10 мая 1940 года, в первый же день Французской кампании, три бомбардировщика «Хейнкель» He 111 из 51-й бомбардировочной эскадры люфтваффе «Эдельвейс» вылетели с авиабазы Ландсберг-Лех в Баварии. Их главной целью был французский Дижон, а запасной — аэродром Доль-Юра в 43 км к юго-востоку от него. Из-за сильной облачности и навигационных ошибок до целей бомбардировщики так и не добрались. Тем не менее, штурманы были уверены, что пересекли Рейн и находятся на территории Франции, а показавшийся внизу город приняли за Кольмар, расположенный вблизи французско-немецкой границы. Решив, что Кольмар ничем не хуже Дижона, экипажи приступили к выполнению задания. В действительности это был Фрайбург на юго-западе Германии. Расчёты ПВО города опознали самолёты как немецкие и не подняли тревогу. Как оказалось, зря: «Хейнкели» сбросили на город 69 бомб, которые убили 57 человек, в том числе 20 детей.
Немецкое командование попыталось скрыть этот досадный инцидент и обвинило в нападении французов и англичан. Такая трактовка события широко разошлась в прессе и послужила моральным оправданием для воздушных атак на британские города в 1940–1941 годах. Сами пилоты утверждали, что в тот день атаковали аэропорт Доль-Юра. Примечательно, что союзники действительно будут бомбить Фрайбург, но произойдёт это гораздо позже, в ноябре 1944 года, в рамках операции «Тайгерфиш» Королевских ВВС Великобритании.
В 1954 году генерал Йозеф Каммхубер, во время войны командовавший 51-й бомбардировочной эскадрой, заявил, что никогда не удастся выяснить, кто же стоял за бомбардировкой Фрайбурга в 1940 году. Спустя 26 лет он же признал, что вина за гибель жителей немецкого города лежит на его лётчиках. То же самое в 1956 году утверждали трое немецких историков, установивших, что бомбы на Фрайбург сбросили именно самолёты люфтваффе. К 45-летию со дня печального происшествия на детской площадке в пригороде Фрайбурга, на том месте, где погибли два десятка детей, был установлен мемориальный камень.
Комментарии к данной статье отключены.