Утром 7 августа 1942 года американский флот начал десантную операцию на занятых с весны японцами Соломоновых островах. Целью вторжения была попытка установить контроль над архипелагом, лежащим на пути стратегически важных океанских конвоев из США в Австралию и Новую Зеландию, а также создать плацдарм для действий против японцев на Новой Гвинее.
Накануне плохая погода ограничила действия воздушных разведчиков, поэтому в первый момент японцы не смогли организовать серьёзное сопротивление высадке, и морпехи 1-й дивизии Корпуса морской пехоты под командованием генерал-майора Александра Вандегрифта ценой небольших потерь захватили плацдармы на нескольких островах. Самым ценным приобретением стал недостроенный аэродром на крупнейшем в архипелаге острове Гуадалканал, который американцы поспешили ввести в строй под названием Хендерсон-Филд и перебросить сюда свою авиацию.
Однако уже через два дня японцы опомнились, и, задействовав свои флот и авиацию, нанесли силам вторжения значительные потери. Под угрозой потери транспортов командовавший десантными силами контр-адмирал Ричмонд Тёрнер прервал разгрузку тяжёлого вооружения, боеприпасов и продовольствия. Около 11 000 морпехов 1-й дивизии остались на берегу — впереди у них было ровно пять месяцев жестоких сражений с японцами и борьбы с плохим снабжением, малярией и дизентерией. Морпехов 1-й дивизии вывели из боев 5 января 1943 года, а окончательно сражение за Гуадалканал завершились 7 февраля безоговорочной победой американцев — в этот день японцы эвакуировали с острова остатки своих сил.
Ещё в ходе боёв группа офицеров 1-й дивизии КМП во главе с подполковником Мерриллом Твинингом решила, что в память о кампании было бы хорошо учредить специальную медаль, и, не дожидаясь официального решения, взяла инициативу в свои руки. Название награде дал неофициальный лозунг 1-й дивизии, приклеившийся к ней с момента формирования — «Пусть Джордж сделает это» (Let George Do It), означавший то, что на морпехов часто пытались спихнуть неблагодарную и тяжёлую работу.
На лицевой стороне медали изображался кактус как символ Гуадалканала — под таким обозначением остров проходил в американских документах и радиопереговорах. Большая рука с флотскими нашивками на рукаве бросала горячую картофелину, символизирующую остров, в руки морского пехотинца. Рисунок сопровождался переведённым на латынь девизом дивизии «Faciat Georgius». Композиция на обороте была не менее замысловатой — электрический вентилятор и обращённая к зрителю задом корова (в первоначальном варианте предполагался японский солдат со спущенными штанами) символизировали тяжёлые времена, когда «дерьмо попало на вентилятор». Ниже в пять строк значилось: «В память о счастливых днях, проведённых с 7 августа 1942 по 5 января 1943 гг., КМП США» (In Fond Remembrance of the Happy Days spent from Aug. 7th 1942 to Jan. 5th 1943 U.S.M.C.).
Медаль была изготовлена после вывода 1-й дивизии в Австралию методом литья — чеканка обошлась бы слишком дорого. К «награде» полагался сертификат, выдержанный в претенциозном и юмористическом стиле. Предполагалось, что медаль «Фациат Георгиус» должна носиться на ленте из бледно-зелёной саржевой ткани от униформы морской пехоты, выбеленной солнцем и водой Гуадалканала.
Комментарии к данной статье отключены.