О событиях 22 июня можно прочитать здесь.
Продолжая разбирать события, связанные с боевыми действиями в небе Прибалтики в первые дни войны, перейдем к событиям 23 июня 1941 года. Как уже упоминалось в предыдущей части, командующий ВВС СЗФ генерал-майор авиации Алексей Павлович Ионов, без сомнения, был сторонником борьбы за господство в воздухе путем воздействия на аэродромы противника. Поэтому, как только у него появилась возможность для организации ударов по немецким аэродромам, он тут же продолжил осуществление своего замысла.
Еще не успели возвратиться после последнего удара по немецким войскам советские бомбардировщики, а в штабе ВВС фронта уже подготовили Боевой приказ № 02/ОП от 20:00 22 июня 1941 года:
1. Противник, преодолевая сопротивление наших частей, продолжает развивать успех своими танковыми и мотомехчастями в направлении Кведарна – Скоудас, Тильзит – Таурогген, Сувалки – Алитус. Авиация противника в течение 22.06 небольшими группами систематически наносила удары по нашим аэродромам. Погода – кучевая облачность до 5 баллов, видимость 15-20 км, ветер слабый, неустойчивого направления.
2. Наши наземные части 23.06, продолжая сдерживать натиск противника на южном участке, уничтожают Тауроггенскую группировку противника.
3. ВВС ПрибОВО в течение 23.06 ведут борьбу за господство в воздухе в районе действий ударной группировки 8-й Армии и содействуют в уничтожении Тауроггенской группировки.
4. 6 САД под nрикрытием 15 и 31 ИАП в течение 23.06 уничтожить авиацию противника на аэродромах в районе: Мемель, Нидден, Тuльзит и содействовать ударной группировке 8-й Армии в разгроме Тауроггенской группировки.
5. 7 САД с рассветом 23.06 уничтожить авиацию противника в районе Пилькаллен, Инстербург, Гумбиннен и в дальнейшем действовать по плану 8-й Армии.
6. 57 САД и 61 ШАП 8 САД действуют по плану 11-й Армии.
7. Первому эшелону нанести удар по авиации противника на аэродромах в 04:00 23.06, последующий мощный удар нанести в 07:00 23.06.
8. Напряжение боевой работы: истребителям и штурмовикам по 3 вылета, бомбардировщикам – по 2 вылета.
9. Мой КП – Паневежис.
Командующий ВВС ПрибОВО, генерал-майор авиации Ионов.
Начальник штаба ВВС ПрибОВО комбриг Крупин».
Кроме этого приказа, вероятно, отдельно ставилась задача бомбардировочным полкам 4-й САД:
«Новикову. С рассветом бомбить скопления войск, танков в районе Таурогген и аэродром Инстербург.
Звонцову. Бить аэродром Мемель.
Посадка после задания на свои аэродромы (основные).
Зам. командующего ВВС ПрибОВО генерал-майор Андреев».
(Примечание: Новиков – командир 63-го СБАП подполковник Новиков Петр Васильевич, Звонцов – зам. командира 35-го СБАП капитан Звонцов Федор Федорович, исполнял обязанности командира полка вместо отсутствующего майора Подмогильного).
Приказ командования ВВС СЗФ для 50-го СБАП найти не удалось, но в документах полка сохранился Приказ № 2 от 01:00 23.06.1941. Из его текста следует, что полку все же были поставлены задачи на дневные вылеты, а кроме того, части ставилась задача на ночные действия:
«2. 50 СБП в ночь с 22 на 23.06.41 звеньями бомбить города Кенигсберг и Инстербург.
а) двум звеньям 3 АЭ 03:30 23.06.41 бомбить город Кенигсберг Н=5000 м.
б) звену 4 АЭ и звену 5 АЭ 03:30 23.06.41 бомбить город Инстербург Н=5000 м.
3. Бомбовая зарядка ФАБ-100 по 6 штук на самолет и на ДЕР-31 на самолеты где есть ЗАБ-50, маршрут полета: аэродром – цель и обратно по тому же маршруту, строй клин звена, боекомплект патрон полностью. Запасная цель для каждого звена обнаруженное скопление танков и пехоты. Готовность № 2 02:00.
4. Мой КП – аэродром.
Заместитель – мой заместитель майор Миронов.
Командир 50 СБП полковник Агальцов».
Отметим также, что кроме 50-го СБАП задачу на ночные действия были поставлены как минимум 9-му СБАП, но приказы этому полку и другим пока найти не удалось.
Отошедшие на вторую линию аэродромов ВВС СЗФ, несмотря на потери, понесенные 22 июня, сохраняли боеспособность. Всего боеготовых самолетов с экипажами в их составе насчитывалось более 500 (около 280 бомбардировщиков, 220 истребителей и 50 штурмовиков). Кроме того, 38-й ИАП из Таллинна вполне возможно было перебросить ближе к линии фронта, а этот полк насчитывал еще 60 И-153 и И-16.
Исходя из наличных сил, нанесение удара возмездия было вполне реальным, и вечером первого дня войны было еще далеко не ясно, кто выйдет из противостояния победителем – вся борьба была еще впереди. Это понимали и немцы. Благодаря эффективным действиям разведчиков, которые вскрыли сосредоточение основных сил ВВС СЗФ в районах Митава – Рига и Ионава – Двинск, командование Люфтваффе сделало верные выводы, и 23 июня 1941 года первые налеты на советские аэродромы, были запланированы даже раньше, чем 22 июня. Вылеты должны были начаться фактически еще ночью, около 02:30-03:00 утра по московскому времени!
Немецким экипажам удалось опередить личный состав 50-го СБАП, и в 02:30 группа немецких бомбардировщиков подошла к аэродрому Митава, где в тот момент происходил старт самолетов этого полка на боевое задание. В результате на взлете от взрыва бомбы был поврежден (по другой версии – подбит огнем ЗА) один СБ, пилоту которого ст.лейтенанту Смирнову, несмотря на ранение, удалось посадить поврежденный самолет на «живот». Потери от бомбардировки на земле были гораздо большими – были уничтожены и повреждены 18 СБ и один Пе-2 полка. Кроме того, в результате дезорганизации пилоты пяти СБ, готовых к вылету с подвешенными бомбами, не выполнили вылет на задание, а совершили перелет на основной аэродром полка в Унгру, туда же отправились экипажи 4 Пе-2 и одного УСБ. Также потери понес и 31-й СБАП, базировавшийся на том же аэродроме – один СБ был уничтожен и три повреждены.
В итоге на боевое задание вылетели лишь 6 экипажей, судя по всему – в большинстве из 3-й эскадрильи. Согласно оперативной сводке № 02 штаба 50-го СБАП от 16:00 23.06.1941, удары были нанесены в 03:35 по следующим целям: один экипаж бомбил Мемель (в оперсводке указан как Клайпеда), один экипаж – Кенигсберг, три экипажа – Приекуле и один экипаж – Инстербург. Всего на указанные цели было сброшено 36 ФАБ-100, экипажи отметили пожары в Кенигсберге и Инстербурге. В районе Кенигсберг и Мемель самолеты были обстреляны огнем ЗА, один самолет получил пробоины, но все экипажи смогли приземлиться на аэродроме Унгру.
Если вылет 50-го СБАП был сорван немецкой атакой, то дебют 9-го СБАП в ночных вылетах был омрачен катастрофой. После взлета столкнулись два СБ, командира 3-й АЭ капитана Уласевича и летчика мл. лейтенанта Пиорко – к сожалению, оба экипажа погибли. В ночной рейд отправились 8 СБ, которые в 03:48 бомбили станцию Краупишкен, причем в донесении командира полка указано, что станция находится в 3 км южнее Инстербурга. В данном случае либо командир полка майор Скитев ошибся, и его экипажи бомбили железнодорожную станцию и вокзал в Инстербурге, которые как раз находились в 3 км южнее города, или действительно бомбы были сброшены на железнодорожную станцию Краупишкен, находящуюся в 25 км северо-восточнее Инстербурга. Всего на цель было сброшено 48 ФАБ-100, экипажи отметили пожар на станции. Из этого вылета не вернулся экипаж героя первого вылета 22 июня 1941 года капитана Кривцова, который, к счастью, через несколько дней смог выйти к советским войскам.
На этом ночные действия бомбардировочной авиации завершились. Фактически, из 22 самолетов 6 не выполнили задание, один был сбит и два разбиты в катастрофе. 14 экипажей сбросили 84 бомбы ФАБ-100 на различные цели, среди которых не было ни одного аэродрома –результат, мягко говоря, скромный, особенно на фоне крайне результативного налета самолетов Люфтваффе на аэродром 50-го СБАП.
Естественно, командование Люфтваффе не ограничилось ударом лишь по аэродрому Митава, и ранним утром второго дня войны немецкие самолеты атаковали практически все крупные советские аэродромы, находящиеся во второй линии. Вот что говорит оперативная сводка № 04 ОП от 09:00 23.06.1941:
«1.Части ВВС ПрибОВО в течении ночи и утра действовали по аэродромам и группировкам войск противника в районах Инстербург, Кенигсберг, Приекуле, Мемель, вели борьбу с мотомехчастями противника на Каунасском направлении. Результат работы и потери уточняются.
2. ВВС противника в течении ночи группами до 30 самолетов атаковали аэродромы Таллинн, Митава, Платонэ, Шауляй, Утена. По неуточненным данным в результате налетов противника на аэродромы Митава и Платонэ уничтожено 9 СБ и повреждено 15 СБ. Налет противника на Рига отражен нашими истребителями и огнем ЗА. Результаты действий ВВС противника по другим аэродромам – уточняются.
3. Базирование авиации – прежнее (по сводке за 20:00 от 22.06.41 г).
Начальник штаба ВВС ПрибОВО комбриг Крупин».
Из частей, готовившихся к удару по немецким аэродромам, кроме 50-го СБАП были серьезно потрепаны 40-й СБАП в Виндаве и 35-й СБАП в Платонэ. 40-й СБАП в результате утренних налетов потерял 8 СБ. Несколькими последовательными ударами бомбардировщики Люфтваффе вынудили командование полка перебазировать самолеты на аэродром Биржай. Первая группа в составе 13 СБ и одного У-2 взлетела с аэродрома Виндава в 04:10, видимо, после окончания первого налета. Далее в 12:20 аэродром покинуло еще 14 СБ, вероятно, часть из них была восстановлена, но достоверная информация об этом отсутствует.
35-й СБАП понес еще большие потери – всего в полку за 23 июня на земле были уничтожены и повреждены 15 СБ, и еще один СБ был подбит на взлете осколками разорвавшихся бомб или бортовым оружием немецких бомбардировщиков. К сожалению, подробности налетов на Платонэ пока не найдены, есть лишь довольно поверхностное описание в журнале боевых действий 4-й САД:
«35 СБАП в составе 36 экипажей произвел два выхода из-под удара с бомбардировкой вокзала Кенигсберг и истребительного аэродрома противника.
2 СБ в 12:00 произвели бомбометание аэродрома у населенного пункта Ниде, бомбы упали на рабочую площадь. В районе цели встречены истребителями противника типа «Мессершмитт», атак не производили.
7 СБ в 20:47 произвели выход с аэродрома из-под удара, на аэродроме атакованы истребителями «Мессершмитт-110». Потери – в воздушном бою сбит один СБ. Летчик ст. политрук Мирошниченко, летнаб Симавин, стрелок Вельчинский. 6 СБ произвели бомбометание ж/д моста и завода в центре города Кенигсберг, сброшено 36 ФАБ-100, наблюдались прямые попадания по цели. При возвращении на аэродром сзади шел самолет противника типа Хе-111.
Произвели посадку на аэродроме Тарту».
Рисунки 9-12. Самолеты 35-го СБАП, уничтоженные и поврежденные на аэродроме Платонэ
Из-за постоянного воздействия на аэродром 35-го СБАП, согласно ЖБД 4-й САД, полком было выполнено всего 8 боевых вылетов, и к вечеру 23 июня все боеспособные самолеты были вынуждены перебазироваться в Тарту (основной аэродром), причем значительная часть перелетевших самолетов имелись серьезные повреждения – так, из 25 СБ, числившихся в части к утру 24.06.1941, боеспособными были лишь 10 машин.
Таким образом, утром 23 июня 1941 года из-за начатых еще ночью действий Люфтваффе по советским аэродромам в распоряжении генерала Ионова осталось около половины частей бомбардировочной авиации: 31-й, 9-й, 46-й и 63-й СБАПы, а 35-й, 50-й и 40-й СБАПы были обескровлены и либо вообще не вели боевых действий (40-й СБАП), либо выполнили минимальное количество боевых вылетов (35-й и 50-й СБАПы). Остальные части, получив боевые приказы из штаба ВВС СЗФ, начали действовать. Так, командир 7-й САД поставил задачи командирам 9-го и 46-го СБАП, 238-го и 10-го ИАП:
«Командиру 9 СБАП. 23.06.41 двумя девятками с рассветом уничтожать авиацию противника на аэродромах Инстербург и Гумбиннен. Прикрывает 238 ИАП. Полковник Петров. 23.6.41 01:56».
«Сенькову с рассветом девяткой уничтожать авиацию противника на аэродромах Инстербург и Гумбиннен. Прикрывает девятка Деревнина. Встреча над аэродромом Платонэ 03:50, Н=1000. Одновременно в этом районе действует майор Скитев двумя девятками. Полковник Петров. 23.06.41 02:00».
Не совсем понятно, каким образом И-16 тип 5 из 10-го ИАП и И-153 из 238-го ИАП с практической дальностью полета около 500 км могли прикрыть действия бомбардировщиков, ведь от Митавы и Скварбая до Инстербурга или Гумбиннена около 250 км??? Приказы и оперативные документы 6-й САД первого формирования пока не найдены, но остались документы 31-го СБАП:
«Боевой приказ № 03 штаба 31 СБП 23.06.41 07:10 Митава.
1. В результате боевых действий установилась линия фронта Алитус – Кальвария – Вилкавишкис – Шакяй – Шмаленинкен – Науместис – Гаргждай – Кретинга. Погода: Облачность высокослоистая 6-8 баллов, ветер северный, видимость 6-10 км.
2. 31 СБП 09:20-09:30 23.06.41 произвести удар (по) матчасти (на) аэродроме Тильзит; запасная цель скопление танков противника в р-не Таурогген.
а) 1-я группа – 1 АЭ 09:20 бомбардировать матчасть, выбор цели (на) аэродроме Тильзит самостоятельно.
б) 2-я группа – 5, 3 и 4 АЭ 09:30 бомбардировать матчасть, выбор цели (на) аэродроме Тильзит самостоятельно.
3. Маршрут полета ИПМ – Янишки – Груджяй – цель. Уход правым разворотом на КПП. Контрольный этап Яново – Середжом. Встреча с истребителями – Груджяй.
4. Бомбовая зарядка ФАБ-100 и осколочные в кассетах.
5. Походный боевой порядок – колонна девяток.
6. КПП мыза Липсту. Сигнал «я свой» – одна зеленая ракета.
7. Последующая боевая готовность 11:40.
8. Мой КП аэродром Митава, заместитель в воздухе ст. лейтенант Тищенко и капитан Петров, на земле начальник штаба.
Командир 31 СБП подполковник Добыш».
Первыми на свои цели вылетели экипажи 31-го СБАП. Согласно ЖБД части, в 09:25 7 СБ 1-й эскадрильи полка сбросили бомбы (30 ФАБ-100 и 54 АО-2,5) на скопления немецких войск в р-не Таурогген. В 09:28 18 СБ сборной группы 3-й, 4-й и 5-й эскадрилий полка отбомбились по станции Тильзит. Было сброшено 10 ФАБ-250, 60 ФАБ-100 и 54 АО-2,5 экипажи отметили прямые попадания в железнодорожное полотно. Как следует из журнала боевых действий, не обнаружив аэродром, все 25 экипажей атаковали запасные цели.
Спустя час к своим целям отправились экипажи 46-го СБАП. В отличие от предыдущего удара 31-го СБАП, этот полет закончился далеко не так успешно.
Интересно, что, несмотря на приказ атаковать девяткой, реально утром в воздух поднялось вдвое больше самолетов. Собрать такую группу удалось после передачи в 46-й СБАП боеготовых машин 312-го РАП, и именно экипажи разведывательного полка составили вторую девятку, участвующую в налете. По разным данным боевое задание выполняли от 14 до 18 самолетов, но, судя по оперативной сводке 7-й САД и совокупности факторов, всего вылетело 17 самолетов (8 46-го СБАП и 9 312-го РАП), однако один СБ 46-го СБАП командира звена лейтенанта И.А. Вирко вернулся почти сразу после взлета из-за тряски мотора. Оставшиеся самолеты обеих групп отправились в свой последний полет: «Полк 09:35 23.06.41 в количестве 18 самолетов вылетел на выполнение боевой задачи. Истребительный полк сопровождает. Нач.штаба 46 СБП».
Дальнейшие события довольно скупо отражены в документах, наибольшая информация содержится в оперсводке 7-й САД:
«Оперативная сводка № 2 штаба 7 САД к 07:00 24.06.41 г.
1) 46 СБП базируется на аэродроме Румбола. 23.06.41 09:15 вылетело 17 СБ (один возвратился из-за тряски мотора) и произвели бомбометание по аэродромам Инстербург, Гумбиннен. Результаты бомбардировки не известны и самолеты к исходу дня 23.06 не возвратились на аэродром…
…
5) 10 ИАП базируется на аэродроме Рига, сведений о действиях и составе не поступало».
Естественно, ввиду того, что ни один самолет из боевого задания не возвратился, никакой достоверной информации о ходе вылета и результатах в документах не имеется, неизвестно даже, какая группа какую цель должна была атаковать. Также пока не понятно, смогли ли экипажи отбомбиться по какому либо аэродрому. Некоторую ясность вносят заявленные пилотами немецких истребителей победы – согласно зафиксированному времени и количеству их заявок можно довольно точно установить, где и во сколько состоялся последний бой экипажей 46-го и 312-го полков.
Одну из групп немецкие истребители из штаба эскадры и II./JG 54 уничтожили севернее Инстербурга. Всего в течение 9 минут (11:06 по 11:15) практически на прямом 45-километровом отрезке Инстербург – Куссен – Шлоссберг (Пилькаллен) немецкие пилоты, среди которых были командир эскадры Йоханнес Траутлофт и командир II группы Дитрих Храбак, заявили победы над 7 СБ. Вероятно, это была семерка, которую вел командир 46-го СБАП майор Сеньков.
Вторую группу разгромили пилоты I группы JG 54, заявившие в промежутке 11:07-11:25 14 побед в районе юго-восточнее Rastenburg – восточнее Redlufsfelde. Сложно сказать, что имели в виду немцы: если действительно бой шел юго-восточнее Растенбурга, то это в 70 км южнее района Инстербург – Гумбиннен. В пользу этой версии говорит то, что штурман группы 312-го РАП, для которого это был первый боевой вылет, мог и ошибиться. Как вариант, немцы могли отрезать группу СБ с восточного направления и гнать на запад. Интересно, что среди заявивших победы немецких пилотов не было ни одного аса – практически для всех это была первая или вторая победа.
Версию разгрома девятки СБ гораздо южнее линии Инстербург – Гумбиннен подтверждает работа генерала Х. Плохера (Generalleutnant Hermann Plocher) «The German Air Force Versus Russia, 1941», опубликованная в 1965 году в США:
«Превосходство немецких истребителей над советскими бомбардировщиками было особенно впечатляющим, когда крупное формирование из 20 вражеских бомбардировщиков, возвращающихся с неэффективной атаки на Гумбиннен, было перехвачено и сбито между Гумбинненом и Голдапом истребителями, взлетевшими с аэродрома Траккенен. Несколько часов спустя первые советские военнопленные были допрошены офицерами разведки 1-го воздушного флота, и данные, полученные из допросов, были сразу же использованы в следующих немецких боевых вылетах».
Кроме этих заявок, еще три победы над СБ в 10:00-10:25 заявили пилоты штаба и 5-й эскадрильи JG 53 – возможно, они атаковали одну из групп или обе группы 46-го СБАП еще на подходе к целям. Из многочисленных нюансов этого эпизода хочется отметить самые интересные.
Первое – куда делись истребители прикрытия из состава 10-го ИАП? Видимо, они или вовсе не поднялись на сопровождение самолетов 46-го СБАП, либо сопроводили подопечных до предела своего радиуса действий, после чего бомбардировщики продолжили свой путь без прикрытия. Так или иначе, но уже второй раз за два дня из-за отсутствия истребителей сопровождения бомбардировщики 46-го СБАП понесли тяжелейшие потери.
Второе – потеря самолетов была не так тяжела, как утрата опытнейших экипажей. Дело в том, что среди потерянных семи экипажей 46-го СБАП, помимо командира полка майора Сенькова, были два командира эскадрилий капитаны В.И. Грызлов и В.Н. Белогуров, зам. комэска ст. лейтенант А.А. Лях и три командира звеньев. Не совсем понятно, зачем командир 46-го СБАП собрал в этот вылет сборную группу – ведь недостатка в экипажах у него не было? Наверное, это навсегда останется загадкой.
Третье – судя по немецким данным, бомбы, сброшенные группой, упали на жилую застройку в Гумбиннене.
9-й СБАП, в отличие от 22 июня, в утро второго дня войны был лишь третьим в очередности частей, поднявшихся в воздух – вернувшиеся из ночного вылета самолеты надо было подготовить к новому заданию, а это, очевидно, заняло гораздо больше времени, чем планировалось. Тем не менее, к 11:00 все боеспособные самолеты полка были подготовлены к вылету. Из оперативной сводки № 01 штаба 9-го СБАП, Скварбай, за 22-23 июня 1941г.:
«С 11:00 до 13:00 17 самолетами произведен бомбардировочный налет по колонне танков противника на шоссе Таурогген – Скаудвиле. Задача выполнена, по танкам сброшено 102 ФАБ-100. Замечены прямые попадания по шоссе в линии расположения танков. Самолеты в районе цели были атакованы истребителями противника типа «мессершмитт-109», количество не установлено. После выполнения боевого задания не вернулось на свой аэродром 6 самолетов. Причину установить не удалось, так как не вернулась одна группа в полном своем составе (6 самолетов) под командованием пом. командира 3-й аэ ст. лейтенанта Закатова».
На этот раз удачный бой против советских бомбардировщиков провели пилоты штаба, 7-й и 9-й эскадрилий III группы JG 54. С 12:47 по 12:58 ими было заявлено 14 побед над СБ. Такой высокий «оверклейм» довольно не типичен для событий 22-23 июня, особенно учитывая наличие в составе группы таких асов как командира 9-й эскадрильи Ханса-Эккехарда Боба (одержал 22-ю победу), командира 7-й эскадрильи Гюнтера Шольца (9-я победа), лейтенанта Макса-Хельмута Остерманна (11-я победа) и лейтенанта Вольдемара Вюбке (9-я победа). Судя по всему, бой был непростой, и немецкие пилоты многократно атаковали шестерку СБ. Прежде чем советские самолеты были сбиты, ответным огнем воздушных стрелков был подбит «мессершмитт» обер-лейтенанта Боба, на тот момент лучшего аса группы, которому пришлось выполнить вынужденную посадку на живот в районе Радвилишкис. Сам Боб какое-то время считался пропавшим без вести, но, в отличие от подбитого почти в том же месте утром 22 июня Бертнютца, ему повезло: он не был ранен, и через несколько дней вернулся в свою часть.
Этот налет, судя по всему, был уже не продолжением действий 31-го и 46-го СБАП, а бомбардировка танковой колонны – не удар по второстепенной цели. Скорее всего, это были действия согласно новому приказу – к 11:00 командование Северо-Западного фронта, как и днем ранее, переориентировало ВВС с действий по завоеванию господства в воздухе на поддержку сухопутных войск.
К примеру, в адрес командира 9-го СБАП последовало такое распоряжение: «Командиру 9 СБП. Немедленно быть готовым к удару по аэродрому Инстербург. Высота 6000-7000. 23.06.41. Соколов». Характерно, что в тексте вычеркнуто «по аэродрому Инстербург». Эту же гипотезу подтверждает и приказ, который получил штаб 63-го СБАП в 11:50: «Боевая задача 4 САД бомбардировать мото-мех. колонну и танки, продвигающиеся по дороге Таурогген – северо-восток 35 км – пункт Кутвили. Высота бомбометания 700 м». Как записано в журнале учета приказов 63-го СБАП, это устное приказание было передано по телефону начальником штаба 4-й САД подполковником Гетманским.
Таким образом, вечерний налет шестерки СБ 35-го СБАП, выполненный около 21:00 по Кенигсбергу, по большому счету, был прощальным аккордом двухдневных попыток генерал-майора А.П. Ионова провести операцию по завоеванию господства в воздухе согласно планам прикрытия – больше к этим мероприятиям в первые дни войны ВВС СЗФ уже не возвращались.
Из исследований калининградского краеведа Сергея Гольчикова «Как «мы» бомбили «их» в 1941-м», о бомбардировках Кенигсберга в первые дни войны:
«Первый налёт на город произошёл около 5 часов утра 23 июня. Самолеты зашли со стороны моря и, планируя с большой высоты, сбросили бомбы, упавшие на улицы Хорнштрассе, Гинденбургштрассе, Тиргартенштрассе, Вагнерштрассе, Шиллерштрассе, Луизеналлее и Хуфеналлее (сейчас улицы: Сержанта Колоскова, Космонавта Леонова, Зоологическая, Вагнера, Шиллера, Комсомольская и проспект Мира). Сильные повреждения получили 8 зданий, частичные – 23 здания. Противовоздушная оборона поздно обнаружила бомбардировщики, и сигнал воздушной тревоги запоздал. В результате погибли 16 человек, имелись тяжело раненные».
Речь идет об утренней атаке бомбардировщика из 50-го СБАП, хотя, если судить по разрушениям, удар был нанесен группой самолетов, поэтому можно предположить, что либо на Кенигсберг вышли экипажи, которые докладывали что бомбили Приекуле и Мелель, или все-таки в эту же ночь Кенигсберг также атаковали несколько экипажей 9-го СБАП.
Далее еще раз обратимся к труду генерала Плохера:
«С начала русской кампании одиночные самолеты и группы самолетов противника летали над Восточной Пруссией. Они были столь эффективно встречены немецкой зенитной артиллерией и истребителями, что через какие-то 3-4 дня существенное проникновение советских самолетов прекратилось. Отчеты Верховного командования Люфтваффе, описывающие эти воздушные налеты, показывают, например, что 22 июня от 70 до 80 российских самолетов, участвовавших в налетах на территорию Германии и оккупированной Польши, нанесли повреждения имуществу и убили и ранили нескольких мирных жителей. На следующий день 10 советских бомбардировщиков нанесли незначительные повреждения газовому заводу и верфи в Кенигсберге».
После полудня по немецким колоннам на шоссе Таурогген – Скаудвиле и району Таурогген отработали в 14:05 18 СБ из 31-го СБАП, в 14:14 33 СБ 63-го СБАП, а в 15:30 вновь 14 СБ 31-го СБАП и 6 СБ из 9-го СБАП – последнюю группу сопровождали И-153 из 238-го ИАП. Кроме этих вылетов в 19:50 удар по скоплению немецких войск в р-не Приекуле нанесли 9 СБ 50-го СБАП.
Естественно, противник не преминул воспользоваться подобным подарком, и уже после первого вылета 9-го СБАП последовал удар по аэродрому Скварбай, где были уничтожены два (по другим данным – три) СБ. Далее в 16:20 практически сразу после посадки последовал повторный налет, в результате которого 7 оставшихся исправных СБ были перебазированы на аэродром Биржай.
Фактически 23 июня повторилась ситуация первого дня войны: командующий ВВС СЗФ попытался возобновить операцию по завоеванию господства в воздухе, но буквально после первых вылетов был вынужден переключить действия своих ударных самолетов на атаки колонн Вермахта, продвигавшихся от Тауроггена к Скаудвиле.
Инициатива вновь осталась за Люфтваффе, и немецкое командование продолжило начатые в первый день войны настойчивые действия по уничтожению материальной части ВВС КА на аэродромах. В полосе ВВС СЗФ бомбардировщикам 1-го авиакорпуса 1-го Воздушного флота удалось рано утром разгромить на аэродроме Митава 50-й СБАП и нанести тяжелые потери 35-му СБАП (аэродром Платонэ) и 40-му СБАП (аэродром Виндава). Во избежание еще больших потерь командование 35-го, 40-го и 50-го СБАП было вынуждено перебазировать оставшуюся матчасть на восток, и их участие в боях второго дня войны было сведено до минимума. Кроме того, 40-й СБАП был повторно атакован уже после перелета в Биржай. Немного позднее, уже в середине дня, был фактически разгромлен на земле 9-й СБАП, который после двух налетов на Скварбай потерял большую часть самолетов и был вынужден перебазироваться в Биржай.
К вечеру 23 июня 1941 года численный состав частей ударной авиации ВВС СЗФ снизился вдвое от первоначального состава, а 9-й СБАП (7 СБ) и 50-й СБАП (11 СБ), по сути, представляли собой сводные эскадрильи. Немногим лучше было состояние еще четырех полков, в боевом составе которых осталось по 20-25 самолетов, из которых лишь 9-12 боеготовых:
- 46-й СБАП – 16 СБ (из них 3 неисправных) и 4 Ар-2;
- 40-й СБАП – 21 СБ (из них 10 неисправных);
- 35-й СБАП – 25 СБ (из них 15 неисправных).
Боеспособность, по сути, сохранили лишь три части:
- 31-й СБАП – 56 СБ (из них 22 неисправных);
- 54-й СБАП – 26 СБ (из них 5 неисправных) и 6 Ар-2;
- 63-й СБАП – 43 СБ.
Учитывая тяжелые потери 22 июня в истребителях, по итогам второго дня войны на лицо было стремительное снижения боевого потенциала ВВС СЗФ, и продолжение подобного развития событий явно вело к полному разгрому советской авиационной группировки в Прибалтике, причем в ближайшее время. Несмотря на понимание ситуации и неплохой в целом замысел операции, командующему ВВС СЗФ генералу Ионову не только не удалось переломить ситуацию в свою пользу, но даже нанести противнику хоть какой-то серьезный урон.
Естественно, в первую очередь это произошло вследствие переориентации самолетов ВВС СЗФ с ударов по аэродромам и инфраструктуре Люфтваффе в Восточной Пруссии на действия по наступающим от Тауроггена на Шауляй механизированным колоннам Вермахта. В результате чего, как и 22 июня, на выполнение задач по завоеванию господства в воздухе было выполнено небольшое количество боевых вылетов (14 вылетов ночью и 59 днем).
Во-вторых, из-за последовательных и чрезвычайно эффективных налетов Люфтваффе по аэродромам ВВС СЗФ, начатых еще ночью 22/23 июня, некоторые полки были фактически разгромлены и лишились большей части самолетов. В результате 40-й и 50-й СБАП вообще не смогли принять участие в операции и не выполнили ни одного вылета утром второго дня войны, а 35-й СБАП выполнил минимальное количество вылетов. Кроме того, уже во второй половине дня противнику удалось нанести фатальный урон 9-му СБАП, после которого полк больше не принимал участия в боевых действиях в Прибалтике.
Кроме того, что немаловажно, у генерала Ионова отсутствовал боеспособный инструмент для осуществления своего плана. ВВС КА образца 1941 года отличало практически полное отсутствие эффективной воздушной разведки. Большинство разведывательных частей начали формировать лишь в конце 1940 года, и из-за отсутствия штатных самолетов полки и эскадрильи просто не смогли начать УБП вплоть до лета 1941 года. В целом по ВВС из-за перманентных преобразований частей и соединений, ротаций личного состава и эрзац-подготовки курсантов в летных училищах в 1938-1941 годах истребительные, бомбардировочные и штурмовые части ВВС КА были ограниченно боеспособны и нуждались в усиленной боевой подготовке. Самолетно-моторный парк представлял собой жалкое зрелище и требовал частично немедленной модернизации, а в большей части – полной замены. Исправить такие системные недостатки в пределах ВВС одного военного округа было совершенно не реально. Поэтому не удивительно, что замысел командующего ВВС СЗФ не удался ни в первый, ни во второй день войны.
Вот, к примеру, как выглядели разведывательные данные целей, которые предстояло атаковать самолетам ВВС СЗФ 23 июня 1941 года. Это вовсе не аэрофотосъемка или подробные планы или топографические карты немецких аэродромов – в основном, это были просто схематические рисунки.
Даже в случае с Кенигсбергом и Мемелем, про аэродромы которых Девау и Раумпишкен имелись довольно наглядные планы расположения, отсутствие актуальной информации о размещении на этих аэродромах собственно стоянок самолетов делало перспективу удачной атаки на эти цели весьма туманной. Более того, отсутствие актуальной информации по базированию группировки Люфтваффе вообще, особенно частей ударной и истребительной авиации, делало подобные полеты в принципе бесполезными, ведь по сути на аэродромах Девау, Мемель, Инстербург, Тильзит и Гумбиннен не базировались ни одной бомбардировочной или истребительной группы или эскадрильи. При условии эффективной атаки, советским экипажам теоретически удалось бы нанести потери лишь немецкой разведывательной авиации. Однако, учитывая количество самолетов-разведчиков в составе группировки в Восточной Прусии, это все равно ни коим образом не повлияло бы на расклад сил.
Разведподразделения Люфтваффе как до 22 июня, так и после, действовали в высшей степени эффективно – так, отвод группировки ВВС СЗФ на аэродромы второй линии был в целом раскрыт к вечеру 22 июня 1941 года. Данные аэрофотосъемки были мгновенно обработаны, и уже ночью по советским аэродромам были нанесены бомбовые удары. Кроме того, уже в течение дня в результате не прекращающейся разведки были вскрыты перебазирования некоторых частей, и они подверглись атаке уже на новых аэродромах. Собственно, по этой причине не смог выполнить ни одного вылета 40-й СБАП, который после перелета на аэродром Биржай подвергся налету, в результате чего полк понес потери (только уничтожены были 6 СБ) и до вечера был не боеспособен.
Учитывая вышеизложенное, нет ничего удивительного, что из 59 дневных боевых вылетов 23 июня 1941 года ни одна группа даже не смогла атаковать немецкие аэродромы (судя по всему, из-за отсутствия полноценных разведывательных данных экипажи просто не смогли идентифицировать эти цели).
Еще одной проблемой было отсутствие на вооружении ВВС КА боеприпасов, которыми можно было эффективно атаковать материальную часть противника на аэродромах. Как правило, загрузка СБ составляла 6 ФАБ-100, гораздо реже 4 ФАБ-100 + 2 ЗАБ-50, и очень редко 2 ФАБ-250. При использовании такого сочетания боеприпасов при бомбометании со средних высот добиться существенных результатов было практически не реально, что, собственно, и подтвердили налеты на немецкие аэродромы 22 июня 1941 г.
Напротив, противник к лету 1941 года подготовил соответствующие боеприпасы – это была серия осколочных бомб SD-2, SD-10 и SD-50. Эти небольшие бомбы имели большое поражающие действие и были чрезвычайно эффективны именно по небронированным или не защищенным целям. Самое главное заключалось в том, что небольшие размеры этих боеприпасов позволяли загрузить в бомбовый отсек Ju 88 20 SD-50, либо 60 SD-10 или 360 SD-2. Это позволяло даже небольшим группам немецких бомбардировщиков накрывать целые аэродромы градом бомб, нанося самолетам, автомобильной технике и инфраструктуре огромные потери, что, собственно, немцы блестяще продемонстрировали 22 и 23 июня 1941 года.
Тем не менее, следует отметить, что, как малоудачные атаки на немецкие аэродромы, так и даже удары по запасным целям были далеко не напрасными. Лучший пример – удар группы 31-го СБАП по железнодорожной станции Тильзит, в результате которого был поврежден мост через Неман. Это на несколько дней серьезно затруднило снабжение группировки, наступающей на Шауляйском направлении. Кроме того, всплеск ночных и утренних вылетов ВВС СЗФ по территории Восточной Пруссии на весь оставшийся день приковал силы немецкой истребительной авиации, которая не смогла ни прикрыть ударный кулак 41-го МК, наступавшего на Шауляй (который всю вторую половину дня атаковали бомбардировщики ВВС СЗФ), ни участвовать в штурмовых действиях по советским аэродромам, подобно тем, что выполнялись в первый день войны.
А вот отказ от дальнейших действий по аэродромам и инфраструктуре Люфтваффе вновь, как и днем ранее, предопределил пассивное положение ВВС СЗФ, что позволило немцам в спокойной и комфортной обстановке продолжить собственную операцию по завоеванию господства в воздухе! Весь второй день войны самолеты со свастиками на килях атаковали аэродромы ВВС СЗФ, а апогеем действий Люфтваффе 23 июня 1941 года стал массированный воздушный удар по столице Латвийской ССР Риге. Оперативная сводка № 05/ОП к 18:00 23.06.1941 штаба ВВС СЗФ, Паневежис:
«1. Части ВВС фронта в течении 23.06.41 вели борьбу с авиацией противника, противодействовали наступлению мотомеханизированных и танковых частей противника и прикрывали группировку своих войск и районов базирования.
2. ВВС противника в течении всего дня группами от 3 до 35 самолетов производили налеты на наши аэродромы Рига, Крустпилс, Румбула, Платонэ, Митава, Скварбай, Панивежис…»
Оперсводка № 03 штаба ВВС Красной Армии, 15:00 23.06.1941, Москва:
«В 14:00 около 50 бомбардировщиков противника бомбардировали аэродром Рига. Сгорели 2 ангара, казармы и более 20 самолетов различных типов. Горит бензосклад…»
Согласно разведсводке № 06/Р штаба ВВС СЗФ к 22:00 уточнено – удар нанесли в 13:40 35 немецких бомбардировщиков.
Итогом второго дня войны стало окончательное отступление ВВС СЗФ на тыловую линию аэродромов вдоль Западной Двины и тяжелые потери, которые понесли части ударной авиации. Причем, из-за отсутствия аэродромов восточнее Западной Двины фактически вся авиация фронта, за исключением 4-й САД, была сконцентрирована в двух районах: 6-я, 7-я и 8-я САД на Митавско-Рижском аэроузлах (аэродромы Митава, Платонэ, Рижский Большой, Рижский Малый и Румбула), а 57-я САД на Двинском (аэродромы Двинск Большой, Двинск Малый и Ликсна). Дальнейшее отступление было просто невозможно, так как на расстоянии 150-200 км вплоть до реки Великая фактически никаких достойных упоминания аэродромов просто не было.
Не будет сильным преувеличением констатировать то, что части 6-й, 7-й, 8-й и 57-й САД ВВС СЗФ теперь находились в чрезвычайно затруднительном положении без возможности маневра, и при таком базировании окончательный разгром советской группировки становился лишь делом времени.
Фото из коллекции автора, рисунки Владимира Камского
Комментарии к данной статье отключены.