• События
  • Люди
  • Танки
  • Флот
  • Авиация
  • Стрелковое оружие
  • Военный хайтек
  • Другое оружие
  • English version
  • Поиск
    • События
    • Люди
    • Танки
    • Флот
    • Авиация
    • Стрелковое оружие
    • Военный хайтек
    • Другое оружие
    • English version

    Поиск

    Войти

    Написать
    Популярное
    • 17 March '22
      Боевые повозки фараона
    • 24 February '22
      Японские линкоры вступают в бой
    • 24 February '22
      На мирно спящих аэродромах Тонкина
    • 24 February '22
      Славные дети Марианны: тест Warspot
    • 21 February '22
      Немецкий контрудар у Кюстрина
    • 17 February '22
      Византийские приключения Харальда Хардрады
    • 16 February '22
      Уцелевшее население Венгрии — эвакуировать на территорию СССР
    • 14 February '22
      «Маузер» с русско-чешским акцентом
    • 08 February '22
      Skyranger 30 HEL: зенитка на все случаи жизни
    • 07 February '22
      Мизенский флот и гнев Везувия
    • 06 February '22
      Опираясь на собственные силы
    • 06 February '22
      На что способен микродрон за $195 000
    36

    Крейсер, слишком похожий на эсминец

    • ВМВ
    • флот
    • США
    Андрей Малеев
    16 July '15

    Вопреки устоявшейся военной традиции «награждать непричастных и наказывать невиновных», за свою боевую службу крейсер Atlanta вполне заслуженно получил пять боевых звёзд и благодарность президента США «за герои­ческий пример несгибаемого боевого духа»

    Итоговый документ Лондонской конференции, проходившей с 6 февраля по 22 апреля 1930 года, не только ограничил суммарный тоннаж лёгких крейсеров (Великобритания – 192 200 т; США – 143 500 т; Япония – 100 400 т; по Франции и Италии соглашение не было достигнуто), но и привёл к появлению нового типа кораблей – крейсеров «лондонского» типа. Согласно договору, водоизмещение новых кораблей не могло превышать 8000 т, а калибр их орудий – 152 мм. В США проектирование крейсеров «лондонского» типа велось в двух направлениях: компактный многоцелевой крейсер и крейсер-лидер эсминцев. Корабли типа Atlanta, фигурирующие во многих источниках как крейсеры ПВО, изначально проектировались именно как лидеры эсминцев. Концептуально такая боевая единица рассматривалась как сильно увеличенный в размерах эскадренный миноносец со скоростью хода в 40 узлов, предназначенный для защиты собственных эсминцев (в том числе, от одиночных воздушных целей на средних высотах) и уничтожения эсминцев противника.

    Тактико-технические характеристики

    Отправной точкой в создании крейсеров типа Atlanta считается принятое в декабре 1936 года решение о разработке эскизных проектов для будущего строительства десяти крейсеров-лидеров эсминцев водоизмещением от 5000 до 7000 т. На ранних стадиях проектирования рассматривались две концепции артиллерийского вооружения: «увеличенный эсминец» с универсальными 127-мм орудиями и крейсер с комбинированным вооружением из четырёх 152-мм орудий (две спаренные башенные установки в оконечностях), а также 127-мм универсальных орудий в средней части. Окончательное решение в пользу однородного вооружения из 127-мм орудий приняли в конце 1937 года. Причина отказа от смешанного вооружения была сформулирована так: «Стало ясно, что при водоиз­мещении в 8000 тонн не удастся удовлетворить все требования к ново­му кораблю». Интересно, что проект со смешанным вооружением американцам не удалось реализовать и на более крупных крейсерах типа Omaha. В качестве официальной причины отказа обычно указывают, что «остойчивость кораблей с таким составом вооружения вызывала беспокойство».

    Несмотря на долгие дебаты о вооружении, разработку предварительного проекта нового крейсера водоиз­мещением в 6000 т завершили уже к июлю 1938 года. Всего по проекту Atlanta было построено одиннадцать кораблей (в том числе три крейсера 3-й серии, которые вступили в строй уже после завершения Второй мировой войны).

    ​Спуск на воду крейсера Atlanta (CL-51), 6 сентября 1941 года Источник: navsource.org - Крейсер, слишком похожий на эсминец | Военно-исторический портал Warspot.ru
    Спуск на воду крейсера Atlanta (CL-51), 6 сентября 1941 года
    Источник: navsource.org
    Крейсеры типа Atlanta

    Название (бортовой номер)

    Верфь

    Дата закладки

    Дата спуска на воду

    Дата ввода в строй

    Atlanta (CL-51)

    Federal Shipbuilding and Drydock Co.

    22.04.1940

    06.09.1941

    24.12.1941

    Juneau (CL-52)

    Federal Ship.building and Drydock Co.

    27.05.1940

    25.10.1941

    14.02.1942

    San Diego (CL-53)

    Bethlehem Steel Co., Quincy

    27.03.1940

    26.07.1941

    10.01.1942

    San Juan (CL-54)

    Bethlehem Steel Co., Quincy

    15.05.1940

    06.09.1941

    28.02.1942

    Oakland (CL-95)

    Bethlehem Steel Co., San Francisco, California

    13.07.1941

    23.10.1942

    17.07.1943

    Reno (CL-96)

    Bethlehem Steel Co., San Francisco, California

    01.08.1941

    23.12.1942

    28.12.1943

    Flint (ex-Spokane) (CL-97)

    Bethlehem Steel Co., San Francisco, California

    23.10.1942

    25.01.1944

    31.08.1944

    Tucson (CL-98)

    Bethlehem Steel Co., San Francisco, California

    23.12.1942

    03.09.1944

    03.02.1945

    Juneau II (CL-119)

    Federal Shipbuilding and Drydock Co.

    15.09.1944

    15.07.1945

    15.02.1946

    Spokane (CL-120)

    Federal Shipbuilding and Drydock Co.

    15.11.1944

    22.09.1945

    17.05.1946

    Fresno (CL-121)

    Federal Shipbuilding and Drydock Co.

    12.02.1945

    05.03.1946

    27.11.1946

    Существовало три серии крейсеров типа Atlanta: 1-я (CL-51–54); 2-я (CL-95–98); 3-я (CL-119–121). Наибольшее водоизмещение среди них имели корабли 3-й серии (стандартное – 6700 т, полное – 8450 т).

    Основные геометрические размеры крейсеров типа Atlanta 1-й серии

    Корабль

    Atlanta (CL-51), Juneau (CL-52)

    San Diego (CL-53), San Juan (CL-54)

    Стандартное водоизмещение, т

    6590

    6590

    Полное водоизмещение, т

    8100

    8100

    Длина, м

    165,05

    165,2

    Ширина, м

    16,21

    16,21

    Осадка, м

    6,25

    6,25

    Вооружение

    В соответствии с проектом, вооружение крейсеров типа Atlanta было тем же, что и у довоенных американских эсминцев, и состояло из универсальной артиллерии среднего калибра, зенитных автоматов и торпедных аппаратов.

    В качестве артиллерии среднего калибра на крейсерах 1-й серии использовались шестнадцать 127-мм универсальных орудий (масса снаряда – 24,4 кг, дальность стрельбы – 100 кб, максимальный угол возвышения – 85 гр, скорострельность – 15 выстр/мин), располагавшихся в восьми двухорудийных башенных установках. По три башни располагались линейно-возвышенно на носу и корме, ещё две – в средней части по бортам корабля.

    ​Спаренные носовые орудийные башни крейсера Juneau (CL-52). Фото сделано на Нью-Йоркской военно-морской верфи 19 марта 1942 года Источник: navsource.org - Крейсер, слишком похожий на эсминец | Военно-исторический портал Warspot.ru
    Спаренные носовые орудийные башни крейсера Juneau (CL-52). Фото сделано на Нью-Йоркской военно-морской верфи 19 марта 1942 года
    Источник: navsource.org

    Универсальная артиллерия корабля изначально обладала ограниченной возможностью воздействия на надводные цели. Во-первых, это обусловливалось низкими характеристиками 127-мм орудий (те же 152-мм орудия превосходили их по поражающему эффекту в 1,7–2 раза), во-вторых – расположением башен (семь башен одного борта могли одновременно обстреливать цель лишь в ограниченном шестидесятиградусном секторе). Для управления огнём 127-мм универсальных установок использовались два новейших директора управления огнём Mk37 (приняты на вооружение в 1939 году).

    ​Спаренные бортовая орудийная башня №4 и антенная РЛС SC-1 крейсера Juneau (CL-52). Фото сделано на Нью-Йоркской военно-морской верфи 19 марта 1942 года Источник: navsource.org - Крейсер, слишком похожий на эсминец | Военно-исторический портал Warspot.ru
    Спаренные бортовая орудийная башня №4 и антенная РЛС SC-1 крейсера Juneau (CL-52). Фото сделано на Нью-Йоркской военно-морской верфи 19 марта 1942 года
    Источник: navsource.org

    По своим баллистическим характеристикам, скорострельности и расположению (которое обеспечивало одновременный обстрел любой цели не менее чем из шести орудий) 127-мм артиллерия вполне подходила для стрельбы по воздушным целям с больших расстояний до открытия теми огня. Однако наличие всего двух директоров управления зенитным огнём не позволяло универсальным орудиям эффективно обстреливать более чем две воздушных цели одновременно.

    Зенитное вооружение крейсеров Atlanta (CL-51) и Juneau (CL-52) состояло из трёх счетверённых 28-мм установок зенитных автоматов, которые ещё при постройке первых кораблей считались слишком тяжёлыми и неповоротливыми и подлежали замене по мере поступления 40-мм спаренных артиллерийских установок Bofors. При строительстве двух следующих кораблей серии (San Diego (CL-53) и San Juan (CL-54)) зенитное вооружение усилили до четырёх счетверённых 28-мм установок. У специалистов нет единого мнения о том, на каком этапе San Diego и San Juan вооружили восемью одноствольными 20-мм зенитными автоматами – это могло произойти во время строительства или позднее.

    Поскольку главным предназначением крейсеров типа Atlanta являлись совместные действия с эсминцами, каждый из них вооружили двумя счетверёнными 533-мм торпедными аппаратами.

    Вооружение крейсеров типа Atlanta

    Корабль

    1-я серия: Atlanta (CL-51), Juneau (CL-52)

    1-я серия: San Diego (CL-53), San Juan (CL-54)

    2-я серия

    3-я серия

    Артиллерийские установки

    127-мм спаренные

    8

    8

    6

    6

    40-мм счетверённые

    –

    –

    –

    6

    40-мм спаренные

    –

    –

    8

    4

    28-мм счетверённые

    3

    4

    –

    –

    20-мм спаренные

    –

    –

    –

    8

    20-мм одноорудийные

    –

    8

    16

    –

    Торпедные аппараты

    533-мм счетверённые

    2

    2

    2

    –

    Боевые единицы 1-й серии являлись скорее минно-артиллерийскими кораблями, чем крейсерами ПВО. Попытка усилить зенитное вооружение за счёт замены двух бортовых 127-мм башен на спаренные 40-мм установки была предпринята лишь на кораблях 2-й серии. Интересно, что при этом на крейсерах сохранили торпедные аппараты – решение об их демонтаже приняли в самом конце войны и реализовали его лишь по отношению к Oakland (CL-95) и Tucson (CL-98). Таким образом, полноценными крейсерами ПВО можно считать лишь корабли 3-й серии, вступившие в строй после окончания Второй мировой войны. Сами же американцы начали классифицировать корабли типа Atlanta как крейсеры ПВО (Cruiser Light Anti-Aircraft) только с 18 марта 1949 года.

    < 1 2 3 4 >

    Андрей Малеев

    Американский подводный вампир на Warspot.ru
    Американский подводный вампир
    Корабли, пережившие кайзера и фюрера на Warspot.ru
    Корабли, пережившие кайзера и фюрера
    Кровавый след югославского «Дракона» на Warspot.ru
    Кровавый след югославского «Дракона»
    Поделиться
    • 8
    • 50
    • 0
    • Статьи по теме
    • Комментарии (12)
    Большой торпедный скандал: 
«Не пробил!» на Warspot.ru
    Большой торпедный скандал: «Не пробил!»
    Бой у острова Самар: идущие на смерть на Warspot.ru
    Бой у острова Самар: идущие на смерть
    Первый авианосец Соединённых Штатов на Warspot.ru
    Первый авианосец Соединённых Штатов
    Последние залпы на Сицилии на Warspot.ru
    Последние залпы на Сицилии
    • Статьи по теме
    • Комментарии (12)
    Неизвестный
    © 2014 — 2022 Warspot English
    • О нас
    • Связаться с нами
    • Как стать автором
    • Все авторы
    • Все теги
    • Карта сайта
    • Правила
    • Соглашение
    • Политика конфиденциальности
    Warspot Вконтакте
    Присоединяйтесь к нам на Facebook
    Мы в Одноклассниках
    Канал в Telegram
    Лучшие материалы в Яндекс Дзен
     
    ПРИВЕТ!

    ВОЙДИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВАШ АККАУНТ

    Ваш комментарий будет сохранен после регистрации

    Я подтверждаю, что условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности мне понятны, и принимаю их.

    • wargaming
    • facebook
    • vkontakte
    • google