Историческую науку развивают не только учёные, но и любители-энтузиасты, коллекционеры, которых можно назвать подвижниками от истории. Одним из таких собирателей был Хорст Бредов — основатель и директор единственного в мире частного Музея немецких подводных лодок (Deutsches U-Boot Museum), известного до 2007 года как Архив немецких подлодок (U-Boot Archiv). Бо́льшую часть своей жизни Бредов посвятил сбору информации о своих коллегах-подводниках и в результате создал уникальную коллекцию материалов, фотографий и экспонатов.
Один из немногих выживших
Хорст Бредов родился в 1924 году. Ещё мальчишкой он увлёкся субмаринами и мечтал стать подводником. В годы войны его мечта стала реальностью: в июне 1942 года 18-летний Бредов отправился служить в кригсмарине. Закончив военно-морское училище в Мюрвике с отличными оценками, молодой фенрих цур зее прошёл практику на U 288, вступившей в строй 26 июня 1943 года. Затем Бредов закончил курсы подготовки офицеров-подводников и вернулся на U 288 лейтенантом цур зее, получив должность вахтенного офицера.
Начало его карьеры в кригсмарине показывает, как отличалась подготовка офицеров в военное время от мирных лет. До войны пришедшему на флот салаге требовалось три года, чтобы пройти путь от кадета до лейтенанта. После сентября 1939 года курс обучения и подготовки офицеров стал сокращаться и в результате к 1942–1943 годам занимал не больше года.
После завершения испытаний и подготовки экипажа U 288 получила статус боевой субмарины и вошла в 13-ю подводную флотилию, базировавшуюся на Тронхейм.
В первый поход лодка отправилась из Киля 26 февраля 1944. Совершив переход в Норвегию, 1 марта она снова вышла в море на выполнение первого боевого задания: субмарина действовала в составе «волчьей стаи» против союзного конвоя RA-57, совершавшего переход из Мурманска в Великобританию. Однако спустя пять суток U 288 вступила в бой с английскими самолётами и была вынуждена прервать поход.
11 марта повреждённая лодка пришла в Нарвик и уже через две недели снова вышла в море — чтобы больше никогда не вернуться. На этот раз она действовала против конвоя JW-58, направлявшегося в СССР. 3 апреля 1944 года к востоку от острова Медвежий в Баренцевом море U 288 потопили глубинные бомбы и ракеты самолётов с эскортных авианосцев «Трэкер» и «Активити». Весь экипаж погиб.
Но Хорста Бредова на борту не было. Офицер, раненный в схватке с самолётами 6 марта, находился в это время в госпитале. Полученное ранение помогло молодому лейтенанту выжить. После выписки из госпиталя он отправился на Средиземное море, где служил на тральщиках. Перед самым окончанием войны Бредова перевели в Германию и включили в экипаж достраивавшейся субмарины XXI серии. Однако «электробот» в строй кригсмарине так и не вступил.
В мае 1945 года Бредов попал в плен к союзникам и через два года вернулся в Германию. Тогда же он решил выяснить, что случилось с U 288, после того как он отправился на лечение. На тот момент в Германии лодка считалась пропавшей без вести. Хорст хотел узнать, как она погибла и что стало с экипажем. К розыскам Бредова подтолкнул вопрос родственника одного из его сослуживцев по U 288, также ничего не знавшего о судьбе команды.
Рождение коллекции
Наладив контакты с семьями своих сослуживцев, а также с родными подводников, которые погибли на других субмаринах, Хорст Бредов начал собирать информацию о немецких подлодках Второй мировой войны. Он составлял списки их экипажей, искал сведения о походах, выяснял детали гибели субмарин. Одновременно Бредов стал собирать коллекцию фотографий, наград и личных вещей подводников.
В это время он жил в Берлине, работал учителем в школе, где преподавал математику и физику вплоть до своего выхода на пенсию в 1982 году. Со временем Бредов накопил множество материалов. Коллекция постоянно росла, однако ей не хватало системности. К бывшему офицеру часто обращались с вопросами о судьбах погибших подводников, но он не всегда мог ответить из-за путаницы в бумагах. Поэтому Бредов решил упорядочить свою коллекцию в соответствии с научными стандартами и сделал из неё архив.
Хранение такого количества бумаг, фотографий и вещей подводников требовало много места. Берлинская квартира Бредова уже просто не могла все их вместить. На помощь пришёл вице-адмирал Ансгар Бетге, бывший однокашник Бредова по Мюрвику в 1942 году. Благодаря протекции адмирала коллекционеру выделили помещение на базе морской авиации на острове Зилт. Хорст и его жена купили там квартиру и вместе с архивом переехали на остров из Берлина в декабре 1983 года.
Когда в 1988 году в ходе реформ военно-морских сил аэродром был снят с баланса флота, встал вопрос дальнейшего существования архива. Бредов не мог выплачивать ту арендную плату, которую заломили гражданские, получившие в свои руки территорию базы. Над существованием коллекции и архива нависла реальная угроза: помещения для их хранения у Бредова не было.
От архива к музею
К счастью, уникальные материалы, накопленные Бредовым за сорок лет, удалось спасти. Его архив уже был достаточно известен. Муниципальные власти Бремена и Куксхафена предложили коллекционеру разместить архив у себя и предоставили под него помещения. Бредов выбрал Куксхафен. В июне 1989 коллекция и архив переехали в Альтенбрух, посёлок недалеко от Куксхафена. Что перевезти все материалы, потребовалось несколько грузовиков!
Хорст Бредов получил большой дом для архива. Там же были и жилые комнаты, где могла проживать семья. Оборудовать музей коллекционеру помогли ветераны-подводники и другие заинтересованные лица. Вскоре дом был подготовлен для проживания семьи Бредова и нормального функционирования его музея-коллекции.
Интересно, что тремя годами ранее немецкие власти дали архиву Бредова новые правовые рамки. Его частная коллекция была преобразована в фонд, директором и научным руководителем которого стал сам Хорст Бредов. Это лишило архив коммерческой основы, хотя прежде энтузиаст брал за работу со своими материалами деньги, чтобы поддерживать существование своей коллекции. Финансирование архива было непростой задачей, ведь все затраты несла исключительно семья Бредова. С годами коллекция разрасталась, и на её содержание требовались большие деньги. Бредов получал помощь от частных лиц и организаций, но средств не всегда хватало. Преобразование частного архива в государственный фонд позволило бывшему подводнику получать официальные дотации.
В 2003 году материалы фонда увеличились настолько, что пришлось переехать в новый, более просторный дом в Альтенбрухе. На юридические хлопоты и переезд ушло два месяца, и 8 августа того же года музей открылся в новом месте.
Вклад в историю
За годы своего существования архив Бредова приобрёл отличную репутацию как в Германии, так и за рубежом. С ним работали и работают известные историки и исследователи подводной войны. Также в архив часто обращаются и простые любители истории или те, кто пытается узнать что-либо о судьбе своих родственников, служивших на подводных лодках в годы войны. Статистика обращений в архив Бредова показывает, что интерес к истории подводной войны в Германии сильно упал, а за рубежом, напротив, значительно вырос.
Детище Бредова получило мировую известность благодаря участию его создателя в раскрытии загадки неизвестной немецкой субмарины, обнаруженной аквалангистами у побережья американского штата Нью-Джерси в 1991 году. С помощью своего архива Бредов смог установить, что нож, найденный дайверами на лодке, принадлежал радисту U 869 Мартину Хоренбургу. И, хотя изначально эта информация не помогла исследователям, позже они всё же установили, что обнаруженная лодка действительно является U 869.
Сегодня Музей немецких подводных лодок в Альтенбрухе владеет полным собранием фактов и цифр о немецких подлодках Второй мировой войны. Каждая субмарина имеет свою персональную папку, содержащую данные о её технических деталях, списки экипажа и подробности её карьеры. В архиве есть и информация по лодкам кайзеровского и федерального флотов. Коллекция оригинальных фотографий состоит из 180 000 снимков лодок, подводников и эпизодов их службы и жизни.
Бредов собрал материалы и о ветеранах-подводниках. Гордость коллекции — оригинальные мундиры, полученные в дар от родственников ветеранов. Например, в собрании находятся личные вещи и элементы формы даже гросс-адмирала Карла Дёница. Его погоны и пилотка выставлены в экспозиции музея. Музей хранит коллекцию различных предметов из жизни и быта подводников, включая оригинальные значки-эмблемы лодок, носившиеся на головных уборах.
За многолетнюю деятельность по созданию «подводного архива» правительство Германии наградило Хорста Бредова крестом «За заслуги». Эту награду он получил в том числе за стимулирование международного интереса к истории Второй мировой войны, а также за усилия, направленные на искоренение вражды в обществе и примирение выживших участников войны. Своё мнение о вооружённых конфликтах ветеран-подводник выразил в одном интервью:
«Война — это ненормально, я против любой формы войны и её прославления, будь то на суше, на море или в воздухе».
Создатель Музея немецких подводных лодок скончался 22 февраля 2015 года на девяносто первом году жизни. Согласно его завещанию, прощальная панихида не проводилась. Тело Бредова было кремировано, а прах развеян над морем.
Большой вклад Хорста Бредова в изучение военно-морской истории периода Второй мировой войны неоспорим. Этот человек — замечательный пример увлечённости своим делом. История его жизни показывает, что можно достичь многого, поставив перед собой цель. Такие люди были и у нас: это Сергей Бережной, Борис Лемачко, Михаил Свирин и другие. Может быть, такие подвижники в разных странах и разделены границами и политической ситуацией, но их всегда объединяло одно — любовь и интерес к истории.
Литература:
- U-Boat War in the Atlantic 1939–1945: German Naval History by Hessler, Günther (editor). — HMSO, London, 1992.
- Wynn, K. U-Boat Operations of the Second World War / K. Wynn. — Vol. 1–2. — Annapolis: Naval Institute Press, 1998.
- http://historisches-marinearchiv.de
- https://osthessen-news.dе
- http://dubm.de/
- https://uboat.net
Комментарии к данной статье отключены.