Одним из самых ярких порождений крестовых походов стали военно-монашеские ордены. Наиболее известные из них — тамплиеры, госпитальеры и тевтонцы — до сих пор на слуху. В действительности орденов было намного больше, но одни были малочисленны, а другие, прежде всего пиренейские, не выходили за пределы местных королевств. Тамплиеры же и госпитальеры выделялись международным размахом и интернациональным составом. Тевтонцы, спаянные немецким происхождением своих братьев, знамениты в первую очередь успешной экспансионистской политикой в прибалтийских краях. Истоки подобных рыцарских организаций некоторые учёные видят в мусульманских монастырях-рибатах, но похоже, что военно-монашеские ордены были порождением христианского общества и особого состояния умов, вызванного Первым крестовым походом. Борьба за правое дело, стремление к милосердию и тяга к религиозному образу мысли создали тот самобытный симбиоз воинства и монашества, где братья-миряне служили Господу прежде всего не подвигом созерцания, а спасали души с помощью острого меча и храброго сердца. Посмотрим, чего добились и как закончили рыцари-тамплиеры, которых в наши дни принято связывать с именем Бафомета.
Рождение ордена тамплиеров
Тамплиеры были первыми в череде христианских орденов нового типа. Простые рыцари по собственной инициативе взяли под защиту пути паломников и церкви, находившиеся под угрозой нападения неверных, или добровольно пошли на службу к клирикам в Святых местах. Возникновение ордена стало проявлением религиозного подъёма, характерного для первых поколений крестоносцев. В 1119 или 1120 году одна из таких проникнутых благочестием групп во главе с двумя рыцарями, шампанцем Гуго де Пейном и пикардийцем Годфруа де Сент-Омером, предложила свои услуги иерусалимскому патриарху. Рыцари хотели жить по монашескому обычаю, но при этом не выпускать из рук оружия. Необычную инициативу одобрил король Балдуин II. Для защитников веры христовой он выделил здание в своём дворце, который располагался на территории мечети аль-Акса, построенной на фундаменте храма Соломона. Отсюда и произошло название будущего ордена — храмовники, или тамплиеры.
По преданию, изначально братьев было девять. Достаточно быстро они нашли влиятельных покровителей, а во время миссии в Европу в 1127–1129 годах заручились поддержкой иерархов церкви и такого непререкаемого авторитета эпохи как Бернард Клервосский. Его трактат или, вернее, проповедь «Похвала святому воинству» оказала решительное влияние на умы и способствовала распространению моды на новый орден. Официально тамплиеры были признаны на соборе в Труа 13 января 1129 года. Вскоре они получили собственный устав, составленный на основе кодекса бенедиктинцев всё тем же Бернардом и подкорректированный «людьми меча» — графами Тибо Шампанским и Вильгельмом Неверским. Так тамплиеры стали первым военно-монашеским орденом в истории христианства. 29 марта 1139 года папа Иннокентий II буллой Omne Datum Optimum закрепил ответственность ордена лично перед римским папой, после чего тамплиеры стали одними из главных проводников политики престола святого Петра на Востоке.
Организация ордена
Первоначально орден не имел нужды в особой управленческой структуре, но по мере усиления и расширения он приобретал всё более сложные черты. Члены ордена делились на три категории: рыцари, клирики и служители. Часть последних под именем сержантов и оруженосцев составляла значительный контингент воинской силы ордена. Во главе тамплиеров стоял верховный магистр (гроссмейстер), управлявший при помощи орденского совета (капитула). Резиденция верховного капитула находилась в Иерусалиме (до 1187 года), затем в Акре (до 1291 года) и наконец в Лимасоле (до уничтожения ордена в 1312 году). К высшим должностным лицам относились также сенешаль (заместитель магистра), маршал (командующий армией), командор Иерусалимского королевства (казначей), подмаршал (начальник мастеровых), туркопольер (ведал местными вспомогательными отрядами), гонфалоньер (командующий оруженосцами, не принадлежавшими к ордену) и кастелян (смотритель одежд).
Орден делился на провинции, во главе которых стояли командоры или магистры. Крупные провинции, в свою очередь, делились на бальяжи, командорства, прецептории, иногда тоже именовавшиеся провинциями, что служило источником путаницы для позднейших историков. Например, ни Нормандия, ни Бургундия не имели статуса настоящих провинций, а были частью провинции Франция. В то же время Англия отделилась от Франции и стала самостоятельной провинцией. Территориальное деление не было постоянным и менялось в зависимости от увеличения или уменьшения числа орденских владений.
Тамплиеры принимали братьев и рекрутировали служителей со всей католической Европы, но главной кузницей кадров на всём протяжении существования ордена оставалось Французское королевство. Во время расцвета ордена, в XIII столетии, Храму принадлежали сотни владений по всей Европе (Матвей Парижский говорил о 9000, но это, безусловно, преувеличение), а его численность достигала 15 000 человек (большинство из них не являлись рыцарями). Это была поистине мощнейшая военизированная межгосударственная сеть средневековой Европы.
Верховные магистры Храма
На протяжении почти двух веков во главе ордена тамплиеров стояли 23 верховных магистра (или 22, если признать спорным статус Ришара де Бюра). Почти все они были выходцами из Франции: анжуйцами, овернцами, шампанцами, бургундцами и т.д. Единственным уроженцем Святой земли был Филипп де Милли (Наблусский). Судьба многих магистров до их возвышения полна белых пятен, ведь среди них преобладали выходцы из знати третьего ряда. Известнейший среди них — Жак де Моле, и он же несчастнейший. Удивительно, что, несмотря на превосходную боевую репутацию, из рядов тамплиеров не выдвинулось ни одного выдающегося полководца. На общем фоне несколько выделяются лишь Одо де Сент-Аман и Пьер де Монтегю. Возможно, причиной тому подчинённое положение орденских контингентов в военных кампаниях, а возможно, что система беспрекословного послушания отсеивала наиболее самостоятельные умы на ранних этапах.
В чём нельзя было упрекнуть большинство магистров, так это в недостаточной храбрости перед лицом врага. Бернар де Тремле, Жерар де Ридфор, Робер де Сабле, Арман де Перигор, Гийом де Соннак и Гийом де Божё пали на поле боя или умерли от смертельных ран. Ещё несколько великих магистров испытали тяготы плена.
Подчинение папе нередко ставило магистров ордена во враждебное положение к королям. Особенно известен случай скрытого противодействия орденов императору Фридриху II Гогенштауфену во время Шестого крестового похода, когда во главе тамплиеров и госпитальеров стояли два родных брата из рода Монтегю. Одиознейшим магистром тамплиеров французский исследователь Ален Демурже называет Жака де Ридфора. Для пособника Ги де Лузиньяна и одного из виновников катастрофы 1187 года он не жалеет эпитетов, называя его хвастуном, скандалистом и авантюристом. Впрочем, де Ридфор поплатился за свои прегрешения головой.
Тамплиеры на войне
Если свести секрет военного превосходства тамплиеров к одному слову, то словом этим будет «дисциплина» или «послушание». Мелкое тщеславие рыцарей, прихоть отдельных сеньоров или ссоры вождей нередко становились причинами неудач крестоносцев на просторах Святой земли. Строгое выполнение приказов, пресечение любого самовольства, подчинение командиру и уставу сделали храмовников настоящей военной машиной, вызывавшей благоговение и трепет. Тщательный уход за оружием и лошадьми, забота о пропитании и кормах, справедливое распределение еды и даже кипячение воды, то есть вся материальная часть, находились у тамплиеров под особым вниманием. Это позволяло держать войско всегда готовым к бою, действовать молниеносно и решительно. Арабские хронисты, чтобы подчеркнуть силу и выучку мамлюков, называли их «тамплиерами ислама».
Войско тамплиеров в Палестине не было многочисленным. На самом пике оно, возможно, достигало 3000 человек с учётом рыцарей, сержантов, туркополов и наёмников. Рыцарей никогда не было более 600, обычно — 300–400 человек. На войну орден шёл под черно-белым штандартом с боевым девизом из 91 псалма: Non nobis, Domine, sed nomini Tui da gloriam — «Не нам, Господи, но имени Твоему дай славу».
Рыцари-храмовники облачались в белые плащи с красным крестом и выступали в поход в сопровождении своих сержантов и оруженосцев. Последние, как и рыцари, носили стальные доспехи и схожее вооружение, разве что обходились одной лошадью, а не тремя. Как наиболее боеспособная часть армии крестоносцев, тамплиеры наряду с госпитальерами выполняли самые сложные и ответственные задачи: шли в авангарде или арьергарде, выступали тараном на направлении главного удара, обороняли приграничье, совершали набеги вглубь вражеской территории.
Боевое крещение тамплиеров в Сирии относят к 1129 году, когда отряд ордена во главе с Гуго де Пейном участвовал в осаде Дамаска. К середине XII века тамплиеры стали заметной силой среди местных крестоносцев. Их магистр был неизменным участником военных советов, а рыцари-храмовники значились среди ветеранов всех больших кампаний. Сражения на самых опасных участках неизбежно приводили к большим потерям среди тамплиеров, но наличие большой тыловой базы в Европе, занимавшейся сбором средств и доставкой пополнения, позволяло сохранять численность боеспособной армии примерно на одном уровне вплоть до последних десятилетий существования Латинского Заморья.
Замки тамплиеров
Оборона замков была одной из главнейших функций военно-монашеских орденов. Расположенные в приграничных марках, вдоль путей пилигримов или около главных городов замки тамплиеров имели огромное значение в общей обороне франкских государств. В распоряжении тамплиеров в разное время находилось 40 замков, располагавшихся от киликийских ущелий (Александретта) до египетского предполья (Газа). Самыми ранними из них были Ла-Рош-Гийом, Ла-Рош-де-Руассол и Трапезак.
Орденские замки строились или перестраивались с таким расчётом, чтобы их можно было защищать насколько возможно меньшим числом воинов, и поэтому с фортификационной точки зрения они были одними из лучших образцов оборонительных сооружений в истории Средневековья. Традиционными строительными материалами служили базальт, песчаник и известняк — в зависимости от содержимого ближайших каменоломен. На большие расстояния камень, в отличие от дерева, перевозили редко. В основе замка лежали западноевропейские принципы фортификации, но все достижения византийского, армянского или арабского происхождения, если они усиливали оборону, смело брались на вооружение. В частности, специалисты отмечают в замках тамплиеров некоторое византийское влияние.
Выбор места для строительства замка зависел от совокупности факторов: стратегического положения (контроль над речной долиной, горным проходом, торговым маршрутом, связь с соседними замками), тактического превосходства (прекрасная оборонительная позиция, хорошо обозреваемое пространство), логистических нужд (пути снабжения, наличие водных источников и т.д.) и государственно-административного управления (замки располагались на территории разных государств, и ордены не всегда были вольны в выборе места). Среди самых известных замков тамплиеров можно назвать Шато-Пелерин, Баграс (Гастон), Сафед, Сидон и Тортосу. Помимо отдельных крепостей, тамплиеры владели укреплёнными кварталами в некоторых приморских городах, которые по прочности стен мало уступали иным замкам.
Тамплиеры vs госпитальеры
Любопытным сюжетом в истории крестовых походов является противостояние двух военно-монашеских орденов, едва ли не братьев-близнецов — госпитальеров и тамплиеров. Католическая церковь весьма успешно использовала фактор благочестивого противоборства для поддержания и укрепления своей власти. Создание двух конкурирующих организаций на одном поприще позволяло поддерживать дух соперничества и не давало им облениться, зажиреть или подмять под себя всю область ответственности. Помимо военных орденов, схожий пример можно найти среди нищенствующих братьев — доминиканцев и францисканцев.
Конечно, это медаль имела и обратную сторону. Особенно ярко вражда орденов проявилась во время Войны святого Саввы между венецианцами и генуэзцами в 1250-х годах, в которой госпитальеры заняли сторону генуэзцев, а тамплиеры — венецианцев. Изначально ордена выступали как посредники, но в 1259 году дело дошло до кровавых столкновений на улицах Акры. Братья-тамплиеры бились против братьев-госпитальеров. Это стало апогеем противоречий между орденами, но первые трения происходили ещё в начале века, когда тамплиеры придерживались «продамасской» политики, а госпитальеры — «проегипетской». В общественном мнении Запада разлад между орденами нередко преподносился как главная причина неудач христианских войск.
«Если бы Госпиталь и Храм и братья-рыцари подали пример, пойдя на помощь нашим людям, наша доблестная конница не попала бы в плен…», —
писал угодивший в египетские оковы Филипп де Нантей. Подобный взгляд широко распространился в Европе в конце XIII века, несмотря на то, что госпитальеры и тамплиеры сплотились перед лицом смертельной угрозы и бились плечом к плечу на последних бастионах Акры.
Финансовые операции храмовников
Каким же образом тамплиерам удавалось поддерживать свой военный потенциал, контролировать сеть замков и играть заметную роль в ближневосточной политике? Подобно другим орденам, тамплиеры использовали свои монастыри для убежища, приюта и хранения ценностей. Защищённые стенами, вооружёнными братьями и покровительством Бога здания тамплиеров служили надёжным сейфом, в котором хранили свои сбережения короли и богачи. Многие богатства тамплиеров, о которых широко судачили, вовсе не были богатствами тамплиеров. Крупнейшие хранилища находились в Лондоне, Париже, Ла-Рошели, Томаре и Гардени.
Естественным продолжением стала выдача ссуд. Для этих целей орден использовал не только личные средства, сформированные из пожертвований, феодальных привилегий и земельной ренты, но и средства сторонних вкладчиков. Благодаря сохранившимся кассовым журналам парижского филиала можно увидеть, как работал этот механизм. С помощью залогов, процентов и штрафов обеспечивалась финансовая безопасность, а с помощью новых финансовых технологий и бухгалтерии — эффективность. Вскоре храмовники обрели славу главных кредиторов Европы.
Благодаря разветвлённой сети резиденций и расцветшей в XII веке международной торговле «банк» тамплиеров внедрил систему денежных переводов, что позволяло частично компенсировать главную коммерческую проблему того времени — медленное обращение наличности. Обширную финансовую деятельность, противоречившую отношению церкви к коммерции, тамплиеры оправдывали необходимостью содержать воинство христово на Востоке. Этим же объяснялась осуществляемая тамплиерами масштабная перевозка грузов в Средиземноморье на собственных и зафрахтованных кораблях. Конечно, в представлении многих Храм бедных рыцарей христовых выглядел храмом золотого тельца.
Падение ордена тамплиеров
Подмоченная после падения латинских государств репутация храмовников, их вызывающие зависть воображаемые богатства, ослабление папства и усиление французской короны — всё это привело к одному из самых громких и скандальных крушений в истории средневекового Запада. Ранним утром 13 октября 1307 года проживавшие во Франции члены ордена были внезапно арестованы по приказу короля Филиппа Красивого. Под пытками главные лица признались в целом ворохе кощунственных преступлений. Папа Климент V, полностью зависимый от Филиппа, в булле от 22 ноября того же года призвал монархов христианского мира к арестам рыцарей Храма.
«Доказательства» виновности с самого начала вызывали сомнения, но легисты короля Гийом де Ногаре и Ангерран де Мариньи организовали поддержку Парижского университета, Генеральных штатов и Вьеннского собора. В 1312 году папа издал две буллы, Vox in excelso и Ad providam, о роспуске ордена тамплиеров и передаче их имущества ордену иоаннитов (госпитальеров), которые уплатили за это французскому королю 126 000 ливров. Апогей наступил 18 марта 1314 года, когда магистр ордена Жак де Моле, приор Нормандии Жоффруа де Шарне и 37 братьев были сожжены в Париже. Главные гонители ордена, король и папа, по преданию проклятые великим магистром, скончались в том же году.
Судьба тамплиеров в других государствах была менее ужасной. В Испании они присоединились к орденам Монтеса и Калатравы, в Португалии были реорганизованы в орден Христа, в Германии влились в состав Тевтонского ордена, в Англии направились для покаяния в монастыри, а находившаяся под папским отлучением Шотландия предоставила убежище многим рыцарям из Франции и Англии.
Миф
Легенды о тамплиерах, обильно приправленные эзотерикой и конспирологией — это феномен последних десятилетий. В средневековой литературе рыцари ордена являлись второстепенными персонажами, Святой Грааль обходился без них. Отзвуки облыжных обвинений процесса над орденом слышны в народных поговорках «пьян как храмовник» или «пойти в Тампль», то есть в бордель. Только в XXI веке миф о тамплиерах обрёл всеобщее признание, смахивающее на нездоровый ажиотаж. Романы Дэна Брауна, Реймонда Хаури, Стива Берри, Джека Уайта и сотен других сделали тамплиеров элементом массовой культуры в отделе фантастики. Особенно преуспел жанр псевдоистории: тамплиеры и открытие Америки, тамплиеры и Туринская плащаница, тамплиеры и рождение франкмасонов, тамплиеры и пришельцы. Конечно же, Грааль. Конечно же, Бафомет.
Американская писательница Шаран Ньюман даже составила краткую инструкцию, чтобы извлечь нечто дельное из этого снежного кома хайпа и белиберды. Её пять пунктов должны помочь при выборе литературы для дальнейшего изучения предмета. Итак, на что надо обращать внимание:
- издательство (желательно, университетское или научное);
- ссылки на первоисточники, справочный аппарат (их наличие или отсутствие говорят за или против);
- стиль (желательно, академический, но в любом случае без сенсационных откровений, принесённых с ближайшего базара);
- тайное знание, извлечённое по секретному методу автора (тут всё ясно, надо обходить стороной);
- лестница гипотез: автор громоздит одно допущение на другое и в итоге обнаруживает вертолётную площадку у штаб-квартиры тамплиеров. Некритическое увлечение темой приводит к многим казусам, но к малым результатам.
Литература:
- Барбер, М. Процесс тамплиеров. — М., 1998.
- Бордонов, Ж. Повседневная жизнь тамплиеров в XIII веке. — М., 2004.
- Демурже, А. Жизнь и смерть ордена тамплиеров 1120–1314. — СПб., 2008.
- Демурже, А. Рыцари Христа. Военно-монашеские ордена в средние века. — СПб., 2008.
- Мельвиль, М. История ордена тамплиеров. — СПб., 2006.
- Ньюман, Ш. Подлинная история тамплиеров. — М., 2008.
- Barber, M. The New Knighthood. A History of the Order of the Temple. — Cambridge, 1993.
- Boas, A. Archeology of the Military Orders. — Routledge, 2006.
- Forey, A.J. The Military Orders. From the Twelfth to the Early Fourteenth Centuries. — Palgrave-Macmillan, 1992.
- Riley-Smith, J. Templars and Hospitallers as Professed Religious in the Holy Land. — Un. of Notre Dame Pr., 2010.
Комментарии к данной статье отключены.