Сражение за атолл Тарава — крохотный островок, окружённый коралловыми рифами, — стало одним из наиболее жестоких боёв на Тихоокеанском театре военных действий Второй мировой. За 76 часов морская пехота США потеряла около 1000 человек убитыми. Наш читатель рассказывает, как разворачивались события этой кровопролитной битвы, из которой американцы сумели извлечь опыт, пригодившийся им при высадках на Пелелиу, Иводзиме и Окинаве.
Атолл Тарава в американских планах
Осенью 1943 года японские войска отступили с Алеутских островов и из северной части Тихого океана. 3-я дивизия Корпуса морской пехоты США совместно с новозеландскими и австралийскими частями вела тяжёлые бои на острове Бугенвиле (Новая Гвинея). Японские войска понесли ощутимые потери и больше не могли удерживать позиции на Соломоновых островах. Американское командование готовилось к наступлению через центральный сектор Тихого океана. Первоочередной целью являлись Филиппины и Марианские острова, которым предстояло стать плацдармом для вторжения на территорию Японии: с аэродромов Сайпана американские бомбардировщики В-29 могли атаковать метрополию. Операцию по захвату Марианских островов нужно было начинать к востоку от них, и для этого хорошо подходил атолл Тарава в архипелаге Гилберта (Микронезия).
Атолл состоит из 24 коралловых островов в окружении сплошного кольца рифов. В нём существует единственный проход, на западе соединяющий лагуну с океаном. Наивысшая точка плоского атолла поднимается над поверхностью воды всего на 2,5 м. И хотя японцы успели подготовить к обороне лишь один остров, Бетио, особенности Таравы превращали высадку морпехов даже в условиях прилива в весьма непростую задачу. Чтобы попасть в лагуну, надо было преодолеть коралловый барьер, опоясывающий узкую кольцевидную полосу суши. Сделать это можно было только во время прилива и только на судах с очень малой осадкой.
Противники готовятся к битве
Японский гарнизон атолла Тарава насчитывал 4836 человек, имевших в своём распоряжении 14 танков, и примерно 2200 безоружных рабочих, возводивших укрепления, — преимущественно это были корейцы. Начиная с 1942 года, японцы укрепляли оборону островов. На Бетио они возвели 500 дотов и дзотов, соорудили блиндажи и пулемётные ячейки, выкопали позиции для 33 орудий калибром от 37 до 75 мм. Также на Тараве находился аэродром общей протяжённостью около 1200 м. Особую угрозу для десантных кораблей представляли 22 орудия береговой обороны калибром 80–203 мм. Однако на Бетио не было скал, пригодных для строительства хорошо защищённых подземных укрытий. Это не мешало командующему гарнизоном острова Кейджи Шибасаки хвастливо заявлять, что его атолл сможет продержаться против миллиона американцев в течение тысячи лет.
Главная задача Шибасаки заключалась в том, чтобы не допустить захвата пляжей. Он рассчитывал, что окружающие остров рифы станут непреодолимой преградой на пути атакующих. Основным оружием были 13- и 7,7-мм пулемёты, расположенные таким образом, чтобы охватить фронтальным огнём наиболее вероятные подходы к рифам. На пляжах японцы размещали противопехотные мины, а к рифам прикрепляли противотранспортные мины.
Американская операция по захвату Гилбертовых островов получила название «Гальваник». План штаба адмирала Честера Нимица был таков. С началом прилива на атолл высаживаются три штурмовых десантных эшелона, доставленные к берегу на борту «аллигаторов» — бронетранспортёров-амфибий, способных преодолевать коралловые рифы даже по мелководью. Остальные силы вместе с боеприпасами, артиллерией, танками и провиантом переправляются на берег, когда прилив достигнет максимального уровня.
Захват атоллов Тарава и Макин возлагался на 2-ю дивизию морской пехоты и 27-ю пехотную дивизию — всего 35 000 человек. Для операции на крошечном клочке суши ВМС США выделили огромные силы: 12 линкоров, 17 авианосцев, 12 крейсеров, 66 эсминцев и более 400 палубных самолётов. Особенно командование беспокоило огромное количество острых рифов вокруг атолла: во время отлива большинство лодок могли застрять на мели, и рифы запросто пробили бы днища десантных катеров. В таком случае морпехам пришлось бы добираться к берегу по воде под плотным вражеским огнём. С учётом этих опасений для высадки планировалось использовать 125 бронетранспортёров-амфибий LVT.
19 ноября группировка кораблей сосредоточилась на подступах к острову. В его северной части американцы определили три участка для высадки: Red 1, Red 2 и Red 3. В первом эшелоне на участке Red 1, самом западном, высаживался 3-й батальон 2-го полка морской пехоты, на участке Red 2 — 2-й батальон 2-го полка морской пехоты, на участке Red 3, располагавшемся к востоку от пирса, — 2-й батальон 8-го полка морской пехоты. Участки побережья, названные Green и Black, находились на западном и южном побережьях острова соответственно и считались непригодными для первоначальной высадки.
Всё не по плану
В 4 часа утра 20 ноября 1943 года первые волны пехотинцев начали продвигаться к пляжу. Сразу же дала о себе знать плохая организация взаимодействия между морпехами и кораблями группы поддержки. Погрузка и выдвижение десанта к острову заняли больше времени, чем предполагалось. На пляжах Red 1 и Red 2 высадка морпехов сопровождалась большими потерями. Американцы остались без артиллерийской поддержки, и это позволило японскому гарнизону занять позиции для обороны. Защитники атолла встретили наступавших морских пехотинцев, когда их бронетранспортёры пытались перебраться через риф.
Американцы ошиблись с расчётом времени прилива и отлива. Из-за этого десантные суда застряли на мелководье в сотнях метров от берега, а многие плавающие бронетранспортёры не смогли преодолеть коралловый риф. Десантные катера приблизились к нему и сразу же попали под сильный артиллерийский огонь. Плохо защищённые бронетранспортёры были отличными целями: они тонули или горели, если зажигательные пули и снаряды попадали в бензобак. Пехотинцы выпрыгивали из катеров и по пояс в воде, под шквальным огнём, преодолевали 500-метровое расстояние до берега. Многие американские солдаты, нагруженные боеприпасами и снаряжением, попросту утонули.
Высадившиеся на берег десантники оказались прижаты к узкому пляжу. Американцы закрепились на небольшом плацдарме — около 300 м по фронту и 70 м в глубину. Потеряв на рифах много машин, командование вынуждено было перебрасывать резервы на катерах. Они высаживали десант прямо на риф, под самый огонь японской артиллерии. Небольшому числу десантных машин-амфибий пусть и с трудом, но удалось преодолеть риф, однако многие из них были в процессе уничтожены орудийным огнём. К концу дня половина всех машин-амфибий вышла из строя. Первая волна десанта доставила на берег небольшое количество людей, и все они были прижаты к прибрежной полосе рядом с оборонительным валом.
Переброска на остров танков также сопровождалась потерями. Продвигаясь от рифа к берегу, несколько машин попало в подводные воронки и заглохло. Многие утонули. С застрявших на рифах десантных судов LCM спустились два лёгких танка «Стюарт», но они почти сразу же были выведены из строя. Затем американцы попытались десантировать шесть танков «Шерман» 1-го взвода и штабной роты. Всего на участках Red 1 и Red 3 удалось доставить на берег девять средних танков. Попытка перебросить на остров лёгкие танки провалилась полностью. Достаточно успешно высадка прошла только на участке Red 3, где получилось высадить несколько десантных катеров с морпехами, потеряв при этом всего 25 человек.
К концу дня морпехи удерживали два изолированных друг от друга плацдарма. Японская артиллерия не позволяла эвакуировать раненых. Пляжи были усеяны телами убитых и утонувших солдат, и эта страшная картина угнетала высаживавшихся пехотинцев.
Расширение плацдармов и захват острова
На всех участках высадки десанта шли ожесточённые бои, но самые кровопролитные развернулись в так называемых чёрных секторах, где японцы будто бы вросли в землю. Как отмечал командующий 2-й дивизии морской пехоты генерал Джулиан Смит, «положение было критическим».
Однако за ночь американцы смогли закрепиться на плацдармах, пополнить боезапас, эвакуировать раненых, и утром 21 ноября наступление продолжилось. В тот же день наступил перелом в ходе сражения. Это произошло после того, как американские войска пробились к южному берегу острова и тем самым рассекли надвое японский гарнизон. В 18:40 в западной части Таравы, на участке Green, высадился 1-й батальон 6-го полка морской пехоты. Зачистка этого участка прошла легче, чем ожидалось. А вот на участках Red 2 и Red 3 операция развивалась труднее: за ночь японцы успели поставить несколько новых пулемётных гнезд между участками максимального продвижения противника.
Утром 22 ноября американские войска перешли в очередное наступление. Главные силы двигались с плацдарма на участке Green и выдавливали японцев в восточную часть острова.
В тот же день на плацдармы было переброшено тяжёлое снаряжение и провиант. Весь день американская морская пехота продолжала зачистку и оттеснила оставшихся японцев в восточную часть острова, под огонь корабельной артиллерии. К вечеру 22 ноября американцы уже контролировали большую часть Бетио.
Японцы всё ещё удерживали некоторые сектора участков Red 1 и Red 2. В ночь с 22 на 23 ноября они двинулись на позиции морпехов, понесли большие потери и отступили. В 4:00 последовала новая атака. Потеряв в рукопашной схватке до 40 человек убитыми и около 100 ранеными, американцы отразили и этот выпад. Потери японцев составили 325 человек. Последние очаги сопротивления в восточной части острова и в дефиле между участками Red 1 и Red 2 были подавлены 23 ноября к 13:00. За пару дней здесь погибло 500 японцев. Последние защитники атолла были уничтожены 27 ноября в рукопашной схватке.
Победа стоила американцам больших потерь: 1700 человек убитыми и 2186 ранеными, из них 110 офицеров. Потери защитников оказались ещё страшнее: в живых осталось лишь 129 корейцев и 17 японцев. Одним из уцелевших был танкист Тадао Онуки (Tadao Onuki), в 1970 году опубликовавший воспоминания. Его танк 95 Ха-Го вместе с двумя другими во время высадки американцев находился близ бетонного штабного бункера.
Большие потери вызвали бурю негодования в Соединённых Штатах. С другой стороны, бои на кровавом атолле Тарава увенчались быстрой и убедительной победой. И хотя атолл достался американцам дорогой ценой, они проанализировали свои ошибки и избежали их в последующих операциях.
Комментарии к данной статье отключены.