Более сорока лет швейцарская фирма «Моваг» производит весьма удачные и пользующиеся спросом на мировом рынке бронетранспортёры «Пиранья». В настоящее время для ряда стран выпускается уже пятое поколение этих машин.
В 1976 году с конвейера завода фирмы «Моваг» в швейцарском Крейцлингене сошёл первый серийный колёсный бронетранспортёр «Пиранья». С того времени выпущено свыше 11 тысяч машин этого семейства, поступивших на вооружение армий двух десятков стран. Помимо Швейцарии, производство таких БТР было налажено в Канаде, США, Великобритании и Чили.
Коммерческий успех «Пираньи» был бы немыслим без её постоянного совершенствования. Следом за первым поколением появились «Пиранья II» и «Пиранья III». А вот с четвёртым поколением вышла осечка — созданная в 2001 году «Пиранья IV» не смогла найти покупателей и осталась в прототипах. Сама же фирма «Моваг» в 2004 году стала частью концерна «Дженерал Дайнемикс», а с 2010 года официально именуется General Dynamics European Land Systems — Mowag (GDELS-Mowag). В этой статье мы ради краткости будем использовать её традиционное название.
Когда провал ведёт к успеху
В 2006 году «Моваг» совместно с британским отделением «Дженерал Дайнемикс» приступил к разработке БТР «Пиранья Эволюшн», предназначенного для участия в конкурсе FRES UV (Future Rapid Effect System Utility Vehicle). Машина переняла основные усовершенствования «Пираньи IV», в том числе противоминную защиту, отвечающую уровню 3a/3b по стандарту STANAG 4569 (днище корпуса выдерживает подрыв на югославской мине TMRP-6 с зарядом массой 5,1 кг). Вместе с тем, появился ряд нововведений: четвёртая управляемая ось, дистанционно управляемая пулемётная установка и открытая архитектура бортовой электроники, облегчающая дальнейшие модернизации. Грузоподъёмность шасси увеличилась до 10 т.
В конкурсе FRES UV конкурентами «Пираньи Эволюшн» стали французский БТР VBCI и немецкий «Боксер». В мае 2008 года Минобороны Великобритании объявило о победе швейцарско-британской бронемашины, однако в декабре программу FRES UV закрыли — стороны не сошлись в цене. Вторую попытку приобрести колёсные БТР британская армия предприняла лишь спустя десять лет, и победителем на этот раз стал «Боксер».
Провал с британским заказом не смутил конструкторов «Мовага», которые продолжили доработку «Пираньи Эволюшн». Главными направлениями совершенствования стали дальнейшее усиление защиты, увеличение грузоподъёмности и полезного объёма, улучшение подвижности. Уже в конце 2009 года был готов прототип «Пиранья Класс 5», впоследствии переименованный в «Пиранью 5». Что же представляет собой эта машина?
«Пиранья 5» имеет несущий сварной корпус из стальной брони с возможностью навески панелей дополнительного бронирования. В такой конфигурации он обеспечивает баллистическую защиту, соответствующую уровню 4, а противоминную — уровню 4a/4b по стандарту STANAG 4569. Производитель декларирует возможность доведения баллистической защиты по желанию заказчика до уровня 5. Машина является полноприводной четырёхосной, с управляемыми первой, второй и четвёртой осями. Благодаря этому радиус разворота «Пираньи 5» составляет всего 15 м (для современных легковых автомобилей он находится в пределах 9-13 м). Гидропневматическая подвеска позволяет регулировать клиренс. Тормозная система — пневматическая двухконтурная, с системой АБС. БТР комплектуется пневматиками «Мишлен» 14.00 R20 XZL.
Моторно-трансмиссионное отделение размещено в правой передней части корпуса. Двигатель и коробка передач исполнены в виде единого блока — «пауэк-пака». На первых образцах «Пираньи 5» устанавливался шестицилиндровый V-образный дизель MTU 6V199 TE21 максимальной мощностью 585 л.с. Впоследствии его заменили на DC13 фирмы «Скания» — также шестицилиндровый и такой же мощности, но с лучшим крутящим моментом (2200 Нм против 2000). Коробка передач в обоих случаях была одинаковой — автоматическая семиступенчатая ZF 7HP902S. Топливные баки общей ёмкостью 450 л расположены в кормовой части корпуса по бокам рампы десантного отделения. БТР оборудован кондиционером, системой защиты от оружия массового поражения и двумя независимыми противопожарными системами (в моторно-трансмиссионном отсеке и обитаемой части корпуса).
Рабочее место водителя находится в левой передней части корпуса. Водитель располагает индивидуальным люком и тремя перископами, средний из которых можно заменить прибором ночного видения. За ним располагается второй член экипажа (командир/стрелок), также имеющий собственный люк и пять перископов. В десантном отделении вдоль бортов установлены десять индивидуальных откидных сидений, снабжённых привязными ремнями. Объём десантного отделения составляет 14,5 куб. м, а в варианте с увеличенной высотой корпуса — 17 куб. м.
«Пиранья 5» в Датском королевстве
Первым заказчиком «Пираний» пятого поколения стали сухопутные войска Дании, подыскивавшие замену не только старым гусеничным БТР М113, но и более современным колёсным машинам «Пиранья III». Условия тендера, объявленного в мае 2011 года, допускали участие как колёсных, так и гусеничных машин. К сравнительным испытаниям, начавшимся в феврале 2013 года и продлившимся почти полгода, были допущены пять машин: гусеничные G5, CV90 «Армадилло» и ASCOD 2, а также колёсные VBCI и «Пиранья 5». В мае 2015 года победителем объявили «Пиранью», а 15 декабря того же года подписали контракт, предусматривавший закупку 309 бронемашин в шести вариантах (БТР, КШМ, самоходный миномёт, БРЭМ, инженерная и медицинская машины).
Сварка первого корпуса «Пираньи 5» для Дании началась на заводе «Моваг» в Крейцлингене в апреле 2016 года. Ввиду большой загруженности этого предприятия окончательную сборку БТР в январе 2017 года перенесли на новый завод в Тегервилене. В мае 2017-го представителям министерства обороны Дании официально передали первую «Пиранью 5», а к концу года к ней присоединилось ещё три. Датские военные сразу же постарались испытать новую «игрушку» в самых разных климатических условиях. Летом 2017 года «Пиранья 5» тестировалась в жарком климате Аризоны (на полигоне Юма), а в конце года — в Северной Норвегии.
Согласно контракту, окончательная сборка 290 БТР должна осуществляться в Дании. Ещё в 2013 году «Моваг» подписал соответствующее соглашение с местной фирмой «Фальк Шмидт», но та в октябре 2017 года обанкротилась. Новым контрагентом стал производитель строительных машин «Гидрема», наладивший сборку «Пираний» на заводе в Стевринге. В 2018 году сухопутные войска получили уже 32 бронемашины (28 БТР, две инженерные и две медицинские). Одновременно продолжались интенсивные войсковые испытания. «Пиранью 5» в варианте БТР официально приняли на вооружение только 27 марта 2019 года.
В армии Дании новые бронемашины поступают, прежде всего, на вооружение 1-й бригады, состоящей из трёх механизированных батальонов, артдивизиона, батальонов управления, инженерного, логистики, а также роты военной полиции. Завершить программу поставок планируется к 2023 году.
Датчане выбрали для своих «Пираний» двигатель «Скания» DC13. Первые БТР вооружались шведской дистанционно управляемой установкой LEMUR с 12,7-мм пулемётом М2НВ, но впоследствии начали монтировать модули «Протектор» норвежской фирмы «Конгсберг». Боевая масса БТР достигает 32 т, а экипаж в датском варианте состоит из трёх человек (плюс девять десантников).
Все остальные варианты «Пираньи 5» (за исключением невооружённой медицинской машины) оборудуются одноместными пулемётными башенками М18 производства датской фирмы SIMA. Самоходный миномёт вооружен 120-мм системой CARDOM 10 разработки израильской фирмы «Элбит» (выпускается в Австрии на предприятии «Элсаит», принадлежащем «Элбиту»). От прежних вариантов CARDOM, используемых, в частности, армиями США и Израиля, она отличается удлинённым стволом (дальность стрельбы доведена до 10 км) и полуавтоматической системой заряжания. В числе 309 машин заказано 15 самоходных миномётов, поставки которых начались в конце 2020 года.
На Балканах
Румыния, так же, как и Дания, уже имеет опыт эксплуатации швейцарских БТР — ранее она закупила 43 «Пираньи III», неплохо зарекомендовавших себя в румынском контингенте в Афганистане. Неудивительно, что подыскивая кандидатуру для более масштабных закупок, румынское правительство вновь обратилось к «Мовагу». 18 января 2018 года был подписан контракт, предусматривавший поставку 227 бронемашин в шести вариантах: БМП, 120-мм самоходного миномёта, КШМ, БРЭМ, медицинской машины и машины радиационно-химической разведки. Новыми машинами предполагалось укомплектовать подразделения Многонациональной бригады «Юго-восток» и 81-й механизированной бригады.
Как и в случае с датским заказом, большинство румынских «Пираний» (190 единиц) предполагалось собрать на местном предприятии — заводе в Бухаресте, принадлежащему концерну ROMARM. Румынские предприятия поставляют и целый ряд других комплектующих: систему предупреждения о лазерном облучении, дымовые гранатомёты, видеокамеры водителя и прочее. Башни UT30MK2 должен был выпускать румынский филиал фирмы «Элбит».
Согласно контракту, к февралю 2019 года Минобороны Румынии должно было получить 36 «Пираний 5»: 30 БТР швейцарского производства и 6 КШМ местной сборки. Первые две машины прибыли из Швейцарии в ноябре 2018-го, но к концу января следующего года удалось поставить лишь восемь БМП — сказались задержки с получением американской экспортной лицензии на 30-мм пушки Mk 44 «Бушмастер II». Испытательные стрельбы на полигоне завершились фиаско, и пришлось потратить немало времени и усилий для доработки системы вооружения. КШМ вооружались вполне работоспособными пулемётными модулями «Элбит» RCWS, но в производстве этих машин проявились другие проблемы: плачевное состояние бухарестского предприятия, потребовавшее значительных инвестиций для «реанимации». В итоге первая партия «Пираний 5» (30 БМП и шесть КШМ) была принята армией только в июле 2020 года. Машины поступили в 26-й пехотный батальон Многонациональной бригады «Юго-восток», ранее эксплуатировавший «Пираньи III». Однако дальнейшее выполнение контракта в ноябре 2020 года было заблокировано решением Европейской комиссии, начавшей расследование возможных нарушений Румынией процедуры государственных закупок.
В 2018 году «Пиранья 5» участвовала в тендере Минобороны Болгарии, искавшего замену архаичным БТР-60ПБ. В октябре 2020 года было объявлено, что швейцарская бронемашина вместе с финским БТР AMV XP вышла в финал конкурса. Однако в марте 2021 года процедуру пришлось прервать: закупочная цена обеих машин превышала финансовые возможности Болгарии, а переговоры о её снижении завершились ничем.
Пиренейский «Драгон»
С 2007 года Минобороны Испании пыталось выбрать подходящий вариант для замены устаревших БТР — гусеничных М113 и колёсных BMR-600. Программа предусматривала закупку 300 машин на первом этапе и ещё 900 — на последующих. Как водится, тендерные процедуры растянулись на долгие годы, и в мае 2015 года состоялась полная «перезагрузка» конкурса на новых условиях. В нём участвовали «Пиранья 5», итальянская «Фреччиа», финская AMV, а также «Боксер» и VBCI. В декабре того же года Минобороны Испании подписало контракт с консорциумом UTE VCR 8×8, предусматривавший создание бронемашины «Драгон» на базе «Пиранья 5». Ведущую роль в консорциуме играла фирма «Санта-Барбара», как и «Моваг», поглощённая концерном «Дженерал Дайнемикс» (General Dynamics European Land Systems — Santa Barbara Sistemas, или же GDELS-SBS). Перед разработчиками поставили задачу добиться как можно большей технологической независимости от GDELS-Mowag. Авторские права на новую бронемашину должны были принадлежать испанскому консорциуму, что облегчало бы дальнейшее развитие конструкции и возможный экспорт.
Контракт, рассчитанный на три года, предусматривал изготовление шести демонстраторов технологии (РТ0 — РТ05), предназначавшихся для отработки ключевых технических решений, в частности, интеграции испанской автоматической коробки передач SW642 (двигатель остался прежним — DC13). За ними последовали пять прототипов:
- D1 (VCR) — базовый вариант БМП с необитаемой башней UT30MK2, выпуск которой наладили по лицензии в Испании под обозначением TIZONA;
- D2 (VCR-PC) — машина командира роты с необитаемой башней «Самсон» Mk II (с 2019 года известной как «Самсон 30») израильской фирмы «Рафаэль»;
- D3 (VCOAV-ACA) — машина передовых артиллерийских наблюдателей с дистанционно управляемым модулем «Гардиан» 2.0 испанского производства и телескопической мачтой со стабилизированной электронно-оптической головкой;
- D4 (VCR-VEC PC Sc) — БРМ с обитаемой башней HITFIST итальянской фирмы «ОТО Мелара»;
- D5 (VCR-ZAP) — инженерный БТР с навесным бульдозерным оборудованием и дистанционно управляемым модулем «Мини Самсон».
Основным вооружением для всех трёх тяжёлых башенных систем являлась 30-мм пушка Mk 44 «Бушмастер II», а лёгкие модули комплектовались 12,7-мм пулемётом М2НВ. С модулями TIZONA и «Самсон 30» могут быть интегрированы ПТУР «Спайк» LR.
Впоследствии заказ расширили за счёт шестой машины MTR (Mobile Test Rig), предназначенной для интенсивных ходовых испытаний. Предполагалось, что в декабре 2019 года будет подписан контракт на поставку 348 «Драгонов». Но доводка и испытания прототипов затягивались. В итоге контракт подписали лишь 25 августа 2020 года. Он предусматривает поставку в течение 2022-2025 годов 348 бронемашин в пяти вариантах: БМП (179), БРМ (58), инженерной машины (49), КШМ батальонного уровня (14) и машины передовых артиллерийских наблюдателей (8). На перспективу запланировано приобретение ещё двух крупных партий «Драгонов»: 365 экземпляров в 2026-2030 годах и 285 — в 2031-2035 годах. Таким образом, согласно текущим планам Минобороны Испании, предполагается приобретение в общей сложности 998 бронемашин семейства «Драгон».
Швейцарский вариант
В отличие от других европейских покупателей, армия Швейцарии приобрела «Пираньи 5» лишь в одном варианте — самоходного миномёта. Программа их закупок была инициирована в сентябре 2016 года и имела целью компенсировать отсутствие боевых машин этого класса: в 2009 году армия списала без замены самоходные миномёты Minenwerferpanzer 64/91 (БТР М113А1 со 120-мм миномётами). Предполагалась поставка 32 самоходных миномётов Mörser 16 (на шасси «Пиранья 5»), 12 транспортёров боеприпасов (грузовиков с бронированными кабинами), а также модернизация 16 КШМ Kommandopanzer 93/99 (на базе «Пиранья II»).
В качестве основного вооружения для Mörser 16 выбрали миномётную систему «Кобра», разрабатываемую в инициативном порядке фирмой RUAG. Миномёт с максимальной дальностью стрельбы 9 км приспособлен для ведения огня не только обычными боеприпасами, но и управляемыми минами «Стрикс». Система снабжена полуавтоматическим механизмом заряжания (максимальная кратковременная скорострельность — 12 выстр./мин, длительная — 4 выстр./мин) и баллистическим вычислителем, а её масса составляет 1350 кг. Дополнительно самоходный миномёт вооружён модулем «Протектор» М151-СН-13 с 12,7-мм пулемётом М2НВ. Экипаж машины состоит из четырёх человек: водителя, командира/наводчика и двух заряжающих.
Доводка самоходного миномёта сопровождалась многочисленными проблемами. Некоторые из них весьма типичны и для оборонпрома постсоветских государств. Например, в один прекрасный момент руководство RUAG обнаружило, что дорабатывать «Кобру» буквально некому: все опытные специалисты ушли на пенсию, а молодёжь не пришла. Ряд требований техзадания удовлетворить так и не удалось. Например, из-за недостаточной ширины боевого отделения и значительных габаритов механизма заряжания пришлось отказаться от кругового обстрела: угол горизонтальной наводки ограничен 60º вправо и влево от продольной оси машины. Окончательный контракт на производство 32 Mörser 16 подписали лишь в январе 2021 года, а поставки серийных самоходных миномётов начнутся аж в 2024 году.
Итак, все четыре европейских заказчика, купивших «Пираньи 5», получат свои боевые машины со значительными задержками — практически всегда они обусловлены требованиями интеграции дополнительного оборудования или локализации производства. За пределы Европы «Пиранья 5» продана пока только в одну страну — Ботсвану, заказавшую в 2016 году 45 машин с башнями UT30MK2. Контракт был реализован в 2020-2021 годах.
Масса пустой машины, т |
18,5 |
---|---|
Максимальная грузоподъёмность, т |
14,5 |
Максимальная боевая масса, т |
33 |
Экипаж/десант, человек |
2-3/9-10 |
Размеры, мм: |
|
длина высота по крыше корпуса ширина |
8000 2340 3000 |
Мощность двигателя, л.с. |
585 |
Максимальная скорость по шоссе, км/ч |
100 |
Запас хода, км |
700 |
Преодолеваемые препятствия, м: |
|
ширина рва высота стенки глубина брода |
2,2 0,75 1,5 |
Литература:
- army-guide.com
- armyrecognition.com
- army-technology.com
- edrmagazine.eu
- forsvaret.dk
- gdels.com
Комментарии к данной статье отключены.