За свою относительно недолгую для крейсера боевую службу (чуть более 13 лет) «Лейпциг» трижды исключался из состава флота и уже на восьмом году службы был переведён в разряд учебных кораблей. Фактически крейсер оказался ненужным во время Второй мировой войны, а появление подобных кораблей в немецком флоте можно объяснить инерцией мышления тогдашних флотоводцев, прошедших Первую мировую войну
Лёгкий крейсер «Лейпциг» вместе с крейсером «Нюрнберг» принадлежали к серии германских крейсеров типа «Е», представлявшей собой следующий этап развития крейсеров серии «К» – эталонных боевых кораблей середины 1920-х годов. Крейсер, получивший литерное обозначение Kreuzer «E» и условное название «Ersatz Amasone» (нем. – «замена «Амазонки»), обусловленное политическими целями (Германия старалась представить постройку нового корабля как замену крейсера «Амазонка», остававшегося в составе флота со времен Первой мировой войны), был заложен на стапеле Военно-морской верфи в Вильгельмсхафене 16 апреля (по другим данным – 14 апреля) 1928 года. 18 октября 1929 года (в очередную годовщину Битвы народов под Лейпцигом) крейсер спустили на воду и назвали «Лейпцигом»
Технические характеристики
В ходе своей относительно непродолжительной службы крейсер неоднократно модернизировался, что привело к разнице в данных о его тактико-технических характеристиках в различных источниках. Данные о геометрических размерах и эксплуатационных характеристиках крейсера, приводимые в различных источниках, отличаются незначительно:
Источник информации |
«Справочник корабельного состава военно-морских флотов мира. 1944 год» (Военмориздат СССР) |
Сергей Патянин «Кригсмарине. Военно-морской флот Третьего рейха» |
---|---|---|
Стандартное водоизмещение, тонн |
6000 |
6515 |
Полное водоизмещение, тонн |
8000 |
8250 |
Длина, м |
176,8 |
166,8 |
Ширина, м |
16,5 |
16,3 |
Осадка, м |
4,9 |
4,9–5,7 |
Силовая установка крейсера существенно отличалась от устанавливавшихся на предыдущих крейсерах. Корабль был спроектирован трёхвальным и имел две силовые установки: основную и установку экономичного хода. Основная силовая установка состояла из двух турбин суммарной мощностью 60 000 л.с. и шести котлов. Установка экономичного хода носила экспериментальный характер (в её составе впервые в истории немецкого кораблестроения были использованы дизельные двигатели), состояла из четырёх дизелей MAN суммарной мощностью 12 600 л.с. и была смонтирована на среднем валу (при подключении турбин средний вал разобщался с дизелями). Силовые установки обеспечивали «Лейпцигу» максимальную скорость хода в 32 узла или экономичную скорость в 16,5 узлов.
Данные о дальности хода корабля и численности его экипажа довольно противоречивы. Вероятнее всего, приводимые данные относятся к различным периодам службы корабля.
Источник информации |
«Справочник корабельного состава военно-морских флотов мира. 1944 год» (Военмориздат СССР) |
Сергей Патянин «Кригсмарине. Военно-морской флот Третьего рейха» |
---|---|---|
Дальность хода |
7000 миль при скорости в 14,5 узлов |
3750 миль при скорости в 15 узлов или 2980 миль при скорости в 21 узел |
Экипаж, человек |
615 |
534 |
Система броневой защиты крейсера «Лейпциг» существенно отличалась от систем защиты его предшественников. При проектировании крейсера конструкторы вернулись к так называемой системе «пояс+скос». Главный броневой пояс имел угол наклона 18 градусов, с заметным уменьшением толщины брони от середины пояса к корме и носу. Броневая палуба в середине корабля была плоской, а к бортам закруглялась и соприкасалась с нижней кромкой пояса. Протяжённость броневой цитадели составляла около 70% от общей длины корабля, при этом на крейсере «Лейпциг» впервые была применена улучшенная броня марки Wh. Данные о толщине брони в современных источниках и справочниках времён Второй мировой войны также несколько разнятся:
Источник информации |
«Справочник корабельного состава военно-морских флотов мира. 1944 год» (Военмориздат СССР) |
Сергей Патянин «Кригсмарине. Военно-морской флот Третьего рейха» |
---|---|---|
главный пояс |
76–100 |
20–50 |
палуба |
15–25 |
20–25 |
траверсы |
нет данных |
70 |
башни главного калибра |
50 |
20–30 |
боевая рубка |
76 |
30–100 |
Источники времён войны вообще имели тенденцию к завышению толщины брони главного пояса и занижению толщины брони башен и боевых рубок. Можно предположить, что подобная тенденция могла быть результатом дезинформации со стороны немецкой разведки.
Артиллерийское вооружение
Артиллерийское вооружение крупных немецких надводных кораблей, строившихся после прихода Гитлера к власти, было организовано прогрессивным способом и состояло из артиллерии главного калибра, размещённой в башнях, универсальной артиллерии среднего калибра и зенитных автоматов. Данные о составе артиллерийского вооружения «Лейпцига» в различных источниках практически идентичны. Артиллерия главного калибра состояла из девяти орудий калибра 150 мм (длина ствола – 55 калибров, дальность стрельбы – 120 кабельтовых, масса снаряда – 45,3 кг, скорострельность – 10 выстрелов в минуту), установленных в трёх трёхорудийных башнях, одна из которых располагалась на носу, а две – на корме корабля, что позволяло обеспечивать одновременный бортовой залп всеми орудиями. В процессе эксплуатации состав зенитного артиллерийского вооружения «Лейпцига» неоднократно изменялся. Первоначально на крейсере были установлены четыре одинарных зенитных орудия калибра 88 мм. Однако опыт их эксплуатации и развитие авиации потребовали усиления ПВО. В 1936 году на «Лейпциге» установили 88-мм орудия системы С32 – первоначально смонтировали две, а затем добавили ещё одну двухорудийную установку. На аналогичном крейсере «Нюрнберг» установили четыре двухорудийные установки, что приводит к ошибочному указанию рядом источников восьми орудий калибра 88 мм в составе вооружения «Лейпцига». В результате модернизаций зенитная артиллерия крейсера стала состоять из шести универсальных орудий калибра 88 мм (длина ствола – 76 калибров, дальность стрельбы – 94 кабельтовых, масса снаряда – 9 кг), восьми зенитных автоматов (четыре спаренных установки) калибра 37 мм (длина ствола – 83 калибра, дальность стрельбы – 46,5 кабельтовых, масса снаряда – 0,745 кг, скорострельность – 50 выстрелов в минуту) и четырёх зенитных автоматов калибра 20 мм (длина ствола – 65 калибров, масса снаряда – 0,15 кг, скорострельность – 150–160 выстрелов в минуту). Универсальные орудия (расположенные треугольником в кормовой части) и зенитные автоматы (располагались по периметру) обеспечивали практически круговой перекрёстный огонь, при этом единственной уязвимой зоной был нос корабля, но воздушная атака из этой зоны считалась маловероятной. Летом 1943 года на крейсере была установлена радиолокационная станция FuMO-22.
Минно-торпедное вооружение
Первоначально «Лейпциг» вооружили двенадцатью 500-мм торпедными аппаратами (4 трехтрубных установки, по две на каждый борт). После перехода немецкого флота на новый калибр торпедных аппаратов вместо 500-мм установили такое же количество 533-мм торпедных аппаратов. Однако последующий боевой опыт немецких кораблей показал, что острой необходимости в подобном вооружении нет. В марте 1941 года с крейсера сняли два трёхтрубных торпедных аппарата и установили их на линкоре «Гнейзенау», а к 1944 году демонтировали и оставшиеся два аппарата. Лёгкие крейсеры изначально рассматривались немецкими адмиралами как универсальные корабли, поэтому для использования «Лейпцига» в качестве минного заградителя была предусмотрена возможность принятия на борт 120 мин.
Авиация
В 30-х годах в ВМС ведущих стран мира существовала мода на морские самолёты-корректировщики. Не миновала эта мода и Германию: после отмены ограничений Версальского договора в стране усиленно создавалась военная авиация, поэтому в декабре 1935 года «Лейпциг» получил авиационное вооружение, состоявшее из катапульты и крана для подъёма самолётов, располагавшихся около дымовой трубы. По штату авиагруппа корабля включала два гидросамолёта. Сначала на крейсере базировались бипланы Не-60С, а затем на вооружение крейсера поступили гидросамолёты Ar-196.
Боевая служба
Испытания «Лейпцига» начались 8 октября 1931 года и проводились в Северном и Балтийском морях. В целом они прошли успешно, и 18 декабря крейсер вернулся на «родную» верфь для устранения замечаний приёмной комиссии. К 12 февраля 1932 года работы были завершены, корабль прошёл испытания и приступил к боевой подготовке. 18 августа того же года крейсер зачислили в состав разведывательных сил флота. В мирное время «Лейпциг» как символ возрождающегося немецкого военно-морского флота участвовал в торжествах по случаю памятных дат и спусков на воду новых кораблей, а также занимался демонстрацией флага, посещая иностранные порты.
Особняком стоит участие крейсера в гражданской войне в Испании. В ходе войны крейсеры «Лейпциг» и «Кёльн», сменяя друг друга, несли патрульную службу у побережья Испании, обеспечивая контроль транспортных потоков, сопровождая суда, следовавшие в порты франкистов, а также собирая информацию о судах, следующих в порты, контролируемые республиканцами. 15 и 18 июня 1937 года крейсер «Лейпциг» был атакован неизвестными подводными лодками. Большинство историков считают, что эти атаки были проведены подводной лодкой испанских республиканцев – возможно, под руководством советского специалиста. Упоминание этого факта в советских источниках отсутствует, что подтверждает вероятность случайной атаки крейсера подводной лодкой франкистов или итальянцев. В результате этой атаки крейсер повреждений не получил. В процессе эксплуатации «Лейпцига» командование кригсмарине столкнулось с невозможностью использовать его по прямому назначению. Использование крейсера в качестве разведчика для эскадры было невозможно по причине отсутствия самой эскадры. Атаки же вражеских океанских конвоев, как показал опыт Первой мировой войны, не представлялись возможными без наличия военно-морских баз за рубежом, поэтому использование крейсера для атак на океанские конвои исключалось. Весь 1938 год экипаж крейсера провёл, отрабатывая навыки по выполнению альтернативных боевых задач, таких как постановка мин и использование корабля в качестве базы для эскадренных миноносцев (производились опыты по перегрузке топлива в открытом море).
23 марта 1939 года «Лейпциг» в составе эскадры принял участие в присоединении к Германии города Мемеля (ныне Клайпеда), в ходе Польской кампании участвовал в блокаде побережья Польши, а в ночь с 19 на 20 сентября 1939 года – был флагманом миннозаградительного соединения, устанавливавшего заграждение «Марта-4» (часть оборонительного минного заграждения Westwall («Западный вал»), прикрывавшего подходы к Гельголандской бухте и побережью Германии).
В период с 18 ноября по 13 декабря 1939 года крейсер «Лейпциг» являлся флагманом соединения разведывательных сил, которое сначала прикрывало уход шедших в Атлантику линкоров «Шарнхорст» и «Гнейзенау», а с 22 ноября приступило к поиску вражеских и нейтральных судов с контрабандой – сначала в Северном море, а затем и в Балтийских проливах.
13 декабря 1939 года в 11 ч 25 мин крейсер был торпедирован британской подводной лодкой «Сэлмон». Взрыв прогремел около 89-го шпангоута, в результате чего корпус получил пробоину – 13 метров в длину и 5–6 метров в высоту, что привело к затоплению котельных отделений №2 и №1. Также вышли из строя оба гирокомпаса, дальномер, отказало рулевое управление. «Лейпциг» стоял с креном в 8 градусов на левый борт, его положение было критическим (корабль принял 1700 тонн воды), но не безнадёжным (из-за удачного деления корпуса на отсеки). В 12 ч 25 мин команде корабля удалось запустить дизель, и повреждённый крейсер пошёл на базу Свинемюнде. 14 декабря в 12 ч 30 мин «Лейпциг» и его охранение было атаковано британской подводной лодкой «Урсула» – с лодки был произведён четырёхторпедный залп. Сам крейсер не пострадал, но одна (а возможно, и две) торпеда поразила сторожевой корабль F-9.
После ремонта, в связи с невозможностью использования «Лейпцига» по прямому назначению, 27 февраля 1940 года его исключили из списков флота, но практически сразу приняли решение восстановить его в составе кригсмарине как учебный крейсер. С «Лейпцига» сняли 4 котла (вместо них оборудовали кубрики для курсантов), поэтому скорость хода корабля упала до 24 (по другим данным, до 14) узлов. 1 декабря 1940 года «Лейпциг» вернулся в состав флота и был приписан к артиллерийской и торпедной школам. В апреле 1941 года он привлекался для проведения боевой подготовки линкора «Бисмарк»: участвовал в учениях и артиллерийских стрельбах.
Использование крейсера в Норвежской кампании свелось к его кратковременному участию в переброске войск второго эшелона в уже захваченный Осло в период с 11 июня по 7 июля 1940 года.
В сентябре 1941 года крейсер был включён в состав немецкого Балтийского флота, предназначенного для предотвращения прорыва советских кораблей в нейтральную Швецию. Учитывая низкую скорость корабля, его, скорее всего, предполагалось использовать в качестве плавучей батареи для прикрытия минных заграждений. В дальнейшем «Лейпциг» вместе с крейсером «Эмден», 8-й флотилией эсминцев и 2-й флотилией миноносцев был привлечён к артиллерийской поддержке немецких войск, ведущих бои на Моонзундских островах. Участие крейсера в боях за Моонзундские острова свелось к двум эпизодам: обстрелам 26 и 27 сентября 1941 года позиций советских войск на полуострове Сырвесяар (Сворбе) острова Сааремаа (Эзель). 26 сентября в 6 часов утра немецкие корабли (крейсеры «Лейпциг», «Эмден» и 3 миноносца) впервые обстреляли позиции советских войск и береговую батарею №315. Из-за плохой видимости самолёт-корректировщик использовался только для противолодочного патрулирования, что снизило точность стрельбы. Обстрел продолжался до полудня, после чего немецкие корабли отошли (крейсер «Лейпциг» израсходовал 377 снарядов). Данные об ответном огне батареи №315 отсутствуют. Более драматичным и результативным оказался бой 27 сентября, вошедший в советскую историю как бой в бухте Лыу.
Этот бой, не имевший для кригсмарине большого значения, является одним из наиболее крупных боевых столкновений советской береговой обороны с военными кораблями противника за всю историю её существования. Благодаря этому ход боя описан весьма авторитетными источниками – в частности, такими как:
- Ю. Чернов «Война погасила маяки»;
- А. И. Матвеев «В боях за Моонзунд»;
- С. И. Кабанов «На дальних подступах».
Несмотря на кажущееся обилие информации, история боя в бухте Лыу содержит в себе целый ряд загадок.
Силы сторон
Германия
Первой загадкой боя является состав немецких сил – как это ни странно, но все советские источники называют различный состав немецкой эскадры, участвовавшей в бою:
- Ю. Чернов («Война погасила маяки»): крейсер и 6 эскадренных миноносцев;
- А. И. Матвеев («В боях за Моонзунд»): «вспомогательный крейсер, эскадренный миноносец типа «Ганс Людеман», пять миноносцев типа «Леберехт Маас» и два больших торпедных катера»;
- С. И. Кабанов («На дальних подступах»): вспомогательный крейсер и 6 эсминцев.
Вспомогательный крейсер, упомянутый в книге А. И. Матвеева «В боях за Моонзунд», – это однозначно «Лейпциг», уже официально ставший к тому времени учебным кораблём. С составом же кораблей эскорта ситуация выглядит неоднозначно. Все советские источники говорят о наличии шести эскадренных миноносцев (миноносцы типа «Леберехт Маас» в немецкой номенклатуре обозначаются как «эсминцы типа «1934», так что у Матвеева явная ошибка), что полностью противоречит немецким данным. По немецким данным в состав Балтийского флота кригсмарине в сентябре 1941 года входили: 8-я флотилия эсминцев (эсминцы Z-25, Z-26 и Z-27 типа «1936А») и 2-я флотилия миноносцев (миноносцы Т-2, Т-5, Т-7, Т-8 и Т-11 типа «1935»). Вероятнее всего, с немецкой стороны в бою участвовали крейсер «Лейпциг», один эсминец типа «1936А» водоизмещением 3079 тонн, пять миноносцев (Т-2, Т-5, Т-7, Т-8 и Т-11 типа «1935») водоизмещением 844 тонны и, возможно, два торпедных катера типа «S-26» водоизмещением 112 тонн.
СССР
Советская береговая оборона в районе бухты Лыу состояла из 315-й батареи (командир – капитан Стебель) и батареи 25-А (командир – старший лейтенант Букоткин). Если 315-я батарея представляла собой капитальное сооружение, имевшее на вооружении четыре 180-мм орудия, расположенных в башнях, то батарея 25-А была типичным временным сооружением, имевшим на вооружении одно расположенное на открытой площадке 130-мм орудие (в перспективе планировалась установка ещё двух орудий). Кроме артиллерии советское командование располагало четырьмя торпедными катерами (№67, №83, №111 и №164 под командой лейтенантов Б. П. Ущева, Н. П. Кременского, А. И. Афанасьева и В. Д. Налётова) под общим руководством старшего лейтенанта В. П. Гуманенко.
Бой в бухте Лыу
Картина боя в различных источниках выглядит несколько по-разному, но позволяет составить следующую хронологию событий:
26 сентября 1941 года около 9 часов 20 минут крейсер «Лейпциг» стал на якорь, а шесть (по другим данным – восемь) кораблей эскорта находились к северу от него, прикрывая флагман от возможных атак подводных лодок.
Около 9 часов 25 минут крейсер «Лейпциг» катапультировал самолёт-корректировщик.
Около 9 часов 30 минут «Лейпциг» открыл огонь из главного калибра.
Около 9 часов 35 минут советские батареи №315 и 25-А открыли ответный огонь.
В 9 часов 35 минут четыре советских торпедных катера (№67, №83, №111, №164) вышли из своей базы в бухту Лыу с задачей атаковать лёгкие корабли противника. Во время перехода катера трижды подверглись атакам немецких самолётов.
В 10 часов 25 минут дозорные катеров обнаружили сначала дымы, а затем и силуэты немецких кораблей.
Около 11 часов 10 минут «Лейпциг» снялся с якоря.
Около 11 часов 17 минут крейсер «Лейпциг» открыл огонь по катерам.
Около 11 часов 20 минут по катерам открыли огонь корабли эскорта.
Дальнейшая торпедная атака происходила следующим образом:
- катер №83 поставил дымовую завесу для прикрытия атаки, а затем атаковал торпедой один из миноносцев;
- катер лейтенанта Ущева с дистанции в 5–6 кабельтовых атаковал торпедой крейсер «Лейпциг»;
- катер лейтенанта Ущева атаковал торпедой миноносец;
- катер лейтенанта Афанасьева атаковал крейсер «Лейпциг» двумя торпедами;
- немецкий снаряд попал в таранный отсек катера №83;
- катер лейтенанта Ущева снял экипаж с катера №83 и поджёг судно пулемётным огнём.
Около 11 часов 40 минут торпедные катера прекратили атаку.
В ходе боя крейсер «Лейпциг» израсходовал 153 снаряда, в то время как советскими торпедными катерами было выпущено 5 торпед (три из них – по крейсеру и две – по миноносцам эскорта). По немецким данным, «из-за большого расхода боезапаса и топлива немецкое соединение прекратило выполнение задачи и пошло в Лиепаю». По пути в Лиепаю с немецким ордером произошло довольно странное событие. В 16 часов 27 минут, когда соединение находилось в двадцати милях западнее Вентспилса, сигнальщики немецких кораблей увидели следы торпед, и «Лейпциг» выполнил резкий поворот влево, уклоняясь от торпед. Охранявший его миноносец Т-7 начал преследовать подводную лодку, вскоре к охоте присоединились ещё два миноносца, но обнаружить субмарину им не удалось. В советских архивах отсутствуют какие-либо данные об атаке крейсера «Лейпциг» подводными лодками Балтийского флота. Скорее всего, в атаку выходила подводная лодка «Щ-319» (командир – капитан-лейтенант Н. С. Агашин).
Для историков наибольшей загадкой боя в бухте Лыу стал его исход. Результаты боя каждая из сторон интерпретировала по-своему. По немецким данным в бухте Лыу было потоплено два советских торпедных катера (фактически же был уничтожен лишь один катер – №83). Советские же данные поражают своим разнообразием и порой фантастичностью:
- Газета «Красная Звезда» 30 сентября 1941 года сообщила о потоплении крейсера «Лейпциг»;
- Ю. Чернов («Война погасила маяки»): «Два вражеских эскадренных миноносца потоплены, а ещё один миноносец получил повреждения»;
- А. И. Матвеев («В боях за Моонзунд»): «Крейсер начал тонуть… миноносец переломился пополам»;
- С. И. Кабанов («На дальних подступах»): «Сильно повредили вспомогательный крейсер и два эсминца; третий эсминец, тоже сильно повреждённый, ушёл на буксире».
Немецкие источники отрицают повреждения кораблей кригсмарине. Однозначно можно сказать, что ни один из немецких кораблей не был потоплен. Вопрос о повреждениях эсминца и миноносцев из-за отсутствия информации следует оставить открытым, но следует признать, что повредить или потопить три корабля двумя торпедами невозможно. В то же время ситуация с повреждениями крейсера «Лейпциг» вырисовывается несколько яснее. Точно известно, что с 27 сентября по 20 октября 1941 года крейсер проходил ремонт подводной части в Киле. Столь краткосрочный ремонт может говорить о наличии некоего относительно небольшого повреждения подводной части. По мнению известного специалиста по истории Моонзундской операции 1941 года К. Б. Стрельбицкого, крейсер «Лейпциг» получил повреждения в результате взрыва торпеды, выпущенной советским торпедным катером №67 или №111 (торпеда в цель не попала, но взорвалась, ударившись о грунт).
Конец «карьеры»
После ремонта крейсер «Лейпциг» выполнял функции учебного корабля, в частности служил кораблём-целью во время стрельб миноносцев и эсминцев, а 4 марта 1943 года был исключён из состава флота и с небольшим экипажем переведён в Лиепаю. Однако уже в июле 1943 года было принято решение вновь вернуть крейсер в состав флота, и с 1 августа 1943 года «Лейпциг» служил учебным кораблём для рулевых и штурманов. 14 октября 1944 года произошло столкновение крейсера «Лейпциг» с тяжёлым крейсером «Принц Евгений».
Командующий флотом вице-адмирал Вильгельм Меендсен-Болкен осмотрел повреждения корабля и принял решение исключить «Лейпциг» из списков флота. Фактически «Лейпциг» превратили в несамоходный учебный корабль (пробоину заделали, но котлы в строй не вводились).
Позднее крейсер использовали в качестве неподвижной плавающей батареи (с 11 по 24 марта 1945 года «Лейпциг» обстреливал наступавшие советские войска, израсходовав при этом 896 снарядов). 25 марта он ушёл с рейда Хела на запад, увозя с собой около 500 беженцев и раненых.
Поскольку по условиям Потсдамских соглашений запрещался ремонт и ввод в строй немецких кораблей, имевших повреждения, 11 июля 1946 года в 10 часов 59 минут крейсер «Лейпциг» был подорван и затонул, перевернувшись вверх килем.
За свою относительно недолгую для крейсера боевую службу (чуть более тринадцати лет) «Лейпциг» трижды исключался из состава флота и уже на восьмом году службы был переведён в разряд учебных кораблей. Фактически крейсер оказался ненужным во время Второй мировой войны, а появление подобных кораблей в немецком флоте можно объяснить инерцией мышления тогдашних флотоводцев, прошедших Первую мировую войну. Как говорил бывший Первый лорд британского Адмиралтейства Уинстон Черчилль, «генералы всегда готовятся к прошедшей войне».
Комментарии к данной статье отключены.