На этот факт редко обращают внимание, но единственной страной, чья артиллерия уже к началу Второй мировой войны полностью перешла на механическую тягу, являлась Великобритания. Более того, накануне войны началась смена поколений британских тягачей — устаревшие гусеничные и колёсные машины заменялись новыми двухосными полноприводными автомобилями. Наиболее массовым среди них стал С8 «Квад», созданный фирмой «Моррис Коммёршиэл».
Одним из наиболее приметных британских автомобилей Второй мировой войны был артиллерийский тягач С8 «Квад», за свой внешний вид прозванный солдатами «Майским жуком». Его история началась в 1937 году, когда Военное министерство сформулировало требования к машине, призванной заменить гусеничные тягачи «Лайт Дрэгон» и колёсные (трёхосные неполноприводные) «Моррис» CDSW. Новый тягач представлялся как двухосная полноприводная короткобазая машина с металлическим кузовом. Крыша машины должна была иметь наклонные скаты для облегчения спецобработки в случае применения противником химического оружия. Главным предназначением тягача являлась буксировка 25-фунтового орудия с передком. На крыше машины должен был транспортироваться поворотный круг к орудию, а в кузове — 24 осколочно-фугасных и 8 бронебойных снарядов, ЗИП к орудию и его расчёт из шести человек.
Конструкция
Проектируя тягач, конструкторы фирмы «Моррис Коммёршиэл» взяли за основу производившийся с 1934 года неполноприводный армейский 0,75-т грузовик CS8. Его колёсную базу удлинили (впрочем, совсем немного — всего на один дюйм), установили передний ведущий мост и новый двигатель мощностью 70 л.с. (вместо 64-сильного). Естественно, в соответствии с требованиями заказчика установили цельнометаллический закрытый кузов. За коротким капотом размещалась кабина водителя, совмещённая с отсеком для орудийного расчёта (всего машина вмещала восемь человек). С каждого борта имелась одна широкая дверца, а в крыше — люк. В кормовой части кузова располагались стеллажи для боекомплекта. В кузове имелось множество различных ящиков и ниш, служивших для размещения различных принадлежностей.
На тягаче, получившем обозначение С8 «Квад» (Quad — «Квадрат») установили четырёхцилиндровый нижнеклапанный карбюраторный двигатель «Моррис» ЕН рабочим объёмом 3,52 л. Коробка передач — пятиступенчатая (пять передач вперёд и одна назад). Автомобиль имел постоянный полный привод и оборудовался лебёдкой тяговым усилием 4 тс с выдачей троса назад.
«Квад» комплектовался односкатными 20-дюймовыми колёсами. Дорожный просвет был увеличен по сравнению с моделью CS8 с 241 до 292 мм. Гидравлическую тормозную систему взяли от 0,4-т армейского пикапа PU8.
Производство и модификации
Заказ на производство 1000 тягачей С8 «Квад» был выдан 29 ноября 1939 года, а уже в следующем месяце начался серийный выпуск. Машин первой модификации Mk I (Field Artillery Tractor 1, или же FAT1) изготовили лишь две сотни, перейдя к выпуску варианта Mk II. Почему же потребовалось срочно модифицировать только что принятый на вооружение тягач? Причина оказалась столь же простой, сколь и предсказуемой: на «Кваде» почему-то изменили стандартное расположение педалей газа, поменяв местами газ и тормоз. Поэтому на «двойке» вернулись к традиционному расположению педалей: газ — справа, тормоз — слева. Попутно доработали конструкцию буксирного приспособления и внесли ряд других мелких изменений.
Вариант С8 Mk II был растиражирован почти в четырёх тысячах экземпляров (точнее — 3954). Большинство из них имели дополнительное обозначение FAT1, указывающее на то, что кузов этих машин аналогичен варианту Mk I. Машины последних серий (около тысячи экземпляров), отличающиеся дополнительными окнами в бортах, обозначались FAT2.
Наиболее массовым вариантом «Квада» стал Mk III FAT3. Таких машин выпустили 5978. От прежних вариантов «тройка» отличалась возможностью отключения привода передней оси. Постоянный полный привод сохранялся лишь на первой и задней передачах; начиная со второй передачи переднюю ось можно было отключить. Кроме того, применили колёса уменьшенного диаметра (16 дюймов), что положительно сказалось на управляемости машины. Наконец, переделке подвергся кузов: жёсткая крыша отсека орудийного расчёта с установленным в ней вентилятором была заменена мягкой брезентовой. Вместо двух фар устанавливалась только одна — левая.
В вышеописанной конфигурации тягачи Mk III выпускались в 1943-1944 годах. В 1944 году машина подверглась серьёзному «тюнингу», сохранив при этом обозначение Mk III FAT3. Под конец войны высокие чины решили, что внешне «Майский жук» слишком уж выделяется на фоне прочих грузовиков, и решили исправить это. «Квад» получил новый кузов, обозначавшийся №5. Он состоял из двухрядной кабины с двумя дверьми с каждой стороны и грузопассажирского отсека с откидным задним бортом, напоминавшего грузовую платформу обычного бортового грузовика. Над отсеком на П-образных дугах натягивался брезентовый тент. «Квад» лишился наиболее характерной черты своего внешнего облика — скошенной задней части крыши. Теперь он действительно напоминал обычный грузовик. В таком исполнении выпустили примерно треть тягачей С8 Mk III.
В очень небольшом количестве (вероятно, несколько десятков экземпляров) выпустили тягач С8/АТ Mk III, предназначавшийся для противотанковой артиллерии воздушно-десантных войск. Он был полностью лишён кабины, грузопассажирского отсека с тентом, ящиков для снаряжения и фактически представлял собой открытую платформу на колёсах. Столь радикальная переделка понадобилась для того, чтобы тягач вместе с 17-фунтовой противотанковой пушкой и расчётом поместился в десантный планер «Гамилькар». Боекомплект, перевозимый на тягаче, состоял из 30 снарядов — 20 обычных бронебойных и 10 подкалиберных.
На базе тягача С8 выпускались и автомобили общего назначения С8 GS с двухместной тентованной кабиной и бортовой грузовой платформой (также с тентом). Таким образом, круг замкнулся — тягач, созданный на основе пикапа, в свою очередь, послужил базой для грузовичка.
Служба
В британской армии тягачи «Квад» поступали, прежде всего, в полки, вооружённые 18/25-фунтовыми и 25-фунтовыми пушками-гаубицами — собственно, под артсистемы именно такой категории и проектировался тягач. Штат артиллерийского полка предусматривал наличие 24 орудий в трёх восьмиорудийных батареях. К ним полагалось 36 «Квадов»: 24 буксировали орудия с передками, а ещё 12 — по два передка с дополнительным боекомплектом.
«Квады» справлялись и с более тяжёлыми 4,5-дюймовыми гаубицами. Когда в июне 1940 года США передали Великобритании крупную партию 75-мм полевых пушек, «Квады» стали таскать и их. Наконец, С8 применялись в полках противотанковой артиллерии — для буксировки 6-фунтовых и 17-фунтовых орудий, а также 17/25-фунтовых пушек, представлявших собой ствол 17-фунтового орудия, наложенный на лафет 25-фунтовой пушки-гаубицы. Как правило, такие орудия буксировались со штатными передками 25-фунтовок, а вот для «чистых» 17-фунтовок передки не требовались. Вообще же 17-фунтовое орудие было тяжеловато для «Квадов» — оно весило свыше трёх тонн, а согласно паспортным данным, максимальная масса буксируемого прицепа тягачом этого типа составляла 2400 кг.
Карьера подавляющего большинства тягачей С8 Mk I оказалась очень короткой — она закончилась в мае-июне 1940 года на полях Фландрии и пляжах Дюнкерка. «Двойки» активно участвовали в боях в Северной Африке, а в Италии и Франции к ним присоединились тягачи С8 Mk III.
Особо следует упомянуть участие С8/АТ Mk III в операции «Маркет Гарден» в сентябре 1944 года. Перед её началом в состав 1-й и 2-й воздушно-десантных батарей 1-й воздушно-десантной дивизии ввели для усиления 17-фунтовые пушки с тягачами С8/АТ Mk III. Теперь каждая батарея состояла из трёх взводов 6-фунтовок (по шесть орудий) и двух — 17-фунтовок (по четыре). Опыт применения тяжёлых и крупногабаритных орудий в воздушном десанте оказался отрицательным — «Квады» не могли маневрировать под обстрелом, а 17-фунтовки были слишком тяжёлыми для перемещения их силами расчёта.
После окончания Второй мировой войны «Квадам» довелось принять участие в ряде колониальных конфликтов. В частности, британцы использовали эти тягачи в Малайе, а голландцы — в Ост-Индии. В Великобритании остававшиеся в строю тягачи С8 в начале 50-х годов подверглись модернизации. Окончательно их сняли с вооружения в 1959 году, заменив трёхтонными автомобилями «Бэдфорд» RL и «Форд» 4Е с кузовами «Коммер».
«Моррис Коммёршиэл» С8 являлся типичным представителем целого семейства британских лёгких артиллерийских тягачей времён Второй мировой войны. Чуть раньше на вооружение поступил «Квад Энт» фирмы «Гай» — более компактный по сравнению с С8, с 60-сильным двигателем. Он был менее распространённым, чем С8 — всего выпустили 3878 «Квад-Энтов». Фирма «Кэрриер» изготовила для индийской армии 520 тягачей КТ4 «Спайдер».
Производителей из метрополии оставили далеко позади канадские заводы. Взяв за основу стандартные 0,75-тонные грузовики СМР (Canadian Military Pattern), они выпустили в общей сложности 22 891 экземпляр артиллерийских тягачей «Шевроле» S440 CGT (Chevrolet Gun Tractor) и «Форд» С2910 FGT (Ford Gun Tractor). Все перечисленные машины являлись двухосными короткобазыми полноприводными автомобилями со специальными закрытыми кузовами. Канадские «Квады» в 1944 году получили двух- или четырёхдверные кузова, подобные кузову №5 тягача С8 Mk III.
Тягач С8 «Квад» отличался продуманной конструкцией, позволявшей разместить расчёт орудия, боеприпасы и различное имущество. В эксплуатации он был прост и неприхотлив, однако мощность 70-сильного двигателя во многих случаях оказывалась недостаточной.
Длина, мм |
4500 |
---|---|
Ширина, мм |
2290 |
Высота, мм |
2410 |
Колёсная база, мм |
2515 |
Клиренс, мм |
290 |
Собственная масса, кг |
3402-3640 |
Полная масса, кг |
5700 |
Мощность двигателя, л.с. |
70 |
Запас топлива, л |
100 |
Максимальная скорость, км/ч |
68 |
Запас хода без прицепа/с прицепом, км |
480/250 |
Литература:
- Edwards H. Morris Commercial Vehicles. Strout: Sutton Publ., 1992
- Henry C. British Anti-tank Artillery 1939-45. Oxford: Osprey Publ., 2004
- Henry C. The 25-pounder Field Gun 1939-72. Oxford: Osprey Publ., 2002
- Ventham P., Fletcher D. Moving the Guns. The Mechanization of the Royal Artillery 1854-1939. London: HMSO, 1990
- Кочнев Е.Д. Военные автомобили союзников. М.: Яуза; Эксмо, 2010
Комментарии к данной статье отключены.