• События
  • Люди
  • Танки
  • Флот
  • Авиация
  • Стрелковое оружие
  • Военный хайтек
  • Другое оружие
  • English version
  • Поиск
    • События
    • Люди
    • Танки
    • Флот
    • Авиация
    • Стрелковое оружие
    • Военный хайтек
    • Другое оружие
    • English version

    Поиск

    Войти

    Написать
    Популярное
    • 17 March '22
      Боевые повозки фараона
    • 24 February '22
      Японские линкоры вступают в бой
    • 24 February '22
      На мирно спящих аэродромах Тонкина
    • 24 February '22
      Славные дети Марианны: тест Warspot
    • 21 February '22
      Немецкий контрудар у Кюстрина
    • 17 February '22
      Византийские приключения Харальда Хардрады
    • 16 February '22
      Уцелевшее население Венгрии — эвакуировать на территорию СССР
    • 14 February '22
      «Маузер» с русско-чешским акцентом
    • 08 February '22
      Skyranger 30 HEL: зенитка на все случаи жизни
    • 07 February '22
      Мизенский флот и гнев Везувия
    • 07 February '22
      Опираясь на собственные силы
    • 06 February '22
      На что способен микродрон за $195 000
    22

    Третье поколение палубных «англичан»

    • флот
    • авиация
    • Великобритания
    • интербеллум
    Редакция Warspot
    13 May '21

    После Первой мировой в британском Адмиралтействе считали, что авианосцы должны входить в состав главных сил флота, а их непосредственная задача заключается в поддержке линкоров в сражениях, подобных Ютландскому. Коллеги с портала worldofwarships.ru рассказывают, в чём должна была заключаться эта поддержка и как британские планы воплотились в жизнь к началу Второй мировой войны.

    Британцы изначально выделяли четыре базовые функции для палубных самолётов:

    • истребитель (fighter — сокращалось до литеры F);
    • торпедная атака (torpedo attack — Т);
    • корректировка артиллерийского огня (spotting — S);
    • разведка, то есть поиск кораблей противника (reconnaissance — R).

    Содержать по отдельному типу самолётов под каждую роль британцы считали неразумным. Основу авианосного флота на тот момент составляли три перестроенных старых крейсера типа Furious, а вместимость их ангаров была невелика: самолёты четырёх разных типов в достаточном количестве уместить в них было нельзя. Пришлось комбинировать.

    Проще всего было совместить роли S и R — корректировку артиллерийского огня и разведку. В обоих случаях требуется большая продолжительность полёта и не нужна высокая скорость: корабли противника не убегут. Также полезна была бы возможность установки на поплавки, хотя бы опциональная, чтобы действовать с других кораблей соединения для корректировки или с импровизированных баз на неподготовленном побережье для разведки.

    И тут вмешалось «зеркальное» мышление. Англичане подумали: «Если мы хотим обнаруживать корабли противника и корректировать стрельбу, то и противник может сделать так же». Значит, разведчики и корректировщики противника надо будет сбивать. Они будут находиться за пределами зоны действия зенитной артиллерии — значит, нужен палубный самолёт-истребитель, причём непрерывно дежурящий в воздухе, а лучше звено, чтобы быстро сбить разведчики противника. Но для того, чтобы в воздухе постоянно было всего одно звено, на корабле должно быть полтора десятка истребителей. Значит, места для самолётов, выполняющих другие функции, будет недостаточно. А если представить, что и противник будет держать в воздухе звено истребителей, то они собьют союзные корректировщики, и будет невозможно качественно атаковать флот противника. Что же делать?

    ​Hawker Osprey - Третье поколение палубных «англичан» | Warspot.ru
    Hawker Osprey

    Решение было вполне логичным: объединить роли истребителя и разведчика. Такому самолёту придётся возить с собой много топлива, чтобы обеспечить большую продолжительность полёта, да ещё и второго члена экипажа надо брать с собой в качестве радиста, наблюдателя и штурмана. В итоге такой самолёт станет не самым лучшим истребителем, но сбить вражеский корректировщик сможет. Отбиться или уйти от дежурного звена истребителей противника тоже сможет. А ещё сможет сопровождать в дальнюю атаку медленные и неповоротливые торпедоносцы. Так на палубе появился самолёт типа FR — двухместный Hawker Osprey. При этом его неполноценность в качестве средства противовоздушной обороны была очевидна, и классический одноместный Nimrod оставался в строю.

    ​Hawker Nimrod - Третье поколение палубных «англичан» | Warspot.ru
    Hawker Nimrod

    Поскольку разведка тогда считалась критически важной, роль разведчика-корректировщика было решено «приклеить» и к роли торпедоносца — ведь, если торпеду не вешать, у машины появляется достаточно высокая продолжительность полёта для решения таких задач. Так появился самолёт класса TSR — знаменитый Fairey Swordfish.

    ​Fairey Swordfish - Третье поколение палубных «англичан» | Warspot.ru
    Fairey Swordfish

    Таким образом, в середине 1930-х на палубах британских авианосцев появились два типа достаточно архаичных истребителей и один многоцелевой ударный самолёт, также не слишком соответствовавший духу времени.

    И вот как раз в этот момент в Адмиралтействе возникла новая мысль. Эксперименты с бомбардировкой с пикирования показали, что попасть в активно маневрирующий боевой корабль из горизонтального полёта практически невозможно. А вот с пикирования — сложно, но реально. При этом бомбить линкоры практически бессмысленно. Нужно сбрасывать бомбы с очень большой высоты — в противном случае система горизонтального бронирования корабля их выдержит. Попасть в таком случае уже трудно, а вот быстро привести в негодность полётную палубу авианосца — вполне реализуемо. Так можно защитить своё соединение от ответного авиаудара противника, просто лишив его возможности применять авиацию. Для этого нужен скоростной пикирующий бомбардировщик. Именно скоростной: важна как скорость пикирования, чтобы повысить эффективность и точность бомбометания, так и горизонтальная скорость, ведь в дуэли авианосцев критически важно нанести удар первым.

    Авианосец противника к моменту атаки уже будет знать, что он обнаружен, и скорее всего поднимет в воздух не одно дежурное звено истребителей, как в случае с разведчиком, а все имеющиеся в наличии истребители. Значит, понадобятся истребители сопровождения. А раз требуется самолёт гораздо более скоростной, чем имеющиеся бипланы, то сопровождать его в атаку истребители-бипланы не смогут. И наоборот, скоростной истребитель-моноплан не сможет сопровождать торпедоносцы.

    Выходит, нужны сразу три типа разных истребителей? Один — чтобы решать задачи ПВО, второй — сопровождать бипланы, а третий — сопровождать пикирующие бомбардировщики. С таким количеством истребителей на авианосцах места больше ни для кого не останется!

    И снова последовало типично британское решение: если нужен скоростной бомбардировщик, то надо отцепить бомбу — получится неповоротливый, но достаточно скоростной истребитель. Вот пусть новый самолёт и сопровождает в атаку сам себя! А после того, как авианосцы противника будут выведены из строя атаками пикирующих бомбардировщиков, торпедоносцам и корректировщикам и вовсе не понадобится истребительное прикрытие. Так что долой истребители! Так и родилось техническое задание министерства авиации под обозначением O.27/34 на самолёт класса FDB — fighter/dive bomber. В результате появился первый британский палубный истребитель третьего поколения — Blackburn Skua.

    ​ - Третье поколение палубных «англичан» | Warspot.ru

    Самолёт получился довольно неплохим. Скорость позволяла преодолевать заслон истребителей-бипланов ПВО, не вступая с ними в манёвренный бой, поражать цель и уходить безнаказанно. А в отсутствие бомбы мощное курсовое вооружение позволяло отражать попытки истребителей противника подобраться к ударным машинам. В результате на палубах авианосцев не должно было остаться ни единого «чистого» истребителя — лишь многоцелевые Swordfish и чуть менее многоцелевые Skua. Так был оснащён новейший авианосец британского флота Ark Royal.

    Вот только история не позволила Skua выступить в той роли, для которой он был создан. Ему так и не пришлось атаковать авианосцы в масштабном эскадренном сражении и отбивать атаки палубных истребителей на строй ударных машин. Skua с переменным успехом отражали атаки немецких береговых бомбардировщиков, а в боях с береговыми истребителями, грозными Bf.109, они оказались практически беспомощными. Но для этого они никогда и не предназначались — жизнь заставила.

    Зато на счету Skua-бомбардировщика есть весьма внушительное достижение: первый в истории боевой корабль, потопленный бомбовой атакой с пикирования, — немецкий Königsberg. Правда, взлетели бомбардировщики не с палубы, а с берега. Да и немецкий крейсер не маневрировал на полном ходу в открытом океане, а стоял на якоре в гавани норвежского Бергена, пытаясь провести экстренный ремонт повреждений, полученных от огня береговых батарей. Тем не менее!

    ​ - Третье поколение палубных «англичан» | Warspot.ru

    Подведём итоги британской «смены поколений». Во всех принятых решениях просматривается определённая логика, но в их основе, как часто бывает, лежал неверный замысел.

    Считалось, что с береговой авиацией противника воевать не придётся вовсе. В 1930 году правительство Его Величества в течение ближайших десяти лет войны не ожидало. Если через десять лет война и случится, то наиболее вероятным противником будет Япония, театром военных действий станет Тихий океан, а разрешится конфликт в сражении линейных флотов вроде Ютландского или Цусимского. Происходить оно будет, вероятно, где-то в окрестностях главного британского оплота на Тихом океане — Сингапура. Откуда там взяться японской береговой авиации?

    Если же подобная угроза и возникнет, то флот должна была защитить главным образом скрытность. Если же она не поможет, то и ничто не защитит — ведь в океане нет фронтов, через которые летучая мышь не пролетит незамеченной. В океане не развернёшь сеть воздушного наблюдения, оповещения и связи. Все средства обнаружения воздушных целей — это глаза матросов на мостике авианосца или, в лучшем случае, на мостике эсминца сопровождения, идущего от авианосца в нескольких километрах (и хорошо, если с нужной стороны). Так что заметить атакующие с большой высоты скоростные бомбардировщики можно лишь тогда, когда поднимать навстречу им истребители уже поздно. В итоге задачи ПВО ближнего радиуса действия были возложены на зенитную артиллерию кораблей. Поднимать истребители в такой ситуации считалось даже вредным, ведь если в небе нет своих, то можно стрелять во всё, что движется, не утруждая себя селекцией целей. Быстрого развития радаров, сделавших палубные истребители эффективным средством морской ПВО, в то время предвидеть ещё не могли.

    И вот когда система вооружения, построенная вокруг этих тезисов, была готова, произошла внезапная смена приоритетов. Уже в 1935 году с планами на мирное десятилетие пришлось распрощаться, и даже появилась уверенность, что война неизбежна уже в течение ближайших пяти лет. И вспыхнет она, скорее всего, в Европе. Противником будут итальянцы, у которых авианосцев нет вовсе, зато береговая авиация весьма сильна. Действовать придётся не в открытом океане, где можно защититься скрытностью, а в Средиземном море, где всё как на ладони. Пришлось спешно менять планы и программы. А тут и война пришла. Началась она, как всегда, не вовремя и пошла совсем не так, как планировалось.

    По иронии судьбы, британским палубным истребителям третьего поколения ни разу не довелось встретить в воздушном бою палубную авиацию противника. У них был всего один шанс в апреле 1942 года, во время «пасхального рейда» японцев на Цейлон, но англичане им не воспользовались. Палубные Fulmar, взлетев тогда с береговых аэродромов, попытались прикрыть свой старенький авианосец Hermes, стремившийся уйти от атаки мощного японского соединения. Но не успели: корабль, не оказав сопротивления, был быстро потоплен ударами пикирующих бомбардировщиков. Так британским палубным истребителям пришлось всю войну воевать с авиацией берегового базирования.

    Редакция Warspot
    /
    Храбрость или безрассудство?
    Японские эсминцы Asagumo и Minegumo в сражении в Яванском море 27 февраля 1942 года
    • ВМВ
    • флот
    • Япония
    Редакция Warspot
    /
    Утонет или нет?
    Несколько примеров того, чем может закончиться встреча торпеды и корабля
    • ВМВ
    • флот
    • США
    • Великобритания
    Редакция Warspot
    /
    История камуфляжа: первые штрихи
    Начало применения маскировки в военно-морском флоте: от цвета морской воды к «иллюзиям» кубизма
    • флот
    • Великобритания
    • Российская империя

    Редакция Warspot

    Цифры Warspot: 2 варианта машины  на Warspot.ru
    Цифры Warspot: 2 варианта машины
    Цифры Warspot: 7 раз  на Warspot.ru
    Цифры Warspot: 7 раз
    Цифры Warspot: 511 человек  на Warspot.ru
    Цифры Warspot: 511 человек
    Поделиться
    • 5
    • 78
    • 5
    • Статьи по теме
    • Комментарии (6)
    Раумботы дают отпор на Warspot.ru
    Раумботы дают отпор
    Броня «Хипперов». История одного мифа на Warspot.ru
    Броня «Хипперов». История одного мифа
    Минный «нежданчик» на Warspot.ru
    Минный «нежданчик»
    Бременский «шарик», его предшественники и его копии на Warspot.ru
    Бременский «шарик», его предшественники и его копии
    • Статьи по теме
    • Комментарии (6)
    Неизвестный
    © 2014 — 2022 Warspot English
    • О нас
    • Связаться с нами
    • Как стать автором
    • Все авторы
    • Все теги
    • Карта сайта
    • Правила
    • Соглашение
    • Политика конфиденциальности
    Warspot Вконтакте
    Присоединяйтесь к нам на Facebook
    Мы в Одноклассниках
    Канал в Telegram
    Лучшие материалы в Яндекс Дзен
     
    ПРИВЕТ!

    ВОЙДИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВАШ АККАУНТ

    Ваш комментарий будет сохранен после регистрации

    Я подтверждаю, что условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности мне понятны, и принимаю их.

    • wargaming
    • facebook
    • vkontakte
    • google