• События
  • Люди
  • Танки
  • Флот
  • Авиация
  • Стрелковое оружие
  • Военный хайтек
  • Другое оружие
  • English version
  • Поиск
    • События
    • Люди
    • Танки
    • Флот
    • Авиация
    • Стрелковое оружие
    • Военный хайтек
    • Другое оружие
    • English version

    Поиск

    Войти

    Написать
    Популярное
    • 17 March '22
      Боевые повозки фараона
    • 24 February '22
      Японские линкоры вступают в бой
    • 24 February '22
      На мирно спящих аэродромах Тонкина
    • 24 February '22
      Славные дети Марианны: тест Warspot
    • 21 February '22
      Немецкий контрудар у Кюстрина
    • 17 February '22
      Византийские приключения Харальда Хардрады
    • 16 February '22
      Уцелевшее население Венгрии — эвакуировать на территорию СССР
    • 14 February '22
      «Маузер» с русско-чешским акцентом
    • 08 February '22
      Skyranger 30 HEL: зенитка на все случаи жизни
    • 07 February '22
      Мизенский флот и гнев Везувия
    • 07 February '22
      Опираясь на собственные силы
    • 06 February '22
      На что способен микродрон за $195 000
    41

    Warspot о наградах: первый «Зеро» американских лётчиков

    • ВМВ
    • флот
    • авиация
    • знаки отличия
    • США
    Редакция Warspot
    08 December '21

    80 лет назад, ранним утром 7 декабря 1941 года американский авианосец «Энтерпрайз» (USS Enterprise) вместе со своим эскортом возвращался в базу в Пёрл-Харборе. Позади было ставшее за последние месяцы рутинным задание по доставке армейских и флотских авиационных подразделений на отдалённые аэродромы — на этот раз на атолл Уэйк в 2500 милях (4000 км) к западу от Пёрл-Харбора отправилась истребительная эскадрилья морпехов VMF-211 со своими 12 «Уайлдкэтами». Авианосная группа должна была вернуться в базу ещё накануне, 6 декабря, но та же непогода, что задержала в пути японское ударное соединение, не позволила вовремя вернуться на базу и «Энтерпрайзу».

    ​«Донтлессы» эскадрильи VS-6, 1941 год - Warspot о наградах: первый «Зеро» американских лётчиков | Warspot.ru
    «Донтлессы» эскадрильи VS-6, 1941 год

    Когда до Гавайев оставалось около 200 миль, командующий соединением вице-адмирал Уильям Хэлси (William F. Halsey Jr.) решил подстраховаться, и около 06:20 с палубы «Энтерпрайза» стартовали 18 многоцелевых самолётов SBD «Донтлесс» разведывательной эскадрильи VS-6. Их экипажи должны были попарно образовать огромный веер, чтобы охватить район шириной более 100 морских миль и убедиться, что на подходе к Пёрл-Харбору всё спокойно. Предосторожность оказалась не лишней — уже на подлёте к флотской авиабазе Барберс-Пойнт, что на юго-западной оконечности острова Оаху, примерно в 08:25 лётчики увидели поднимающиеся к небу огромные столбы жирного дыма. До побережья оставалось 25 миль.

    В кабине одного из «Донтлессов» с бортовым номером 6-S-4 сидел 29-летний лейтенант Кларенс Дикинсон (Clarence E. Dickinson), один из опытнейших лётчиков авиагруппы «Энтерпрайза», прослуживший в палубной авиации более семи лет. Хвост его самолёта защищал радист 1-го класса Уильям Миллер (William C. Miller) — 22-летний сын фермера из Северной Каролины. В 1937 году он поступил на флот и после окончания учёбы служил стрелком-радистом в эскадрилье VS-6. В паре с Дикинсоном они летали с апреля 1941 года, когда лейтенанта перевели из другого подразделения.

    ​Лейтенант Кларенс Дикинсон в кабине «Донтлесса», сентябрь 1942 года - Warspot о наградах: первый «Зеро» американских лётчиков | Warspot.ru
    Лейтенант Кларенс Дикинсон в кабине «Донтлесса», сентябрь 1942 года

    Перед взлётом Миллер сообщил командиру, что, возможно, это их последнее совместное задание. По приходу на базу авиагруппу «Энтерпрайза» ожидал пятимесячный отдых, а Миллер надеялся на увольнение со службы и возвращение домой к невесте после четырёх лет службы. Он выразил надежду, что в последнем полёте командир не искупает его в море, и всё пройдёт гладко. Увы, надеждам стрелка не было суждено сбыться.

    Происхождение дыма над стоянками флота перестало быть загадкой для экипажей «Донтлессов» буквально через пару минут — лётчики увидели фонтаны от падающих в воду снарядов, пожары на земле и корабельных стоянках, интенсивный зенитный огонь. Стало очевидно, что Пёрл-Харбор подвергся воздушному нападению. Лейтенант Дикинсон приказал ведомому пары энсину Джону Маккарти (John R. McCarthy), который шёл в 300–400 ярдах позади, подтянуться и готовиться к бою, и сам перезарядил пулемёты.

    Увидев вдалеке четырёхмоторный самолёт с незнакомыми очертаниями, Дикинсон и Маккарти бросились в погоню, но влетели в огромный столб дыма — это горел погибший линкор «Аризона» — и потеряли противника из вида. Пилоты двух «Донтлессов» сомкнули строй и шли буквально крыло к крылу, когда на них из облаков внезапно свалилась пара незнакомых истребителей. Тут же «Донтлесс» Маккарти вспыхнул и закувыркался к земле. Лётчик выпрыгнул с парашютом, стрелок погиб в кабине. Истребитель, выходя из атаки, проскочил мимо машины Дикинсона, и его будто обожгло кипятком при виде больших красных кругов на серых плоскостях и фюзеляже. Это были грозные «Зеро», прежде знакомые лишь по плакатам!

    Ещё четыре или пять японских истребителей появились в хвосте, и стрелок Миллер открыл огонь, комментируя свои действия. Буквально через 30 секунд он сообщил, что ранен, но и сам сбил один истребитель. Оглянувшись, Дикинсон с удовлетворением увидел горящий «Зеро» — как оказалось впоследствии, это сделало Уильяма Миллера первым американским авиатором, одержавшим официальную воздушную победу о Второй мировой войне.

    ​Музейный манекен стрелка-радиста «Донтлесса» со спаркой 7,62-мм пулемётов «Браунинг» M1919 - Warspot о наградах: первый «Зеро» американских лётчиков | Warspot.ru
    Музейный манекен стрелка-радиста «Донтлесса» со спаркой 7,62-мм пулемётов «Браунинг» M1919

    Потеря не смутила японцев, и они продолжали наседать. Дикинсону приходилось выписывать замысловатую траекторию, пытаясь сбить противнику прицеливание. Долго так продолжаться не могло, и вскоре пули забарабанили по обшивке крыла. Дикинсон как зачарованный смотрел на цепочку больших дыр, ползущих всё ближе к кабине, когда вспыхнул левый крыльевой бензобак. Лейтенант спросил у Миллера, как его дела; тот отвечал, что ещё раз ранен и уже расстрелял все патроны, но вдруг закричал нечеловеческим голосом и замолчал. Тем временем «Донтлесс» получил ещё несколько попаданий и свалился в штопор. Уверенный, что стрелок мёртв, Дикинсон на всякий случай приказал ему прыгать с парашютом и выпрыгнул сам.

    Лейтенанту повезло — в первом в жизни прыжке с парашютом его не расстреляли ни японские лётчики, ни осатаневшие американские морпехи, палившие во всё, что видели в воздухе. Купол протащил Дикинсона по земле и, оставив лётчику несколько ссадин, погас. Так закончился первый официальный воздушный бой американских лётчиков во Второй мировой войне — около 09:30 Дикинсон уже был на своём аэродроме.

    ​Уильям Миллер во время учебы на стрелка-радиста - Warspot о наградах: первый «Зеро» американских лётчиков | Warspot.ru
    Уильям Миллер во время учебы на стрелка-радиста

    Разведка подходов к базе стоила эскадрилье VS-6 семи потерянных «Донтлессов», которых сбили японские истребители и американские зенитчики, а также восьми погибших и нескольких раненых членов экипажей. Месть за своего погибшего стрелка лейтенант Дикинсон не стал откладывать в долгий ящик — уже через три дня, 10 декабря, он утопил японскую подводную лодку I-70, которую до этого повредили другие экипажи с «Энтерпрайза». Это был первый уничтоженный в войне «полноразмерный» японский корабль.

    В дальнейшем Дикинсон принимал участие во многих морских сражениях, и преуспел — так, при Мидуэе ему удалось поразить бомбой авианосец «Кага». Лейтенант первым в ВМФ США трижды получил высшую флотскую награду — Военно-морской крест. После войны Кларенс Дикинсон продолжил службу и вышел в отставку в звании контр-адмирала. Умер он в октябре 1984 года на 72-м году жизни, оставив после себя мемуары.

    ​Эскортный миноносец «Уильям Си Миллер» - Warspot о наградах: первый «Зеро» американских лётчиков | Warspot.ru
    Эскортный миноносец «Уильям Си Миллер»

    Именем радиста 1-го класса Миллера был назван вошедший в состав флота в 1943 году эскортный миноносец «Уильям Си Миллер» (USS William C. Miller, DE-259). Посмертно отважный стрелок удостоился медали «За безупречную службу» ВМФ США (Navy Good Conduct Medal) — одной из старейших американских наград, полагавшейся за четыре года выслуги без серьёзных взысканий. В военное время медаль могла вручаться за один год безупречной службы, а погибшему при исполнении служебных обязанностей — без учёта срока службы.

    Морской вариант медали (сегодня свои медали «За безупречную службу» есть также у Армии, Корпуса морской пехоты, Береговой охраны и ВВС) был учреждён 26 апреля 1869 года. Её вид неоднократно менялся, но на 1941 год это была бронзовая позолоченная медаль диаметром около 33 мм, на которой в центральном медальоне, окружённом связанным узлом канатом, изображён старейший боевой корабль США — фрегат «Конститьюшн» (USS Constitution) времён Войны за независимость.

    ​Медаль «За безупречную службу» ВМФ США - Warspot о наградах: первый «Зеро» американских лётчиков | Warspot.ru
    Медаль «За безупречную службу» ВМФ США

    За медальоном расположен якорь с цепью, идущей вдоль бортика медали, а также кольцевая надпись «Военно-морской флот США» (United States Navy). Оборотная сторона медали пустая, под гравировку имени награждённого. По кругу расположена надпись «Верность, Усердие, Подчинение» (Fidelity, Zeal, Obedience). Медаль носилась на тёмно-красной шёлковой ленте шириной 35 мм, каждый последующий четырёхлетний срок безупречной службы отмечался бронзовой планкой с указанием места службы.

    Редакция Warspot

    Цифры Warspot: 2 варианта машины  на Warspot.ru
    Цифры Warspot: 2 варианта машины
    Цифры Warspot: 7 раз  на Warspot.ru
    Цифры Warspot: 7 раз
    Цифры Warspot: 511 человек  на Warspot.ru
    Цифры Warspot: 511 человек
    Поделиться
    • 3
    • 96
    • 1
    • Статьи по теме
    • Комментарии (1)
    Британские гладиаторы на финской арене на Warspot.ru
    Британские гладиаторы на финской арене
    Вынужденные драться на Warspot.ru
    Вынужденные драться
    Warspot о наградах: «Зимородок», который ловил людей на Warspot.ru
    Warspot о наградах: «Зимородок», который ловил людей
    «Коллективный ас» в боях над Ладожским озером на Warspot.ru
    «Коллективный ас» в боях над Ладожским озером
    • Статьи по теме
    • Комментарии (1)
    Неизвестный
    © 2014 — 2022 Warspot English
    • О нас
    • Связаться с нами
    • Как стать автором
    • Все авторы
    • Все теги
    • Карта сайта
    • Правила
    • Соглашение
    • Политика конфиденциальности
    Warspot Вконтакте
    Присоединяйтесь к нам на Facebook
    Мы в Одноклассниках
    Канал в Telegram
    Лучшие материалы в Яндекс Дзен
     
    ПРИВЕТ!

    ВОЙДИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВАШ АККАУНТ

    Ваш комментарий будет сохранен после регистрации

    Я подтверждаю, что условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности мне понятны, и принимаю их.

    • wargaming
    • facebook
    • vkontakte
    • google