
К исходу 3 октября первая и вторая группы морского десанта соединились, остров был рассечён пополам. Воздушные атаки «Бофайтеров» с Кипра не нанесли немцам существенного ущерба, при этом было потеряно много самолётов. Британский командующий подполковник Л. Р. Ф. Кеньон приказал отвести войска на холмы, но битва уже была проиграна. Следующей ночью немцы взяли аэродром Антимахия, а утром 4 октября подполковник Кеньон сдался с остатками гарнизона по причине «слишком большого превосходства противника». В плен попало 1388 британских и 3145 итальянских солдат. Англичане потеряли убитыми 65 человек, немцы — 14. Командир итальянского гарнизона полковник Феличе Леджио и 101 человек из числа его офицеров были расстреляны немцами. Возможно, под влиянием этой казни 7 октября итальянский гарнизон соседнего острова Калимнос без боя сдался десанту «Бранденбурга» под командованием гауптмана Кюльмана, прибывшему сюда на двух штурмовых лодках: в плен к немцам попали 350 солдат и две береговые батареи.
Немцы сосредотачивают силы
Удобный плацдарм для вторжения на Лерос был подготовлен, а англичане лишились своей единственной авиабазы в Эгейском море. 5 октября генерал-лейтенант Фридрих-Вильгельм Мюллер, командующий 22-й пехотной дивизией на Крите, получил приказ: уже 9 октября высадить десант на Лерос, используя те же силы, что были задействованы для захвата Коса. Вместо них сюда планировалось перебросить 9-й батальон 999-й крепостной дивизии. Операция получила кодовое название «Леопард».
Однако двух тысяч человек для захвата Лероса было явно мало, а сосредоточение новых немецких сил столкнулось с противодействием британского флота. В начале октября Адмиралтейство наконец-то спохватилось, отправив в Эгейское море с Мальты сильное соединение — 12-ю эскадру крейсеров под командованием кэптена Агню (5 крейсеров и 8 эскадренных миноносцев). Кроме того, 6 эсминцев сюда послали непосредственно из Александрии. В свою очередь, Эйзенхауэр наконец-то выделил для прикрытия британских морских сил две группы дальних истребителей.
В восточной части Эгейского моря развернулась настоящая морская война: немцы перебрасывали с материка войска, британские корабли пытались перехватить немецкие конвои, а люфтваффе атаковало англичан с воздуха. Уже 7 октября эскадра в составе лёгких крейсеров «Сириус» и «Пенелопа», эсминцев «Фолкнор» и «Фьюри» перехватила и уничтожила немецкий конвой из шести небольших судов в сопровождении охотника Uj 2111. Однако при отходе через пролив Скарпанто севернее одноименного острова «Пенелопа» была повреждена атаками немецких пикировщиков. На следующий день субмарина «Анрулай» атаковала возле острова Сирифос шедший из Пирея на остров Кос конвой из двух минных заградителей, «Драхе» и «Булгария»; минзаг «Булгария» (1108 брт) был потоплен. Потери в обоих конвоях составили 659 человек — значительную часть из сил, предназначенных для высадки на Лерос. Операцию «Леопард» пришлось отложить до прибытия новых десантных судов и ввода в строй захваченных итальянских эсминцев.
Воздушное прикрытие немецких конвоев было усилено, и британцы сразу же это почувствовали: 9 октября в проливе Скарпанто пикировщики Ju 87 потопили эсминец «Пантер» и тяжело повредили крейсер «Карлайл», возвращавшийся из поиска вражеских транспортов; на обоих кораблях погибло 53 человека.
Теперь британским эсминцам приходилось днём укрываться в турецких территориальных водах — ещё совсем недавно этот приём в исполнении немцев вызывал у британских моряков праведный гнев. Тем не менее, каждую ночь эсминцы обстреливали Кос и Калимнос; в ночь с 16 на 17 октября в гавани Коса им удалось уничтожить четыре лихтера и эскортный корабль Uj 2109.
Активно действовали и британские подлодки: 16 октября субмарина «Торбей» атаковала ещё один немецкий конвой, состоявший из транспортов «Карл» и «Трапани» с 11-м батальоном 999-й крепостной дивизии. «Карл» был потоплен, а «Трапани» добрался до гавани Калимноса и разгрузился — однако в ночь на 18 октября он был уничтожен здесь обстрелом с эсминцев. В эту же ночь подлодкой «Анспейринг» был потоплен транспорт «Ингенборг» с 10-м батальоном 999-й дивизии.
Однако ночные рейды эсминцев оказались связаны с риском: 22 октября между Косом и Калимносом подорвались на минах два новых эскортных миноносца типа «Хант». Британский «Херуорд» затонул, а греческому «Адриасу» с разрушенным носом пришлось выброситься на турецкий берег в бухте Гурвергеник; позднее он был отбуксирован в Англию и списан на слом. На кораблях погбло в общей сложности 133 моряка. Мины были выставлены в ночь на 16 октября минзагом «Драхе» — так он отыгрался за гибель «Булгарии». Два дня спустя на мине подорвался эсминец «Эклипс», перевозивший на Лерос 200 человек из 4-го Восточно-Кентского батальона. Корабль разломился и затонул в течение пяти минут, погибло 135 солдат и 119 моряков.
Атаки немецких самолётов не прекращались: ещё днём 17 октября возле Скарпанто бомбами был повреждён крейсер «Сириус», а 30 октября у Додеканесских островов получил повреждения крейсер «Аурора». Серьёзной и неожиданной угрозой для британских кораблей оказались ночные бомбардировщики Do 217 из 12-й эскадрильи 100-й бомбардировочной эскадры, оснащённые новым оружием — планирующими бомбами Hs 293 с дистанционным управлением. Первой их жертвой стал эскортный миноносец «Роквуд», тяжело повреждённый невзорвавшейся бомбой при возвращении после бомбардировки Калимоса в ночь на 11 ноября. Корабль не затонул, но был полностью выведен из строя, после минимального ремонта отправлен в Англию и выведен в резерв, а после войны списан на слом.
В ночь на 13 ноября таким же образом одиночный Do 217 возле острова Кос потопил эскортный миноносец «Далвертон», погибло 78 моряков. Кроме того, 15 октября возле Коса немецким судном-ловушкой GA-45 была потоплена британская подлодка «Трупер». Вновь, как и в битве за Крит 1941 года, выяснилось, что успешная борьба с мелкими немецкими транспортами постепенно начинает обходиться чересчур дорого.
Тем временем немцы, пусть и с потерями, но продолжали усиливать свои войска на островах Кос и Калимнос. Когда им удалось вновь ввести в строй аэродром Антимахия, появилась возможность доставлять наиболее важные грузы по воздуху. Кроме того, в октябре флот в Эгейском море пополнился новыми десантными лихтерами, переведёнными с Дуная через Чёрное море и проливы — F 123, F 1124, F 336, F 370 и F 497. Они были вновь вооружены и сведены в 15-ю флотилию десантных судов. Наконец, армия предоставила для десанта 780-ю сапёрно-высадочную роту (Pi.Ldgs.Kp. 780) в составе 13 сапёрно-штурмовых ботов, а ВВС — два парома «Зибель» и 9 малых пехотно-десантных катеров.
5 ноября флотилия десантных судов с 2-м батальоном 22-го воздушно-десантного полка люфтваффе вышла из залива Лаврион. Несмотря на атаки самолётов и эсминцев противника, к 10 ноября она достигла островов Кос и Калимнос, потеряв лишь эскортный корабль Uj 2145.
Высадка десанта на Леросе была назначена на 12 ноября. Накануне генерал-лейтенант Мюллер перевёл свой штаб с Крита в залив Изолавеккья на острове Калимнос.
Продолжение следует
Источники и литература:
- К. Типпельскирх. История второй мировой войны. М.: Издательство иностранной литературы, 1956
- Дж. Эрман. Большая стратегия. Август 1943-сентябрь 1944. М.: Издательство иностранной литературы, 1958
- Д. Ричардс, Х. Сондерс. Военно-воздушные силы Великобритании во Второй мировой войне (1939-1945). М.: Воениздат, 1963
- С. Роскилл. Флот и война. Том III. М.: Воениздат, 1974
- К. Раффнер, Р. Волстад. Полевые дивизии Люфтваффе. 1942-1945 гг. М.: АСТ, Астрель, 2002
- Gavin Mortimer. The Long Range Desert Group in World War II. Osprey Publishing, 2017
- After the Battle. Number 90. The Battle for Leros. London, 1995
- naval-history.net
- wrecksite.eu
Комментарии к данной статье отключены.