Крейсер Omaha не участвовал в морских сражениях, не топил вражеские субмарины и не сбивал самолёты, но честно выполнял возложенную на него работу. Вероятно, наибольшим его вкладом в победу стали не обстрелы Тулона и захват острова Поркероль, а уничтожение трёх немецких блокадопрорывателей, лишившее вермахт нескольких тысяч тонн остродефицитного каучука
Отправной точкой создания крейсеров типа Omaha принято считать запрос Генерального совета ВМС США от 10 июля 1914 года на проработку облика крейсера-скаута, запланированного к строительству на 1916 финансовый год. В соответствии с тактико-техническим заданием, американские военно-морские силы планировали получить корабль водоизмещением 8 000 т со скоростью хода не менее 30 узлов, дальностью плавания до 10 000 миль, вооружением из десяти 152-мм орудий, четырёх 76-мм зенитных орудий, двух трёхтрубных торпедных аппаратов и не менее четырёх самолётов, который также обладал бы способностью выставлять минные заграждения.
Новый крейсер планировался как разведчик для соединений линейных кораблей, что предполагало высокую скорость и автономность при относительно слабом вооружении и бронировании. Столкнувшись с некоторыми сложностями при проектировании корабля, американские военные несколько снизили предъявляемые требования.
Тактико-технические характеристики
В соответствии с контрактом на постройку новых крейсеров, подписанным 8 июля 1916 года, корабли должны были иметь водоизмещение 7050 т, максимальную скорость 35 узлов и следующее вооружение: десять 152-мм орудий с длиной ствола 53 калибра (по четыре орудия в казематах в оконечностях и два орудия открыто на шкафуте); два 75-мм зенитных орудия с длиной ствола в 50 калибров; два спаренных 533-мм торпедных аппарата.
В дальнейшем в проект неоднократно вносились изменения. Всего было создано десять кораблей, которые изначально строились для военно-морского флота США.
Название (бортовой номер) |
Верфь |
Дата закладки |
Дата спуска на воду |
Дата ввода в строй |
Omaha (CL-4) |
Todd S.B. & D.D.Co. |
06.12.1918 |
14.12.1920 |
24.02.1923 |
Milwaukee (CL-5) |
Todd S.B. & D.D.Co. |
13.12.1918 |
24.03.1921 |
20.06.1923 |
Cincinnati (CL-6) |
Todd S.B. & D.D.Co. |
15.05.1920 |
23.05.1921 |
01.01.1924 |
Raleigh (CL-7) |
Fore River |
16.08.1920 |
25.10.1922 |
06.02.1924 |
Detroit (CL-8) |
Fore River |
10.11.1920 |
20.06.1922 |
31.07.1923 |
Richmond (CL-9) |
Cramp |
16.02.1920 |
29.09.1921 |
02.07.1923 |
Concord (CL-10) |
Cramp |
29.03.1920 |
15.12.1921 |
03.11.1923 |
Trenton (CL-11) |
Cramp |
18.08.1920 |
16.04.1923 |
19.04.1924 |
Marblehead (CL-12) |
Cramp |
04.08.1920 |
09.10.1923 |
08.09.1924 |
Memphis (CL-13) |
Cramp |
14.10.1920 |
17.04.1924 |
04.02.1925 |
Конструкция корпуса
Корпус крейсера Omaha с длинным (до 70% от общей длины корабля) полубаком имел клёпанную конструкцию и набирался по продольной схеме. По мнению некоторых специалистов, заказанный корабль сначала рассматривался как огромный эсминец (якобы даже выдвигалось требование схожести силуэтов эсминцев и проектировавшихся крейсеров). Более вероятно, что своим силуэтом и отношением длины к ширине корпус нового корабля напоминал скорее эсминец, нежели крейсер по вполне понятной причине – его «обжали» для достижения высокой скорости. Сомнительным кажется и утверждение, что нормы прочности конструкций, обитаемости, обеспечения нового корабля вспомогательными и бытовыми устройствами устанавливались по нормам эсминцев. Вероятно, лёгкость конструкций, недостаток теплоизоляции, недостаточная мощность систем вентиляции и отопления, отсутствие деревянного палубного настила и скученное размещение личного состава объяснялись необходимостью жесточайшей экономии веса, вызванной изначально завышенными требованиями. В конечном итоге силовой набор настолько облегчили, что в сочетании с мощной и тяжёлой энергетической установкой привело к заметным вибрациям на полном ходу. Квартердек сохранили пустым для установки неподвижной катапульты, а высота борта на корме была снижена для облегчения постановки мин.
Длина корабля по ватерлинии составляла 167,6 м (наибольшая – 169,4 м), ширина – 16,9 м, осадка – 4,11 м. Стандартное водоизмещение крейсера Omaha составляло 7050 т, полное – 9507 т (хотя не ясно, к какому моменту его «карьеры» относятся эти цифры). Серьёзным недостатком корпуса являлось полное отсутствие водонепроницаемых переборок выше главной палубы.
Комментарии к данной статье отключены.