В центре внимания любителей военной истории неизбежно находятся те польские корабли Второй мировой, которым посчастливилось продолжить борьбу в изгнании после поражения их страны. Корабли, погибшие в сентябре 1939 года, неизбежно остаются в тени, хотя их команды до конца исполнили свой долг. В этой статье мы расскажем о тех, кто первым вступил в войну на море: минном заградителе Gryf и тральщиках типа Jaskółka.
«Ласточки» Второй Речи Посполитой
После получения Польшей в 1920 году выхода к Балтийскому морю военно-морские силы республики (Marynarka Wojenna, MW) пришлось создавать буквально с нуля. С учётом того, что полякам досталась относительно узкая полоса побережья, важность минно-тральных сил для молодого флота изначально выглядела очевидной. При этом финансовые возможности Польши были весьма ограничены, а собственная кораблестроительная база изначально попросту отсутствовала.
В сентябре 1920 года Польша через Данию купила четыре германских тральщика типа FM (Flachgehende Minensuchboote) — FM2, FM27, FM28 и FM31. Они начали службу в марте 1921 года под названиями Czajka, Jaskółka, Mewa и Rybitwa. Впоследствии названия минно-тральных кораблей в честь морских птиц стали традицией «Марынарки». Эти малые корабли прибрежной зоны (стандартное водоизмещение — 170-180 т) вошли в состав так называемого Учебного дивизиона — первого тактического соединения польских ВМС. Соответственно, они активно эксплуатировались в учебных целях и в 1931 году были выведены из состава флота в связи с износом.
Уже в 1932 году бюро вооружений командования ВМС провело конкурс проектов малых тральщиков польской конструкции. Победителем стало казённое предприятие «Государственные заводы машиностроения» (PZInż), с которым в январе 1933 года заключили договор на строительство четырёх кораблей. При всей скромности этой программы она стала этапным событием для Второй Речи Посполитой. Впервые в новейшей истории Польша строила мореходные корабли (пусть и маленькие), используя созданную с нуля кораблестроительную индустрию.
В ноябре 1933 года два корпуса были заложены в Гдыне — на верфи ВМС и частной Гдыньской судоверфи. Ещё два корпуса заложили в феврале 1934 года на речной верфи в Модлине, принадлежавшей «Государственным заводам машиностроения». Работы велись с большими трудностями, что сильно повлияло на сроки постройки и ввода кораблей в строй. Это привело к тому, что дальнейшие планы строительства в Польше более крупных мореходных минно-тральных кораблей так и остались нереализованными.
Тральщики типа Jaskółka (под таким названием они стали известны) обладали стандартным водоизмещением 185 т, два дизельных двигателя позволяли им развивать скорость до 18 узлов. Артиллерийское вооружение по проекту состояло из одной 75-мм морской пушки французского производства Schneider Canon Ml1928. Из средств ПВО имелись лишь два 7,92-мм пулемёта Максима. Помимо тралов, на каждом корабле могли разместиться до 20 морских мин либо глубинных бомб. Команда насчитывала 27-30 человек.
В сентябре 1934 года на воду был спущен первый корпус, строившийся на верфи ВМС в Гдыне — он получил имя Jaskółka («Ласточка»), ставшее названием всей серии. Корабль ввели в строй 27 августа 1935 года. Второй гдыньский тральщик, Mewa, спустили на воду в январе 1935 года и ввели в строй 25 октября того же года. Оба строившихся в Модлине корпуса спустили на воду в апреле 1935 года, после чего по Висле отбуксировали на верфь ВМС в Гдыню для достройки. Тральщик Rybitwa вступил в строй 21 декабря 1935 года, Czajka — 10 февраля 1936 года. Все четыре корабля, получившие у польских моряков прозвище «птички» (ptaszki), вошли в состав Минного дивизиона, где их дополнили две канонерские лодки — Generał Haller и Komendant Piłsudski.
В августе 1937 года командование польского флота подписало с верфью ВМС контракт на постройку ещё двух тральщиков, корпуса которых спустили на воду в августе 1938 года под названиями Czapla и Żuraw. В конструкцию кораблей второй серии планировалось внести ряд изменений — в частности, установить новые рулевые машины и вооружить их тяжёлым 13,2-мм пулемётом Hotchkiss (один или два ствола). По ряду причин достройка двух последних «птичек» затянулась, и условно их ввели в строй только 1 сентября 1939 года. Известно, что Czapla и Żuraw не успели получить французские орудия Ml1928, из-за чего их вооружили старыми 75-мм пушками wz. 1897.
Gryf — гордость польского флота
В дополнение к новым тральщикам в начале 30-х годов командование польских ВМС заинтересовалось концепцией большого мореходного минного заградителя, предназначенного для действий у берегов потенциального противника (в первую очередь — СССР). Конструкторское бюро командования ВМС подготовило проект такого корабля, но очень быстро стало ясно, что его постройка на польских верфях невозможна в принципе. Как следствие, в мае 1934 года заказ на постройку минзага получила французская верфь Chantiers et Ateliers Augustin Normand в Гавре, где ранее уже строилась польская подлодка Wilk. В ноябре того же года началось строительство корабля, получившего характерное «птичье» название Gryf. Примечательно, что в конструкцию минзага изначально закладывалась возможность использования его в роли учебного корабля.
Gryf обладал стандартным водоизмещением 2227 т, что делало его самым большим кораблём польских ВМС. Энергетическая установка состояла из двух дизельных двигателей, позволявших развивать скорость до 20 узлов, дальность хода достигала 9500 миль на 12 узлах. Корабль нёс сильное артиллерийское вооружение из шести 120-мм орудий Bofors wz.36 шведского производства (2×2 и 2×1), средства ПВО состояли из двух спаренных установок 40-мм «бофорсов» и двух спаренных установок 13,2-мм пулемётов Hotchkiss. Минзаг предназначался для постановки морских контактных мин обоих имевшихся у Польши образцов — российских wz.08 и французских SM.5. Стандартный боекомплект составлял 300 мин, максимальный — до 600. Команда изначально насчитывала 162 человека, также на корабле могли разместиться до 60 курсантов и инструкторов.
В строительстве минзага Gryf участвовали французские, польские и шведские подрядчики, работа шла довольно сложно. На воду корпус спустили 29 ноября 1936 года, а 27 февраля 1938 года над кораблём был поднят польский флаг. Уже 6 марта Gryf прибыл в Гдыню, посетив во время своего первого похода шведский Гётеборг. Минзаг активно включился в цикл боевой подготовки польских ВМС, в том числе действуя совместно с Минным дивизионом. С весны 1939 года «Марынарка» целенаправленно готовилась к возможной войне с Германией — для минно-тральных кораблей командование подготовило план действий под кодовым названием Rurka («Трубка»). Он предполагал пассивную оборону Гданьского залива с установкой минного заграждения от Хеля до Сопота.
Говоря о минно-тральных кораблях Второй Речи Посполитой, стоит также кратко упомянуть субмарины, способные выполнять функции подводных минных заградителей. Три подлодки типа Wilk (Wilk, Ryś, Żbik), построенные во Франции в 1927-1932 годах, могли нести по 40 мин типа SM.5. В качестве минзагов они использовались в сентябрьской кампании 1939 года и даже добились единственного для польского флота успеха (на мине, поставленной подлодкой Żbik, подорвался и затонул немецкий тральщик М-85). Впрочем, рассказ о субмаринах — это тема для отдельного материала.
Первый воздушно-морской бой Второй мировой войны
30 августа 1939 года польский флот (командующий — контр-адмирал Юзеф Унруг) приступил к практической реализации оборонительных планов на случай войны с Германией. Как известно, в рамках плана Peking три эсминца начали перебазирование в Великобританию. Готовились к выходу на позиции подлодки (план Worek). Для постановки оборонительного минного заграждения по плану Rurka подготовили около 1000 морских мин wz.08, размещённых на трёх баржах в Пуцком заливе. Увы, по политическим причинам операцию Rurka приказали начать только после формального объявления войны. Это решение высшего руководства имело самые негативные последствия для польских моряков. Считается, что маршал Эдвард Рыдз-Смиглы принял его под давлением Министерства иностранных дел, на которое, в свою очередь, повлияли Великобритания и Франция.
Ключевую роль в минной постановке, естественно, должен был сыграть минзаг Gryf под командованием командора-подпоручика (капитан 3-го ранга) Стефана Квятковского. С ним взаимодействовал Минный дивизион командора-подпоручика Здислава Бочковского: все шесть тральщиков типа Jaskółka; канонерские лодки Generał Haller и Komendant Piłsudski. Командир единственного оставшегося на польском побережье эсминца Wicher командор (капитан 1-го ранга) Стефан де Вальден формально должен был руководить операцией в море. С берега защиту кораблей обеспечивала 31-я батарея имени Х. Ласковского на Хельской косе (четыре 152,4-мм орудия). Какая-либо поддержка операции Rurka с воздуха не планировалась, что также привело к печальным последствиям.
На рассвете 1 сентября 1939 года польские корабли находились в пункте постоянного базирования в Гдыне (военно-морская база Оксывье). Примерно в 5:30 над гаванью пролетела группа немецких гидросамолётов (He 59 или He 60), по которым вёлся безрезультатный огонь. Затем по радио передали сообщение о начале боевых действий с Германией. По приказу командования Gryf около 7:00 покинул базу и направился в Пуцкий залив, где к 13 часам принял с барж 300 мин. Вскоре после окончания погрузки минзаг был обнаружен немецким гидросамолётом.
Только в 16:00 Штаб морской обороны побережья (командующий — командор Стефан Франковский) приказал начать операцию Rurka. Корабли-участники собрались на рейде Оксывье, откуда направились к Хельской косе. При этом непосредственно к минной постановке планировалось приступить только в 22:00. С учётом полного господства немецкой авиации в воздухе преждевременная концентрация в одном месте кораблей в светлое время суток оказалась явно неудачным решением.
Штаб немецкого 1-го воздушного флота (командующий — генерал авиации Альберт Кессельринг) приказал атаковать польские корабли в море. Для этого примерно в 17:30 с авиабазы Столп-Рейтц (ныне — Слупск) поднялись в воздух 32 либо 33 пикирующих бомбардировщика Ju 87B из авиагруппы IV(St)/LG1 под командованием гауптмана Петера Кёгля. Через полчаса самолёты появились над целью и за 15-20 минут сбросили 500-кг бомбы. Результаты налёта оказались противоречивыми. Формально ни один польский корабль не был уничтожен, фактически же немцы одержали убедительную победу.
Тральщик Mewa сильно пострадал от близкого разрыва бомбы у правого борта. 9 польских моряков погибли, 8 получили ранения, включая командира капитана флота (капитан-лейтенанта) Вацлава Липковского. Корабль с повреждённым рулевым управлением отбуксировал в порт Хель систершип Rybitwa. Минный заградитель Gryf пострадал как минимум от двух близких разрывов — 5 человек погибли (включая смертельно раненого командира), 17 получили ранения. Вышли из строя рулевое управление и часть корабельной электросистемы, появилась течь. Принявший командование кораблём старший помощник капитан флота Виктор Ломидзе (этнический грузин на польской службе) направил Gryf в порт Хель. Туда же позднее проследовали все другие корабли.
После окончания немецкого налёта Ломидзе принял решение, ставшее объектом яростной критики поколений историков на протяжении десятков лет. Он приказал сбросить за борт все 300 мин, мотивируя это повреждениями корабля и угрозой повторной атаки. Вопрос о том, оказался ли Ломидзе «главным виновником провала операции Rurka», до сих пор остаётся дискуссионным. С одной стороны, он не запросил разрешения ни у командования ВМС, ни у своего формального начальника де Вальдена. С другой стороны, какому-либо официальному наказанию Ломидзе (избежавший плена и служивший до 1945 года в Великобритании на береговых должностях) не подвергался.
Без надежд на победу
Как бы то ни было, 2 сентября Gryf получил нового командира — командора-поручика (капитана 2-го ранга) Станислава Хрыневицкого. Хотя на баржах у Пуцка ещё оставался большой запас морских мин, от дальнейших попыток реализовать план Rurka командование отказалось. Повреждённый минзаг, требовавший докового ремонта, планировалось использовать в роли плавбатареи. Самые ценные польские корабли, Gryf и Wicher, 2 сентября отстаивались в порту Хель под ударами немецкой авиации, которой, впрочем, не удалось их потопить или серьёзно повредить. Рядом с ними находился тяжело повреждённый тральщик Mewa.
На рассвете 3 сентября к Хели подошли немецкие эсминцы Z1 Lebrecht Maas (под флагом командующего миноносцами контр-адмирала Гюнтера Лютьенса) и Z9 Wolfgang Zenker. В 6:40 немцы открыли огонь с дистанции 12-13 км, добившись от двух до четырёх попаданий 127-мм снарядов в Gryf. На минзаге была уничтожена одна из 40-мм спаренных зенитных установок, пострадал один из дизельных двигателей, получил повреждения корпус. Семь польских моряков погибли. В 6:55 Gryf, Wicher и 31-я батарея имени Х. Ласковского открыли ответный огонь, добившись одного попадания в носовую часть Z1 с повреждением орудийной установки (4 человека погибли). «Авторство» этого успеха делят между собой Gryf и береговые орудия. Между 7:15 и 7:35 немецкие эсминцы под прикрытием дымовой завесы вышли из боя и ушли в Пиллау. Известно, что Z1 понадобилась неделя ремонта.
Уже в 9:00 3 сентября над Хелем появились 11 пикирующих бомбардировщиков Ju 87C из авиагруппы 4(St)/Tr.Gr. 186 (командир — гауптман Эрих Блаттнер). Примечательно, что это были палубные самолёты для строившегося авианосца Graf Zeppelin. Немцы добились одного прямого попадания в корму Gryf и нескольких близких разрывов — на корабле начался сильный пожар, для борьбы с которым пришлось затопить кормовые артиллерийские погреба. Около 15:00 20 немецких самолётов (Ju 87 из Tr.Gr. 186, гидросамолёты Do 18 и He 59 из авиагрупп Kü.Fl.Gr. 506 и 706) потопили эсминец Wicher и тральщик Mewa. Они добились ещё одного попадания в Gryf и нескольких близких разрывов, сделавших положение минзага безнадёжным. По приказу командира экипаж начал покидать корабль. Около 18:00 «удар милосердия» по Хели нанесли гидросамолёты из Kü.Fl.Gr. 506 и 706. Корпус Gryf лёг на грунт в гавани, надводная часть горела ещё два дня.
Моряки из команды минзага участвовали в сухопутной обороне Хельской косы, продолжавшейся до 2 октября 1939 года. С корпуса сняли три 120-мм орудия, использовавшихся как береговая артиллерийская батарея. В финале обороны несколько матросов и офицеров с разрешения командования добрались до Латвии и Швеции и продолжили борьбу в изгнании — среди них были Хрыневицкий и Ломидзе. Корпус самого минзага немцы отбуксировали в Пуцкий залив, где он использовался как мишень до середины 50-х годов, пока его не разобрали на металл. Две орудийных установки Gryf при этом сохранились до наших дней: одна находится в Музее Войска Польского в Варшаве, вторая — в Музее ВМС в Гдыне.
Что касается тральщиков типа Jaskółka, то их боевая ценность в сентябре 1939 года неизбежно оказалась минимальной. Однако команды этих маленьких кораблей также до самого конца выполняли свой воинский долг. Боеспособные Jaskółka, Rybitwa и Czajka участвовали в обороне Хельской косы и Гдыни, обеспечивая связь, транспортируя раненых и воинские грузы. Они выставили оборонительное минное заграждение у Хели (12-13 сентября) и несколько раз привлекались к обстрелу береговых целей. Команды затопленных или неисправных тральщиков воевали на суше. Судьба каждой из «птичек» заслуживает хотя бы краткого упоминания — тем более что уцелевшие корабли ещё очень долго служили Польше:
- Jaskółka — 14 сентября потоплен на стоянке у Хельской косы пикирующими бомбардировщиками Ju 87 из Tr.Gr. 186. Корпус разобран немцами.
- Mewa — затонул в Хели 3 сентября, поднят и отремонтирован немцами. Использовался как торпедолов TFA-7, возвращён Польше в 1946 году. Использовался как сторожевой корабль D-46 с 1949 по 1970 год, как плавказарма — до 1981 года, затем сдан на слом.
- Rybitwa — потоплен во время авианалёта 14 сентября. Поднят и отремонтирован немцами, использовался как торпедолов TFA-8, возвращён Польше в 1946 году. Использовался как сторожевой корабль D-47 с 1949 по 1966 год, как плавказарма — до 1972 года, затем сдан на слом.
- Czajka — повреждён во время авианалёта 14 сентября, сдан противнику при капитуляции 2 октября. Отремонтирован немцами, использовался как торпедолов TFA-11, возвращён Польше в 1946 году. Использовался как сторожевой корабль D-45 с 1949 по 1966 год, как плавказарма — до 1977 года, затем сдан на слом.
- Czapla — после провала операции Rurka не выходил в море из-за неполадок рулевого управления, использовался как элемент береговой обороны. Потоплен авиацией 14 сентября, корпус разобран немцами.
- Żuraw — из-за неполадок рулевого управления использовался как элемент береговой обороны, сдан противнику при капитуляции 2 октября. Отремонтирован немцами, использовался как учебное и гидрографическое судно Oxhöft, возвращён Польше в 1946 году. Использовался как гидрографическое судно HG-11, в 1951 году был угнан взбунтовавшейся командой в Швецию, где 12 человек получили убежище. Возвращён Польше, переименован в Kompas, в 1971 году переклассифицирован в плавказарму и списан в 1977 году. Через несколько лет корпус затонул при буксировке в Гданьском заливе. Последнюю из довоенных «птичек» разобрали на металл относительно недавно — только в 2005 году.
В настоящее время в составе ВМС Польши имеется корабль противоминной обороны Czajka проекта 206FM, введённый в строй ещё в 1967 году. В октябре 2019 года началось строительство новейшего корабля противоминной обороны проекта 258, получившего название Mewa.
Источники и литература:
- http://www.1939.pl/
- https://dobroni.pl/
- https://muzeummw.pl/ (официальный сайт Музея ВМС в Гдыне)
- http://www.polska-zbrojna.pl/
- https://zbiam.pl/
- Патянин С.В., Морозов М.Э. Немецкие эсминцы Второй мировой. Демоны морских сражений — М.: Коллекция, Яуза, Эксмо, 2007
- Трубицын С.Б. Минный заградитель «Грыф» — Морская коллекция, №8 (167), 2013
Комментарии к данной статье отключены.