В 280 году до н.э. царь Эпира Пирр высадился в Италии у города Тарент, который обратился к нему за помощью в конфликте с Римом. В дополнение к своим войскам полководец на месте сформировал отряды из местных жителей, италиков и греков, доведя численность своих сил до 35 000 человек. Противостоял ему 45-тысячный римский контингент под командованием консула Публия Валерия Левина. Пирр решил встретить римлян на подходе к Таренту и в июле того же года выстроил своих солдат на равнине за рекой Сирис перед городом Гераклея. Помимо гоплитов, лучников, пращников и всадников противника поджидали и необычные бойцы — 20 боевых слонов с башнями на спинах.
Первыми Левин отправил на переправу своих всадников, разделив их на три отряда. На берегу их встречала конница Пирра, которая хотя и не остановила продвижение противника, но несколько его замедлила — правда, довольно быстро ей пришлось отступить под натиском римлян. Тем временем реку пересекла пехота. Завязалось ожесточённое сражение. То одна, то другая сторона переходила в наступление, а сам Пирр оставался в гуще боя. В какой-то момент прошёл слух о гибели полководца, и чтобы ободрить воинов, царю пришлось объехать своё войско с непокрытой головой, чтобы каждый мог его узнать. Чаша весов никак не хотела склоняться в чью-либо сторону, и тогда Пирр решил ввести в бой своё «секретное оружие» — боевых слонов. Римляне никогда прежде не видели этих диковинных животных, и их грозный вид заставил солдат растеряться. Пирр направил слонов к римским всадникам. Лошади запаниковали, сея хаос в римских рядах, а финальный удар фессалийской конницы поставил в сражении точку.
Позже римляне пренебрежительно назвали слонов «луканскими коровами» (потому что встретили их в области Лукания), однако сразу после битвы при Гераклее им было не до высокомерия. Публий Валерий Левин потерпел полное поражение. Потеряв, по разным данным, от 7000 до 15 000 человек, он ушёл за реку и оставил лагерь. Потери Пирра и его союзников также были велики: 4000–11 000 человек.
Комментарии к данной статье отключены.