После того как нацистская Германия оккупировала большую часть Западной Европы, Адольф Гитлер поручил Организации Тодта возвести вдоль европейского побережья систему укреплений, чтобы не допустить вторжения союзников на континент. Эта система получила название Атлантическая стена и протянулась от северной оконечности Норвегии до границы Франции с Испанией. Одним из элементов стены стала Мервильская артиллерийская батарея, сооружённая на окраине одноимённого посёлка в Нормандии, в 2 км от впадения реки Орн в Ла-Манш.
Работы начались в 1941 году, и уже к августу следующего года были готовы два железобетонных каземата. В марте 1944 года в Нормандию приехал командующий группой армий B Эрвин Роммель. Он распорядился ускорить строительство объекта, который считал важным элементом немецкой обороны, и в мае того же года в строй вошли ещё два каземата. Вооружение артиллерийской батареи состояло из четырёх 100-мм гаубиц Skoda houfnice vz 14, 20-мм зенитной установки Flak 30 и пулемётов на 15 орудийных позициях. Батарея была окружена двумя заграждениями из колючей проволоки и минным полем, а дополнительно объект защищал противотанковый ров. Всё это пригодилось солдатам 1716-го артиллерийского полка вермахта, отвечавшим за боеспособность Мервильской батареи, в июне 1944 года, когда союзники приступили к высадке в Нормандии.
В ночь на 6 июня в окрестностях батареи высадились бойцы британского 9-го парашютного батальона под командованием подполковника Теренса Отуэя. К 5 часам утра, после кровопролитного боя, англичане захватили Мервильскую батарею, но вскоре покинули её, так как опасались артобстрела с моря. Этим обстоятельством воспользовались немцы и вновь заняли батарею. Из-за людских потерь, повреждённых орудий, отрезанных коммуникаций и ответного огня они не могли нанести существенный урон морскому десанту и военным транспортам союзников, но тем не менее удерживали объект в своих руках до 17 августа, когда началось отступление вермахта с территории Франции.
После окончания войны Мервильская артиллерийская батарея утратила своё значение и до 1982 года оставалась заброшенной, пока Корпус королевских инженеров Великобритании при содействии чиновников коммуны Мервиль-Франсвиль-Плаж не взялся за реновацию батареи. Результатом этих трудов стал музей, экспозиция которого включает четыре каземата, артиллерийские орудия и военную технику, размещённую на открытых площадках. Входной билет стоит 8 евро. Любопытным экспонатом является американский транспортный самолёт Douglas C-47 Skytrain. Он участвовал в операциях «Оверлорд» и «Маркет Гарден», был продан Чехословакии, послужил французским ВВС, был задействован в Югославских войнах, в том числе в качестве помещения для импровизированного солдатского бара, а в 2007 году вернулся во Францию и после реставрации обрёл своё место в экспозиции Мервильской батареи.
Комментарии к данной статье отключены.