Бостон широко известен как колыбель американской революции XVIII века. Гораздо меньше людей знают о том, что этот город является ещё и колыбелью американского флота. Например, именно здесь был построен один из первых крупных кораблей американского флота — фрегат «Конститьюшн». Да и расположенный в Бостоне арсенал флота построил и отремонтировал немало знаменитых кораблей. Поэтому неудивительно, что после закрытия арсенала его решили сохранить для потомства в качестве национального парка — вместе с двумя интересными кораблями.
В своё время город Бостон, его порт и верфи занимали важное место в морской торговле и судостроении США. Неслучайно в рамках программы развития регулярного флота США новый флотский арсенал был открыт в 1801 году именно в северном пригороде Бостона Чарльстоне (позднее вошёл в состав Бостона). До своего закрытия в 1974 году Бостонский арсенал успел побывать одной из крупнейших баз ВМФ США. Кроме того, здесь было построено немало танкеров, эсминцев, подлодок, эскортных и десантных кораблей.
После закрытия Бостонского арсенала флота его старую часть сделали национальным парком. Здесь размещён небольшой музей и два исторических корабля ВМС США: фрегат «Конститьюшн» и эсминец «Кэссин Янг».
Несмотря на своё название, Музей фрегата «Конститьюшн» рассказывает не только о самом корабле, но и о морской истории Бостона и самого Чарльстонского (Бостонского) арсенала. Правда, экспозиция там очень скромная и выглядит, скорее, как краткое вступление перед визитом на сам «Конститьюшн». При этом сам музей является отдельной частной организацией и действует с 1972 года, то есть появился ещё до открытия национального парка.
Фрегат «Конститьюшн» по прозвищу «Старый железнобокий» — действительно уникальный корабль. Законченный постройкой в 1797 году, он является старейшим военным кораблём в мире, всё ещё находящимся на плаву (британский линкор «Виктория» старше на три десятилетия, но он с 1922 года находится в сухом доке). Прославившись в войне с англичанами в 1812 году, фрегат занял особое место в американском флоте. На его борту обучались курсанты Военно-морской академии США, его использовали для церемониальных миссий.
Время шло, корабль старел, и в 1897 году его бросили гнить в Бостоне. Правда, в 1900 году Конгресс США повелел, чтобы «Конститьюшн» стал кораблём-музеем, но денег на это не выделил ни цента. Ситуация изменилась в 1905 году, когда стало известно о планах флотского начальства устроить фрегату «прощальный салют», утопив корабль во время флотских стрельб. С подачи бизнесмена Мосеса Гулесиана по всей стране прокатилась компания по сбору средств на спасение фрегата. Под давлением общественности даже Конгрессу пришлось раскошелиться и добавить к собранным гражданами средствам немало денег из государственного бюджета. В 1907 году отремонтированный «Конститьюшн» открылся для посещения публики в качестве корабля-музея. В 1925, 1970 и 1995 годах фрегат прошёл ремонты, которые позволили ему до сих пор находиться на плаву — более того, раз в год корабль выводят в Бостонскую гавань, где он передвигается под парусами.
Несмотря на все меры по обеспечению безопасности, борьбе с пожарами и тому подобное, сотрудники музея стараются поддерживать максимально аутентичный внешний вид фрегата. Членам экипажа даже полагается форма образца XVIII века, которую они надевают во время торжественных церемоний и при выходе корабля в Бостонскую гавань. Лишь один человек за всю историю корабля устроил против этой формы «мятеж» — первая женщина-старший офицер в экипаже «Конститьюшна», которой в 1996 году стала коммандер Клэр Блум. Она даже согласилась носить обтягивающие панталоны-кюлоты, но заявила, что без сумочки с косметическими принадлежностями и иными важными для женщины вещами обойтись не может. Поскольку историческая форма карманов не имела, командиру фрегата пришлось согласиться с таким нарушением исторической достоверности. Ныне мундир, туфли и та самая сумочка-косметичка «мятежного» офицера находятся в музее фрегата «Конститьюшн».
Несмотря на свою древность, фрегат «Конститьюшн» — всё ещё действующая плавединица ВМС США с военным экипажем на борту. Как и на любой другой военный корабль, вас не пустят на его борт без предъявления паспорта или иного документа, подтверждающего личность. Поведение на борту также должно быть соответствующим. А главное — посетитель должен всегда быть готовым к тому, что доступ на фрегат могут закрыть безо всякого предупреждения.
Эсминец «Кэссин Янг» (бортовой номер 793), относится к типу «Флетчер» — одному из самых массовых типов эсминцев Второй мировой войны. При создании национального парка на базе Бостонского арсенала флота руководство парка очень хотело разместить в нём один из построенных в арсенале кораблей, но, увы, до 1974 года не дожил ни один. Пришлось удовлетвориться эсминцем «Кэссин Янг», который, хоть и был построен в Калифорнии, но в 1952 году проходил переоборудование в Бостонском арсенале после выхода из резерва.
Войдя в строй в 1944 году, эсминец «Кэссин Янг» успел повоевать на Тихом океане, приняв участие в боях у Филиппин, Иводзимы и Окинавы. Дважды корабль поражали японские лётчики-камикадзе, но серьёзного урона ему не нанесли. За свою службу во время операции по захвату Окинавы «Кэссин Янг» получил Благодарность части Военно-морского флота (коллективная награда ВМС США).
После окончания войны корабль вывели в резерв, но с началом Корейской войны в ВМС США возникла нехватка эсминцев. Поэтому в 1951 году «Кэссин Янг» вывели из резерва и отправили в Бостон, где в 1952 году он прошёл модернизацию и ремонт. До 1960 года, когда его снова вывели в резерв, эсминец побывал в Карибском и Средиземном морях, у берегов Кореи и даже совершил кругосветное плавание. В 1974 году «Кэссин Янг» вывели из состава ВМС США и передали в национальный парк в Бостоне, а в 1981 году он открылся для посетителей. В 2010 году корабль прошёл докование и ремонт.
Эсминец находится в состоянии, к которому его привели после модернизации 1952 года. Впрочем, и после неё на корабле осталось довольно много отсеков, не менявшихся со времён Второй мировой. Стоит отметить, что «музейные» отсеки постарались оформить так, как будто в них только что был экипаж. Часть отсеков корабля доступна только для посещения с экскурсиями, которые периодически проводят волонтёры. Эти люди буквально живут своим любимым кораблём и расскажут много интересного о нём и жизни на его борту. Экскурсии проводятся бесплатно и только на английском языке.
Музей фрегата «Конститьюшн», адрес: Boston Navy Yard Building 22, Charlestown, Boston, Massachusetts. Сайт: http://www.ussconstitutionmuseum.org Чарльстонский арсенал флота (национальный парк), адрес: Southeast of Chelsea Street, Charlestown, Boston, Massachusetts. Сайт: https://www.nps.gov/bost/learn/historyculture/cny.htm Корабли закрыты на время эпидемии COVID-19. Территория парка доступна круглосуточно.
Комментарии к данной статье отключены.