На полях сражений Второй мировой войны нашлось место не только внушительным танкам и грузовикам, но и более компактным и манёвренным мотоциклам. В первую очередь они использовались для разведки и связи, но этим их роль не ограничивалась. В частности, в средствах передвижения нуждались десантники после высадки на занятой противником территории. Брать с собой полноразмерные мотоциклы было затруднительно, а вот лёгкие складные конструкции могли оказаться полезными. Такая мысль пришла в голову военным сразу нескольких государств. Детищем британского Управления специальных операций (SOE) стал Уэлбайк (Welbike). Своё название он получил в честь города Уэлвин (Welwyn) в графстве Хартфордшир, недалеко от которого в годы войны располагалась так называемая Станция IX, занимавшаяся разработкой специальных видов оружия и техники по заказу SOE.
Создателем мини-мотоцикла был сотрудник Управления Гарри Лестер, а в жизнь его идею воплотили инженеры компании Excelsior Motor Company. Уэлбайк приводился в движение 98-кубовым двухтактным одноцилиндровым двигателем. Вес мотоцикла составлял 32 кг. В его бак помещалось 3,7 л топлива, что позволяло проехать 140 км на скорости 48 км/ч. Мотоцикл помещался в контейнер длиной 130 см, откуда после высадки его извлекал десантник. Солдату требовалось лишь повернуть и зафиксировать руль. По замыслу создателей, все эти манипуляции должны были занять не более 11 секунд.
Серийное производство Уэлбайка началось в 1942 году. За год было выпущено немногим более 3500 единиц в трёх версиях, которые отличались друг от друга незначительными модификациями. Однако были сложности, исправить которые не представлялось возможным. Во-первых, контейнер с мотоциклом весил меньше, чем десантник, из-за этого парашюты относило в сторону. Нередко люди и Уэлбайки приземлялись на некотором расстоянии друг от друга, и десантникам приходилось тратить драгоценное время на поиск контейнеров. Во-вторых, неровная местность частенько становилась испытанием для маленьких колёс Уэлбайка, и десантнику бывало проще идти пешком, чем ехать на мотоцикле. Наконец, к 1943 году планеры «научились» перевозить более крупные и мощные мотоциклы, и надобность в Уэлбайках отпала. Тем не менее Уэлбайки использовали британские морпехи во время высадки в Анцио и в Нормандии, а также десантники в ходе операции «Маркет Гарден».
Комментарии к данной статье отключены.