В июне 1944 года дислоцировавшаяся во Франции 2-я танковая дивизия СС «Дас Райх» получила приказ выдвинуться на север, чтобы помешать продвижению высадившихся в Нормандии союзных войск. 10 июня штурмбаннфюрер Адольф Дикманн, командир 1-го батальона 4-го танкового полка СС «Дер Фюрер» узнал, что местные партизаны-маки́ захватили в плен штурмбаннфюрера СС Гельмута Кемпфе, командира другого батальона той же дивизии. Заручившись согласием начальства, Дикманн со своим подразделением отправился к деревне Орадур-сюр-Глан в департаменте Верхняя Вьенна, где, по его информации, Гельмут Кемпфе и угодил в ловушку маки.
В то время в деревне проживало менее 700 человек. Всем им эсэсовцы велели собраться на главной площади под предлогом проверки документов. Мужчин немцы отвели к сараям, обстреляли из пулемётов, целясь по ногам, а затем засыпали соломой и подожгли. Из огня удалось спастись только шестерым, но одного из беглецов эсэсовцы позже заметили на дороге и застрелили. Судьба женщин и детей оказалась не лучше: их немцы заперли в церкви и тоже сожгли живьём. Уцелела только одна женщина: она выпрыгнула из окна на высоте 3 м, была ранена стрелявшим в неё эсэсовцем, но смогла спрятаться в чьём-то огороде и дождалась помощи, которая подоспела только к вечеру следующего дня. Закончив с церковью, немцы прочесали дома в деревне и расстреляли всех, кто не явился на площадь. Всего 10 июня 1944 года в Орадур-сюр-Глан погибло 643 человека. Позже выяснилось, что Гельмут Кемпфе действительно был в этот день заживо сожжён партизанами, но произошло это в другом месте, и жители злополучной деревни не имели к его казни никакого отношения.
Процесс над эсэсовцами, которые учинили жестокую расправу над мирными жителями, начался в Бордо в феврале 1953 года. Перед судом престал 21 человек из 64 участников резни, которых удалось идентифицировать. Двое были приговорены к смертной казни, один смог доказать, что отсутствовал на месте преступления, и был оправдан, остальные получили тюремные сроки от 5 до 12 лет. В 1953 году по амнистии на свободу вышли осуждённые эльзасцы, а через пять лет были освобождены и немцы. Руководивший карательной операцией штурмбаннфюрер Адольф Дикманн наказания избежал, потому что погиб в боях в Нормандии летом 1944 года.
После войны генерал Шарль де Голль заявил, что Орадур-сюр-Глан не будет восстановлен, а вместо этого станет памятником нацистской жестокости во время оккупации. С тех пор руины обезлюдевшей «французской Хатыни» законсервированы в том состоянии, в котором их оставили двинувшиеся дальше на север немцы. Новая деревня была построена к северо-западу от места трагедии.
Комментарии к данной статье отключены.