Великая французская революция принесла не только свободу, равенство и братство для граждан, но и эпоху террора. Революционерам повсюду виделись заговоры, и они были готовы с корнем вырывать крамолу. Подконтрольный радикалам-якобинцам Комитет общественного спасения неустанно выискивал врагов нового порядка, а Революционный трибунал исправно отправлял их на гильотину. Имелись и другие средства оздоровления общественного организма — например, воды Луары.
Комиссар-представитель Национального конвента в Нанте Жан-Батист Каррье к осени 1793 года оказался в непростом положении: над заполненным военнопленными и заключёнными городом нависла угроза голода и эпидемии. Чтобы предотвратить распространение болезней, комиссар решил очистить тюрьмы при помощи того, что он назвал «национальной ванной». За три с лишним месяца в ней успели искупаться 4000 человек: мужчины, женщины, старики и дети. Первыми жертвами ретивого комиссара стали 160 католических священников, отказавшихся принести присягу государству: в ночь на 17 ноября их утопили за пределами города недалеко от порта. Через несколько дней их судьбу разделили ещё 58 священнослужителей. Так начались Утопления в Нанте, продолжавшиеся до февраля следующего года. В ночь на 15 декабря солдаты вошли в тюрьму в квартале Буффе, вывели оттуда 130 заключённых, связали их попарно, отвезли вниз по течению Луары и утопили неподалёку от рыбацкой деревни. 800 человек, заподозренные в роялистских взглядах, отправились на дно 23 декабря. После этого заключённых, содержавшихся в помещениях портовых складов, стали отправлять на казнь на галиотах, причём за ночь удавалось сделать несколько рейсов. Иногда узников вывозили на середину реки на небольших шаландах и топили вместе с ними. Последняя массовая казнь состоялась в заливе Бурнёф на берегу Атлантического океана в ночь на 27 февраля 1794 года. Она унесла жизни 41 человека.
Каррье отличился не только Утоплениями в Нанте, но и расстрелами подозрительных лиц, а также политическими судебными процессами. В конце концов его революционное рвение обернулось против него самого. Осенью 1794 года суд обвинил Каррье в убийствах, воровстве, мародёрстве и иных преступлениях. 16 декабря 1794 года комиссар лишился головы.
Комментарии к данной статье отключены.