Однотипные крейсера «Портленд» и «Индианаполис» были заложены в феврале и марте 1930 года: первый — на верфи фирмы «Бетлхэм Стил» в Куинси, второй — на казённой верфи «Нью-Йорк Шипбилдинг Ко» в Кэмдене, штат Нью-Джерси. Эти корабли стали дальнейшим развитием скаутов типа «Нортхэмптон» и оказались последними американскими тяжёлыми крейсерами, хоть как-то вмещавшимися в ограничения, обозначенные Вашингтонским договором 1922 года.
Новые корабли даже внешне оказались похожи на своих предшественников: полубачные, двухтрубные, с массивным ангаром на четыре гидросамолёта. Но трубы были расставлены шире, чем на «Нортхэмптонах», обе катапульты и кран для подъёма самолётов располагались между ними. Интересно, что первоначально они классифицировались как лёгкие крейсера, получив обозначения CL-33 и CL-35. Лишь летом 1931 года, ещё до спуска на воду, в соответствии с Лондонским морским соглашением их переклассифицировали в тяжёлые крейсера (CA). Как и все американские скауты после «Омах», внешне они смотрелись довольно громоздко и неуклюже, зато помимо мощной авиагруппы несли по девять 203-мм орудий, в то время как их «одноклассники» в других странах мира ограничивались восемью или даже шестью такими орудиями.
Главной проблемой американских тяжёлых крейсеров было слабое бронирование, получившее обозначение «ящичного»: из-за договорного ограничения по водоизмещению в 10 000 т проектировщики решили прикрыть только наиболее важные места корабля: силовую установку и погреба боезапаса. На «Нортхэмптонах» машинно-котельные отделения защищались 76-мм поясом и 25-мм броневой палубой, с носа и кормы их прикрывали 37-мм траверзы. Носовые и кормовые погреба представляли собой своеобразные отдельные «ящики», прикрытые с боков 120-мм бронёй, спереди и сзади 63,5-мм переборками, а сверху 51-мм крышей. Остальной корпус (за исключением 32-мм боевой рубки, рулевой машины и орудийных башен) защиты не имел: считалось, что с лёгкими крейсерами корабли будут вести бой на больших дистанциях, где тяжёлые 203-мм снаряды имеют преимущество в кучности над лёгкими 152-мм.
На новой серии тяжёлых крейсеров по требованию моряков было решено усилить бронирование — хотя бы для защиты от 152-мм снарядов. Тем более что корабли предыдущей серии, как выяснилось, имеют некоторый запас водоизмещения, оставленный для последующих модернизаций: их стандартное водоизмещение не дотягивало до «вашингтонского» лимита, составляя 9050 т.
На новых крейсерах в первую очередь было усилено бронирование погребов. Толщина их боковых стенок достигла 127 мм, а передней — 146 мм, это теоретически защищало от 203-мм снарядов на основных дистанциях боя. Толщина пояса в районе силовой установки выросла до 99 мм — 80 мм брони на 19-мм подкладке из конструкционной стали. Палуба была усилена до 63,5 мм. Защита артиллерии главного калибра осталась той же: лоб башен — 63,5 мм, крыша — 37 мм, борта — 25 мм, барбеты — 37 мм. В два раза усилилось зенитное вооружение — корабли получили восемь одинарных 127/25-мм универсальных установок.
Торпедных аппаратов в проекте не предусматривалось сразу — на предыдущих сериях крейсеров «Пенсакола» и «Нортхэмптон» их признали ненужными и снимали в процессе эксплуатации. Силовая установка и ходовые характеристики остались прежними (107 000 л.с. и 32,5 узла), хотя для увеличения скорости корпус корабля удлинили на 7 м — до 186 м. Стандартное водоизмещение выросло на 13,5% — до 10 258 т, немного превысив «вашингтонский» лимит. Полное водоизмещение «Индианаполиса» составило 12 775 т. Несколько вырос и полный запас нефти — до 2125 т. По расчётам, его должно было хватить на 10 000 миль при скорости в 15 узлов; в реальности дальность хода оказалась ниже — 5640 миль на той же скорости.
По итогам произведённых в 1933 году расчётов выходило, что погреба и силовая установка крейсеров типа «Портленд» защищены от огня 152-мм орудий уже с дистанции 25–30 каб, а для погребов безопасная зона под огнём 203-мм орудий лежит в промежутке между 60 и 100-115 каб (с большей дистанции их горизонтальную броню начинали пробивать снаряды, падавшие под большим углом).
Планировалась постройка пяти таких крейсеров, однако были заложены только два. Остальные корабли решено было строить по новому проекту, с радикально усиленной броневой защитой и сознательным нарушением «вашингтонских» лимитов — так появились тяжёлые крейсера типа «Нью-Орлеанс». Справедливости ради следует отметить, что и другие страны (за исключением Великобритании) постепенно пришли к выводу, что строго соблюдая нормы Вашингтонских соглашений, создать сбалансированный тяжёлый крейсер в принципе невозможно.
Мирные годы и начало войны
После спуска на воду 7 декабря 1932 года «Индианаполис» был переведён для достройки из Кэмдена на военно-морскую верфь в Филадельфию. Хотя его заложили на полтора месяца позже «Портленда», вступил он в строй первым — 15 ноября 1932 года. На испытаниях корабль показал скорость в 32,86 узла при водоизмещении 11 144 т и мощности машин 108 317 л.с.
Изначально крейсер проектировался в качестве флагманского корабля, в этом качестве он и прослужил бóльшую часть своей карьеры — либо возглавляя соединения, либо перевозя важных официальных лиц. С конца 1933 года «Индианаполис» возглавлял Первые разведывательные силы американского флота, трижды за четыре года принимал у себя на борту президента Ф.Д. Рузвельта, а в конце 1936 года совершил с ним круиз в Южную Америку.
Основная служба «Индианаполиса» проходила в Атлантике, но начало войны с Японией он встретил на Тихом океане в составе 12-го Оперативного соединения (TF 12), а 13 декабря 1941 года был передан в 11-е Оперативное соединение вице-адмирала У. Брауна, собранное вокруг авианосца «Лексингтон». TF 11 было направлено на юг для защиты Новой Гвинеи и коммуникаций с Австралией. 20 февраля 1942 года крейсер получил боевое крещение: в 360 милях южнее Рабаула (остров Новая Британия) TF 11 было атаковано группой японских двухмоторных бомбардировщиков. По мнению американцев, им удалось сбить 18 вражеских самолётов ценой потери двух своих. Сами корабли повреждений не получили, однако подготовленный налёт на Рабаул (захваченный японцами 25 января) пришлось отменить из-за утраты внезапности.
Весной 1942 года «Индианаполис» вернулся в США, где в марте-апреле прошёл текущий ремонт и модернизацию на верфи Мэйр-Айленд (бухта Сан-Франциско). На корабле установили радиолокационное оборудование, четыре счетверённых 28-мм зенитных автомата, получившие прозвище «чикагские пианино», а также до двух десятков одноствольных 20-мм «эрликонов».
От Алеутов до Филиппинского моря
После ремонта корабль сопровождал конвой в Австралию, а в июле 1942 года был направлен к Алеутским островам, где вошёл в состав 8-го Оперативного соединения контр-адмирала Р. Теобольда. 7 августа он участвовал в обстреле занятого японцами острова Кыска — густой туман, полностью скрывший противника, не помешал командованию соединения отчитаться о выдающихся достижениях этого рейда.
С лета 1942 до осени 1943 года крейсер действовал в районе Алеутских островов, дважды уходя на текущий ремонт и модернизацию в Соединённые Штаты. В ноябре-декабре 1942 года на нём было усилено зенитное вооружение (20-мм и 28-мм автоматы), установлены новые директоры 127-мм артиллерии и радары управления огнём.
19 февраля 1943 года крейсер добился первого боевого успеха: вместе с двумя эсминцами он перехватил и потопил шедший на остров Атту японский транспорт боеприпасов «Акаганэ-мару» (3100 т).
В апреле-мае 1943 года «Индианаполис» опять ушёл на ремонт в Мэйр-Айленд. Здесь на корабле облегчили конструкцию носового мостика и сняли массивную кормовую мачту. Вместо неё установили новый комплекс управления огнём универсальной артиллерии, а впереди второй трубы возвели лёгкую треногую конструкцию, увенчанную антенной радара воздушного обнаружения. Вновь усилили зенитное вооружение: два одинарных 20-мм «эрликона» на корме заменили на спаренные 40-мм «бофорсы», а вместо 28-мм «чикагских пианино» поставили счетверённые «бофорсы».
В ноябре 1943 года «Индианаполис» был вновь отправлен в Пёрл-Харбор, где стал флагманом командующего 5-м флотом вице-адмирала Р. Спрюэнса. В этом качестве он принял участие в операции «Гальваник» — захвате Гилбертовых островов. 19 ноября «Индианаполис» обстреливал остров Тараву, на следующий день — остров Макин, а затем поддерживал огнём высадку десанта на Тараве. Это была первая десантная операция американского флота в центральной части Тихого океана и первый шаг сторону Филиппин. В ходе боёв за Тараву «Индианаполис» записал на свой счёт первый самостоятельно сбитый японский бомбардировщик.
Следующей операцией, в которой крейсеру довелось принять активное участие, стала высадка на Маршалловых островах: с 31 января по 4 февраля 1944 года он вместе с другими крейсерами обстреливал атолл Кваджалейн. Затем последовали десанты на Западные Каролинские острова в марте и апреле, высадка на Марианских островах в июне, авианосное сражение в Филиппинском море в июле. Оставаясь флагманом 5-го флота, «Индианаполис» активно обстреливал побережье и отражал атаки японской авиации, записав на свой счёт ещё два сбитых самолёта. С 23 по 28 июля крейсер огнём поддерживал высадку на острове Сайпан, затем обстреливал соседний Тиниан. С 12 по 29 сентября он участвовал в обстрелах острова Пелилиу, после чего вновь отправился на ремонт на верфь Мэйр-Айленд.
1945 год
Ремонт закончился в начале февраля 1945 года, и 14 февраля «Индианаполис» вошёл в состав Быстроходного авианосного соединения адмирала Марка Митшера, созданного для атак непосредственно на города Японии. Уже 16 февраля корабли Митшера пересекли океан, и американские палубные самолёты впервые атаковали Токио. Затем соединение направилось к острову Иводзима для поддержки высадки десанта — захват этого острова позволял начать налёты на Японию с помощью сухопутной авиации. 25 февраля крейсер участвовал в новом ударе по Японским островам, после чего соединение Митшера было направлено к Окинаве, где готовилась высадка американских войск. С 24 марта «Индианаполис» обстреливал побережье острова, за это время записав на свой счёт шесть сбитых японских самолётов.
31 марта, накануне высадки десанта на Окинаву, крейсер был атакован одиночным одномоторным истребителем (армейским Ki-43 «Хаябуса»). Вопреки распространённому мнению, это был не камикадзе — самолёт сначала сбросил бомбу, а уже потом врезался в корму крейсера. Сам «огненный таран» не причинил кораблю особых повреждений, а вот бомба попала в центральную часть, пробила броневую палубу и днище и взорвалась в воде под килем. Погибло 9 человек, крейсер получил серьёзные повреждения силовой установки, но остался на плаву и после ремонта прямо в море своим ходом дошёл до верфи Мэйр-Айленд, где вновь встал на ремонт.
Продолжение следует
Источники и литература:
- А. Больных. Американские крейсера Второй мировой войны. Екатеринбург, Зеркало, 1999
- «Бриз», 2003, №1 (43)
- [Пол] Стивен Далл. Боевой путь императорского японского флота. Екатеринбург: Сфера, 1997
- N. Friedman. US cruisers. An Illustrated Design History. Annapolis, MD: Naval Institute Press, 1984
- Steve Wiper. USS Indianapolis CA-35. Classic Warships Publishing, 1996 (Warship Pictorial №01)
- Dictionary of American naval fighting ships. Vol.3. Washington, D.C.: Department of the Navy, 1981
- http://www.history.navy.mil
Комментарии к данной статье отключены.