Следуя опыту своих противников-англичан, широко применявших лёгкие вооружённые автомобили для рейдовых действий, итальянцы создали собственную машину аналогичного предназначения. Если британские рейдовые автомобили были чистыми импровизациями, то SPA-Viberti AS 42 «Сахариана» являлась специально спроектированной машиной весьма продуманной конструкции.
В 30-е годы автомобильная промышленность Италии была одной из наиболее развитых в Европе (собственно, таковой она остаётся и по сей день). Наряду с гражданской техникой предприятия отрасли производили военные автомобили различного назначения, в том числе и предназначенные для эксплуатации в специфических условиях. Задолго до начала Второй мировой войны итальянская армия обзавелась «автокаретками», оптимизированными для службы в горах. А вот появления автомобиля для действий в пустыне пришлось ждать довольно долго.
Вдохновлённые противником
Практически с самого начала войны в Северной Африке британцы активно развивали и совершенствовали тактику дальних рейдов. Небольшое (его численность никогда не превышала 350 человек) подразделение, известное под аббревиатурой LRDG (Long Range Desert Group), сеяло панику и хаос в тылу противника. Одним из ключевых факторов его успеха стала специальная техника — автомобили, переделанные из серийных пикапов и приспособленные для дальних рейдов. Ощетинившиеся пулемётами, увешанные канистрами с бензином и водой, они как нельзя лучше подходили для действий в пустыне. Идея создать подобный автомобиль пришлась по душе и итальянским военным — к делу они подошли весьма основательно, не ограничиваясь простой переделкой грузовиков.
Разработкой «автомобиля для Сахары» занялись две известные фирмы — SPA и Viberti. Первая отвечала за шасси, вторая — проектировала кузов. За основу взяли двухосный полноприводный бронеавтомобиль АВ 41, созданный на базе артиллерийского тягача SPA TM 40. На его шасси водрузили новый кузов — низкопрофильный (его высота лишь немногим превышала диаметр колёс) и открытый сверху. Разработка автомобиля, начавшаяся в 1942 году, шла весьма быстрыми темпами. Прототип был готов 9 июля, вскоре прошёл испытания, а уже в августе машину запустили в серийное производство под обозначением AS 42 Sahariana (аббревиатура AS означает Africa Settentrionale — «Северная Африка»).
Конструкция
«Сахариана» сохранила компоновку АВ 41 с задним расположением двигателя. Машина была полноприводной, но если у броневика управляемыми были обе оси, то у AS 42 — только передняя (как и у тягача ТМ 40). Задний пост управления — характерная черта АВ 41 — тоже отсутствовал. Открытый сверху кузов имел внутренние размеры 3,2×1,75 м, его борта защищались бронёй толщиной 17 мм. Конструкция моторного отсека не претерпела изменений по сравнению с АВ 41 — он был защищён 5-мм бронёй. Трёхсекционное ветровое стекло выполнялось из авиационного бронестекла толщиной 12 мм и обеспечивало защиту лишь от мелких осколков.
Машина комплектовалась тентом, закрывавшим грузопассажирский отсек сверху и сзади, но не с боков. Рабочее место водителя располагалось почти по центру машины, немного смещённое к левому борту. Для прочих членов экипажа предусматривались откидные сиденья вдоль бортов — два справа и одно слева. Но во многих случаях «Сахарианы» действовали с экипажем из пяти-шести человек вместо штатных четырёх. Учитывая установленное вооружение и боекомплект к нему, свободного места внутри практически не оставалось.
Если собственная масса АВ 41 составляла 7,5 т, то AS 42 — лишь 4 т, но в полностью гружёном состоянии и с установленным вооружением она доходила до 6,5 т. Значительная часть груза приходилась на дополнительное топливо и воду. Вдоль бортов на специальных стеллажах снаружи кузова в два ряда крепились двадцать 20-литровых канистр с бензином, а на передних крыльях — четыре такие же канистры с водой. Ёмкость топливного бака составляла 145 л. Он обеспечивал запас хода в 535 км, а четыре сотни литров бензина в канистрах увеличивали этот показатель до 2000 км. Топливный бак находился над мотором, а рядом с ним располагался бак с водой для системы охлаждения двигателя ёмкостью 32 л. Ещё два дополнительных бака с водой были втиснуты в моторный отсек, а третий — в пространство между двигателем и грузопассажирским отсеком.
«Сахариана» оборудовалась шестицилиндровым карбюраторным мотором FIAT-SPA ABM 2, весившим 430 кг и развивавшим мощность 88 л.с. Скорость по шоссе достигала 84 км/ч, по пересечённой местности — 50 км/ч.
Автомобиль комплектовался «пустынными» шинами фирмы Pirelli — марки Libia или Libia Rinforzato размером 9,75×2''. В метрополии и на Восточном фронте использовались «европейские» шины Artiglio (9×24'') или Artiglio a Sezione Maggiorata (11,5×24'').
Изначально AS 42 проектировался без стационарного вооружения, но по настоянию военных в центре грузопассажирского отсека предусмотрели возможность монтажа тумбовой установки. На ней устанавливались различные образцы оружия: 20-мм противотанковое ружьё Soloturn S18-1000 (известное в итальянской армии как Carabina S), 20-мм Breda 20/65 mod. 35 или 47-мм противотанковая пушка Cannone da 47/32 mod. 35. Вспомогательным вооружением являлся 8-мм пулемёт Breda mod. 38 или mod. 39, устанавливавшийся на передней или задней стенках грузопассажирского отсека. На «Сахарианах», попавших в Африку, часто монтировались трофейные британские пулемёты Vickers K.
Каких-либо ящиков или креплений для боекомплекта на AS 42 не предусматривалось. Снаряды и патроны грузились в ящиках, практически «навалом». Этот недостаток устранили в модификации AS 42 Metropolitana (иначе — AS 42 tipo II), появившейся в 1943 году. На таких машинах вдоль бортов вместо верхнего ряда канистр разместили ящики для боеприпасов. Запас хода уменьшился примерно до 1300 км, но для действий в метрополии это не имело решающего значения. «Метрополитаны» не вооружались противотанковыми ружьями — использовались лишь 20-мм зенитки или 47-мм противотанковые пушки.
Служба и боевое применение
В течение сентября-ноября 1942 года итальянская армия получила 140 «Сахариан». В армии они официально числились «грузовичками» — camionette. Последующие поставки приостановились из-за бомбардировок предприятия в Турине, выпускавшего эти автомобили. В ноябре первые восемь AS 42 прибыли в Северную Африку, поступив в состав Сахарской группы (Raggrupamento Sahariano). К 1 января 1943 года группа располагала 18 «Сахарианами», отлично зарекомендовавшими себя в ходе прикрытия отступления войск Оси в Тунис. Началось формирование четырёх рот AS 42 (Сompagnia Аrditi Сamionettisti) — 103-й, 112-й, 113-й и 123-й — штатной численностью 24 «Сахарианы» в каждой. Однако в боевых действиях в Тунисе успела принять участие лишь 103-я рота, лишившаяся всех своих машин и капитулировавшая вместе с остатками войск Оси в мае 1943 года.
Остальные три роты образовали 2-й батальон 10-го полка ардити. 113-я рота, располагавшая 18 «Сахарианами», в июле-августе 1943 года участвовала в обороне Сицилии. В частности, в бою у моста Примасоле в ночь с 14 на 15 июля участвовали шесть машин 113-й роты, четыре из которых были потеряны. Тем не менее, общие потери роты оказались меньшими, чем можно было ожидать — на материк она эвакуировалась с 13 «Сахарианами».
Летом 1943 года армия получила около полусотни машин AS 42 tipo II. Первой частью, укомплектованной «Метрополитанами», стал Мотоштурмовой батальон (Battaglione d'Assalto Motorizzato), сформированный 15 августа на основе эвакуированных из Северной Африки формирований «А» — то есть арабов на итальянской службе. Батальон состоял из роты «грузовичков», двух штурмовых рот и одной запасной; на вооружении состояли, среди прочего, 24 «Метрополитаны» и 16 автомобилей FIAT-SPA AS 43. Последние также представляли собой вариант пустынного рейдового автомобиля на шасси SPA AS 37, но, в отличие от AS 42, в Африку попасть не успели. Батальон был размещён в окрестностях Рима и принял участие в попытке обороны города от вчерашних союзников после объявления о капитуляции 8 сентября 1943 года. В частности, рота «грузовичков» была развёрнута на улице 20-го сентября, взяв под охрану Военное министерство. 9 сентября рота участвовала в бою у ворот Сан-Паоло, понеся значительные потери (среди погибших был и командир роты). Когда же на следующий день защитники Рима капитулировали, Мотоштурмовой батальон прекратил своё существование.
Капитуляцию Италии и переход её правительства на сторону антигитлеровской коалиции положительно восприняли далеко не все военнослужащие. Значительная их часть считала своим долгом продолжение борьбы на стороне Третьего рейха. Ещё до провозглашения Итальянской социальной республики они формировали различные добровольческие подразделения. Одно из них возглавил Паоло Парис, капитан 2-го батальона 10-го полка ардити. Собрав 46 единомышленников из числа «камионетчиков», он быстро довёл численность своего подразделения до трёх сотен (главным образом, за счёт солдат и офицеров парашютной дивизии «Циклоне» и танковой «Джованни Фашисти»). Группа Париса (Gruppo Italiano Arditi Camionettisti) находилась в подчинении немецкой 2-й парашютной дивизии. В сентябре-октябре 1943 года она прошла подготовку в горах Альбанс, а в ноябре вместе с дивизией отправилась на Восточный фронт. С собой итальянцы везли и «камионетты» AS 42 «Метрополитана» — от 6 до 9 штук.
С середины декабря 1943 и до марта 1944 года 2-я парашютная дивизия держала оборону в районе Кировограда. «Камионетчики» Париса были разделены на четыре группы и приданы немецким парашютным ротам в качестве разведывательных подразделений. В начале 1944 года они сменили итальянские мундиры на немецкие, но перешили на них итальянские знаки различия. В марте 1944 года 2-й парашютной дивизии во избежание окружения пришлось отойти за Южный Буг. Считается, что во время этого отступления были потеряны последние «Метрополитаны», тем не менее, существуют фотографии AS 42, сделанные позднее в Латвии.
Ещё одним формированием, использовавшим «Метрополитаны», стала Итальянская африканская полиция (Polizia dell’Africa Italiana — PAI), точнее, её часть, сумевшая эвакуироваться в метрополию. Она вошла в состав Национальной республиканской гварди (Guardia Nazionale Repubblicana — GNR). В октябре 1943 года PAI передали десять машин AS 42 tipo II, ранее принадлежавших Мотоштурмовому батальону. Итальянская африканская полиция дислоцировалась в Риме и занималась охраной общественного порядка.
Около двух десятков AS 42 tipo II и AS 43 получил батальон «Барбариго» из 10-й флотилии MAS, сражавшийся против американцев у Неттуно. Вероятно, последним боевым эпизодом с участием AS 42 стала оборона завода в Турине, выпускавшего эти машины. Две «Метрополитаны», получившие дополнительное бронирование в виде надставок на борта, 25 апреля 1945 года участвовали в обороне предприятия от немецких частей, пытавшихся его разрушить. 6 мая одна из этих машин (вместе со стандартной AS 42 tipo II) участвовала в партизанском параде.
После окончания боевых действий семь AS 42 передали итальянской полиции. В январе 1946 года для этого же потребителя завод выпустил ещё некоторое количество AS 42 tipo II. Полицейские «Метрополитаны» служили в 11-м и 20-м мобильных отрядах до 1956 года. Получив стандартную полицейскую окраску (в те времена итальянская полиция красила свои автомобили в красный свет) и прочие необходимые атрибуты, вроде сирен и радиостанций, они имели отнюдь не «полицейское» вооружение — 20-мм зенитку и пару пулемётов.
Собственная масса, кг |
4500 |
---|---|
Полная масса, кг |
6500 |
Длина, мм |
5626 |
Ширина, мм |
3200 |
Высота по тенту, мм |
1800 |
Клиренс, мм |
380 |
Мощность двигателя, л.с. |
88 |
Скорость по шоссе/по пересечённой местности, км/ч |
84/50 |
Запас хода по шоссе (с учётом дополнительных канистр), км |
535 (2000) |
Литература:
- Pignato N. Gli Autoveicoli del Regio Esercito nella Seconda Guerra Mondiale. Storia Militare, 1998
- Pignato N. Le Autocarrette del Regio Esercito. GMT, 2000
- army1914-1945.org.pl
- tanks-encyclopedia.com
- italie1935-45.com
Комментарии к данной статье отключены.