Десант в Тобруке 14 сентября 1942 года стал одним из тех событий, о котором британские историки Второй мировой войны предпочитают не вспоминать. Изначально задуманная как диверсионный рейд с целью уничтожения базы снабжения немецко-итальянских войск, эта высадка закончилась оглушительным провалом, причём в первую очередь — по вине флота.
Отвлекающий удар
К осени 1942 года основным портом снабжения немецко-итальянской армии «Африка» был Тобрук. Расположенный в 450 км позади линии фронта у Эль-Аламейна, он был равноудалён как от Мальты, так и от Александрии. Таким образом, путь конвоев Оси сюда был наиболее безопасен, вдобавок на всём протяжении маршрута транспорты прикрывались немецкими истребителями с аэродромов Северной Африки и Крита.
После того, как немецкое наступление в Северной Африке было остановлено, британское командование задумалось о действиях против Тобрука. Операция под кодовым названием «Эгримент» стала плодом инициативы главнокомандующего британскими войсками на Ближнем Востоке генерал-лейтенанта Клода Окинлека и его заместителя Гарольда Александера. Первоначально она планировалась на конец июля, но дважды переносилась из-за необходимости проводить высадку в новолуние. В итоге окончательное решение на проведение операции было принято лишь 29 августа — уже после того, как новым командующим 8-й армией стал Бернард Лоу Монтгомери.
План высадки был окончательно утверждён на военном совете британского командования 4 сентября, уже после начала сражения за Алам-Хальфу — последнего наступления Роммеля. Операция имела двоякую цель:
- надолго нарушить снабжение итало-немецких войск через Тобрук;
- заставить Роммеля беспокоиться за свой тыл, прекратить наступление и отвести часть войск с фронта для обороны побережья от возможных новых десантов.
Главным недостатком плана «Эгримент» было отсутствие вариантов действий на случай неудачи. Даже эвакуация десантников после завершения рейда должна была проводиться с помощью захваченных в Тобруке плавсредств (в первую очередь, быстроходных десантных барж).
Пять боевых соединений
План сухопутной части операции принадлежал подполковнику Джону Эдварду Хазелдену, командиру диверсионной «Группы дальних пустынных рейдов» (LRDG). В ней должно было принять участие 83 коммандос на 18 канадских грузовиках «Шевроле», заранее сосредоточившийся в оазисе Куфра (920 км к югу от Бенгази) — они были обозначены как «Соединение B».
Задачей Хазелдена был захват 105-мм береговой батареи Марса-эс-Шиауск, расположенной на южном берегу залива Бомба и прикрывавшей вход в гавань Тобрука. Это следовало сделать в 20:45, незадолго до наступления темноты и прибытия морского десанта. Для передвижения по вражеской территории использовались немецкая форма и немецкие опознавательные знаки.
Общая численность морского десанта составляла свыше 600 человек: 1-й батальон 2-й бригады морской пехоты (400 человек), 1-й батальон горцев Аргайла и Сазерленда (180 человек) под командованием капитана Нормана Макфи, а также 14-й взвод (40 человек) роты «Z» 1-го батальона армейских сапёров Королевского Нортумберлендского полка (лейтенант Эрнест Рэймонд) и пулемётный взвод того же полка.
Самыми крупными кораблями десантной группы являлись однотипные эсминцы 22-й флотилии «Зулу» и «Сикх», вышедшие из Хайфы в 18 часов 12 сентября. Они принадлежали к типу «Трайбл» — самым мощным британским эсминцам межвоенного периода. Такие корабли стоили в полтора раза дороже стандартных эсминцев серий от «E» до «I», зато вместо четырёх 120-мм орудий несли по восемь, хотя имели только один четырёхтрубный 533-мм торпедный аппарат.
Эсминцы взяли на борт, по разным данным, от 350 до 417 десантников — в основном морских пехотинцев с лёгким вооружением. Этот отряд обозначался как «Соединение А», возглавлял его командир «Сикха» кэптен Сент-Джон Элдрич Майкклетуайт (Micklethwait). Одновременно он являлся командиром 22-й флотилии эсминцев.
«Зулу» и «Сикх» должны были высадить морских пехотинцев на побережье севернее Тобрука, после чего те занимали расположенные здесь береговые батареи, а далее атаковали гавань Тобрука с суши. Для доставки десанта на берег каждый эсминец принял шесть 9-тонных десантных ботов LCA, а также 9 шлюпок, которые эти боты должны были брать на буксир.
Вторым десантным отрядом являлось «Соединение С», состоявшее из торпедных и моторных катеров. Оно выходило из Александрии в тот же вечер 12 сентября, командовал им коммандер Дж. Ф. Блэкберн. Всего в отряде было 19 катеров — 16 торпедных американского типа «Элко» (40-46 т, 40 узлов) и 3 моторных типа «Фэйрмайл B» (85 т, 20 узлов). Они должны были проникнуть в гавань Тобрука, атаковать стоящие здесь корабли, а затем высадить на причалы в северной части бухты 200 десантников и сапёров с подрывным оборудованием. Впрочем, по другим данным катера должны были высадить десантников на южном берегу бухты для поддержки коммандос Хазелдена при захвате восточной группы береговых батарей.
16 торпедных катеров «Соединения С» несли по 10 десантников. Это были семь катеров из 10-й флотилии (MTB.260, MTB.261, MTB.262, MTB.265, MTB.266, MTB.267 и MTB.268) и девять из 15-й флотилии (MTB.307, MTB.308, MTB.309, MTB.310, MTB.311, MTB.312, MTB.314, MTB.315 и MTB.316).
Ещё 40 сапёров с взрывчаткой и подрывным оборудованием были размещены на более крупных моторных катерах — ML 349, ML 352 и ML 353.
Огневую поддержку десанту должно было оказать «Соединение D», выходившее из Порт-Саида 12 сентября в 20:00. Оно состояло из крейсера ПВО «Ковентри» (кэптен Рональд Джон Роберт Денди) и четырёх эскортных миноносцев 5-й флотилии — «Белвуар», «Далвертон», «Хёрсли» и «Крум» (типа «Хант»). Утром 13 сентября севернее залива Абукир к соединению примыкали ещё четыре эскортных миноносца 22-й флотилии, вышедших из Александрии в 6 часов — «Хируорд», «Бьюфорт», «Эксмур» и «Олденхем».
Выход кораблей в нужную точку берега обеспечивало «Соединение Е» — группа коммандос, доставленная подлодкой «Таку». Она должна была в час ночи на 14 сентября высадиться в бухте Марса-Мрера к северу от Тобрука и зажечь здесь навигационный огонь. В 2 часа ночи к Тобруку подходили суда соединений «A» и «C» и начинали высадку десанта.
В качестве отвлекающей акции на ту же ночь был запланирован обстрел порта Эль-Даба, расположенного в 55 км к западу от Эль-Аламейна (операция «МГ Севен») — предполагалось, что немцы решат, что здесь высаживается десант. Для этой акции были выделены лёгкий крейсер «Дидо» (коммандер Генри Уильям Уркхарт Маккол) и пять эсминцев 14-й флотилии — «Джервис», «Джевелин», «Пакенхем», «Паладин» и «Кельвин». Они вышли из Порт-Савида в 15:00. С воздуха прикрывать движение кораблей должны были двухмоторные истребители Бристоль «Бофайтер» 252-й и 272-й эскадрилий Королевских ВВС.
Таким образом, в операции было задействовано пять корабельных групп, в разное время выходившие из трёх разных баз — Хайфы, Александрии и Порт-Саида. План был явно переусложнён, успех его выполнения зависел от множества факторов, связанных не только с людьми, но также с техникой и погодой. При этом серьёзного противодействия противника не предполагалось: британское командование знало, что Тобрук обороняют итальянские части, вдобавок второразрядные, и расценивало их боеспособность как крайне низкую.
По расчётам диверсанты должны были удерживать порт Тобрука в течение суток. За это время следовало уничтожить или вывести из строя все портовые сооружения и морское оборудование, а также сжечь или взорвать все имеющиеся в гавани запасы топлива и снабжения. Для последующей эвакуации предполагалось использовать находившиеся в гавани быстроходные десантные баржи. Предполагалось, что после такого погрома Роммелю долгое время придётся использовать в качестве базы снабжения куда менее удобный и хуже оборудованный порт Бенгази, расположенный в 360 км западнее, то есть много дальше от фронта.
Рейд на Бенгази
Одновременно с операцией рейнджеров подполковника Хазелдена против Тобрука планировалось ещё три сухопутных рейда. Мобильный отряд, обозначенный как «Соединение Z» (50 коммандос и некоторое количество суданских солдат) должен был занять оазис Хало, лежащий между оазисом Куфра и побережьем, в 360 км южнее Бенгази (операция «Найсети»). Другая часть этого отряда (50 рейнджеров на 12 лёгких грузовиках и 5 джипах) должна была атаковать аэродром Эль-Мардж (Барс) в 80 км к северо-востоку от Бенгази (операция «Гиацинт»).
Третий, самый большой отряд под командованием подполковника Дэвида Стерлинга, обозначенный как «Соединение X» (около 50 коммандос и 150 бойцов из «Специальной воздушной службы», SAS) должен был двигаться из Египта и атаковать сам порт Бенгази, уничтожив расположенные здесь топливные склады и разгромив аэродром Бенина (операция «Бигамия»). По дороге к нему присоединялось «Соединение Z».
В итоге удалась только атака Эль-Марджа, где ценой потери двух грузовиков коммандос смогли уничтожить 16 самолётов, в том числе семь Кант Z.1007 bis из 35-го штурмового авиакрыла полковника Бруно Боргетти, которое 15 июня потопило австралийский эсминец «Нестор». Правда, при отходе группа была перехвачена итальянцами и потеряла ещё 13 автомобилей, а также 10 человек пленными; уцелевшие были вынуждены уходить в Куфру пешком. Атака на оазис Хало в ночь на 16 сентября не увенчалась успехом, после чего рейд на Бенгази был отменён.
Силы Оси в Тобруке
Тобрук действительно обороняли итальянские войска. Командовал обороной базы контр-адмирал Джузеппе Ломбарди. Здесь находились:
- 3-й батальон военно-морского полка «Сан-Марко»;
- неполная рота 18-го Королевского батальона карабинеров (около 90 человек);
- подразделения 5-го Ливийского батальона;
- военно-морская учебная рота
- расчеты береговых артиллерийских орудий и многочисленных огневых точек, как армейских, так и флотских.
Всего в районе Тобрука находилось пять итальянских береговых батарей. Две из них располагались к востоку от входа в бухту Бомба — это была четырёхорудийная 105/28-мм батарея №825, расположенная на мысе Умм-эс-Шиауск (рядом с местом гибели броненосного крейсера «Сан-Джиорджио») и трёхорудийная 152-мм батарея S.P.5 (бывшая «Грассо»), находившаяся в паре километров восточнее у пристани Регия.
На полуострове севернее Тобрука размещались четырёхорудийная 145-мм батарея «Белотти», четырёхорудийная 120-мм батарея S.P.3 (бывшая «Тордо») и двухорудийная 120-мм батарея S.P.21 (бывшая «Дандоло»).
Эти пять батарей насчитывали 17 орудий калибром 120-152 мм. Здесь же имелось 18 зениток калибром 88 мм в составе двух немецких батарей ПВО — шестиорудийной из 1-го дивизиона 76-го артиллерийского полка и усиленной двенадцатиорудийной из 1-го дивизиона 43-го артполка. Всего же в 20-км полосе вдоль побережья располагалось 13 береговых батарей, на которых имелось 47 орудий калибра 75-152 мм, а также 6 немецких и 6 итальянских зенитных батарей — 78 орудий зенитных орудий, в том числе 48 итальянских и 30 немецких. Помимо этого, в самом Тобруке находилось три батареи 20-мм «Эрликонов».
В порту Тобрука стояли три итальянских миноносца («Касторе», «Касчино» и «Монтанари»), а также 10 (по другим данным, 19) итальянских и 7 немецких быстроходных десантных барж; последние принадлежали к 6-й немецкой флотилии моторных тральщиков. Штатным вооружением итальянской БДБ была одна 76/40-мм зенитка образца 1916 года и два 20-мм автомата. Кроме того, по некоторым данным, в порту находилось несколько торпедных катеров.
В районе Тобрука также находилось два немецких батальона численностью в 700 человек, но буквально накануне высадки они были переведены на свою базу в нескольких десятках километров от крепости. Поэтому немногими немцами, которые участвовали в обороне Тобрука, были морской взвод, прислуга нескольких береговых артиллерийских постов, персонал некоторых контрольно-пропускных пунктов, расположенных вдоль шоссе к Тобруку, а также пехотный взвод, который удалось поднять и перебросить к базе к утру.
Ошибка лейтенант-коммандера Хопкинса
Появление в море британских кораблей не осталось незамеченным: около половины девятого утра 13 сентября немецкий воздушный разведчик Ju 88 из состава 10-го воздушного корпуса в Северной Африке доложил об обнаружении у побережья Египта двух групп кораблей. Одна из них, из шести единиц, наблюдалась примерно в 15 милях к северу от Розетты — это было «Соединение D». Из-за ошибки при приёме донесения в итоговом докладе говорилось, что корабли движутся на восток, а не на запад.
Тем не менее, неприятности у британцев начались уже на переходе морем к Тобруку. Катер MTB.268 (лейтенант Дэвид Коули Соутер) из «Соединения С» по причине неисправности двигателя был вынужден вернуться в Александрию, передав свой десант на катер ML 353. Но куда большей проблемой стала задержка подлодки «Таку» (лейтенант-коммандер Джек Гетин Хопкинс): вечером 13 сентября она была обнаружена и атакована миноносцем «Монтанари», сопровождавшим транспорт «Сибилла». Уклоняясь от атаки, лодка была вынуждена погрузиться и поэтому задержалась с подходом к месту высадки на четыре часа. Лишь в 01:30 субмарина сообщила, что подошла к берегу. В довершение всего лейтенант-коммандер Хопкинс неверно опознал местность и вместо бухты Марса-Мрейра, расположенной к северу от Тобрука, в 02:45 высадил навигационную партию в бухте Марса-эль-Ауде в 5 км западнее.
В 21:30 британская авиация начала налёт на гавань и городские кварталы Тобрука. Такие налёты были частым явлением, но обычно они начинались на пару часов позже, уже с наступлением темноты. Теперь же бомбардировка продолжалась до 3 часов ночи, в ней принял участие в общей сложности 91 самолёт — от двухмоторных «Веллингтонов» до четырёхмоторных «Галифаксов» и «Либерейторов». Всего на город и порт было сброшено 71 000 кг бомб.
Тем временем в полночь, как это и предполагалось по плану, лёгкий крейсер «Дидо» и пять эсминцев 14-й флотилии обстреляли побережье в районе Эль-Даба. Эсминцы выпустили 350 снарядов, по их докладам половина попаданий пришлась на заданный сектор. Все корабли без инцидентов вернулись в Порт-Саид к 15:30.
Успех подполковника Хазелдена
«Соединение B» подполковника Хазелдена, выдвинувшееся из оазиса Куфра, к вечеру без проблем достигло района Тобрука. Возле Эль-Адена в 20 км южнее Тобрука рейнджеры остановили итальянский грузовик с семью служащими итальянских ВВС. После короткого допроса пленные были расстреляны, чтобы не оставлять свидетелей — впрочем, два лётчика (Джермано Серафини и Сальваторе Эспозито) уцелели, притворившись мёртвыми.
Около 22 часов группа Хазелдена достигла сектора Марса-эс-Шиауск, перерезала линии проводной связи, сняла часовых и атаковала позиции 105-мм береговой батареи №825 на мысе Шиауск западнее бухты. Гарнизон батареи оказал неожиданно сильное сопротивление, и атака затянулась, а командир батареи успел сообщить о нападении. После захвата батареи Хазелден в 01:20 отправил в Каир кодированное сообщение об успехе, которое было немедленно ретранслировано «Соединению С». Это была поворотная точка операции: в отсутствии сообщения от «Соединения B» высадка с моря отменялась.
Узнав о нападении, морской комендант Тобрука капитан 1-го ранга Фемистокл д’Алойя распорядился привести в готовность все береговые батареи и наблюдательные посты, а также выслать в море в качестве дозора три быстроходные десантные баржи (БДБ) — Mz.733, Mz.756 и Mz.759. В 23:40 командующий итальянскими ВМС в Ливии вице-адмирал Джузеппе Ломбарди приказал немедленно отправить в Марса-эс-Шиауск на грузовиках штабную роту полка «Сан-Марко», чтобы отбить 105-мм батарею. Кроме того, под руководством морского командования формировалась смешанная мобильная рота из 40 моряков, 40 солдат 18-го батальона и немецкого морского взвода (30 человек).
Все имевшиеся в Тобруке военно-морские и армейские подразделения было приказано разместить на причалах и в ключевых пунктах базы, а в качестве резерва выделить роту моряков (120 человек), посаженную на грузовики.
Бой у бухты Шиауск
Около полуночи дозорная БДБ Mz.733 по радио сообщила, что вместе с баржей Mz.759 вступила в бой с группой вражеских торпедных катеров. В 00:30 такое же сообщение поступило и от БДБ Mz.756, находившейся у Марса-эль-Биад, в 2 км восточнее Марса-эс-Шиауск. Сюда, как и предполагалось первоначальным планом, подошли шесть катеров «Соединения С».
С моря отыскать удобное место высадки на скалистом берегу оказалось сложнее, чем предполагалось. Только два катера — MTB 314 лейтенант-коммандера Шелдрика и MTB.261 лейтенант-коммандера Итмена — сумели выгрузить на берег 20 стрелков Королевского Нортумберлендского полка. При этом MTB.314 попал под огонь БДБ Mz.756, загорелся, выбросился на берег и был покинут экипажем. Моряки пытались его взорвать, но подрывные заряды не сработали.
Тем временем часть людей подполковника Хазелдена атаковала расположенную в паре километров восточнее бухты Шиауск 152-мм батарею S.P.5 (бывшую «Грассо»). Рейнджеры захватили КПП батареи и склад боеприпасов. Однако гарнизон батареи, закрепившись в орудийных двориках, оказал ожесточённое сопротивление. К 3 часам из Тобрука сюда на машинах прибыла штабная рота полка «Сан-Марко» во главе со старшим лейтенантом Джакомо Колотто. В бою, продолжавшемся до самого рассвета, рейнджеры были разгромлены, потеряв 8 человек убитыми, 10 тяжелоранеными и 32 пленными. Подполковник Хазелден был убит за пулемётом. После восхода солнца батарея S.P.5 смогла открыть огонь по кораблям противника.
Около 03:30 в район бухты Шиауск подошла следующая группа британских торпедных катеров с десантом. Она была обстреляна БДБ Mz.756, а чуть позже — береговыми батареями и вышедшими из бухты миноносцами. Один из катеров был замечен уходящим на восток с пламенем на борту и длинной полосой дыма. В 05:45 к бухте Шиауск попытались подойти ещё три катера, но артиллерийский огонь помешал им приблизиться к берегу.
Высадка севернее Тобрука
Около часа ночи эсминцы «Соединения A» подошли к Тобруку, но из-за отсутствия навигационных огней не могли сориентироваться. Тем временем к 3 часам остальные катера «Соединения С» наконец-то собрались у входа в бухту Бомба, но обнаружили, что вход в неё перекрыт боновым заграждением — в плане операции его наличие почему-то не предполагалось. Три катера выпустили по гавани торпеды, но никуда не попали. Обнаружив противника, итальянцы осветили катера прожекторами и открыли огонь, в результате чего был потоплен моторный катер ML 353.
В 3 часа завершился очередной воздушный налёт на Тобрук, и в это же время с эсминцев «Соединения A» наконец-то обнаружили на берегу тусклый красный сигнал. Увы, он был зажжён не в бухте Марса-Мрейра, а в Марса-эль-Ауда в 5 км к западу.
Эсминцы «Зулу» и «Сикх» подошли к берегу на 15 каб и около 03:30 начали спускать на воду десантные боты и шлюпки. Однако из-за плохой погоды к берегу удалось отправить лишь половину плавсредств, вдобавок у нескольких десантных ботов заглохли моторы, и они оказались не в состоянии ни достичь берега, ни вернуться к кораблям. «Сикх» подошёл ближе к берегу, чтобы оказать десанту поддержку, но смог лишь поднять людей с нескольких ботов и шлюпок, оставшихся без хода.
До берега добрались лишь около 150 морских пехотинцев под командованием майора Джека Хэдли. Во время высадки десантные боты и шлюпки были освещены прожекторами, а затем попали под огонь орудий 2-го итальянского зенитного полка, стрелявших с расстояния в 700 м. Вскоре сюда на машинах прибыла мобильная немецко-итальянская рота из 110 человек, к которым уже на марше присоединилось 50 карабинеров во главе с командиром 18-го батальона. Ближе к рассвету здесь же развернулась часть батальона из полка «Сан-Марко». Утром майор Хэдли и 22 морских пехотинца, укрывшиеся в овраге, сдались итальянцам. Всего, по итальянским данным, к северу от Тобрука было захвачено 65 пленных.
Гибель эсминца «Сикх»
Около 5 часов эсминцы «Зулу» и «Сикх» были освещены прожекторами с берега, после чего береговая артиллерия открыла огонь. Сначала по кораблям стреляли северные батареи S.P.3 и S.P.21, позднее к ним присоединилась батарея S.P.5, ранее атакованная рейнджерами Хазелдена. Всего по эсминцам вели огонь 13 итальянских орудий калибром 120-152 мм, а также 18 зениток калибром 88 мм с двух немецких батарей ПВО.
В ответ эсминцы открыли огонь по берегу и гавани Тобрука — стрельба велась фактически вслепую и почти никакого эффекта не дала. Два 120-мм снаряда попало в пароход «Сибилла», один из них не взорвался, а другой не причинил существенных повреждений. Зато, начиная с 05:05 «Сикх» был поражён несколькими снарядами среднего калибра. Один снаряд попал в корму, повредив рулевое управление, другой поразил район машинных отделений, выведя из строя главный редуктор правого борта, третий угодил в носовую 120-мм установку, вызвав взрыв боеприпасов и большой пожар. Кормовые погреба пришлось затопить, скорость эсминца упала до 10 узлов, он загорелся и начал отходить на северо-восток, но в 05:20 окончательно потерял управление. Примерно в это время в эсминец попал ещё один снаряд, который вывел из строя дальномерный пост. Наконец, около 7 часов ещё одним снарядом был уничтожен командный мостик «Сикха» — правда, итальянцы утверждают, что это был результат попадания 50-кг бомбы с истребителя Макки MC.200.
Эсминец «Зулу» также получил несколько попаданий с берега, причём исключительно тяжёлых: одним снарядом была уничтожена вторая орудийная установка вместе со всем расчётом, другой вызвал взрыв снарядов в кранцах последней установки и большой пожар. Тем не менее, эсминец сохранил 30-узловой ход и управляемость, а также попытался прикрыть «Сикх» дымовой завесой и взять его на буксир. Однако буксирный трос дважды рвался, уже всходило солнце, и в 07:08 командир корабля лейтенант-коммандер Ричард Тейлор Уайт, опасаясь дальнейших повреждений, приказал уходить в открытое море. Считается, что он сделал это по приказу командира флотилии, но непонятно, каким образом Майкклетуайт мог передать этот приказ, если на «Сикхе» был уничтожен мостик.
Итальянцы попытались отбуксировать оставленный командой корабль в Тобрук. Для этого из гавани был выслан буксир «Вега». Однако к этому времени горящий эсминец уже тонул и в 07:52 пошёл ко дну. На корабле погиб 21 моряк, ещё 253 были подняты из воды и взяты в плен. По итальянским данным, корабли Оси спасли 468 моряков и морских пехотинцев, в том числе 23 офицера, включая командира «Сикха» Майкклетуайта.
«Авторство» уничтожения британского эсминца до сих пор служит предметом дискуссий. Ещё 17 сентября фельдмаршал Альберт Кессельринг в письме начальнику Генерального штаба итальянской армии маршалу Уго Кавальеро заявил что, «провал акции в Тобруке был вызван действительно превосходными действиями на переднем крае немецкой 114-й резервной зенитной группы». С тех господствующей в литературе стала немецкая версия о том, что решающую роль в гибели «Сикха» (и вообще в отражении атаки на Тобрук) сыграли немецкие 88-мм зенитки. Её охотно приняли британские историки, ведь поражение от немцев выглядело менее обидным, нежели от итальянцев. Однако для нанесения эсминцу описанных выше поражений 88-мм снаряды слишком слабы — такой ущерб куда более похож на воздействие снарядов калибров 152 и 120 мм.
Разгром десанта
Тем временем в 05:30 к месту высадки севернее Тобрука прибыли отправленные из гавани миноносцы «Касторе» и «Монтанари», в то время как три немецких тральщика-раумбота 6-й флотилии вместе с пятью БДБ направились к месту боя на востоке. Тральщик R-10 (лейтенант Петер Рейшоауэр) обнаружил и захватил у берега торпедный катер MTB 314, пытавшийся уйти с места боя (на нём было взято в плен 117 человек). Ещё несколько десятков десантников было поднято с воды итальянскими миноносцами и БДБ. Также корабли Оси перехватили два повреждённых катера, пытавшихся уходить в сторону Александрии.
В 07:40 последние коммандос «Соединения B» на батарее №825 на мысе Шиауск начали сдаваться. Многие торопливо переодевались из немецкой в формы в британскую, снятую со своих убитых, чтобы избежать расстрела. Из наземной группы смогли уйти только десять рейнджеров группы Хазелдена, из которых к своим линиям выбрались четверо.
Всего в ходе боёв в районе Марса-эс-Шиауск было взято 30 пленных. Ещё 50 были захвачены во время последующих зачисток и на катерах. Контр-адмирал Джузеппе Ломбарди за оборону Тобрука был награждён Военным орденом Савойи.
Источники и литература:
- Марк-Антонио Брагадин. Итальянский флот во Второй мировой войне. Часть 1. Екатеринбург: Зеркало, 1997
- Orazio Ferrara. Italiani nelle guerre d’Africa. Roma: IBN Editore, 2012
- John Sadler. Operation Agreement: Jewish Commandos and the Raid on Tobruk. London: Bloomsbury, 2016
- Peter Charles Smith. Massacre at Tobruk: The Story of Operation Agreement. London: Kimber, 1987
- Ronald Walker. Alam Halfa and Alamein. Official History of New Zealand in the Second World War 1939-45. Wellington: Historical Publications Branch, 1967
- Admiralty War Diaries of World War 2. Mediterranean Fleet — July to September 1942. Transcribed by Don Kindell http://www.naval-history.net/xDKWD-MedFleet1942b.htm
- Service Histories of Royal Navy Warships in World War 2 by Lt Cdr Geoffrey B Mason RN (Rtd) (c) 2003. HMS Coventry — World War 1 C-type Light Cruiser. including Convoy Escort Movements http://www.naval-history.net/xGM-Chrono-06CL-HMS_Coventry.htm
- F. Mattesini. «L'operazione Daffodil nel piano Agreement. Il fallito sbarco britannico a Tobruch del 14 settembre 1942» // Bollettino d’Archivio dell’Ufficio Storico della Marina Militare. Marzo 2013. P. 81-143
Комментарии к данной статье отключены.