Вопреки устоявшейся военной традиции «награждать непричастных и наказывать невиновных», за свою боевую службу крейсер Atlanta вполне заслуженно получил пять боевых звёзд и благодарность президента США «за героический пример несгибаемого боевого духа»
Итоговый документ Лондонской конференции, проходившей с 6 февраля по 22 апреля 1930 года, не только ограничил суммарный тоннаж лёгких крейсеров (Великобритания – 192 200 т; США – 143 500 т; Япония – 100 400 т; по Франции и Италии соглашение не было достигнуто), но и привёл к появлению нового типа кораблей – крейсеров «лондонского» типа. Согласно договору, водоизмещение новых кораблей не могло превышать 8000 т, а калибр их орудий – 152 мм. В США проектирование крейсеров «лондонского» типа велось в двух направлениях: компактный многоцелевой крейсер и крейсер-лидер эсминцев. Корабли типа Atlanta, фигурирующие во многих источниках как крейсеры ПВО, изначально проектировались именно как лидеры эсминцев. Концептуально такая боевая единица рассматривалась как сильно увеличенный в размерах эскадренный миноносец со скоростью хода в 40 узлов, предназначенный для защиты собственных эсминцев (в том числе, от одиночных воздушных целей на средних высотах) и уничтожения эсминцев противника.
Тактико-технические характеристики
Отправной точкой в создании крейсеров типа Atlanta считается принятое в декабре 1936 года решение о разработке эскизных проектов для будущего строительства десяти крейсеров-лидеров эсминцев водоизмещением от 5000 до 7000 т. На ранних стадиях проектирования рассматривались две концепции артиллерийского вооружения: «увеличенный эсминец» с универсальными 127-мм орудиями и крейсер с комбинированным вооружением из четырёх 152-мм орудий (две спаренные башенные установки в оконечностях), а также 127-мм универсальных орудий в средней части. Окончательное решение в пользу однородного вооружения из 127-мм орудий приняли в конце 1937 года. Причина отказа от смешанного вооружения была сформулирована так: «Стало ясно, что при водоизмещении в 8000 тонн не удастся удовлетворить все требования к новому кораблю». Интересно, что проект со смешанным вооружением американцам не удалось реализовать и на более крупных крейсерах типа Omaha. В качестве официальной причины отказа обычно указывают, что «остойчивость кораблей с таким составом вооружения вызывала беспокойство».
Несмотря на долгие дебаты о вооружении, разработку предварительного проекта нового крейсера водоизмещением в 6000 т завершили уже к июлю 1938 года. Всего по проекту Atlanta было построено одиннадцать кораблей (в том числе три крейсера 3-й серии, которые вступили в строй уже после завершения Второй мировой войны).
Название (бортовой номер) |
Верфь |
Дата закладки |
Дата спуска на воду |
Дата ввода в строй |
---|---|---|---|---|
Atlanta (CL-51) |
Federal Shipbuilding and Drydock Co. |
22.04.1940 |
06.09.1941 |
24.12.1941 |
Juneau (CL-52) |
Federal Ship.building and Drydock Co. |
27.05.1940 |
25.10.1941 |
14.02.1942 |
San Diego (CL-53) |
Bethlehem Steel Co., Quincy |
27.03.1940 |
26.07.1941 |
10.01.1942 |
San Juan (CL-54) |
Bethlehem Steel Co., Quincy |
15.05.1940 |
06.09.1941 |
28.02.1942 |
Oakland (CL-95) |
Bethlehem Steel Co., San Francisco, California |
13.07.1941 |
23.10.1942 |
17.07.1943 |
Reno (CL-96) |
Bethlehem Steel Co., San Francisco, California |
01.08.1941 |
23.12.1942 |
28.12.1943 |
Flint (ex-Spokane) (CL-97) |
Bethlehem Steel Co., San Francisco, California |
23.10.1942 |
25.01.1944 |
31.08.1944 |
Tucson (CL-98) |
Bethlehem Steel Co., San Francisco, California |
23.12.1942 |
03.09.1944 |
03.02.1945 |
Juneau II (CL-119) |
Federal Shipbuilding and Drydock Co. |
15.09.1944 |
15.07.1945 |
15.02.1946 |
Spokane (CL-120) |
Federal Shipbuilding and Drydock Co. |
15.11.1944 |
22.09.1945 |
17.05.1946 |
Fresno (CL-121) |
Federal Shipbuilding and Drydock Co. |
12.02.1945 |
05.03.1946 |
27.11.1946 |
Существовало три серии крейсеров типа Atlanta: 1-я (CL-51–54); 2-я (CL-95–98); 3-я (CL-119–121). Наибольшее водоизмещение среди них имели корабли 3-й серии (стандартное – 6700 т, полное – 8450 т).
Корабль |
Atlanta (CL-51), Juneau (CL-52) |
San Diego (CL-53), San Juan (CL-54) |
---|---|---|
Стандартное водоизмещение, т |
6590 |
6590 |
Полное водоизмещение, т |
8100 |
8100 |
Длина, м |
165,05 |
165,2 |
Ширина, м |
16,21 |
16,21 |
Осадка, м |
6,25 |
6,25 |
Вооружение
В соответствии с проектом, вооружение крейсеров типа Atlanta было тем же, что и у довоенных американских эсминцев, и состояло из универсальной артиллерии среднего калибра, зенитных автоматов и торпедных аппаратов.
В качестве артиллерии среднего калибра на крейсерах 1-й серии использовались шестнадцать 127-мм универсальных орудий (масса снаряда – 24,4 кг, дальность стрельбы – 100 кб, максимальный угол возвышения – 85 гр, скорострельность – 15 выстр/мин), располагавшихся в восьми двухорудийных башенных установках. По три башни располагались линейно-возвышенно на носу и корме, ещё две – в средней части по бортам корабля.
Универсальная артиллерия корабля изначально обладала ограниченной возможностью воздействия на надводные цели. Во-первых, это обусловливалось низкими характеристиками 127-мм орудий (те же 152-мм орудия превосходили их по поражающему эффекту в 1,7–2 раза), во-вторых – расположением башен (семь башен одного борта могли одновременно обстреливать цель лишь в ограниченном шестидесятиградусном секторе). Для управления огнём 127-мм универсальных установок использовались два новейших директора управления огнём Mk37 (приняты на вооружение в 1939 году).
По своим баллистическим характеристикам, скорострельности и расположению (которое обеспечивало одновременный обстрел любой цели не менее чем из шести орудий) 127-мм артиллерия вполне подходила для стрельбы по воздушным целям с больших расстояний до открытия теми огня. Однако наличие всего двух директоров управления зенитным огнём не позволяло универсальным орудиям эффективно обстреливать более чем две воздушных цели одновременно.
Зенитное вооружение крейсеров Atlanta (CL-51) и Juneau (CL-52) состояло из трёх счетверённых 28-мм установок зенитных автоматов, которые ещё при постройке первых кораблей считались слишком тяжёлыми и неповоротливыми и подлежали замене по мере поступления 40-мм спаренных артиллерийских установок Bofors. При строительстве двух следующих кораблей серии (San Diego (CL-53) и San Juan (CL-54)) зенитное вооружение усилили до четырёх счетверённых 28-мм установок. У специалистов нет единого мнения о том, на каком этапе San Diego и San Juan вооружили восемью одноствольными 20-мм зенитными автоматами – это могло произойти во время строительства или позднее.
Поскольку главным предназначением крейсеров типа Atlanta являлись совместные действия с эсминцами, каждый из них вооружили двумя счетверёнными 533-мм торпедными аппаратами.
Корабль |
1-я серия: Atlanta (CL-51), Juneau (CL-52) |
1-я серия: San Diego (CL-53), San Juan (CL-54) |
2-я серия |
3-я серия |
---|---|---|---|---|
Артиллерийские установки |
|
|
|
|
127-мм спаренные |
8 |
8 |
6 |
6 |
40-мм счетверённые |
– |
– |
– |
6 |
40-мм спаренные |
– |
– |
8 |
4 |
28-мм счетверённые |
3 |
4 |
– |
– |
20-мм спаренные |
– |
– |
– |
8 |
20-мм одноорудийные |
– |
8 |
16 |
– |
Торпедные аппараты |
|
|
|
|
533-мм счетверённые |
2 |
2 |
2 |
– |
Боевые единицы 1-й серии являлись скорее минно-артиллерийскими кораблями, чем крейсерами ПВО. Попытка усилить зенитное вооружение за счёт замены двух бортовых 127-мм башен на спаренные 40-мм установки была предпринята лишь на кораблях 2-й серии. Интересно, что при этом на крейсерах сохранили торпедные аппараты – решение об их демонтаже приняли в самом конце войны и реализовали его лишь по отношению к Oakland (CL-95) и Tucson (CL-98). Таким образом, полноценными крейсерами ПВО можно считать лишь корабли 3-й серии, вступившие в строй после окончания Второй мировой войны. Сами же американцы начали классифицировать корабли типа Atlanta как крейсеры ПВО (Cruiser Light Anti-Aircraft) только с 18 марта 1949 года.
Комментарии к данной статье отключены.