Музей линкора «Ямато», открытый в японском городе Куре в 2005 году, был хорош и популярен. Однако с точки зрения руководства японских военно-морских сил новинка имела серьёзный недостаток — она никак не популяризировала их вид вооружённых сил. Для привлечения добровольцев на флот командование ВМС Японии решило создать в Куре свой музей-рекрутинговый центр. Но как превзойти жемчужину коллекции музея «Ямато» — 26-метровую модель линкора? И тут на помощь пришёл «Железный кит».
Музей ВМС Японии, открывшийся в 2007 году в Куре, находится через дорогу от музея «Ямато». Его трудно не заметить — 76-метровая подлодка «Акисио» водоизмещением в 2250 т, нависающая над улицей, является отличным указателем. Именно благодаря ей новый туристический объект получил прозвище «Музей Железного кита».
Посетители музея, желающие узнать больше об истории японских ВМС, будут разочарованы — как таковой исторической экспозиции здесь нет. Зато в музее имеется немало интересных экспонатов, связанных с минным и подводным делом. Почему только с этими двумя специальностями? Дело в том, что на самом деле музей представляет собой нечто среднее между шоурумом и рекрутинговым центром ВМС Японии, а как раз в Куре расположены учебные центры минно-тральных сил и подводного плавания.
Но даже самый рьяный любитель классических музеев не может не отметить, что этот «шоурум» сделан очень качественно. Модели кораблей, макеты оборудования, фотографии и видео — всё это просто не может не вызвать интерес к флоту. Например, этаж, посвящённый минно-тральному делу, расскажет и покажет много интересного о морских минах, тралах и тральщиках. Так, здесь имеется копия кормовой части палубы тральщика со всем тральным оборудованием, лебёдками и прочим в масштабе 1 к 1. На этаже, посвящённом подводному флоту, размещена интересная экспозиция о жизни подводников на борту субмарин. Любой посетитель может попробовать разместиться на койке, снятой со списанной подлодки, — кстати, это занятие не из лёгких.
К сожалению, большинство описаний в музее только на японском языке — сказывается ориентированность на местную аудиторию. На английском языке есть только краткие подписи, которые мало что поясняют.
Главным украшением экспозиции является подлодка «Акисио» (SS-579) типа «Юсио». Её ввели в состав японских ВМС в 1986 году и списали в 2004 году. Насколько известно автору, это самая современная из существующих подлодок-музеев. Увы, посетители могут увидеть лишь небольшую часть этого корабля — для осмотра доступна только центральная часть подлодки, включая командный пост. То ли японцы боятся травматизма, то ли опасаются, что посетители смогут увидеть то, чего им видеть не положено. По крайней мере винт (одна из самых секретных деталей современных подлодок) был снят с «Акисио» перед её отправкой в музей и заменён на подделку. Но даже с такими ограничениями внутри подлодки можно увидеть много интересного.
Музей находится в центре города в 5–7 минутах ходьбы от железнодорожной станции и работает с 9:00 до 17:00 (доступ посетителей прекращают за полчаса до закрытия). Выходной — вторник, кроме того, музей закрыт с 29 декабря по 3 января каждого года. Вход — бесплатный. Сайт музея: jmsdf-kure-museum.go.jp/en/
Комментарии к данной статье отключены.